Мудрый Экономист

Об уведомлении о праве на вычет

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, N 52

Примерно каждый третий российский налогоплательщик, подающий налоговую декларацию по НДФЛ, имеет право на получение имущественного налогового вычета в связи с продажей имущества или покупкой недвижимости. Однако в правовом регулировании предоставления таких вычетов немало "подводных камней". Как следствие, до 20% всех обращений граждан в налоговые органы посвящены проблемам получения и оформления имущественных вычетов.

Если гражданин построил или приобрел на территории Российской Федерации жилой дом, квартиру, комнату или долю (доли) в них, то он имеет право на получение имущественного налогового вычета по НДФЛ, т.е. на уменьшение налоговой базы, облагаемой НДФЛ (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Такой вычет предоставляется в сумме, израсходованной налогоплательщиком на названные цели в размере фактически произведенных расходов (но не более чем на 2 млн руб.), а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на те же цели (без ограничения по сумме).

Налогоплательщики могут получить данный вид имущественного вычета одним из двух способов: в налоговом органе или у работодателя. В первом случае гражданин по итогам года подает декларацию в налоговый орган с приложением заявления о вычете и необходимых подтверждающих документов. Тогда ему будет произведен возврат налога, уплаченного в текущем году, в соответствующей сумме.

Второй вариант - обратиться к работодателю и получать вычет на работе (т.е. из заработка работника в течение соответствующего периода не будет удерживаться НДФЛ). Но для этого в налоговом органе должны предоставить налогоплательщику уведомление по установленной форме, подтверждающее его право на вычет (п. 3 ст. 220 НК РФ).

Выдача уведомления

Наличие такого уведомления является условием для включения в имущественный налоговый вычет суммы денежных средств, израсходованной на строительство или приобретение жилья, либо суммы процентов, уплаченных в погашение займа (кредита).

Для получения уведомления налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган по месту жительства следующие документы:

справку с места работы налогоплательщика, выданную работодателем, с обязательным указанием наименования, ИНН и КПП организации, фактического и юридического адресов местонахождения организации либо фамилии, имени, отчества и ИНН индивидуального предпринимателя;

письменное заявление с указанием паспортных данных, адреса постоянного места жительства, ИНН (при наличии), а также размера имущественного налогового вычета, на получение которого налогоплательщик претендует (при этом желательно указать отдельно сумму, направленную на новое строительство либо приобретение, и сумму, направленную на погашение процентов по целевым займам (кредитам), израсходованным на строительство или приобретение жилья). Представители отдельных налоговых органов рекомендуют также указывать в заявлении подробные сведения о работодателе, который будет предоставлять вычет: наименование, ИНН, КПП, фактический и юридический адреса местонахождения организации или фамилию, имя, отчество и ИНН индивидуального предпринимателя. По нашему мнению, подобное требование излишне и его несоблюдение не может повлечь для налогоплательщика негативные последствия, так как вся указанная информация содержится в подаваемой вместе с заявлением справке с места работы налогоплательщика;

копии документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Для подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет в данной ситуации представители налоговых органов не вправе требовать от налогоплательщика представить заполненную налоговую декларацию по доходам. Это касается и декларации по текущим доходам (налоговый период, в котором налогоплательщик претендует на получение вычета, еще не завершен), и деклараций за предыдущие налоговые периоды.

После проведения соответствующей проверки налоговым органом принимается решение о выдаче уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет или о направлении заявителю письменного сообщения об отказе в выдаче подтверждения права на имущественный налоговый вычет.

Право на получение налогоплательщиком вычета должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления и указанного комплекта документов.

Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/147@. В уведомлении указывается в том числе наименование конкретного работодателя (налогового агента), который вправе предоставлять налогоплательщику вычет в текущем налоговом периоде.

Уведомление налогового органа действует в течение налогового периода, в котором оно выдано, применительно к доходам, полученным от налогового агента в этом же налоговом периоде, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13% (Письмо Минфина России от 25.01.2006 N 03-05-01-04/8).

Если работодателей несколько

По мнению отдельных представителей налоговых органов (см., например, Письма УФНС России по г. Москве от 15.01.2007 N 28-10/02741; от 09.08.2006 N 28-10/71501), уведомление, подтверждающее право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет, может быть выдано налоговым органом налогоплательщику на текущий налоговый период только один раз. При этом выданное налоговым органом уведомление не подлежит передаче другому налоговому агенту.

