Мудрый Экономист

Оценка инвестиционной привлекательности территорий и формирование их инвестиционных стратегий *

"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 4

<*> По материалам журнала "Финансы и кредит". - 2006. - 32(236).

Системные действия в инвестиционном управлении муниципальным образованием - городом всегда были объективной необходимостью. Однако в директивной системе хозяйствования муниципальное образование - город рассматривалось как конгломерат отдельных производств.

Сегодня, при построении в России основ социально ориентированной рыночной экономики, муниципальное образование - город следует рассматривать как систему более высокого порядка, чем просто территориальное образование.

Муниципальное образование - город с его различными секторами экономики, объектами социально-культурного назначения, политическими и экономическими организациями, некоммерческими структурами формируется в муниципальную социально-экономическую систему (МСЭС), которая должна быть приспособлена к длительному удовлетворению потребностей жителей данного местного сообщества. Именно этот аспект накладывает свой особый отпечаток на инвестиционное управление развитием его секторов экономики, и этим обусловлен выбор маркетингового подхода.

Муниципальный маркетинг авторами статьи понимается как составляющая часть муниципальной инвестиционной стратегии развития секторов экономики, как область изучения отношений муниципального образования - города с его партнерами - хозяйствующими субъектами, целевыми группами и социальными структурами. Важным инструментом муниципального маркетинга является информационное обеспечение всех сторон деятельности муниципального образования.

Авторы статьи рассматривают муниципальное образование - город как открытую комплексную систему. Маркетинговый подход к инвестиционному управлению секторами его экономики позволяет уже на первичной стадии учитывать изменения в окружающем пространстве и тенденции развития российских реформ; согласовывать спектр услуг муниципального образования - города с потребностями населения, эффективнее использовать ресурсы и интенсивнее привлекать граждан к процессу управления им.

Новые экономические условия России формируют и новые требования к управлению секторами экономики муниципальных образований и делают необходимой переориентировку всех процессов управления развитием из-за следующих причин:

В результате таких изменений инвестиционное управление становится сложнее и требует системного использования испытанных и новых инструментов менеджмента. Ряд этих инструментов известен в муниципальной сфере. Это планирование развития экономики муниципального образования - города, рекламная деятельность, поддержка перспективных предприятий, размещение муниципального заказа, создание льготных налоговых условий и др.

Важнейшими направлениями решения задачи роста экономического развития как хозяйствующих субъектов, так и секторов экономики муниципального образования в целом являются создание благоприятного климата для инвесторов, подъем реального сектора, поддержка местного производителя. Но это принесет конкретную пользу лишь в том случае, если не будет самоцелью, а станет промежуточным механизмом в целях роста доходов населения и удовлетворения общественных потребностей.

Разумеется, что среди огромного числа принятых или только разрабатываемых правительством отраслевых и региональных программ нет тех, которые бы реально затрагивали проблематику повышения эффективности механизмов формирования и реализации стратегии развития хозяйственных комплексов муниципальных образований. И это тем более печально, так как, во-первых, именно в повышении эффективности этих механизмов кроется ключ к росту занятости и повышению доходов населения, созданию благоприятной жизненной среды, а, во-вторых, отвечает потребности снятия социальной напряженности.

Так, например, развитые страны Запада (прежде всего государства, входящие в Европейский союз) проблему повышения эффективности стратегии развития хозяйственных комплексов муниципального образования считают национальным приоритетом, понимая, что динамичность развития экономики страны определяется прежде всего динамичностью развития ее субъектов. В этой связи пора, наконец, отказаться, как справедливо считают авторы Ю.В. Филиппов и Т.Т. Авдеева в своей монографии "Основы развития местных хозяйств", от устаревшего представления об органах управления муниципалитетов как о некой надстройке над экономикой самостоятельных субъектов. В условиях современного рыночного хозяйства муниципальное образование выполняет такие важные функции, как стимулирование развития производства и роста благосостояния населения, повышение качества жизни, для чего должно обеспечиваться не только все необходимое для нормального функционирования рыночной конъюнктуры, но и создание благоприятных условий для активизации производственной деятельности, стимулирование инноваций и инвестиций.

