Мудрый Экономист

Какие разъяснения освобождают налогоплательщика от пени

"Главная книга", 2007, Специальный выпуск

С 2007 г. налогоплательщик освобождается от пени, если недоимка <1> возникла в результате выполнения письменных разъяснений следующих компетентных органов <2>:

(или) финансовых;

(или) налоговых;

(или) таможенных.

Примечание

Например, не будет освобождаться от пени налогоплательщик, который допустил нарушение налогового законодательства, руководствуясь разъяснениями Центральной консультационной службы ФНС России, по своему статусу являющейся государственным учреждением, а не органом <3>.

До 01.01.2007 в подобной ситуации налогоплательщик освобождался только от штрафов <4>. И в судебной практике были случаи, когда органами, уполномоченными давать освобождающие от ответственности письменные разъяснения, признавались Минприроды России <5>, суды <6>, глава субъекта РФ <7>. Однако, поскольку эти случаи единичны, мы не советуем рассчитывать на то, что такой положительный результат ожидает всех налогоплательщиков.

Для справки

Лица, уполномоченные давать письменные разъяснения по налоговым вопросам (на 01.02.2007)

Минфин России

А.Л. Кудрин - министр

Т.А. Голикова - заместитель министра

С.Д. Шаталов - заместитель министра

И.В. Трунин - директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Н.А. Комова - заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

С.В. Разгулин - заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

ФНС России

А.Э. Сердюков - руководитель ФНС России

М.П. Мокрецов - заместитель руководителя

Т.В. Шевцова - заместитель руководителя

В.В. Гусев - заместитель руководителя

Е.Ю. Вечко - заместитель руководителя

Разъяснения, освобождающие налогоплательщика от пени, должны:

(и) быть даны после 31.12.2006 <8>.

Примечание

Выполнение письменных разъяснений компетентных органов, данных до 01.01.2007, освобождает только от штрафа <4>. Если налогоплательщик уплатил пени, начисленные в результате выполнения таких разъяснений <8>, то можно эти суммы попытаться взыскать в судебном порядке как убытки, причиненные незаконными актами налоговых органов <9>;

(и) иметься у налогоплательщика в виде документа, например письма, с датой и исходящим номером.

Примечание

Не является официальным разъяснением, которое может освободить от пени, частная консультация, мнение сотрудника налоговых органов, опубликованные в СМИ <10>;

(и) быть подписаны:

(или) руководителем, заместителем руководителя компетентного органа. Например, уполномоченными давать разъяснения по налогам и сборам считаются министр и заместители министра финансов РФ <11>, руководители ФНС, УФНС, МИФНС, ИФНС и их заместители <12>;

(или) руководителем, заместителем руководителя уполномоченного структурного подразделения компетентного органа, например директором и заместителями директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России <11>;

(и) быть относимы по смыслу и содержанию к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа (но не ранее 01.01.2007).

Разъяснения должны быть даны <13>:

(или) неопределенному кругу лиц <14>. Под такими разъяснениями следует понимать разъяснения:

(или) легально полученные СМИ и опубликованные:

(или) в любых печатных изданиях, в том числе в неофициальных <15>;

(или) в электронных справочных правовых системах.

Примечание

Не все суды соглашаются с тем, что к разъяснениям компетентных органов можно относить разъяснения, размещенные в любых печатных изданиях и справочных правовых системах <16>;

(или) размещенные на сайте компетентного органа. Например, налогоплательщик должен быть освобожден от уплаты пени, если он следовал разъяснениям налогового органа, размещенным на сайте ФНС России, и если эти разъяснения хранятся у него в распечатанном виде. При этом лучше такую распечатку сразу заверить у нотариуса;

(!) Скорее всего, налоговые органы будут признавать, что разъяснения адресованы неопределенному кругу лиц только в том случае, если в самом тексте письма будет указано на то, что эти разъяснения даются для всех налогоплательщиков и налоговых органов.

