Мудрый Экономист

О налоговых системах ирландии и швеции

"Налоги и налогообложение", 2008, N 12

Общим в налоговых системах Ирландии и Швеции является то, что они обе обеспечивают высокие показатели экономики и высокий уровень благосостояния своих граждан. Вместе с тем они представляют собой успешную реализацию двух принципиально разных подходов к решению проблем налогообложения: четко выверенной системы налоговых ставок в Ирландии и эффективных приемов налогового администрирования и контроля в Швеции.

Ирландия. До 1990 г. Ирландия была беднейшей страной Европы. Сегодня ее экономика является одной из наиболее успешных и динамично развивающихся в мире <1>. Период беспрецедентного экономического роста в Ирландии начался в начале 1990-х годов. С 1990 до 1995 г. ежегодный средний экономический рост составлял 4,8%, а с 1995 до 2000 г. - 9,5%. С тех пор этот показатель держался на уровне 4 - 5%. Рост ирландской экономики отражается также и в ежегодном увеличении ВВП, который в 2005 г. достиг 160 млрд евро. В пересчете на душу населения (население Ирландии насчитывает 4,2 млн человек), этот показатель равнялся 38 000 евро на человека, являясь вторым в Европе показателем (после Люксембурга). Исчисленный на основании покупательной способности, уровень экономической активности в Ирландии, как и ВВП на душу населения, в настоящее время почти на 40% выше, чем в остальных странах - членах ЕС. В дополнение к удвоению национального дохода достижения последних десяти лет также включают снижение уровня безработицы с 14% до 4% и увеличение количества занятых людей на 600 тыс. человек (более чем 50%).

<1> Экономический профиль Ирландии // http://www.enterprise-ireland.ru/economics/?print=Y#3.

На какие бы стандарты мы ни ориентировались, успехи Ирландии представляются исключительными. Ирландия постоянно лидирует в списке 30 стран OECD по показателям экономического роста, зачастую со значительным отрывом.

Ключевым фактором экономического успеха Ирландии явилось существенное расширение экспорта (с 1960 г. объем экспорта увеличился в 40 раз), который в среднем составляет половину годового экономического прироста. С середины 1990-х годовой показатель роста экспорта в Ирландии постоянно входит в первую пятерку соответствующих показателей 30 стран - членов OECD. Положительные тенденции сказались прежде всего на росте товарного экспорта. Его рост в 2005 г. составил 22% от общего объема торговли (экспорта и импорта), в сравнении с 7% в 1990 г. Ирландский экспорт составил в 2005 г. 88 млрд евро (на 5% больше по сравнению с 2004 г.), импорт - 56 млрд евро (на 11% больше, чем в 2004 г.).

Продолжает расти высокими темпами и экспорт услуг, который в настоящее время составляет 34% общего экспорта, что сравнимо с аналогичным показателем в Великобритании (34%) и в США (30%). При этом компьютерные услуги составляют большую часть данной категории экспорта (35%), но и финансовые, страховые и другие услуги в сфере бизнеса также являются весьма важными категориями.

Согласно статистике ВТО Ирландия занимает тринадцатое место в мире по экспорту коммерческих услуг. Доля Ирландии в мировом экспорте услуг в 2004 г. составляла 2,2%. Ее доля в мировой экономике составила 0,3%.

По данным ВТО за 2004 г. Ирландия занимает 23 место в списке крупнейших экспортеров мира. Ежегодно Ирландия, наряду с Бельгией и Сингапуром, лидирует в списке ведущих ненефтяных стран-экспортеров (в расчете на душу населения). По этому показателю Ирландия в семь раз превосходит США, в шесть - Японию и почти в четыре - Великобританию.

В Ирландии самая высокая в мире производительность труда, измеряемая в ВНП на душу населения в час. В 2004 г. она составила 48,73 долл. <2>. Для сравнения:

США - 43,22;

Германия - 36,17;

Нидерланды - 35,01;

Англия - 33,23;

Венгрия - 19,58;

Чехия - 18,95.

