Мудрый Экономист

Механизмы налогового стимулирования в региональном развитии

"Налоги и налогообложение", 2008, N 12

В соответствии с избранной экономической политикой в России в настоящее время налоговая нагрузка на экономику постоянно снижается. Однако доля суммы региональных налогов в ВВП России растет (см. рис. 1). Суммы налога на имущество организаций (НИО) занимают существенное место в наполнении региональных бюджетов, поскольку составляют примерно 78% общей суммы региональных налогов.

Удельный вес суммы региональных налогов и налога на имущество организаций в ВВП России, %

--------------------------------------------------------------------------¬
¦1,05 T---------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ <> ¦ ¦
¦1,00 +---------------------------------------+ ¦
¦ ¦ <> ¦ ¦
¦0,95 +---------------------------------------+ ¦
¦ ¦ <> ¦ ------------------------¬¦
¦0,90 +---------------------------------------+ ¦<> Удельный вес сумм ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ региональных налого⦦
¦0,85 +---------------------------------------+ ¦ в ВВП, % ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦0,80 +---<>------------------------------*---+ ¦ * Удельный вес сумм ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ налога на имущество ¦¦
¦0,75 +------------------------*--------------+ ¦ организаций в ВВП, %¦¦
¦ ¦ ¦ L------------------------¦
¦0,70 +--------------*------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦0,65 +---------------------------------------+ ¦
¦ ¦ * ¦ ¦
¦0,60 +---------T---------T---------T---------+ ¦
¦ 2004 2005 2006 2007 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 1

Задача государства - формирование устойчивого роста экономики. Устойчивый рост обеспечивается в том числе применением налогового регулирования. Одна из возможных реализаций налогового регулирования - предоставление инвестиционного налогового кредита. Положения о нем изложены в ст. ст. 66 и 67 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит состоит из государственной помощи и других программ стимулирования инвестиций, предоставляемых через налоговую систему. Подобный механизм активно применяется в практике развитых государств.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность при соблюдении определенных условий в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным налогам (налогу на имущество организаций и транспортному налогу) и местному налогу (земельному налогу).

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. проведение этой организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами (на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей);
  2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов (на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией);
  3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией).

Данный кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет и является платным, однако оплата является щадящей: проценты на сумму кредита по налогу на прибыль организаций устанавливаются в диапазоне от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Налоговый кодекс РФ предполагает, что законами субъекта России по региональным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления организации инвестиционного налогового кредита. Эти условия включают сроки действия инвестиционного налогового кредита (от одного года до сколь угодно большого срока) и ставки процентов на сумму кредита (от 0% до коммерческой цены кредита).

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет, принимает ФНС России по согласованию с Минфином России. Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита по налогу на прибыль в части сумм, подлежащих уплате в региональный бюджет, и региональным налогам осуществляет налоговый орган по месту нахождения заинтересованных лиц по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Формы договоров об инвестиционном налоговом кредите утверждены Приказом ФНС России от 29 ноября 2005 г. N САЭ-3-19/622@, порядок организации работы по предоставлению инвестиционного налогового кредита определен Приказом ФНС России от 21 ноября 2006 г. N САЭ-3-19/798@.

Так как кредит предоставляется организациям за счет налоговых средств (временно изымаемых источников финансирования государства и муниципальных образований), то предполагается, что организация не прекратит своего существования на период погашения своих обязательств перед государством. Если организация не будет выполнять своих обязательств перед государством, то к ней могут быть применены соответствующие меры по принуждению к погашению налоговых обязательств. Бюджетная система в этом случае получит проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, т.е. сумма платежей будет больше, чем в случае добросовестного исполнения договора.

Законотворческая практика регионов ввела в действие еще один механизм стимулирования инвестиций: освобождение от налогообложения НИО (или обложение по ставке 0%, что, по экономической сути, одно и то же). Таким образом, в налоговом регулировании действуют два стимулирующих налоговых механизма экономического роста <1>. Эти механизмы не исключают друг друга и могут применяться одновременно. Получение организацией освобождения от уплаты налога на имущество не отменяет возможности получить инвестиционный налоговый кредит по другим разрешенным налогам, хотя в зарубежной практике налогоплательщик может воспользоваться только одним видом господдержки по своему выбору.

