Мудрый Экономист

Нюансы управления ау и ано

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 1

Управление автономным учреждением (АУ), как и автономной некоммерческой организацией (АНО), играет важную роль в уставной деятельности. От того, насколько эффективно решаются текущие вопросы и осуществляется руководство, зависит положение дел некоммерческой организации (НКО). Сегодня мы решили рассмотреть, какие органы управляют АУ и АНО, какими они наделены полномочиями и каков процесс руководства.

Несколько слов об управлении бюджетным учреждением

Перед тем как переходить к вопросам управления АУ, вспомним, что многие из них являются бывшими бюджетными учреждениями. В прошлом они руководствовались нормами бюджетного законодательства, которое выделяет несколько участников бюджетных правоотношений: распорядители и получатели бюджетных средств, администраторы доходов бюджета и финансовые органы. Бюджетное учреждение, как правило, выступает в роли получателя бюджетных средств. Последние выделяет распорядитель бюджетных средств - орган власти, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей, пеней и штрафов, являющихся доходами бюджетной системы, осуществляют администраторы доходов бюджета. Составлением и организацией исполнения бюджета занимаются финансовые органы (ст. 6 БК РФ).

Перечисленные органы бюджетной системы больше являются контролирующими и регулирующими, чем управляющими. К последним скорее следует отнести непосредственно собственников бюджетных учреждений - органы власти (субъектов РФ и муниципальных образований), наделившие бюджетные учреждения имуществом на праве оперативного управления. Такое предположение весьма условно, поскольку в Бюджетном кодексе не употребляется понятие "органы управления" по отношению к бюджетным учреждениям. Собственники (учредители) бюджетных учреждений определяют цели, предмет и виды деятельности, устанавливают ведомственную подчиненность бюджетных учреждений соответствующему министерству или ведомству.

Органы исполнительной власти, являющиеся учредителями, наделены многочисленными полномочиями. Они, в частности, утверждают уставы учреждений, назначают на должность руководителей, заключают с ними трудовые договоры, определяют порядок утверждения бюджетных смет, формируют государственные задания бюджетных учреждений и контролируют их выполнение, осуществляют текущее и перспективное планирование деятельности, координацию финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Собственники учреждений также осуществляют финансовый контроль за подведомственными учреждениями в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств и несут субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений при недостаточности у них денежных средств <1>. Все это указывает, что для бюджетного учреждения компетенция его учредителя (исполнительного органа субъекта РФ или муниципалитета) позволяет отнести его к одному из главных органов управления. То же самое можно сказать и об АУ, однако для них отраслевым Законом предусмотрена несколько иная структура управления.

<1> См., например, п. 1.1.3 Положение о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при создании, реорганизации, ликвидации, изменении типа, осуществлении контроля за деятельностью и отчетностью государственных учреждений города Москвы (Приложение 1 к Постановлению Правительства г. Москвы от 24.06.2008 N 531-ПП).

Управление автономным учреждением

Как следует из ст. 8 Закона об автономных учреждениях <2>, органами управления АУ являются наблюдательный совет, его руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом АУ органы. В этом списке нет учредителя, что не мешает ему решать вопросы, связанные с управлением АУ. Читатель может также заметить, что в органах управления нет финансовых работников, которые в учреждении являются более исполнителями, чем руководителями в своей области.

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Каждый орган управления АУ имеет свое поле деятельности. Структура, компетенция органов АУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности определяются уставом учреждения в соответствии с Законом об автономных учреждениях. Какими же полномочиями наделяет названный Закон каждый из органов управления АУ?

Что относится к компетенции учредителя?

В поле деятельности учредителя АУ, как и собственника бюджетного учреждения, входят различные правовые вопросы (ст. 9 Закона об автономных учреждениях). Это прежде всего утверждение устава АУ и внесение в него изменений. Учредитель рассматривает и одобряет предложения руководителя АУ о создании и ликвидации филиалов АУ, открытии и закрытии его представительств. Реорганизация и ликвидация АУ, изменение его типа, утверждение передаточного акта или разделительного баланса, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов также относятся к компетенции учредителя. Непосредственное отношение имеет учредитель к назначению руководителя и прекращению его полномочий, к заключению и прекращению трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок. Учредитель рассматривает и одобряет предложения руководителя АУ о совершении сделок с имуществом учреждения в случаях, когда для этого требуется согласие учредителя. На него может быть возложено решение иных предусмотренных Законом вопросов, которые не в состоянии решить другие органы управления АУ. Однако не все вопросы управления в деятельности АУ возложены на собственника. В помощь ему и отчасти руководителю в контроле за деятельностью АУ создается достаточно специфический орган - наблюдательный совет.