<2> Source: IMD ежегодник по мировой конкуренции 2005 год // http://www.enterprise-ireland.ru/economics/?print=Y#3.

Темпы роста производительности труда на производстве в Ирландии достигали 8% в год.

Своим успехам в экономике и обеспечении благосостояния населения Ирландия во многом обязана разумной налоговой системе.

Почти двадцать лет Ирландия удерживала ставку налога на прибыль на уровне 10% и только под мощнейшим давлением со стороны других стран ЕС недавно подняла ее до 12,5%. При этом для компаний, занимающихся материальным производством (в сфере промышленности), сохранена прежняя ставка в 10% (по крайней мере, до 2010 г.). Такая ставка налога распространяется и на некоторые виды услуг производственного характера (ремонт и содержание морских и воздушных судов, реконструкция производственных помещений и т.д.), а также на производство фильмов, выпуск газет, обслуживание компьютерной техники. Кроме того, специальным решением министра финансов налоговая ставка в 10% остается для компаний, занимающихся коммерческой деятельностью в Свободной зоне аэропорта Шэннон, и для компаний, осуществляющих международные финансовые операции в Международном финансовом центре в Дублине (в таможенной зоне морского порта).

В то же время для компаний, занимающихся разработкой природных ископаемых в сфере добычи и переработки нефти и операциями с недвижимостью, ставка налога на прибыль установлена на повышенном уровне - 25%.

Для компаний, осуществляющих операции по торговле нефтью и нефтепродуктами, по Закону о финансах 2008 г. введен новый налог - налог на природную ренту, который применяется в виде надбавок в 5% - 15% (от облагаемого дохода) сверх стандартной ставки. Кроме того, "незаработанные" доходы (в виде прироста капитала) облагаются налогом по ставке в 20%, и если же такой доход реализуется в результате операций с активами офшорных фондов, то ставка налога удваивается и составляет 40%.

Повышенная ставка налога в размере 40% предусмотрена и для доходов, извлекаемых от спекулятивных операций с земельными участками и от перепродажи участия (паев) в офшорных фондах.

Компании страхования жизни облагаются налогом на прибыль по ставке в 20%.

В строительной отрасли подрядчики обязаны удерживать налог с выплат, производимых в пользу поставщиков, по ставке в 35%.

Компании, занимающиеся морскими перевозками, вместо обложения по чистой прибыли могут выбирать режим обложения по вмененному доходу, который рассчитывается как фиксированная дневная сумма, умноженная на водоизмещение (полезный тоннаж) судна. Ставка такого налога "с тоннажа" составляет 12,5%.

Еще одна особенность налоговой политики Ирландии состоит в том, что в общей структуре налоговых поступлений на первом место находятся косвенные налоги <3> - более 37% (при средней по странам ОЭСР - 31%).

<3> Заметим, что наш НДС (в понимании Ирландии и Южной Кореи) к косвенным налогам отнесен быть не может.

Более подробно см.: Абрамов М.Д., Кашин В.А., Машков С.А. Об исчислении НДС "прямым" способом // Налоговые споры: теория и практика. 2008. N 2.

Из других стран по этому показателю близко к Ирландии стоит только Южная Корея - около 40%. И характерно, что именно эти две страны лидируют среди группы развитых стран по средним темпам роста ВВП.

Индивидуальные налогоплательщики облагаются подоходным налогом и налогом на прирост капитала: резиденты - в отношении "всемирной" суммы доходов и прироста капитала и нерезиденты - в отношении доходов, полученных из источников в Ирландии, и в отношении прироста капитала от продажи недвижимости на территории Ирландии.