<1> Строго говоря, существует еще один механизм стимулирования инвестиций - амортизационная премия, однако этот механизм не рассматривается ввиду того, что этот механизм - федеральный и не зависит от решений региональных властей.

Как было сказано ранее, регионы России стали активно вводить освобождение от НИО или ставку 0% в отношении объектов, вводимых по инвестиционным проектам. Инвестиционный налоговый кредит, введенный с 1999 г. НК РФ, оказался "спящим", и по нему был оформлен порядок организации работы только во "вторую пятилетку" третьего тысячелетия. Такая неудовлетворительная работа центральных органов вынудила регионы предложить свои подходы по стимулированию развития инвестиций.

Вместе с тем экономическая природа и последствия механизмов стимулирования инвестиций в основной капитал различны, хотя цель предоставления одна.

В случае принятия решения об инвестиционном налоговом кредите, предусмотренном НК РФ, общественные деньги предоставляются на возвратной и платной основе. Организации через этот механизм получают льготное финансирование либо всей суммы инвестиций, либо ее части, при этом ответственность организации определена суммой налога и суммой начисленных процентов. Государство не теряет сумму налога (изменяется лишь срок ее уплаты), а организация получает временную отсрочку по уплате налогов на срок более года.

В случае же освобождения от НИО из дохода субъекта России сразу выпадают суммы налога, формирующие доходную часть регионального бюджета. Включение налогового освобождения в региональный закон распространяет это положение на неограниченный круг лиц, подпадающих под действие закона. Практический контроль со стороны органов власти за соблюдением реализации инвестиций до их конечной стадии отсутствует.

Однако не во всех регионах присутствуют инвестиционные налоговые льготы по НИО. Например, в Мурманской, Сахалинской, Читинской областях, Еврейской АО и в некоторых других регионах инвестиционных льгот нет.

В таблице 1 приведены поступления сумм НИО в 2006 и 2007 гг. В выборке представлены регионы из каждого федерального округа, а также промышленно развитые и дотационные регионы. Для рассмотрения были отобраны десять субъектов России, предоставляющих инвестиционные налоговые льготы в том или ином виде, и десять, не предоставляющих их (хотя иные виды льгот по НИО имеются). Отобранные субъекты предоставляют собой репрезентативную выборку, поскольку обеспечивают более 40% поступлений сумм НИО по России. При этом нет четко выраженной зависимости предоставления инвестиционной льготы по НИО от экономического уровня развития региона. Так, в выборках обеих групп представлены регионы "Лидеры индустрии" в примерно равном количестве <2>.

<2> Мельников Р.М. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов: Монография. - М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 92.

Таблица 1. Поступления сумм налога на имущество организаций, млн руб.

----------------------------------T---------------------------------------¬
¦ Регион ¦ год ¦
¦ +--------------------T------------------+
¦ ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
+---------------------------------+--------------------+------------------+
¦ Регионы, имеющие инвестиционные льготы по НИО ¦
+---------------------------------T--------------------T------------------+
¦Ленинградская область ¦ 2 686 ¦ 3 271 ¦
¦Республика Дагестан ¦ 494 ¦ 753 ¦
¦Кировская область ¦ 749 ¦ 914 ¦
¦Астраханская область ¦ 1 065 ¦ 1 146 ¦
¦Тюменская область ¦ 1 436 ¦ 1 870 ¦
¦Оренбургская область ¦ 2 242 ¦ 2 605 ¦
¦Республика Бурятия ¦ 711 ¦ 818 ¦
¦Калужская область ¦ 804 ¦ 991 ¦
¦Удмуртская Республика ¦ 1 476 ¦ 1 779 ¦
¦г. Санкт-Петербург ¦ 9 204 ¦ 12 716 ¦
¦Сумма ¦ 20 866 ¦ 26 862 ¦
+---------------------------------+--------------------+------------------+
¦ Регионы, не имеющие инвестиционных льгот по НИО ¦
+---------------------------------T--------------------T------------------+
¦Свердловская область ¦ 6 252 ¦ 7 903 ¦
¦Пермский край ¦ 3 650 ¦ 4 983 ¦
¦Новосибирская область ¦ 3 094 ¦ 4 053 ¦
¦Московская область ¦ 11 366 ¦ 19 821 ¦
¦Мурманская область ¦ 1 596 ¦ 1 868 ¦
¦г. Москва ¦ 33 242 ¦ 45 083 ¦
¦Ивановская область ¦ 394 ¦ 442 ¦
¦Сахалинская область ¦ 860 ¦ 946 ¦
¦Читинская область ¦ 825 ¦ 959 ¦
¦Еврейская АО ¦ 90 ¦ 115 ¦
¦Сумма ¦ 61 368 ¦ 86 174 ¦
L---------------------------------+--------------------+-------------------