На что уполномочен наблюдательный совет?

Введение в структуру управления АУ такого обязательного органа, как наблюдательный совет, с полномочиями, касающимися в основном вопросов организации уставной и финансово-хозяйственной деятельности АУ, является прямым следствием расширения экономических прав и свобод этого типа учреждения по сравнению с бюджетным учреждением (см. Информационное письмо Комитета по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга от 28.07.2008 N 04-3138/08).

Состав наблюдательного совета. Данный орган по праву можно назвать одним из наиболее компетентных и независимых органов управления АУ. В него входят от пяти до одиннадцати человек, начиная с представителей учредителя АУ, органов государственной власти или органов местного самоуправления и заканчивая представителями общественности (в том числе лицами, имеющими заслуги в соответствующей сфере деятельности) и работниками АУ. При этом количество представителей государственных органов или органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета. А вот количество представителей работников АУ, наоборот, не должно превышать треть от общего числа членов наблюдательного совета. Следует учесть, что руководитель АУ и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета учреждения. Не могут входить в его состав и лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость. Решение о назначении членов наблюдательного совета АУ или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем АУ. Решение о назначении представителя работников АУ членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом учреждения.

Компетенция наблюдательного совета. Данному органу отдано на откуп достаточно много вопросов в сфере управления АУ. Это рассмотрение различных предложений от учредителя или руководителя: о внесении изменений в устав, создании и ликвидации филиалов АУ, открытии и закрытии его представительств, реорганизации учреждения или его ликвидации, изъятии имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. Наблюдательный совет может рассматривать предложения, относящиеся только к компетенции руководителя (например, об участии АУ в капиталах других юридических лиц, совершении сделок с имуществом, которым АУ не может распоряжаться самостоятельно, совершении крупных сделок, выборе банков для открытия расчетных счетов АУ).

Наблюдательный совет не должен забывать об обязательных для АУ документах. Часть из них он рассматривает на этапе проектов: план финансово-хозяйственной деятельности, проекты отчетов о деятельности АУ и об использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности. Годовую бухгалтерскую отчетность АУ наблюдательный совет рассматривает до ее утверждения, вопросы проведения ее аудита решает до выбора и утверждения аудиторской организации.

По одним вопросам наблюдательный совет дает только рекомендации (по организационно-правовым вопросам деятельности АУ), по другим - заключение (по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности, по предложению выбора банка для открытия расчетного счета), после рассмотрения заключений окончательное решение принимает руководитель АУ. Документы о деятельности АУ наблюдательный совет утверждает, их копии направляются учредителю. Обязательные для руководителя АУ решения наблюдательный совет принимает в части совершении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых есть заинтересованность.

Поскольку наблюдательный совет - это группа людей, рекомендации и заключения принимаются большинством голосов. Решение особо сложных и существенных вопросов (совершение крупных сделок, аудит финансовой отчетности) принимается при наличии кворума не менее двух третей голосов наблюдательного совета. Отметим, что вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение других органов АУ. По требованию наблюдательного совета другие органы управления обязаны предоставить информацию по вопросам, относящимся к его компетенции.

Заседание наблюдательного совета. Этому мероприятию в Законе об автономных учреждениях посвящена отдельная ст. 12. В ней для проведения заседания не установлено точных сроков, но есть ограничения: не реже раза в квартал по мере необходимости. Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета определяются уставом АУ. Чтобы заседание состоялось, нужно известить всех членов наблюдательного совета. Кроме этого, для признания заседания правомерным обязательно присутствие более половины членов наблюдательного совета. Каждый член наблюдательного совета при голосовании имеет один голос. В случае равенства голосов решающим является голос председателя наблюдательного совета, если речь идет о решениях, принимаемых большинством голосов.

Председатель избирается на срок полномочий наблюдательного совета (устанавливается уставом АУ, но не может превышать пяти лет) его членами из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов. При этом председателем не может быть избран представитель работников АУ. Председатель наблюдательного совета организует его работу, созывает заседания, председательствует на них и обеспечивает ведение протокола.