Таким образом, современное муниципальное образование - это сложный комплекс, объединяющий различные категории граждан, предприятия и учреждения в единый механизм, эффективность которого определяется взаимодействием его участников, различных уровней управления и масштабностью реализуемых проектов. Инвестиционное управление развитием секторов экономики, действующее на территории, должно основываться на следующих принципах:

Инвестиционное управление экономическим развитием секторов экономики муниципального образования представляет собой сознательное и целенаправленное действие со стороны местных органов управления по привлечению и рациональному использованию ими инвестиций, осуществляемых в целях направления деятельности всех хозяйствующих субъектов территории на получение результатов социально-экономического развития, удовлетворяющих требованиям как их самих, так и муниципального образования.

Развитие экономики муниципального образования происходит неравномерно, включает периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в развитии, положительные и отрицательные тенденции. Все это обусловливает необходимость маркетингового подхода к инвестиционному управлению секторами экономики муниципального образования. Алгоритм маркетингового подхода к инвестиционному управлению секторами экономики представлен на рис. 1.

-----------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Вход ¦
¦ -------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ Стратегические ресурсы ¦ ¦
¦ ¦ -----------T--------------T----------------T------------------T--------------T---------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Капитал ¦ Капитал ¦ Капитал ¦Капитал социальный¦Инвестиционные¦ Рынки ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦физический¦ трудовой ¦ финансово- ¦ ¦ ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦производственный¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +----------+--------------+----------------+------------------+--------------+---------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Природные ¦Трудоспособное¦Основной и ¦Объекты ¦- прибыль ¦товаров, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ресурсы ¦население ¦оборотный ¦социального ¦хозяйствующих ¦услуг, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦капитал ¦назначения: ¦субъектов; ¦рабочей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйствующих ¦- здравоохранение;¦- кредиты; ¦силы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦субъектов ¦- образование; ¦- дотации ¦финансов,¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- культура ¦бюджетов ¦ценных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦различных ¦бумаг ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровней; ¦и др. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- вложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- финансовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦активы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- иностранные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и др. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L----------+--------------+----------------+------------------+--------------+---------- ¦ ¦
¦ L------------------------------------------------------------------------------------------- ¦
L-------------------------------------------------------T---------------------------------------
/¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦/
------+--------------------
/ Инвестиционное управление
/-----------------------------
( Муниципальная управленческая )
структура /
---------------------------/
Роли <----> Обязанности /
-----T-------------------
¦ /¦
¦ ¦
¦/ ¦
--------------------------------------------------------+--------------------------------------¬
¦ Выход ¦
¦ -------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ Ожидаемые результаты ¦ ¦
¦ ¦ ---------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Социально-экономическое развитие местного сообщества ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Социально-экономическое развитие секторов экономики ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +----------------------------T----------------------------T----------------------------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Увеличение объема выпуска ¦ Рост числа рабочих мест, ¦ Сопутствующие ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ товаров и услуг ¦ уровня занятости ¦ социально-экономические ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффекты ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L----------------------------+----------------------------+----------------------------- ¦ ¦
¦ L------------------------------------------------------------------------------------------- ¦
L-----------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 1. Алгоритм маркетингового подхода к инвестиционному управлению секторами экономики муниципального образования

Следует обратить внимание на принципиальное различие в последовательности маркетингового подхода к инвестиционному управлению на этапе разработки плана маркетинга и на этапе его реализации.

Первым шагом в разработке плана маркетинга инвестиционного управления является прогнозирование ожидаемых результатов, т.е. разработка начинается с нижнего структурного блока "Выход".

Представление о результатах (продукте, услуге, количестве дополнительных рабочих мест, других социально-экономических эффектах) является предпосылкой для определения объекта инвестиционного управления, а в связи с этим и определения необходимых действий со стороны управленческих структур муниципалитета, т.е. принимаемых мер по ресурсному, финансовому обеспечению инвестиционных проектов, созданию благоприятных условий для социально-экономического развития секторов экономики ("Вход"), что является вторым шагом.