Стандартные ставки подоходного налога - 20% и 41%. Ставка в 20% налога применяется в отношении доходов, не превышающих (в годовом исчислении):

35,4 тыс. евро - для одиноких граждан без детей;

39,4 тыс. евро - для одиноких граждан с детьми;

44,4 тыс. евро - для семейных пар с одним работающим супругом;

70,8 тыс. евро - для семейных пар при обоих работающих супругах.

Не облагаемый подоходным налогом минимум с 2008 г. установлен на уровне 20 тыс. евро - для лиц в возрасте свыше 65 лет и 5,2 тыс. евро - для всех остальных граждан.

Для семейных пар эти минимумы соответственно удваиваются.

Необлагаемые минимумы увеличиваются и при наличии детей: на 575 евро - для первого и второго ребенка и 830 евро - для всех последующих.

Кроме того, в отношении доходов, полученных от сдачи в аренду комнат или части жилого помещения, необлагаемый минимум дохода составляет 7,6 тыс. евро в год.

В случае разовых выплат при увольнении работника необлагаемый минимум составляет 10 тыс. евро плюс 765 евро за каждый полный год общего стажа работы на этом месте.

Пенсии облагаются подоходным налогом в обычном порядке (с применением соответствующего необлагаемого минимума).

Для лиц определенных творческих профессий - художников, скульпторов, композиторов, писателей, артистов - необлагаемый минимум дохода установлен на повышенном уровне - 250 тыс. евро.

Для налогоплательщиков - резидентов Ирландии установлена стандартная скидка в виде "личного налогового кредита" (разового вычета из суммы начисленного налога): для одиноких граждан в возрасте до 65 лет - 1830 евро и для семейных пар - 3660 евро, а для граждан старших возрастов - 325 евро и 650 евро соответственно.

Доходы граждан-нерезидентов, полученные из источников в Ирландии, облагаются налогом "у источника" по стандартной ставке в 20% (аналогично компаниям-нерезидентам). Такие доходы могут включать дивиденды, проценты, роялти, а также комиссионные и иные виды доходов, выплачиваемые за оказание профессиональных услуг.

Уплата социальных взносов предусмотрена для всех граждан, получающих доходы, в возрасте до 65 лет. Размеры таких взносов составляют:

в фонды социального страхования - 4% - с доходов наемных работников (до максимальной суммы заработка 50,7 тыс. евро в год) и 3% - с доходов самозанятых граждан (без установления верхнего лимита);

в фонды медицинского страхования - 2% с доходов до 100 тыс. евро в год и 2,5% с дохода, превышающего этот уровень.

Необлагаемый минимум для взносов в фонды социального страхования составляет 600 евро в месяц и в фонды медицинского страхования - 2 тыс. евро в месяц.

Налог на дары и наследство установлен по стандартной ставке в 20%.

Необлагаемый минимум по этому налогу составляет:

Итак, что же получается с распределением налоговой нагрузки по отраслям и видам деятельности?

Возьмем предприятие пищевой промышленности, производящее продукты питания из местного сырья. Налог на прибыль для него составляет 10%, НДС - 0%, налога на имущество (на капитал) не существует, подоходный налог с заработной платы ниже 500 евро в месяц - 0%, а свыше этой суммы - 20% (что дает для заработка в 1,5 тыс. евро в месяц эффективную ставку обложения примерно в 13%), взносы по социальному страхованию при зарплате работников менее 1,4 тыс. евро в месяц - 8,5% (для более высоких зарплат - 10,75%), а молодые работники на 2 года вообще от этих взносов освобождаются. Таким образом, продукты местного сельского хозяйства от поля до прилавка магазина доходят с налоговой нагрузкой не выше 15%.

В то же время гражданин, получающий доход свыше 40 тыс. евро в год, платит подоходный налог по ставке уже в 41% (с сумм, превышающих этот уровень), с доходов, получаемых без применения своего труда (проценты по вкладам, от перепродажи имущества и т.д.) - 20%, а с доходов от спекулятивной деятельности или укрываемых "под крышей" корпоративной и трастовой анонимности - 40% (и без применения вычета необлагаемого минимума).

