Мудрый Экономист

Основные средства ау и анко: принятие к бухгалтерскому учету

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 12

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств некоммерческих организаций, в том числе АУ и АНКО, отличается от учета, организуемого коммерческими и бюджетными организациями. Правда, у коммерческих и некоммерческих организаций есть точки соприкосновения.

Основной бухгалтерский нормативный акт, регламентирующий порядок формирования в бухгалтерском учете информации об ОС, - ПБУ 6/01 <1>. Этим документом руководствуются все юридические лица, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений. Причем в нем есть специальные положения, распространяющиеся непосредственно на некоммерческие организации, включая АУ и АНКО. Несмотря на то что имущество принадлежит АУ и АНКО на разных правах, порядок формирования бухгалтерского учета ОС у этих организаций одинаков.

<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

АНКО владеет имуществом на праве собственности, то есть она является собственником имущества, переданного ей в качестве вкладов (взносов) учредителями, а также имущества, полученного ею по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях <2>). Учредители, передав имущество в собственность АНКО, не сохраняют на него никаких прав. При этом учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНКО. В свою очередь, АНКО на свое усмотрение вправе совершать любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в отношении принадлежащего ей имущества (п. 2 ст. 209 ГК РФ). В то же время она отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

<2> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

Что касается АУ, то ему имущество принадлежит на праве оперативного управления (п. 1 ст. 120, ст. 296 ГК РФ, п. 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях <3>). Причем это распространяется как на имущество, закрепленное за ним собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием), так и на имущество, приобретенное АУ вне зависимости от источника оплаты. Несмотря на то что за бюджетным учреждением имущество закрепляется также на праве оперативного управления, АУ (в том числе созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения) обладает намного большей свободой действий. Бюджетное учреждение согласно п. 1 ст. 298 ГК РФ не наделено правом распоряжения имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. А вот АУ вправе распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, правда, есть некоторые ограничения. Так, чтобы распорядиться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом <4>, закрепленным за АУ учредителем либо приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, АУ нужно заручиться согласием собственника. То же самое относится и к решению АУ о внесении имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче иным образом имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. В части остального имущества, в том числе недвижимого, у АУ руки развязаны.

<3> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
<4> Особо ценным движимым признается имущество, без которого осуществление АУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за АУ или о выделении средств на его приобретение.

АУ необходимо помнить о том, что недвижимое имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем специально для этих целей, а также находящееся у АУ особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке. Этого можно достичь путем организации на счетах бухгалтерского учета аналитического учета указанного имущества. Такой учет поможет АУ не только получить данные о наличии и движении объектов ОС, необходимые для составления бухгалтерской отчетности, но и составить отчеты об использовании закрепленного за ним имущества, которые подлежат ежегодному опубликованию в СМИ, определенных учредителем.

Примечательно то, что собственник имущества АУ не несет обязанности по обязательствам этого учреждения, а также не рискует и своим недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Это связано с тем, что АУ отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ собственником или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных собственником (п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 4 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). В этом заключается существенное отличие АУ от бюджетного учреждения. Последнее отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. В случае недостаточности этих средств возникает субсидиарная ответственность собственника.

Общей для автономного и бюджетного учреждения является следующая норма Гражданского кодекса. Собственник имущества может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом, закрепленным за бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Следовательно, собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21). Например, собственник не вправе выступать в качестве арендодателя такого имущества (см., например, Постановления ФАС ВСО от 29.07.2008 N А78-445/08-Ф02-3582/08, от 13.11.2007 N А10-1047/07-Ф02-8490/07, ФАС ЗСО от 28.02.2008 N Ф04-1105/2008(915-А27-39)).

Учтите, наличие факта неиспользования или использования не по назначению имущества является достаточным основанием для изъятия собственником имущества, находящегося в оперативном управлении (Постановления ФАС МО от 26.02.2008 N КГ-А40/14624-07, от 18.02.2008 N КГ-А40/459-08). Доказательства этого должен представить соответствующий управомоченный собственником орган (п. 41 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996). Однако решение собственника об изъятии имущества может быть признано недействительным, если окажется, что оно не используется АУ по объективным причинам. Примером является Постановление ФАС СЗО от 04.09.2008 N А56-18978/2007. Оказалось, что спорное здание не использовалось учреждением в связи проведением в нем ремонта. Причем длительность ремонта была вызвана отсутствием финансирования. На момент проверки учреждение отремонтировало большую часть помещений здания за счет собственных средств. Более того, было выяснено, что изъятие здания затруднило бы решение возложенных на учреждение задач.

Когда актив становится объектом ОС?