Региональные законодатели, вводя налоговые освобождения, предполагают, что именно в их регионе будут осуществляться инвестиционные проекты в ускоренном темпе, по сравнению с иными субъектами России. Число регионов России, предоставляющих инвестиционные льготы по НИО, увеличивается. Теоретически, если все регионы предоставят эту льготу, то какой от нее смысл? Конкуренция регионов за инвестиции через освобождение от НИО исчезнет, и необходимо будет активизировать иные экономические механизмы для осуществления инвестиционных проектов: развитие инфраструктуры, привлечение кредитов и т.п.

Но до тех пор, пока все регионы не применяют рассматриваемые льготы, изменение ситуации по освобождению от НИО может идти только за счет увеличения порога суммы освобождения или сроков его предоставления, что, по мнению региональных законодателей, более привлекательно для инвесторов. Так ли это?

В соответствии с Конституцией России (ст. 8) государство должно поддерживать конкуренцию между хозяйствующими субъектами. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Задачу развития конкуренции как основу стимулирования деловой активности, инновационного развития и роста эффективности экономики на открытии X съезда партии "Единая Россия" сформулировал В.В. Путин <3>.

<3> Стенограмма выступления Председателя партии "Единая Россия" В.В. Путина на открытии X съезда партии, 24.11.2008 // http://www.edinros.ru/er/text.shtml?32467/101909.

В нашем случае мы имеем дело с государственной региональной поддержкой определенных категорий налогоплательщиков с целью привлечения инвестиций именно в конкретный регион. Однако следует учитывать, что поддержка организаций регулируется бюджетным законодательством и предоставляется в форме субсидий в целях возмещения отдельных видов затрат или недополученных доходов (ст. 78 Бюджетного кодекса России). Заметим, что такая поддержка предоставляется конкретной организации, но не категории организаций! Иными словами, региональное законодательство противоречит федеральному!

Авторы настоящей статьи считают, что допустимо существование конкуренции экономик регионов за инвестиции, но отнюдь не конкуренции регионов России в форме освобождения от регионального налогообложения.

В международной практике часто говорится о международной налоговой конкуренции. Действительно, каждая страна создает у себя более привлекательные налоговые условия для инвестиций. В объединенной Европе отдельные страны стараются ввести те или иные налоговые преференции для конкретных отраслей экономики. И налоговое подразделение ОЭСР выработало для анализа данного явления новый термин - недобросовестная налоговая конкуренция между странами в рамках одного регионального экономического союза. Не хочется думать, что подобная деятельность в России будет "набирать обороты". А это вполне возможно, поскольку на федеральном уровне не уделяется достаточного внимания регулированию поступательного инновационного и инвестиционного развития экономики России.

Мы становимся свидетелями развития налоговой конкуренции между субъектами России. Налоговая конкуренция между субъектами России - это реализация в региональном налоговом механизме набора налоговых преференций, которые являются более выигрышными по сравнению с соседними регионами или регионами, имеющими примерно равное экономическое развитие, при этом преференции не предусмотрены НК РФ.

НК РФ установил, что ставка НИО не может превышать 2,2%, а налоговой базой по НИО является балансовая стоимость основных средств. Говоря об инвестиционном процессе, следует иметь в виду три его основных аспекта: инвестиции в основные средства, инвестиции в технологии, инвестиции в обучение работников. При этом стоимость новых технологий иногда гораздо выше, чем стоимость оборудования. В этих условиях сумма НИО в бизнес-плане конкретной организации весьма несущественна.

Так имеет ли смысл предоставлять налоговые льготы по НИО для ускорения инвестиционного процесса? Обратимся к данным, предоставленным Федеральным казначейством.

Показатели роста сумм НИО (см. рис. 2) свидетельствуют, что в регионах, предоставляющих инвестиционные льготы, рост поступлений сумм НИО существенно замедлился. Данная динамика является предсказуемой и соответствует ожиданиям региональных законодателей и финансовых органов субъектов России.