Компенсация расходов совета. Нормы Закона об автономных учреждениях запрещают выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета. С одной стороны, наблюдательный совет работает, как говорится, на общественных началах, с другой - расходы участников наблюдательного совета (за исключением вознаграждений) оплачиваются АУ, а сами участники имеют иные источники дохода (в частности, за выполнение трудовых обязанностей в учреждении). Данный нюанс следует принять во внимание бухгалтеру при исчислении "зарплатных" налогов. Например, АУ должно исчислять и уплачивать ЕСН с выплат и вознаграждений, выплачиваемых руководителю и сотрудникам учреждения по трудовым договорам, а также должно облагать ЕСН выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам. Наблюдательному совету выплаты не положены, но если его участники понесли расходы, то они компенсируются. Возникает вопрос: нужно ли уплачивать ЕСН с таких выплат? Можно рассматривать их в рамках гражданско-правовых отношений, подпадающих под налогообложение (п. 1 ст. 236 НК РФ). Но выплаты наблюдательному совету в возмещение понесенных им расходов можно считать компенсационными в рамках тех же самых гражданско-правовых отношений и не подлежащими налогообложению в силу пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Обе точки зрения имеют право на существование, но автор склонен к тому, чтобы считать возмещение расходов членов наблюдательного совета компенсационными выплатами и не облагать ЕСН. Такой же вывод напрашивается в части другого "зарплатного" налога - НДФЛ. При его исчислении нужно учитывать положения ст. 217 НК РФ, где в п. 3 поименованы необлагаемые компенсационные выплаты, среди них есть возмещение расходов налогоплательщиков. По мнению автора, этого основания достаточно, чтобы не удерживать НДФЛ с компенсаций документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета. Согласитесь, было бы по меньшей мере несправедливо компенсировать расходы за вычетом налога участникам наблюдательного совета, не получающим вознаграждение за управление АУ.

Какие вопросы находятся в ведении руководителя АУ?

В зависимости от типа АУ и специализации в оказании услуг руководить учреждением могут директор, генеральный директор, ректор (образовательное учреждение), главный врач (медучреждение), художественный руководитель (учреждение искусства), управляющий. К компетенции перечисленных лиц относятся вопросы текущего руководства деятельностью АУ, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом учреждения к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов АУ. Чтобы представлять интересы и совершать сделки от имени учреждения, руководителю не нужна доверенность. В таком же порядке руководитель утверждает штатное расписание АУ, план его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность АУ внутренние документы. Приказы и указания руководителя являются обязательными для исполнения всеми работниками учреждения и для других подведомственных руководителю органах управления. К сожалению, в Законе об автономных учреждениях практически ничего не сказано о таких органах управления, как общие собрания работников, ученый или художественный совет, поэтому структура, компетенция, формирование и порядок деятельности таких органов управления определяются АУ самостоятельно и прописываются в учредительном документе (уставе).

Какие сделки в деятельности АУ относятся к крупным?

Крупную сделку можно по праву назвать существенной новеллой законодательства о некоммерческих организациях, термин используется преимущественно в законодательстве о коммерческих организациях. Согласно Закону об автономных учреждениях крупной признается сделка, связанная:

Все поименованные операции считаются крупными сделками при одном условии - цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышают 10% балансовой стоимости активов АУ. Она определяется по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, при этом уставом АУ может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Как видим, само определение крупных сделок предполагает сравнение активов АУ с суммой сделки. Возникает справедливый вопрос: за какой же период нужно взять отчетность для сравнения суммы сделки с активами? Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 14092/06, балансовая стоимость активов должна определяться по данным бухгалтерской отчетности на последний календарный день месяца, предшествующего месяцу заключения договора на крупную сделку. Это согласуется с нормами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <3>: для составления отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (п. 37).