Третий шаг - определение организационной и управленческой структуры муниципалитета, ролей и обязанностей управленческого персонала, которые осуществляются при соответствии блоков "Вход" и "Выход" для выбранных на основе маркетинга инвестиционных объектов, т.е. формирование представления о том, каким образом ресурсы будут трансформироваться в определенные продукты, товары, услуги, как этот процесс отразится на экономическом развитии исследуемого сектора экономики муниципального образования, на увеличении занятости населения, росте его благосостояния, в целом на социально-экономическом развитии местного сообщества.

Однако, чтобы составить представление об объектах инвестиционных вложений, маркетинговый подход предусматривает также и оценку инвестиционного климата как в конкретном секторе экономики, так и в муниципальном образовании в целом.

Для того чтобы составить представление об условиях вложения инвестиций как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, необходимо оценить инвестиционные рейтинги экономических секторов и самого муниципального образования. Методики оценки инвестиционного климата широко представлены в зарубежных исследованиях и носят в основном макроэкономический характер. Впервые рейтинг инвестиционного климата российских регионов был построен австрийским банком в 1995 г.

Институт экономики РАН совместно с администрациями шести регионов России, в числе которых был и Краснодарский край, проводил оценку инвестиционного климата этих регионов, одной из целей которой было создание национальной системы мониторинга. В 2000 - 2002 гг. журнал "Эксперт" публиковал рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленные консалтинговыми агентствами при журнале. В Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН в соответствии с оценкой инвестиционного климата были выделены депрессивные и отсталые районы России, а также проблемные регионы на территории субъектов Федерации. Методика оценки региональных рисков для реализации бюджета развития была разработана в Совете по размещению производительных сил при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.

Авторы статьи считают правомерной возможность применения для оценки инвестиционного климата муниципального образования подходов, которые использовались в этих исследованиях. Основываются они на применении следующих методов: выбор системы индикаторов; определение веса важности каждого из них; построение системы рейтингов; группировки муниципальных образований по различным признакам. Методики построения индикаторов и показателей инвестиционного климата могут основываться на сочетании статистических и экспертных методов. При применении данных методик для оценки привлекательности муниципального образования необходимо сформировать конечный набор индикаторов, определенных по различным основаниям.

Наиболее интересным авторы статьи считают подход к формированию совокупности индикаторов, характеризующих инвестиционный климат. С этой целью авторы указывают на следующие инструменты анализа и преобразования исходных показателей, которые могли бы быть применимы для муниципального образования:

Анализ значимости и группировка показателей дают возможность выявить матрицы данных групп, связанных между собой характеристик и выбрать признаки-представители из каждой группы. Это позволяет существенно сократить размерность исходного пространства показателей. Для решения этой задачи могут использоваться методы факторного и компонентного анализа.

При проведении сравнительного анализа наиболее широко применяются эконометрические методы. Многомерный сравнительный анализ в экономических исследованиях объединяет целый ряд разнородных методов.

В каждой из рассматриваемых методик при оценке инвестиционного климата муниципальных образований учитываются определенные особенности при выборе системы индикаторов и характеризующих их показателей. Так, подход к конструированию инвестиционных рейтингов может проводиться поэтапно с применением следующих инструментов:

В исследовании были выделены в систему индикаторов 11 видов частных рисков: политический, экономический, финансовый, приватизационный, трудовых ресурсов, транспорта и качества коммуникаций, демографический, социальный, поведения населения, этнополитический и экологический. Хозяйствующие субъекты экономики муниципального образования ранжировались по степени риска и выделялись в группы по некоторым значениям показателя. Для каждого ранжирования было выделено шесть групп показателей. Для построения интегрального рейтинга использовались данные множества частных рейтингов. Реализация этого подхода дала возможность проранжировать муниципальные образования Краснодарского края по степени привлекательности для иностранных инвесторов как внутри их секторов экономики, так и по предприятиям.