Некоммерческая организация (в том числе АУ и АНКО) принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве ОС при одновременном выполнении трех условий (п. 4 ПБУ 6/01), но только в том случае, если приобретенный (полученный) актив не относится к капитальным вложениям. Перечислим условия, при выполнении которых в учете АУ и АНКО необходимо отразить объект основных средств.

Во-первых, предназначение актива - использование в деятельности, направленной на достижение целей создания АУ или АНКО, определенных уставом данной организации, для управленческих нужд некоммерческой организации или в предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках законодательства РФ. Согласно п. 2 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях АНКО имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но только если она соответствует целям, для достижения которых создана эта организация. О свободе действий со стороны АУ говорится в п. 7 ст. 4 Закона об автономных учреждениях: АУ вправе осуществлять иные виды деятельности, но лишь в том случае, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.

Во-вторых, предполагается, что объект будет использоваться в течение длительного времени - срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Ну и наконец, АУ и АНКО не планируют в последующем перепродавать объект.

Еще одно условие, выполнение которого обязательно для коммерческих компаний, - объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем - для АУ и АНКО не актуально, поскольку основной целью их создания не является извлечение прибыли. Они создаются для оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях, п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

Итак, при одновременном выполнении всех трех вышеперечисленных условий актив может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС. Правда, из этого правила АУ и АНКО вправе сделать исключения для активов стоимостью менее 20 000 руб. Для этого в учетной политике необходимо закрепить, что активы, отвечающие признакам ОС, стоимостью в пределах такого-то лимита (но не более 20 000 руб.) отражаются в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов. Воспользовавшись данным правом, АУ и АНКО сэкономят на налоговых обязательствах по налогу на имущество (Письмо Минфина России от 20.03.2008 N 03-05-05-01/17). Кстати, в этом случае не надо оформлять первичные учетные документы по учету ОС, однако необходимо позаботиться о наличии документов по учету материально-производственных запасов, таких как приходный ордер (форма N М-4), требование-накладная (форма N М-11), карточка учета материалов (форма N М-17) <5>. Такова позиция Минфина, изложенная в Письме от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98.

<5> Данные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Формируем первоначальную стоимость ОС

Объекты ОС отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Важно, чтобы первоначальная стоимость была сформирована в соответствии с требованиями ПБУ 6/01, поскольку она влияет на налоговые обязательства по налогу на имущество. Порядок формирования зависит от того, каким образом получен актив.

Приобретение за плату

Первый вариант получения актива - приобретение объектов ОС (причем как новых, так и бывших в эксплуатации) за плату за счет любых средств (полученных от учредителя АУ или АНКО, в результате осуществления деятельности, приносящей доход, пожертвований и т.д.). В этом случае первоначальной стоимостью ОС признаются фактические затраты АУ или АНКО на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). Более конкретный список таков. К фактическим затратам относятся:

Итак, состав затрат, из которых складывается первоначальная стоимость объекта ОС, не зависит от источника оплаты, то же самое относится к порядку отражения на счетах бухгалтерского учета проводок по приобретению активов. Для обобщения сведений о затратах АУ и АНКО на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве ОС, используется счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" (Инструкция по применению Плана счетов <6>). При этом некоммерческая организация должна показать источник покрытия затрат, связанных с приобретением объекта ОС. АУ или АНКО могут приобрести актив за счет целевых средств (субсидий, выделенных АУ учредителем, бюджетных средств, грантов, пожертвований и т.д.) либо прибыли, полученной в результате осуществления предпринимательской деятельности. Эти средства отражаются в бухгалтерском учете на соответствующем субсчете, открытом к счету 86 "Целевое финансирование". Использование средств на приобретение ОС отражается по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом счета 83 "Добавочный капитал". О том, что такой вариант проводок применяется при приобретении ОС за счет прибыли от предпринимательской деятельности, Минфин сообщил в Письме от 31.07.2003 N 16-00-14/243. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета использования целевых средств на приобретение ОС прокомментирован финансистами в Письме от 12.04.2001 N 16-00-14/180.

<6> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Пример 1. АНКО "Школа мастерства" в ноябре 2008 г. приобрела у сторонней организации машины швейные в количестве 10 шт. по цене за штуку 14 160 руб., в том числе НДС - 2160 руб. На покрытие расходов, возникших в связи с приобретением машин в количестве 6 шт., направлена прибыль, полученная организацией в результате осуществления в 2007 г. предпринимательской деятельности (250 000 руб.). Остальные 4 машины швейные АНКО "Школа мастерства" приобрела за счет средств, полученных в качестве пожертвований.

Машины швейные будут использоваться при проведении занятий кройки и шитья с несовершеннолетними детьми в кружках. Эти занятия организуются как бесплатно в рамках осуществления уставной деятельности организации, так и за плату.