Такой подход исключает возможность получения налогоплательщиком вычета не только при смене работодателя, но и даже при реорганизации компании, в которой он работает.

Организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два различных налогоплательщика. По этой причине, как считают представители налогового ведомства, реорганизованная компания не вправе предоставлять своим работникам имущественный налоговый вычет по уведомлениям, в которых работодателем указана реорганизуемая организация (Письмо УФНС России по г. Москве от 19.07.2007 N 28-11/069132).

Известны даже случаи, когда налогоплательщику было отказано в предоставлении имущественного вычета по новому месту работы при переводе его из одного филиала организации в другой. Такое решение объяснили тем, что смена филиалов равносильна смене работодателя, так как у двух филиалов не может быть одинаковых реквизитов, в частности КПП.

Таким образом, в случае перемены места работы в текущем налоговом периоде налогоплательщик не сможет продолжать получать имущественный вычет у нового работодателя в части, оставшейся после предоставления такого вычета за указанный налоговый период предыдущим работодателем. Воспользоваться положенной льготой в данном случае он сможет путем декларирования доходов по окончании календарного года.

Впрочем, в судебной практике встречаются случаи, когда налогоплательщику удавалось отстоять свое право на получение вычета у нового работодателя (Постановление ФАС ВСО от 21.06.2007 N А33-17346/06). В качестве основного аргумента здесь можно указать, что право выбора налогового агента, у которого физическое лицо будет получать имущественный налоговый вычет, предоставлено ему НК РФ, а наличие в тексте уведомления указания на место его предоставления по существу ограничивает указанное право.

В банк с пустыми руками...

Еще с одной проблемой налогоплательщик может столкнуться в случае, если ему необходимо воспользоваться правом на освобождение от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, израсходованными на строительство либо приобретение жилья.

С 1 января 2008 г. для такого освобождения налогоплательщику необходимо представить в организацию (например, в банк), выдавшую заем, соответствующее подтверждение его права на имущественный налоговый вычет (Письма Минфина России от 05.05.2008 N 03-04-06-01/114; от 14.04.2008 N 03-04-06-01/85).

Однако налогоплательщик уже отдал это уведомление своему работодателю. А другое уведомление, тем более выписанное на имя другого налогового агента, налоговые органы ему не оформят.

Подобное толкование законодательства, по нашему мнению, не является верным. НК РФ не ограничивает право налогоплательщика повторно обращаться в налоговый орган за подтверждением своего права на вычет. Ограничение не может быть оправдано наличием в НК РФ нормы, согласно которой налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета только у одного налогового агента. Действующая форма уведомления предусматривает необходимость указания конкретного налогового агента, которому уведомление адресовано. В связи с этим, например, в случае утраты выданного ранее оригинала уведомления налоговый орган может выдать налогоплательщику либо его копию, либо оформить новое уведомление.

Хотя в НК РФ четко указано, что после получения налоговым агентом необходимых документов от налогоплательщика он не вправе отказать ему в получении вычета, вполне возможна ситуация, когда по объективным причинам уже после оформления уведомления налоговый агент, которому оно адресовано, оказывается не в состоянии предоставить налогоплательщику необходимый вычет (например, при ликвидации организации или смене места работы налогоплательщиком). В этом случае, на наш взгляд, налогоплательщик также вправе обратиться в налоговый орган с просьбой о переоформлении уведомления в обмен на ранее выданный документ.

Правомерность своих требований налогоплательщик может обосновать ссылкой на разъяснения Минфина России (Письма от 05.05.2008 N 03-04-06-01/114; от 14.04.2008 N 03-04-06-01/85; от 26.03.2008 N 03-04-05-01/84; от 26.03.2008 N 03-04-05-01/83; от 14.03.2008 N 03-04-06-01/58; от 25.12.2007 N 03-04-05-01/418), в которых четко и ясно указано, что ст. 220 НК РФ не содержит ограничений относительно возможности неоднократного получения подтверждения права налогоплательщика на получение части одного и того же имущественного вычета.

А.Зрелов

К. ю. н.,

член экспертного совета

при Торгово-промышленной палате РФ

по совершенствованию

налогового законодательства

и правоприменительной практики