Компании, занимающиеся добычей и перепродажей природного сырья, т.е. с добавлением минимальной суммы своей добавленной стоимости, должны платить налог на прибыль уже по удвоенной ставке - 25% (а для нефтедобывающих компаний - еще с надбавкой в 5% - 15%) и НДС по полной ставке - 21%, а если их собственники предпочитают извлекать для себя доходы через посредство офшорных компаний и трастов (например, с предварительным перекачиванием прибылей в эти компании и трасты посредством применения трансфертных цен) - применяется ставка в размере 40%.

Таким образом, в налоговой системе Ирландии четко и последовательно проводится принцип дифференциации обложения между доходами высокими и низкими, между прибылями заработанными и "ростовщическими", между извлечением доходов от "добавления стоимости" (как вклада в преумножение национального богатства) и от чистого вывоза природного материала (т.е. фактического вычета из национального богатства), а также извлекаемыми "из воздуха" (от чистых спекуляций). Иначе говоря, поставленная во главу угла разумность и справедливость распределения бремени налогов, определяющие низкую конфликтоспособность налоговой системы, одновременно гарантируют Ирландии наивысшие в мире темпы экономического развития.

Теперь перейдем к Швеции. Налоговая квота (доля налогов в ВВП) в этой стране рекордная (около 50%), предельная ставка подоходного налога - наивысшая в мире (58%), а число и интенсивность налоговых конфликтов - низкие. Этот факт объясняется тем, что высокая доля налоговых изъятий в Швеции компенсируется высокой акцентированной социальной направленностью государственных расходов, в которых на долю социального страхования и социального обеспечения приходится 44% (еще 25% составляют расходы на образование и здравоохранение). И при этом налоговая система эффективно используется и в роли инструмента более справедливого перераспределения доходов. При общей сумме доходов населения, составляющей сейчас примерно 1,1 трлн крон (из которых 81% составляет заработная плата, 16% - доходы от капитала (проценты, роялти и др.) и 3% - предпринимательский доход), прямые налоги забирают из нее примерно 480 млрд крон, а встречные бюджетные трансферты (пособия) возвращают почти 430 млрд крон. Но при этом получатели крупных доходов реально теряют часть своего заработка, а пенсионеры и одинокие родители с детьми, наоборот, получают из бюджета больше, чем платят в него (для последних такое превышение составляет в среднем 36%).

В сфере налогового администрирования Швеция также продвинулась значительно дальше других стран мира. Сейчас все постоянные жители (не только граждане) Швеции имеют единый фискальный (он же и социальный) номер (ID), который регистрируется в налоговых органах и который заменяет все виды государственного учета населения (по линии медицинского и пенсионного обеспечения, органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции, и т.д.), межгосударственной миграции и т.д.). Кроме того, налоговая служба имеет прямой доступ к базе данных единого центра учета и регистрации объектов недвижимости, в котором содержатся также данные о всех гражданах - собственниках объектов недвижимости. Учитывая, что общее число таких зарегистрированных объектов недвижимости составляет в Швеции более 3,5 млн - при общей численности населения в 8,9 млн человек, то наличие такого перекрестного учета граждан (как налогоплательщиков/субъектов социального обеспечения и как собственников/арендаторов жилья) полностью исключает необходимость проведения регулярных переписей населения.

С ID на каждого гражданина в налоговой службе заводится личный счет, который ведется как обычный расчетный счет: по дебету отражаются все начисляемые на него прямые налоги (эти суммы списываются по поступлении соответствующих платежей со стороны налогоплательщика), а по кредиту отражаются все суммы переплат или возвратов налога при пересчете по завершении отчетного периода. Уплата налога производится налогоплательщиком на установленные счета налоговой службы в банках и на почте (жиросчета для почтовых переводов).