АНКО "Школа мастерства" использует следующие субсчета, открытые к счету 86:

86-1 - "Пожертвования";

86-2 - "Прибыль от предпринимательской деятельности".

В бухгалтерском учете АНКО "Школа мастерства" будут отражены следующие проводки:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
                           По окончании 2007 г.                          
Отражена прибыль, полученная в результате   
осуществления предпринимательской
деятельности
   84   
  86-2  
  250 000 
                             В ноябре 2008 г.                            
Отражены вложения во внеоборотные активы    
((14 160 - 2160) руб. x 10 шт.)
   08   
   60   
  120 000 
Отражена сумма "входного" НДС               
   19   
   60   
   21 600 
"Входной" НДС как невозмещаемый налог       
отнесен к фактическим расходам по
приобретению активов <*>
   08   
   19   
   21 600 
Приобретенные активы отражены в составе     
объектов ОС
   01   
   08   
  141 600 
Отражено использование средств, полученных в
качестве пожертвований, на приобретение
объектов ОС
(14 160 руб. x 4 шт.)
  86-1  
   83   
   56 640 
Отражено использование прибыли от           
предпринимательской деятельности на
приобретение объектов ОС
(14 160 руб. x 6 шт.)
  86-2  
   83   
   84 960 
<*> Согласно пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ оказание услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях является операцией, не подлежащей обложению НДС. Поскольку машины швейные будут использоваться для осуществления именно этих операций, "входной" НДС включается в первоначальную стоимость объектов ОС.

Безвозмездное получение

Нередкое явление для некоммерческих организаций - получение основных средств безвозмездно (по договору дарения). Учтите, если в роли дарителя движимого имущества выступает юридическое лицо, а стоимость дара превышает 500 руб., договор дарения должен быть заключен в письменной форме (п. 2 ст. 574 ГК РФ). А договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Несоблюдение указанных условий - причина признания сделки недействительной (см., например, Постановления ФАС ВВО от 15.08.2007 N А11-12647/2006-К1-4/410, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 N 09АП-7620/2008-ГК).

Если дарителем имущества является юридическое лицо, которому оно принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, АУ и АНКО необходимо убедиться в том, что это лицо заручилось согласием собственника (п. 1 ст. 576 ГК РФ). Иначе подарок придется вернуть, как это произошло с муниципальным фондом (Постановление ФАС ВВО от 05.09.2008 N А11-9785/2007-К1-1/472). Данное ограничение не действует в отношении обычных подарков небольшой стоимости.

Также АУ и АНКО нужно знать о том, что собственники имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе передавать его им на безвозмездной основе. Поясним. Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизацией государственного и муниципального имущества признается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц (ст. 1 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества <7>). В п. 2 ст. 2 указанного Закона подчеркнуто, что государственное и муниципальное имущество передается в собственность граждан и юридических лиц исключительно на возмездной основе. В то же время из этого правила есть исключения, приведенные в п. 2 ст. 3 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества. Так, среди прочего, исключение действует в отношении государственного и муниципального имущества, отчуждаемого в собственность некоммерческих организаций, созданных путем преобразования государственных и муниципальных учреждений. Следовательно, если бы АУ или АНКО были создано путем преобразования государственного или муниципального учреждения, безвозмездное получение государственного или муниципального имущества для них было бы возможно. Однако АУ и АНКО не могут быть созданы указанным способом. Что касается АНКО, то она может быть создана путем учреждения, а также в результате реорганизации уже существующей некоммерческой организации. Кроме того, в АНКО может быть преобразовано частное учреждение. А вот преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается только в случаях и в порядке, которые установлены законом (п. 2 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). На сегодняшний день этого не сделано, поэтому преобразование государственного или муниципального учреждения в АНКО невозможно. Об этом мы писали в прошлом номере журнала (с. 60).

<7> Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ.

АУ, естественно, тоже может быть создано путем учреждения, а также в результате изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (п. 1 ст. 5 Закона об автономных учреждениях). Однако последнее не является реорганизацией учреждения, в том числе в форме преобразования. Поэтому АУ не могут стать получателями государственного или муниципального имущества на безвозмездной основе.

Если собственник все-таки передаст имущество АУ или АНКО на безвозмездной основе, Федеральная регистрационная служба откажет в регистрации сделки (договора) дарения и перехода права собственности (в случае передачи недвижимого имущества), а судьи ее поддержат (см., например, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 N 07АП-167/08(2)).

При получении имущества безвозмездно первоначальной стоимостью объекта ОС будет его текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01). При определении текущей рыночной стоимости необходимо ориентироваться на цену, действующую на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. По сути дела, на сумму денежных средств, которую можно получить в случае продажи данного актива на дату его принятия к бухгалтерскому учету. Сведения о действующей рыночной цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем (п. 23 Положения по ведению бухучета <8>). Это могут быть полученные от организаций-изготовителей в письменном виде данные о ценах на аналогичные ОС, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе, экспертные заключения оценщиков о стоимости отдельных объектов ОС (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <9>).