Рост поступлений сумм НИО в анализируемых регионах млн руб.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦100 000 T---------------------------¬ ¦
¦ ¦ <> ¦ ----------------------------------¬¦
¦ 80 000 +---------------------------+ ¦<> Суммы НИО по регионам, ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ где нет инвестиционных льгот ¦¦
¦ 60 000 +-----<>--------------------+ ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ * Суммы НИО по регионам, ¦¦
¦ 40 000 +---------------------------+ ¦ где есть инвестиционные льготы¦¦
¦ ¦ * ¦ L----------------------------------¦
¦ 20 000 +------*--------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 0 +-------------T-------------+ ¦
¦ 2006 2007 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 2

Учитывая, что региональные законы с предоставлением льгот по НИО были приняты на несколько лет вперед, то, скорее всего, такой тренд в поступлении сумм НИО сохранится.

Оправданно ли это замедление? Можно ли ожидать в будущем существенного ускорения роста экономических показателей регионов, предоставляющих налоговые льготы по НИО? Целесообразна ли замена механизма инвестиционного налогового кредита на механизм региональных налоговых льгот по НИО?

Для ответа на эти вопросы рассмотрим статистические данные, предоставленные Федеральной службой статистики. Нас будут интересовать следующие экономические показатели:

Инвестиционные налоговые льготы и рост инвестиций в основной капитал

Задача регионов - развитие экономического потенциала, формирование бюджета с максимальным использованием собственных налоговых поступлений, в том числе за счет НИО. Развитие экономического потенциала регионы связывают с ростом инвестиций, развитием реального сектора экономики, расширением занятости населения.

Например, в Калужской области освобождение действует в отношении имущества организаций, используемого для реализации на ее территории инвестиционных проектов, связанных со строительством:

<4> См.: п. 9 ст. 2 Закона Калужской области от 10 ноября 2008 г. N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций".

Максимальная ежегодная сумма освобождения - 11 млн руб.

Таким образом, только по одному проекту бюджет области может недосчитаться за четыре года 40 млн руб.

Таких полномочий нет даже на федеральном уровне. Налоговые органы ФНС России могут рассматривать суммы инвестиционного налогового кредита (на возвратной основе!) до 20 млн руб. на срок до пяти лет. А в рассмотренном выше случае законодателями региона сразу предоставляется освобождение до 11 млн руб. на один год (которые никогда в бюджет не попадут!)...

В Кировской области <5> НИО является регрессивным, его суммы уменьшаются с ростом сумм инвестиций. С 2007 г. налогообложение НИО частных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты с объемом инвестиций в форме капитальных вложений свыше 100 млн руб. со сроком окупаемости до 5 лет, производится по налоговой ставке 0%. Установление такой ставки - право законодательных органов власти области, переданное им в соответствии с НК РФ. Вместе с тем по сути это эквивалентно полному освобождению от налога на пять лет (ранее такая льгота носила название "налоговые каникулы", но в современном федеральном налоговом законодательстве она осталась только для НДПИ). Ежегодная сумма освобождения - не менее 2 млн руб. Только по одному проекту бюджет области за пять лет может недосчитаться более 10 млн руб.

<5> См.: п. 7 ст. 2 Закона Кировской области от 27 ноября 2003 г. N 209-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Кировской области".

Уже прошло почти два года, а региональные законодатели так и не обратили внимания на основные начала законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 3 НК РФ), где сказано, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности.

В законе Кировской области льгота установлена только для частных инвесторов. А если инвестором будет выступать бюджет любого уровня или некоммерческая организация, то налог должен уплачиваться.

Еще более сложная ситуация возникает, когда инвестирование осуществляется на условиях государственно-частного партнерства.

Кроме этого, по закону Кировской области капитальные вложения не подлежат обложению НИО до тех пор, пока они не будут приняты на учет в качестве основных средств. Но ведь некоторые объекты могут приниматься на учет как нематериальные активы, которые в любом случае не облагаются НИО!

Подобные льготы порождают на практике больше сложностей, нежели действительно способствуют привлечению инвестиций. Предупреждать подобные казусы должны в том числе налоговые органы, на которые возложена надзорная функция в области налогов <6>.

<6> См.: п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе. Утв. Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 г. N 506.