При применении методики, разработанной коллективом Института экономики РАН, необходимо:

К особенностям экспертной оценки можно отнести следующие:

По результатам опроса экспертов рассчитывались:

При расчете итогового показателя инвестиционного климата использовались средние оценки факторов по всему составу экспертов и оценки статистических факторов.

Особенность использования в расчетах статистических показателей заключалась в том, что статистические показатели края рассматривались на фоне аналогичных показателей по всем муниципальным образованиям, а в качестве базы применялись их средние значения по краю в целом.

Важным элементом рассматриваемой методики являются показатели значимости различных факторов для инвестиционного климата - "веса". В проведенном эксперименте "веса" устанавливались экспертно на основе опроса полутора десятков известных кубанских экономистов, профессионально занимающихся проблемами инвестиций.

Оценка инвестиционного климата муниципального образования, и в частности промышленного сектора экономики, была произведена на основе сочетания статистического и экспертного подходов, при этом использовалось более сотни статистических показателей развития за 1999 - 2004 гг. (статистическая информация краевого отделения Госкомстата России). При исследовании этих показателей были использованы методы корреляционно-регрессивного анализа.

Все показатели были сгруппированы в пять групп:

  1. уровень жизни;
  2. промышленное и финансовое развитие муниципального образования;
  3. сельскохозяйственный потенциал муниципального образования;
  4. уровень социального благополучия;
  5. экологическая ситуация.

Для ранжирования хозяйствующих субъектов показатели были сформированы также в пять групп:

  1. темп роста объемов производства;
  2. финансовое развитие;
  3. уровень социального благополучия населения (или коллектива хозяйствующего субъекта);
  4. производственно-ресурсный потенциал;
  5. экологическая безопасность.

Подход к построению типологических групп показателей, с помощью которых оценивалась инвестиционная привлекательность как муниципальных образований, так и хозяйствующих субъектов, связан с многомерными ранжировками показателей и расчетом сводных ранговых характеристик. Этот подход применяется с учетом непреобразованных значений показателей и позволяет выводить веса важности определенных измерителей в соответствии с первоначально сформулированными гипотезами.

При использовании методики Совета по развитию производительных сил РАН в качестве исходной информации берутся данные государственной статистики, а также экспертные балльные оценки и данные из специальной методической литературы. Для определения инвестиционной привлекательности муниципального образования по этой методике выделяются числовые характеристики 22 показателей - 14 показателей инвестиционного потенциала и 8 показателей уровня некоммерческих рисков (дифференциация доходов населения, уровень преступности, безработицы, экологической безопасности, отношение местной администрации к рыночным нововведениям, уровень благоприятности муниципального законодательства для инвестиций в основной капитал, отношение населения к курсу реформ и уровень политической стабильности в муниципальном образовании).

Особенностью данной методики является разделение рисков на коммерческие, связанные с хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, и некоммерческие. Для рассмотрения некоммерческих рисков разработана специальная методика интегрирования количественных характеристик частных факториальных показателей, которые учитываются при оценке эффективности инвестиционных проектов. Данная методика также содержит указания по определению размеров гарантийного обеспечения защиты кредитов от инвестиционных рисков.

Все эти методики оценки инвестиционного климата используют большое количество показателей, которые затем сводятся в единую с применением специальных методов. Авторы статьи считают возможным применить иной подход: определить факторы, характеризующие цель ранжирования, предложить показатели, характеризующие эти факторы, а затем определить вес этих показателей с помощью метода экспертного опроса. Обоснованием такого подхода к выявлению индикаторов инвестиционной привлекательности является то, что все факторы в предлагаемых методиках выделяются экспертным путем.

Анализ приведенных исследований существующих методик показывает, что они заканчиваются определением привлекательности муниципального образования, однако авторы считают необходимым кроме этого выявить приоритетных инвесторов для типологических групп, провести оценку инвестиционного потенциала и разработать мероприятия по привлечению инвесторов. Надо не только оценить степень депрессивности территорий, риска или благоприятности вложений, но и провести маркетинговую оценку возможности вложений в конкретный сектор экономики, в конкретный хозяйствующий субъект с использованием рыночных механизмов привлечения инвестиций.