(или) непосредственно налогоплательщику <17>. Несмотря на несоответствие большинству перечисленных выше признаков, суд может признать письменными разъяснениями, освобождающими от пени, например, акты предыдущих налоговых проверок налогоплательщика, по результатам которых не было установлено нарушений налогового законодательства <18>, хотя не все суды с этим соглашаются <19>. Были случаи, когда к таким разъяснениям суд отнес и данные лицевого счета (хронологию расчетов), свидетельствующие об исключении налоговым органом спорной суммы налога из общих сумм начислений <20>.

Разъяснения, которые даны конкретному налогоплательщику, должны основываться на полной и достоверной информации, предоставленной налогоплательщиком. Например, организация-лизингодатель просит Минфин России разъяснить, как учесть расходы на закупку предмета лизинга и ежеквартальные лизинговые платежи <21>. Ей можно приложить к запросу выдержки из договора, отражающие его существенные условия.

Последующая отмена компетентным органом своих разъяснений не влияет на порядок освобождения налогоплательщика от пени <22>.

(!) Принимая решение, следовать или нет письменным разъяснениям, необходимо помнить, что они должны:

(и) быть даны в пределах компетенции конкретного госоргана <23>. Например, если таможенный орган разъясняет порядок уплаты налога на прибыль, такие разъяснения не нужно выполнять, поскольку они выходят за рамки установленной сферы деятельности <24>;

(и) соответствовать закону. Если разъяснения явно противоречат действующему законодательству, они не помогут ни в налоговом органе, ни в суде. Кроме того, велика вероятность того, что на смену таким разъяснениям будут изданы другие. Например, так было в ситуации с продажей собственных кулинарных изделий. В одном из Писем Минфин допустил неточность, указав, что такая деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД как розничная торговля <25>. При этом в НК РФ прописано прямо противоположное <26>, и позже Минфин выпустил Письмо, в котором со ссылкой на норму НК РФ говорилось, что торговля продукцией собственного изготовления к розничной торговле не относится <27>. Поэтому надо пользоваться законом.

<1> Пункт 2 ст. 11 НК РФ.
<2> Пункт 8 ст. 75, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 34, п. 2 ст. 33, ст. 34.2 НК РФ; пп. "г" п. 52 ст. 1, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
<3> Постановление ФАС ВСО от 02.07.2003 N А19-21233/02-33-Ф02-1952/03-С1.
<4> Подпункт 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
<5> Постановление ФАС СЗО от 06.08.2004 N А42-3811/03-26.
<6> Постановление ФАС УО от 19.01.2006 N Ф09-6128/05-С7.
<7> Постановление ФАС УО от 23.12.2003 N Ф09-4400/03-АК.
<8> Пункт 7 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
<9> Пункт 1 ст. 11, пп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ; ст. ст. 15, 16 ГК РФ.
<10> Постановление ФАС ПО от 19.04.2005 N А65-17248/2004-СА2-34.
<11> Письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116.
<12> Пункт 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; Письмо Минфина России от 13.01.2005 N 03-02-07/1-1.
<13> Пункт 8 ст. 75 НК РФ.
<14> Подпункт 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ.
<15> Постановления ФАС СЗО от 02.10.2006 N А42-13753/2005; ФАС ПО от 13.06.2006 N А55-36715/2005.
<16> Постановление ФАС СЗО от 22.03.2004 N А05-9051/03-20.
<17> Подпункты 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ; Постановление ФАС ПО от 13.06.2006 N А55-36715/2005.
<18> Постановление ФАС СЗО от 04.03.2005 N А56-26746/04.
<19> Постановления ФАС ЦО от 06.12.2005 N А62-9900/2005; ФАС СЗО от 30.09.2003 N А52/460/2003/2; ФАС МО от 26.08.2003 N КА-А40/5282-03.
<20> Постановление ФАС ЦО от 20.04.2005 N А36-274/2-04.
<21> Пункт 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ.
<22> Постановление ФАС ВВО от 23.12.2004 N А79-5685/2004-СК1-5372.
<23> Подпункт 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ.
<24> Пункты 5.3.1, 6.6 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459.
<25> Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-11-04/3/241.
<26> Статья 346.27 НК РФ.
<27> Письмо Минфина России от 15.08.2006 N 03-11-04/3/376.

А.В.Рымкевич

Юрист