Как отмечалось ранее, предоставление инвестиционных льгот регионы связывают с привлечением дополнительных инвестиций, по сравнению с регионами, не вводящими эти льготы. Насколько оправданны ожидания регионов? Анализируемые субъекты суммарно обеспечивают около 50% сумм инвестиций в основной капитал по России.

Показатели роста сумм инвестиций (см. рис. 3) за тот же период изменялись в положительную сторону, но не в той же пропорции, что и изменения сумм НИО (см. рис. 2).

Рост сумм инвестиций в основной капитал в анализируемых регионах, млн руб.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦180 000 T---------------------------¬ ¦
¦ ¦ <> ¦ ¦
¦160 000 +---------------------------+ ¦
¦ ¦ * ¦ ---------------------------------¬¦
¦140 000 +---------------------------+ ¦<> Суммы инвестиций по регионам,¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ где нет льгот ¦¦
¦120 000 +------<>-------------------+ ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ * Суммы инвестиций по регионам,¦¦
¦100 000 +------*--------------------+ ¦ где есть льготы ¦¦
¦ ¦ ¦ L---------------------------------¦
¦ 80 000 +---------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 60 000 +---------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 40 000 +---------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 20 000 +---------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 0 +-------------T-------------+ ¦
¦ 2006 2007 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 3

Как видно из рисунков, заметной корреляции между наличием льгот и реальными инвестициями не наблюдается. Выбирая регион для инвестиций, бизнес учитывает множество факторов, в том числе величину суммы НИО, однако ее значимость в инвестиционном проекте несущественна. По мнению Н. Зубаревич, бизнес выбирает территории с конкурентными экономическими преимуществами - эффектом масштаба (агломерации), меньшим экономическим расстоянием (выгодное местоположение), лучшими институтами, снижающими барьеры развития, более высоким человеческим капиталом <7>. Для инвестора важно наличие развитой инфраструктуры (электросетей, транспорта, связи, коммунального хозяйства). Динамика роста сумм инвестиций свидетельствует о том, что наличие или отсутствие инвестиционной льготы по НИО не является существенным фактором при выборе инвестором региона для инвестиций. Инвестиционные налоговые льготы как инструмент стимулирования инвестиций имеют низкую отдачу.

<7> Зубаревич Н. Вспомнить о пространстве // Экономические новости России и стран Содружества. 2008. Окт. N 19. С. 5.

Инвестиционные налоговые льготы и рост промышленного производства

Ввод льгот нередко увязывается с ускоренным развитием реального сектора экономики. Важным показателем развития потенциала региона является индекс промышленного производства. По анализируемым нами регионам Росстат дает следующую картину (см. рис. 4).

Средняя величина индексов промышленного производства в анализируемых регионах с наличием или отсутствием инвестиционных налоговых льгот, % к предыдущему году

--------------------------------------------------------------------------¬
¦111 T--------------------------*-----¬ ¦
¦ ¦ ¦----------------------------------¬¦
¦110 +--------------------------------+¦<> Средний индекс промышленного ¦¦
¦ ¦ ¦¦ производства при наличии льгот¦¦
¦109 +--------------------------------+¦ ¦¦
¦ ¦ <> ¦¦ * Средний индекс промышленного ¦¦
¦108 +----------------*---------------+¦ производства при отсутствии ¦¦
¦ ¦ <> ¦¦ льгот ¦¦
¦107 +--------------------------<>----+L----------------------------------¦
¦ ¦ * ¦ ¦
¦106 +----------T----------T----------+ ¦
¦ 2004 2005 2006 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 4

Приведенные данные подтверждают наш вывод о том, что наличие или отсутствие региональных налоговых льгот не является существенным фактором при выборе региона для инвестиций и для расширения действующих производств.

Более того, индексы промышленного производства в регионах с отсутствием инвестиционных льгот растут активнее, поскольку не имеющие льгот организации предпринимают более активные действия по извлечению доходов для скорейшей окупаемости инвестиций.

Инвестиционные налоговые льготы и снижение уровня безработицы

Улучшение экономической ситуации в регионе увязывается также с ростом занятости населения. Дополнительные инвестиции создают рабочие места, снижается отток трудоспособного населения в иные субъекты, снижается напряженность по социальным программам. Уровень безработицы является важным показателем для оценки качества развития региона.