<8> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
<9> Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

АУ и АНКО при получении безвозмездно объектов основных средств следует использовать счет 86, поскольку эти активы, как правило, поступают для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации. Применение счета 98 "Доходы будущих периодов" в данном случае некорректно. Согласно Инструкции по применению Плана счетов стоимость активов, полученных организацией безвозмездно, учитывается на счете 98, субсчет 98-2 "Безвозмездные поступления". По кредиту счета 98, субсчет 98-2, и дебету счета 08 отражается рыночная стоимость актива, полученного безвозмездно. По мере начисления амортизации суммы, учтенные на счете 98, списываются в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы".

В нашем случае амортизация не начисляется (об этом чуть позже), следовательно, доходы не формируются. Однако АУ и АНКО необходимо отразить на счетах бухгалтерского учета использование полученного объекта ОС, что делается уже известной проводкой: Дебет 86 Кредит 83.

Пример 2. АУ "Спортивный комплекс" получило безвозмездно от юридического лица стойку стационарную (высота кольца - 3,05 м, вылет - 2,25 м), предназначенную для установки на спортивных площадках с многопрофильным назначением. Рыночная стоимость стойки составляет 22 000 руб.

В бухгалтерском учете АУ "Спортивный комплекс" будут отражены следующие проводки:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
Отражено получение безвозмездно стойки      
стационарной
   08   
   86   
  22 000  
Полученный безвозмездно актив отражен в     
качестве объекта ОС
   01   
   08   
  22 000  
Отражена сумма целевого финансирования,     
полученного в виде внеоборотного актива
   86   
   83   
  22 000  

Начисляем износ

Как у коммерческих организаций, у АУ и АНКО первоначальная стоимость объектов ОС не переносится на затраты путем начисления амортизации, поскольку амортизацию не начисляют. Данное правило распространяется на все основные средства некоммерческих организаций вне зависимости от того, за счет каких источников они приобретены и в каких целях используются. Считаем, что такое требование несправедливо в отношении активов, приобретаемых за счет средств от предпринимательской деятельности и используемых для извлечения прибыли. Однако с положениями нормативного акта по бухгалтерскому учету не поспоришь. Поэтому АУ и АНКО по объектам ОС в бухгалтерском учете начисляют износ, информация о суммах которого отражается на забалансовом счете 010 "Износ основных средств" (п. 17 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов). По мнению автора, из этого правила есть исключения. Износ, так же как и амортизацию, не надо начислять по объектам ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. Таковыми, например, являются земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям.

Износ начисляется аналогично порядку исчисления амортизации линейным способом. В течение отчетного года начисление износа производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Годовая сумма износа определяется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы износа, исчисленной на основании срока полезного использования этого объекта. АУ и АНКО устанавливают срок полезного использования, как правило, самостоятельно. Однако, если АУ создано путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, суммы износа по объектам ОС определяются исходя из сроков полезного использования, установленных государственным или муниципальным учреждением при принятии ими этих объектов к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования производится АУ и АНКО под влиянием:

Кроме того, некоммерческая организация вправе воспользоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Начисление износа начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного накопления всей суммы износа или списания этого объекта с бухгалтерского учета (например, при его продаже).

Пример 3. Дополним условия примера 1. АНКО "Школа мастерства" установила срок полезного использования приобретенных машин швейных равным 4 годам.

Годовая сумма износа по одной машине швейной равна 3540 руб. (14 160 руб. / 4 г.), ежемесячная - 295 руб. (3540 руб. / 12 мес.). В бухгалтерском учете АНКО "Школа мастерства" будет формироваться следующая проводка:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
                   Ежемесячно начиная с декабря 2008 г.                  
Отражена сумма износа по машинам швейным    
(295 руб. x 10 маш.)
   010  
   2950   

В заключение напомним АУ: если сделка, связанная с приобретением объекта ОС, подпадает под категорию крупной, на ее совершение необходимо получить предварительное одобрение наблюдательного совета. Размер крупной сделки может быть предусмотрен уставом АУ. Если в уставе такой информации нет, сделка будет считаться крупной, если ее цена превысит 10% балансовой стоимости активов АУ, определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупная сделка, совершенная без одобрения наблюдательного совета, может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, но только если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о том, что "добро" со стороны наблюдательного совета не получено. Руководитель АУ несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных организации в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, причем вне зависимости от того, была данная сделка признана недействительной или нет (ст. 15 Закона об автономных учреждениях).

О.В.Влад

Эксперт журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"