Мудрый Экономист

Об уплате налогов гаражно-строительными кооперативами

"Строительство: налогообложение, бухучет", 2007, N 1

Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения, определяемого на основании части второй НК РФ.

Виды налогов и сборов, специальные налоговые режимы предусмотрены ст. ст. 13 - 15 и 18 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов определен НК РФ. Региональные и местные налоги исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, принятыми в соответствии с НК РФ.

Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) к плательщикам налогов на имущество физических лиц относятся физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Следовательно, члены гаражно-строительных кооперативов (ГСК), являющиеся собственниками такого имущества, по Закону N 2003-1 должны исполнять обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.

Члены ГСК, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, должны исполнять обязанность по уплате земельного налога в соответствии с гл. 31 НК РФ и нормативными правовыми актами конкретного муниципального образования.

В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган (ст. 52 НК РФ). Последний не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В Письме Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-326 разъясняется, что если на балансе гаражно-строительного кооператива числится имущество, а также ему принадлежит на праве собственности земельный участок, то обязанность по уплате налога на имущество организаций и земельного налога возникает у гаражно-строительного кооператива. В этом случае ГСК должен самостоятельно уплатить налоги (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Как следует из абз. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, находящегося в системной связи с абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ, а также банковским законодательством Российской Федерации, налогоплательщики или налоговые агенты, являющиеся организациями, должны уплачивать налоги в безналичном порядке. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату конкретного налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

По смыслу п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога осуществляется за счет его собственных денежных средств.

Согласно ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и (или) через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ).

Доверенность уполномоченного представителя налогоплательщика должна быть оформлена надлежащим образом, в ней должны быть четко указаны объем и содержание полномочий представителя налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу Определения Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Важно, чтобы из платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

В Письме Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-326 также обращается внимание на следующее.

Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" определено, что в рамках проведения банковских операций допускаются переводы денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. При этом осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

На основании Положения Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" наличные денежные средства в уплату налоговых платежей принимаются кредитными организациями только от физических лиц.

Совместным Письмом Банка России и МНС России от 12.11.2002 N 151-Т/ФС-18-10/2 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов" предусмотрено, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета.

Согласно п. 11 разд. 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета директоров Центрального банка РФ 22.09.1993 N 40) предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Этот перечень не содержит такого основания для выдачи наличных денег физическому лицу, как уплата налога за предприятия.

Пунктом 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (утв. Советом директоров Банка России от 19.12.1997 N 47) определено, что в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

В силу п. 2.6 данного Положения предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.