В связи с вышеизложенным, целесообразно в управлении инвестиционной деятельностью секторов экономики муниципального образования использование программно-целевого подхода с соответствующей организацией его применения, то есть должны быть охвачены все технологические стадии формирования инвестиционного процесса:

Для реализации инвестиционной стратегии муниципального образования могут быть созданы эффективные организационные формы инвестирования и координации инвестиционных процессов, отвечающих рыночным условиям, органы регулирования и координации инвестиционных процессов, механизмы взаимодействия субъектов и объектов на всех уровнях управления инвестиционной деятельностью муниципального образования.

Модель формирования муниципальной инвестиционной стратегии (программы) в целом должна отражать перечисленные выше организационные требования. Вопросами разработки инвестиционной стратегии муниципального образования, а также определением механизма ее реализации мог бы заниматься специально создаваемый муниципальный центр инвестиционных программ (МЦИП).

На первом этапе основными целями формирования и реализации инвестиционной стратегии являются завоевания устойчивых позиций на рынке, обеспечение роста финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение инвестиционных ресурсов.

Завоевание предпочтений потребителей, устойчивых позиций на рынке, рост финансовых результатов в обобщенном виде фиксируются в показателях объема и темпов роста продаж в денежном выражении, росте прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

На втором этапе выявляется воздействие внешних факторов на развитие хозяйствующих субъектов и взаимоувязка их с инвестиционной стратегией муниципального образования путем определения:

Определение способов реализации инвестиционных проектов (III этап) основано на ориентации хозяйствующего субъекта на определенную базовую стратегию или на продолжение ориентации на базовую стратегию развития или переориентации на другие базовые стратегии.

Реализация определенной инвестиционной стратегии конкретного хозяйствующего субъекта может быть осуществлена путем применения различных методов в зависимости от выработанных критериев, его позиции на рынке и его внутренних возможностей, а также в зависимости от инвестиционных проектов муниципального образования.

Так, например, если исследования рынка показывают, что хозяйствующий субъект находится в группе лидеров рынка, причем относится к преобладающей категории фирм по типу конкурентного взаимодействия "соревновательная конкуренция", и изучение мнений потребителей показало, что возможно или усиление конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта, или сохранение их на прежнем уровне, или повышение отдачи экономического потенциала, то способом реализации стратегии будет расширение масштаба деятельности, в качестве критерия будет установлено расширение рынка - увеличение доли рынка:

    Q  / Q --> max,                                            (1)
i
где Q - объем реализации продукции i-хозяйствующего субъекта;
i

Q - общий объем реализации продукции на товарном рынке.

В случае если при тех же исходных данных рыночные исследования показывают, что продукция хозяйствующего субъекта недостаточно конкурентоспособна, то инвестиционная стратегия должна быть направлена на совершенствование продукта. Критерием такого варианта будет являться повышение уровня конкурентоспособности продукта за счет оптимизации соотношения качества и цены:

    I  / I  --> max,                                           (2)
к ц
где I - индекс качества товара;
к
I - индекс цены товара.
ц
В том случае, если анализ внешних и внутренних факторов
показывает, что при недостаточно динамично развивающемся рыночном
спросе и самом разнообразном характере взаимоотношений субъектов
рынка, при ограниченности внутренних ресурсов хозяйствующего
субъекта его базовой стратегией является стратегия дифференциации
продукции, то критерием оптимизации является прибыль: (П --> max),
обеспечиваемая за счет оптимизации ассортимента продукции с учетом
внутренних ограничений.

Если результаты внутреннего и внешнего анализа показывают, что деятельность хозяйствующего субъекта убыточна, и его позиции на рынке резко ухудшаются, то общей экономической стратегией такого субъекта рынка должно быть выживание. Критерием оптимизации деятельности в этом случае будет обеспечение безубыточности:

    Q  = С ,                                                   (3)
i i
где Q - объем реализованной продукции i-хозяйствующего
i
субъекта;
С - полная себестоимость реализованной продукции
i
i-хозяйствующего субъекта.