Среди регионов, предоставляющих инвестиционные налоговые льготы, уровень безработицы уменьшился в 2006 г. в 5 регионах, а в регионах, где таких льгот нет, уровень уменьшился в 7 регионах. Среди регионов, предоставляющих инвестиционные налоговые льготы, уровень безработицы увеличился в 2006 г. в 4 регионах, а в регионах, где таких льгот нет, уровень увеличился в 3 регионах. Как видим, уровень безработицы снижался более активно в регионах, не предоставляющих инвестиционные налоговые льготы.

На рис. 5 приведена динамика средних величин уровня безработицы в анализируемых субъектах. Средние показатели уровня безработицы снижаются, что подтверждает рост всей российской экономики.

Динамика изменения средних уровней безработицы в анализируемых регионах с наличием и отсутствием инвестиционных налоговых льгот по НИО, %

--------------------------------------------------------------------------¬
¦10,00 T-------------------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9,50 +------<>-----------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9,00 +-------------------------------+ ¦
¦ ¦ <> ¦ ¦
¦ 8,50 +-------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ -------------------------------¬¦
¦ 8,00 +-------------------------------+ ¦<> Средний уровень безработицы¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ в регионах, где имеются ¦¦
¦ 7,50 +-------------------------------+ ¦ инвестиционные льготы ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦ 7,00 +-------------------------------+ ¦ * Средний уровень безработицы¦¦
¦ ¦ * ¦ ¦ в регионах, где отсутствуют¦¦
¦ 6,50 +-------------------------------+ ¦ инвестиционные льготы ¦¦
¦ ¦ ¦ L-------------------------------¦
¦ 6,00 +-----------------------*-------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5,50 +-------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5,00 +---------------T---------------+ ¦
¦ 2005 2006 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 5

График показывает, что общая тенденция снижения уровня безработицы является одинаковой для регионов, предоставляющих и не предоставляющих инвестиционные налоговые льготы по НИО. Таким образом, наш вывод снова подтверждается: на создание дополнительных рабочих мест и снижение напряженности на рынке труда рассматриваемые налоговые льготы влияния не оказывают.

Инвестиционные налоговые льготы и валовой региональный продукт

Итоговый показатель развития экономики региона - валовой региональный продукт (ВРП). Рост данного показателя свидетельствует о способности субъекта реализовать свои текущие задачи и выполнить свои будущие обязательства. Суммарно анализируемые регионы обеспечивают более 56% объема ВРП по России.

Конечно, большую часть ВРП в анализируемых регионах приносят Тюменская область и г. Москва. Но исключение этих регионов из анализа не изменит существенно результаты по группам регионов. Динамика изменения суммарного ВРП приведена на рис. 6.

Динамика совокупного валового регионального продукта по анализируемым регионам, млрд руб.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦9000 T-------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8000 +----------------------------*--------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7000 +-------------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ -------------------------¬¦
¦6000 +--------*----------------------------+ ¦<> Итого ВРП по региона즦
¦ ¦ ¦ ¦ с льготами ¦¦
¦5000 +-------------------------------------+ ¦ ¦¦
¦ ¦ <> ¦ ¦ * Итого ВРП по региона즦
¦4000 +--------<>---------------------------+ ¦ без льгот ¦¦
¦ ¦ ¦ L-------------------------¦
¦3000 +-------------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2000 +-------------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1000 +-------------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 0 +------------------T------------------+ ¦
¦ 2006 2007 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 6

Из рисунка 6 видно, что в регионах, предоставляющих инвестиционные налоговые льготы, происходит замедление роста ВРП. На динамику роста ВРП наличие инвестиционных льгот по НИО не оказывает стимулирующего воздействия, динамика роста ВРП по отношению к этим льготам нейтральна. Наш вывод опять подтверждается.

Инвестиционные налоговые льготы и дотации из федерального бюджета

При снижении текущих поступлений в региональные бюджеты сумм по закрепленным налогам (в частности, по суммам НИО) необходимо иметь средства для финансирования региональных программ. Эти средства привлекаются из нескольких источников. В частности, могут быть предоставлены дотации из вышестоящего федерального бюджета. На рис. 7 представлены данные по дотациям, предоставляемым анализируемым нами субъектам РФ для выравнивания бюджетной обеспеченности. Данные взяты из федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год. Анализируемым нами субъектам России выделяется около 21% сумм дотаций, предусмотренных федеральным законом.