<3> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Еще один вопрос: со стоимостью каких активов АУ необходимо сравнивать сумму сделки? Обратимся к разъяснению Президиума ВАС, содержащемуся в п. п. 2, 3 Информационного письма от 13.03.2001 N 62. В нем сказано, что при решении вопроса об отнесении сделки к крупной нужно сопоставить стоимость имущества, являющегося предметом сделки, с балансовой стоимостью активов общества, а не с размером ее уставного капитала. Проще говоря, в данном контексте речь идет о сумме активов общества по последнему утвержденному балансу без уменьшения ее на сумму долгов (обязательств). Приведенное мнение подтверждается Информационным письмом ФКЦБ России от 16.10.2001 N ИК-07/7003, где отмечено: при классификации крупных сделок балансовая стоимость активов общества не может признаваться тождественной стоимости его чистых активов, поскольку стоимость последних является самостоятельным показателем. Под балансовой стоимостью активов организации в целях признания сделки крупной следует понимать валюту баланса общества, то есть сумму оборотных и внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса. Несмотря на то что приведенные рекомендации даны уполномоченными ведомствами акционерным обществам, НКО, в том числе АУ, вправе ими воспользоваться. Напомним только об одном нюансе: имущество АУ отражается в балансе без учета износа, который показывается за балансом. Значит, внеоборотные активы АУ в балансе отражаются по первоначальной стоимости, которую, по мнению автора, и следует брать для расчета 10% балансовой стоимости активов как критерия крупной сделки учреждения. Такой подход повышает вероятность попадания сделок в разряд крупных у некоммерческих организаций по сравнению с коммерческими.

Законом об автономных учреждениях установлен не только порядок совершения крупных сделок, но и последствия его нарушения. На совершение крупной сделки требуется предварительное одобрение наблюдательного совета. Последний обязан рассмотреть предложение руководителя АУ о совершении крупной сделки в течение 15 дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом учреждения не предусмотрен более короткий срок (ч. 1 ст. 15 Закона об автономных учреждениях).

Крупная сделка, совершенная с нарушением установленных требований, может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены Законом. Ответственность за нарушение крупной сделки несет руководитель учреждения. Для него штрафные санкции оцениваются в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли сделка признана недействительной. В суд с иском к руководителю АУ о взыскании убытков, причиненных ему в результате совершения крупной сделки при отсутствии ее одобрения, вправе обратиться учредитель данного учреждения (п. 3 ст. 53 ГК РФ).

Что представляют собой сделки с заинтересованностью?

В Законе об автономных учреждениях сделкам с заинтересованностью отдельных лиц уделено особое внимание. Заинтересованность в совершении сделки имеют члены наблюдательного совета АУ, руководитель учреждения и его заместители. В каких именно сделках могут быть заинтересованы перечисленные лица, в Законе не говорится, в то же время в нем поименованы так называемые сделки-исключения, на которые действие норм ст. ст. 16, 17 Закона об автономных учреждениях не распространяется. Это сделки, связанные с выполнением АУ работ, оказанием им услуг в процессе обычной уставной деятельности на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок. Надо полагать, что все остальные сделки в той или иной степени могут заинтересовать руководство и наблюдательный совет АУ. Когда об этом можно говорить? Когда кто-либо из указанных лиц или их родственников по Закону признается заинтересованным в совершении сделки. Это возможно в нескольких ситуациях, в частности, когда кто-либо из руководства или наблюдательного совета (их родственников) <4>:

<4> К родственникам в данном случае относятся супруг, родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные.

Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя АУ и наблюдательный совет учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которой оно может быть признано заинтересованным.

Так же как и крупная, сделка, в которой есть заинтересованность руководства или членов наблюдательного совета, совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета АУ. Одобрить сделку совет обязан в течение 15 дней с момента поступления такого предложения, если уставом АУ не предусмотрен более короткий срок. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки. Если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении такой сделки принимается учредителем АУ.

Есть и еще одно совпадение. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением установленных требований, также может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя. Это возможно при одном условии - сторона, заключившая с АУ сделку, не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении сделки или об отсутствии ее одобрения. Заметим, изначально любая сделка является действительной. Недействительной она становится в суде, для чего уполномоченному лицу нужно в соответствующие сроки подать иск о признании спорной сделки недействительной.

За нарушение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, несет ответственность не только руководитель учреждения, но и лицо, не уведомившее руководителя и наблюдательный совет об известной ему совершаемой сделке, в которой оно является заинтересованным. Перечисленные лица несут солидарную ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения сделки с нарушением установленных требований.

Заканчиваем управлением АНО

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления АНО, как и АУ, устанавливаются учредительными документами АНО. В них же прописывается порядок принятия органами управления решений и выступления от имени НКО в соответствии с положениями Закона о некоммерческих организациях <5>.

<5> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

В структуре управления АНО можно выделить два основных органа: коллегиальный и исполнительный. Учредитель и руководители непосредственно не поименованы в органах управления, что, конечно, не лишает их права управления АНО.