Прибыль хозяйствующего субъекта равна нулю (П = 0).

Для упрочения рыночных позиций такого хозяйствующего субъекта необходима информация о резервах экономического потенциала, предусмотренная механизмом инвестиционной стратегии.

Применение структурированной процедуры формирования инвестиционной стратегии заключается в следующем: определяется принадлежность хозяйствующего субъекта к базовой стратегии развития, что позволяет выявить, за счет каких факторов (минимизации издержек, дифференциации товаров или сфокусированной дифференциации) следует стремиться к повышению экономической результативности деятельности; анализируются резервы и потери, связанные с ростом экономического потенциала хозяйствующего субъекта и необходимые для выработки направлений его действий, реализация которых обеспечит повышение инвестиционной привлекательности без лишних капитальных затрат.

Реализация различных вариантов инвестиционной стратегии сопряжена с экономическим риском. Основные цели формирования стратегии развития направлены на обеспечение определенных экономических результатов (как правило, их максимизацию), а наличие условий неопределенности и возникновение риска диктуют необходимость снижения уровня риска. Поскольку эти цели противоречивы, нами предлагается в качестве дополнительного критерия оптимизации (F) при реализации стратегии использовать целевую комбинацию - соотношение основного экономического критерия и риска:

    F = (Э / Р) --> max,                                       (4)

где Э - значение основного экономического критерия стратегии развития (прибыль, определенный объем продаж и др.);

Р - значение совокупного риска, сопряженного с реализацией стратегии.

В зависимости от того, какой вариант инвестиционной стратегии принят, его реализация определяется возможностями функциональных стратегий (НИОКР, производственной, маркетинговой, финансовой, управления персоналом, информатизации и др.). В том случае, если осуществление выбранного варианта стратегии сопряжено с дополнительными капитальными затратами, необходимо определить показатели экономической эффективности бизнеса.

    Выбор   вариантов    реализации    инвестиционной    стратегии
хозяйствующих субъектов во взаимоувязке с инвестиционной
стратегией муниципального образования, на взгляд авторов,
целесообразно производить в зависимости от значения критерия
эффективности реализации стратегии, который, например, может быть
определен затратами на реализацию стратегии: если затраты,
связанные с реакцией на изменения во внешней среде (З ),
р.из.ср.
будут ниже затрат, связанных непосредственно с изменением внешней
среды (З ), - выбирается эволюционное развитие (I направление
из.ср.
стратегии развития), при превышении затрат, связанных с реакцией
на изменения во внешнем окружении, над затратами, связанными с
изменением окружающей среды, следует ориентироваться на
революционное развитие (II направление конкурентной стратегии):
З < З - эволюционное направление реализации
р.из.ср. из.ср.
стратегии;
З > З - революционное направление реализации
р.из.ср. из.ср.
стратегии.

Поэтому направление реализации инвестиционной стратегии муниципального образования должно определяться минимумом затрат на ее реализацию.

Таким образом, предлагаемый подход к формированию инвестиционных стратегий хозяйствующих субъектов позволяет сочетать требования внешней среды (муниципального образования) с возможностями и целями их функционирования в условиях конкуренции.

Использование вышеизложенного механизма формирования инвестиционной стратегии муниципального образования позволяет обеспечить улучшение экономических результатов деятельности как хозяйствующих субъектов, независимо от их конкурентных позиций и специфики товарного рынка, так и секторов экономики муниципального образования в целом.

Литература

  1. Глазырин М.В. Инновационный социально-производственный комплекс на уровне муниципального образования: ЦЭМИ РАН. - М.: Наука, 2007. - 307 с.

Л.И.Егорова

Д. э. н.,

профессор

кафедры мировой экономики

М.В.Егоров

К. э. н.,

доцент кафедры

управления системами и процессами

факультета управления и психологии

Кубанский государственный университет