Мудрый Экономист

В разгар перемен в мобильном ритейле

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6

Ситуация на рынке розничных продаж услуг сотовых операторов и средств мобильной связи в последнее время становится все более и более неустойчивой. Финансовый кризис дошел до сотовых ритейлеров, динамика их продаж сокращается, а возможностей привлечения кредитных ресурсов для финансирования становится все меньше.

Операторы находятся в более выгодном положении, однако в непростых условиях финансовой нестабильности они также заинтересованы в укреплении своих позиций на рынке услуг сотовой связи. Как вариант - получение контроля за бизнесом розничных продаж средств и услуг связи, что уже сделали отдельные операторы мобильной связи, но не будем спешить, расскажем обо всем по порядку.

Какова расстановка сил в поле "сотового" покрытия?

Не секрет, что на рынке мобильной связи основные игроки, задающие тон для всех остальных участников, - крупные операторы мобильной связи и не менее многочисленные сети салонов сотовой связи. Последних нередко называют ритейлерами, как догадался читатель, это слово является производным от характеристики их бизнеса.

Ритейл <1> - торговая сфера, характеризующая розничную торговлю различными товарами. Отличительной особенностью ритейла по сравнению с более привычным термином "розничная торговля" являются работа с массовым клиентом, охватывающая различные регионы продаж, и использование особых технологий торговли, называемых ритейл-технологиями. Ритейл - направление, которое пришло к нам из-за рубежа, но в отличие от зарубежных стран у нас ритейл развивался более успешно. Население не привыкло копить деньги, так как инфляция съедает львиную долю сбережений. Поэтому потребители, пережившие не один финансовый кризис, склонны тратить средства на корзину товаров текущего потребления.

<1> От англ. "retail sales" - розничные продажи.

Ритейлеры, представляющие крупные розничные сети, работают в различных направлениях предпринимательской деятельности: рынок кредитных ресурсов, рынок продовольственных товаров, бытовой техники, средств связи и приема платежей. К сожалению, для ритейлеров, работающих в сфере связи, в условиях финансовой нестабильности наступают не лучшие времена. Снижается покупательская способность потенциальных клиентов, падает уровень продаж. Так, например, раньше многие потребители могли легко поменять устаревшую модель сотового телефона на более новую или под воздействием рекламы приобретали более усовершенствованный образец сотового телефона, в то время как старый еще вполне сносно работал. Сейчас же в целях оптимизации личных расходов перед совершением покупки средств связи абонентам приходится задумываться. В результате доля так называемого реплейсмента <2> (покупок новых телефонов взамен устаревших) снижается, как и доля других направлений продаж средств связи.

<2> От англ. гл. "replace" - заменить, сущ. "replacement" - замена.

Негативное влияние на объем продаж мобильных ритейлеров оказывает сокращение, а больше ужесточение условий предложений беспроводных средств связи в кредит. Покупатели в последнее время неохотно пользуются услугами кредитных организаций, при этом и банки, в свою очередь, ужесточили процедуры выдачи кредитов населению. Резкое сокращение выдачи краткосрочных кредитов населению приводит к снижению продаж средств связи у сотовых ритейлеров. Для них развитие бизнеса на заемные средства оправдывало себя (и не один год), пока кредиты банков не подорожали.

Не лучше стало положение с оказанием агентских услуг по приему платежей за услуги мобильной связи. Отдельные операторы снизили для ритейлеров вознаграждение за прием платежей, поэтому посредникам пришлось компенсировать недополученные доходы за счет клиентов введением дополнительной комиссии в салонах связи. В этих условиях внешне благополучное положение сотовых ритейлеров сменилось падением их котировок, из-за низкой рентабельности и высокой долговой нагрузки сотовые ритейлеры оказались на грани выживания и загодя начали переговоры о реализации своего бизнеса. Данная тенденция наблюдается как у крупных ритейлеров, так и у их коллег второго эшелона. Причем объединение участников рынка продаж средств связи мало что дает для оздоровления финансового положения сетей салонов связи. Остается последний вариант - продажа.

У сотовых ритейлеров два основных покупателя: операторы сотовой связи и банки, которые получают за долги активы, не платя за них ни копейки, а потом пытаются вернуть свои деньги при последующей продаже. В итоге конечными покупателями все равно оказываются операторы связи, для которых контроль за сетью салонов сотовой связи может улучшить позиции на рынке. Заметим, за рубежом многие ритейлеры уже перешли под контроль сотовых операторов, однако российские компании не спешат объединяться.

В чем преимущества и недостатки покупки ритейлеров?

Для операторов связи, которые являются потенциальными покупателями сотовых ритейлеров, важны все плюсы и минусы такой сделки. Среди преимуществ стоит выделить возможность развивать собственные розничные проекты там, где раньше приходилось делить клиентов с другими мобильными операторами. Количество абонентов сотовой связи сегодня приблизилось к той критической отметке, после которой у операторов мало надежд на дальнейшее расширение абонентской базы. В такой ситуации следует направить все усилия на удержание имеющихся у мобильного оператора клиентов и улучшение их абонентского обслуживания. Получение контроля за сектором рынка мобильного ритейла является одной из мер, позволяющих "приблизить" абонентов к оператору на расстояние шаговой доступности до ближайшего салона связи. Безусловно, эта возможность была и раньше, но с получением контроля над ритейлерами оператор может выбить почву из-под ног основных своих конкурентов, обязав розничную торговую точку предлагать клиентам услуги под вывеской одного оператора.