Предоставление дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ суммарно по анализируемым регионам, млн руб.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦50 000 T---------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦45 000 +---------------------------------<>----+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦40 000 +---------------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦35 000 +------------------------<>-------------+ ¦
¦ ¦ ¦ -----------------------¬¦
¦30 000 +---------------------------------------+ ¦<> Итого дотации из ФБ¦¦
¦ ¦ * ¦ ¦ в регионы, где есть¦¦
¦25 000 +---------------<>----------------------+ ¦ льготы ¦¦
¦ ¦ <> * * ¦ ¦ ¦¦
¦20 000 +---------------------------------------+ ¦ * Итого дотации из ФБ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ в регионы, где ¦¦
¦15 000 +----*----------------------------------+ ¦ нет льгот ¦¦
¦ ¦ ¦ L-----------------------¦
¦10 000 +---------------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5 000 +---------------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 0 +---------T---------T---------T---------+ ¦
¦ 2005 2006 2007 2008 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 7

Среди регионов, предоставляющих инвестиционные льготы, число регионов, которым выделяются дотации, увеличилось. К ним добавились три региона: Астраханская область, Оренбургская область, Удмуртская Республика. А вот среди регионов, не предоставляющих инвестиционные льготы и которым начали предоставлять дотации, добавился только один регион - Пермский край. И то это особый случай: с 1 декабря 2005 г. произошло слияние двух субъектов РФ - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, и дотации выделяются именно в этот округ.

Как видим, наблюдается увеличение разрыва между анализируемыми регионами в предоставлении дотаций. Необходимо отметить, что г. Москве, Свердловской области, Тюменской области, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области дотации из федерального бюджета не выделялись.

Таким образом, имеет место экономический парадокс: регионы отказываются от собственных закрепленных налогов, и одновременно федеральный бюджет выделяет им дотации для финансирования региональных программ.

Выводы и предложения

Проведенное авторами исследование наглядно показывает, что региональные экономические контрасты внутри страны будут расти, если не развивать параллельно с предоставлением налоговых льгот по НИО другие выравнивающие механизмы.

Конкуренция между регионами за инвестиции в форме освобождений от НИО лишена смысла. От отказа регионов от своей части налогов выигрывают только отдельные организации путем получения дополнительной экономической выгоды. Промышленный рост и рост объема ВРП замедляются. Динамика уровня занятости работоспособного населения от наличия льгот по НИО не зависит.

Инвестиционные льготы по НИО приводят к невозместимым прямым потерям региональных бюджетов. Частично эти потери компенсируются за счет дотаций из федерального бюджета. Более того, такие льготы не предусмотрены нормами НК РФ (п. 3 ст. 12 и ст. 381 НК РФ).

Приоритеты инвестиционной политики и механизм ее реализации должны быть предусмотрены на федеральном уровне. Мощный резерв в налоговом стимулировании инвестиций был заложен в инвестиционной льготе по налогу на прибыль организаций. Эта льгота была отменена после принятия в 2004 г. гл. 25 НК РФ. Этот механизм в настоящее время возрождается через амортизационное премирование.

Необходимо сделать более доступным получение инвестиционного налогового кредита как наиболее прозрачного среди имеющихся механизмов, более того, необходимо предоставлять этот кредит не только по налогу на прибыль, а и по другим федеральным налогам, убрав или снизив имеющиеся ограничения.

Активизировать инвестиционный процесс на территории России можно также, если облагать НИО не все основные средства, а только недвижимое имущество, как это предложено в Модельном налоговом кодексе для государств - участников СНГ, утв. Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 31 мая 2007 г. N 28-9.

Библиографический список к статье

  1. Зубаревич Н. Вспомнить о пространстве // Экономические новости России и стран Содружества. 2008. Окт. N 19.
  2. Инвестиции в России. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 317 с.
  3. Мельников Р.М. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов: Монография. - М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 92.
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 991 с.
  5. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 510 с.
  6. Стенограмма выступления Председателя партии "Единая Россия" В.В. Путина на открытии X съезда партии, 24 ноября 2008 г. // http://www.edinros.ru/er/text.shtml?32467/101909.

Н.Н.Тютюрюков

К. э. н.,

доцент

кафедры финансов и отраслевой экономики

Российской академии

государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Г.Б.Тернопольская

К. э. н.,



профессор

кафедры бухгалтерского учета и аудита

Всероссийской государственной

налоговой академии

Министерства финансов

Российской Федерации