Учредитель

В Законе о некоммерческих организациях данному лицу уделено немного внимания, несмотря на то что оно занимает далеко не последнее место в управлении любой организации. Ведь учредители уполномочены осуществлять надзор за деятельностью АНО в порядке, предусмотренном учредительными документами. Однако положениями ст. 10 Закона о некоммерческих организациях учредители ограничены в правах на имущество, переданное в собственность АНО. Также учредители ограничены в преимущественном праве пользования услугами организации, которые предоставляются им на равных с другими лицами условиях. Но есть и положительная норма, согласно которой учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Коллегиальный орган

Данный орган в АНО создается, чтобы обеспечить направленность деятельности организации на достижение целей, для которых она была создана. Он отнесен к высшему органу управления АНО и уполномочен на решение многих вопросов: изменение устава НКО, определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества, образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий, утверждение годового отчета и годового баланса, утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и открытие представительств, участие в других организациях, реорганизация и ликвидация самой НКО.

Как видим, полномочия коллегиального органа во многом схожи с компетенцией наблюдательного совета АУ. При этом, как и в отношении наблюдательного совета АУ, АНО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе органа управления. Поэтому АНО в части налогообложения расходов участников коллегиального органа может руководствоваться рекомендациями, изложенными выше для АУ.

В Законе о некоммерческих организациях не сказано, кто входит в состав коллегиального органа, однако есть ограничение. Для такого органа, созданного для управления АНО, лица, являющиеся работниками организации, не могут составлять более чем треть от общего числа членов коллегиального высшего органа управления (п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Есть еще одно указание, касающееся заседания коллегиального органа: оно может проводиться на законных основаниях тогда, когда на нем присутствует более половины его членов. Решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании коллегиального органа. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления АНО принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Исполнительный орган

Исполнительный орган АНО может быть коллегиальным или единоличным. Образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению высшего органа управления, которым для АНО является коллегиальный орган управления. Исполнительный орган решает те вопросы, которые не относятся к компетенции коллегиального органа управления. Он осуществляет текущее руководство деятельностью АНО и подотчетен высшему органу управления организацией. Такими полномочиями обладает, как правило, руководитель АНО, который согласно Закону о некоммерческих организациях может рассматриваться как один из представителей исполнительного органа управления АНО или являться единоличным его представителем (Постановление ФАС ВВО от 04.04.2006 N А82-9622/2005-10).

Скажем несколько слов о руководителе АНО. Круг его прав и обязанностей определяется заключенным с ним трудовым договором. По отношению к третьим лицам руководитель АНО в отличие от руководителя АУ действует в рамках доверенности, выданной некоммерческой организацией (ст. 185 ГК РФ). Доверенность выдается в письменной форме и, если предполагается совершение сделок, требующих нотариальной формы, нуждается в нотариальном удостоверении. В таком же порядке осуществляют свои полномочия руководители филиалов и представительств НКО. К компетенции руководителя АНО относятся вопросы управления, которые не являются исключительным правом учредителя или коллегиального органа АНО.

Сделки с "заинтересованностью"

Так же, как для АУ, в отраслевом Законе для АНО прописаны требования, предъявляемые к сделкам с заинтересованностью. В совершении АНО сделок с другими организациями или гражданами признаются заинтересованными руководитель (его заместитель), а также лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых или близких родственных отношениях <6>. В Законе о некоммерческих организациях сказано, с кем АНО может заключить сделки с заинтересованностью. Это организации или граждане, являющиеся поставщиками товаров (услуг) для АНО, крупными потребителями товаров (услуг), производимых НКО, владеющие имуществом, которое полностью или частично образовано НКО, или способные извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом АНО.

<6> Заинтересованность в совершении АНО тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, может повлечь за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и самой НКО (п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы НКО прежде всего в отношении целей ее деятельности и не должны использовать возможности АНО или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами. Возникает вопрос: как заинтересованные лица могут использовать возможности АНО? Очень просто, они могут воспользоваться имуществом НКО (имущественными и неимущественными правами), информацией о деятельности и планах АНО, имеющих для нее ценность.

Заинтересованные лица обязаны сообщить о своей заинтересованности органу управления АНО или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки. Затем сделка должна быть одобрена органом управления или органом надзора за деятельностью АНО. Если сделка совершается без выполнения этих процедур, суд может признать ее недействительной. Тогда ответственность в размере убытков, причиненных НКО, несет заинтересованное в сделке лицо. Если в сделке заинтересовано несколько лиц, все они несут солидарную ответственность за убытки, причиненные АНО.

В.А.Петров

Эксперт журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"