Платеж производится на единый счет и единым платежным поручением. Налоговый орган распределяет полученные суммы в соответствии с начислениями по отдельным налогам, отраженным в личном счете налогоплательщика.

Избыток платежа сверх начисленного налога сохраняется по кредиту личного счета (с начислением процентов) до момента наступления следующих платежей (по любым видам налогов) или, по желанию налогоплательщика, перечисляется на его банковский счет.

Основанием для уплаты налогов являются уже заполненные налоговым органом налоговые декларации граждан. До 1995 г. от налогоплательщиков требовалось вести самостоятельный учет своих доходов и составлять свои налоговые декларации, которые затем направлялись в налоговые органы для проверки и выписки платежного требования. Сейчас всю эту работу ведут налоговые органы, которые, пользуясь свои доступом в различные базы данных, собирают сведения обо всех полученных лицом доходах и удержанных при их выплате налогах. Соответственно, все эти данные включаются в налоговую декларацию, в которой дается и конечный расчет - о доплате налога или о выявленном излишке платежа. Налогоплательщику остается только подписать эту декларацию (и, соответственно, либо доплатить налог, либо дать указание о сохранении излишка на его личном счете или перечислении на его счет в банке) или заявить о своем несогласии и представить свои замечания или поправки. И только в этом последнем случае, если стороны не придут к согласию, у них появляется предмет для спора. При этом большинство таких споров разрешается в вышестоящем налоговом органе и до судебных разбирательств не доходит.

Ознакомившись с опытом налогообложения Ирландии и Швеции, непрофессионал может подумать, что здесь нет ничего мудреного и почти все это подходит и для России. Как ни странно, но также могут подумать и профессионалы. К сожалению, те, кто принимает решения, руководствуются другими критериями. И в дискуссии не вступают.

Тем не менее в связи с мировым финансовым кризисом и ухудшением экономической ситуации в России появляется надежда, что успешный опыт зарубежных стран, а также предложения авторов настоящей статьи <4> по меньшей мере будут рассмотрены.

<4> См., напр.:

Кашин В.А., Абрамов М.Д. Еще раз о путях совершенствования налоговой системы России // Налоги и налогообложение. 2008. N 11.

Абрамов М.Д., Кашин В.А., Машков С.А. Об исчислении НДС "прямым" способом // Налоговые споры: теория и практика. 2008. N 2.

Абрамов М.Д. Упрощение бухгалтерской отчетности - кратчайший путь к повышению собираемости налогов и росту эффективности предприятий // Налоги и налогообложение. 2006. N 9.

Абрамов М.Д., Кашин В.А. О налоговой системе России // Налоги и налогообложение. 2006. N 3.

Библиографический список к статье

  1. IMD ежегодник по мировой конкуренции 2005 год // http://www.enterprise-ireland.ru/economics/?print=Y#3.
  2. Абрамов М.Д., Кашин В.А., Машков С.А. Об исчислении НДС "прямым" способом // Налоговые споры: теория и практика. 2008. N 2.
  3. Абрамов М.Д., Кашин В.А. О налоговой системе России // Налоги и налогообложение. 2006. N 3.
  4. Абрамов М.Д. Упрощение бухгалтерской отчетности - кратчайший путь к повышению собираемости налогов и росту эффективности предприятий // Налоги и налогообложение. 2006. N 9.
  5. Кашин В.А., Абрамов М.Д. Еще раз о путях совершенствования налоговой системы России // Налоги и налогообложение. 2008. N 11.
  6. Экономический профиль Ирландии // http://www.enterprise-ireland.ru/economics/?print=Y#3.

В.А.Кашин

Д. э. н.,

первый заместитель

Генерального директора

Государственного научно-исследовательского

института развития налоговой системы

ФНС России,

государственный советник

налоговой службы II ранга

М.Д.Абрамов

К. т. н.,

член Экспертного совета

общероссийской общественной организации

"Деловая Россия"