К недостаткам следует отнести невысокую в последнее время рентабельность мобильных ритейлеров, высокую долговую нагрузку, не всегда "прозрачные" схемы закупки и продаж средств связи, в результате чего правоохранительные органы не раз интересовались "предприимчивыми" ритейлерами. У операторов сотовой связи, бизнес которых имеет прозрачные показатели, а акции хорошо котируются на западных биржах, "серые" схемы подконтрольных компаний могут поставить под удар рыночную капитализацию. Кроме этого, приобретение операторами связи ритейлеров может обернуться для них снижением доходности, ухудшением других финансовых показателей, связанных с тем, что в отдельных случаях масштабы мобильного ритейла превышают его эффективную управляемость. Все это, а также снижение доходности одного из ключевых направлений ритейлеров (бизнеса по продаже средств связи) делают покупку ритейлеров не такой уж привлекательной, как может показаться на первый взгляд.

Отметим, что контроль над ритейлерами операторы могли получить и ранее, без приобретения их бизнеса. Достаточно было договориться о том, что в салоне большинство рекламы распространяется от имени данного оператора, по возможности предложения абонентских номеров конкурентов сокращались. За эту упущенную выгоду оператор за счет увеличения прибыли доплачивал ритейлеру повышенные комиссионные. До поры до времени работа с ритейлерами в таком формате устраивала многих участников рынка, однако с появлением финансовых трудностей у сетей салонов связи операторы стали активнее проявлять интерес к их приобретению. И дело даже не в том, что операторы связи располагают средствами, чтобы помочь оказавшимся в трудном положении ритейлерам. Контроль за их бизнесом нужен оператору для того, чтобы не дать возможности конкурентам обойти себя, которые также не прочь получить бизнес розничных продаж для успешного развития своей деятельности. Если вопрос с покупкой ритейла решен и даже подписаны необходимые бумаги, бухгалтеру следует знать, как отразить данную операцию в учете и отчетности, что зависит от того, как оформлена сделка.

Какие существуют способы получения контроля за мобильным ритейлом?

На сегодняшний момент есть несколько способов получения контроля за бизнесом. В отечественной предпринимательской практике широкое распространение получили следующие варианты:

О первых трех способах получения контроля за бизнесом мы уже рассказывали на страницах журнала <3>. Из них самым простым является выкуп имущества и имущественных прав на занимаемые помещения для осуществления розничных продаж. Относительно простой с позиции учета, данный вариант не так прост с точки зрения практической реализации. Более перспективный и распространенный способ - покупка долей (акций), принадлежащих участникам (акционерам) бизнеса ритейлеров. Компания-покупатель может переплатить за бизнес, так как его достоверная оценка по стоимости акций (чистых активов) не является обязательным условием сделки, что считается одним из ее недостатков. Устранить его отчасти можно путем покупки бизнеса как имущественного комплекса, но сложности этого способа получения контроля за бизнесом ставят его на последний план.

<3> Статья Ю.А. Локтевой "Ищем "связь" между приобретением активов и обязательств", N 5, 2007.

Перечисленные способы приобретения контроля за бизнесом практикуются в отношении покупки успешных ритейлеров, которые имеют хорошие финансовые показатели своей деятельности, налаженную и хорошо управляемую розничную сеть точек продаж. В то же время на рынке мобильного ритейла есть компании (так называемый второй эшелон), которым непросто найти покупателя. Их финансовые показатели таковы, что долги в разы превосходят капитал, а розничная сеть не настолько развита, чтобы ожидать изменения финансового положения ритейлера в лучшую сторону.

Такие компании операторы связи не торопятся покупать, вместо этого выбираются альтернативные способы получения своей доли контроля за сегментом рынка розничных продаж средств и услуг связи. Например, заключение сделки РЕПО, к которой чаще прибегают кредитные организации. Рассматривают такую возможность и операторы связи, которые являются наиболее вероятными конечными покупателями в цепочке купли-продажи мобильного бизнеса ритейлеров. Поясним, что представляет собой сделка РЕПО.

Организация-покупатель приобретает какое-либо имущество и одновременно, обычно в том же договоре, обязуется продать его продавцу по первому договору. Проще говоря, сделка представляет собой два договора купли-продажи, отличающиеся друг от друга лишь ценой (в договоре обратного выкупа она выше цены первого договора), а также сроками передачи имущества и денежного возмещения. Для кредитных организаций уплата покупной цены по первому договору равнозначна выдаче кредита, при этом разница между ценами первого и второго договоров приравнивается к плате за пользование банковским кредитом, а временной интервал - к сроку кредитования.

Ритейлеры с помощью заключения сделки РЕПО могут привлечь денежные средства под залог ценных бумаг для осуществления своей деятельности, полученные как от банков, так и от операторов связи. Отличительной особенностью сделки РЕПО от кредита с условием залога является то, что в случае проведения сделки РЕПО ритейлер передает контрагенту свои ценные бумаги в собственность, а при залоге права на ценные бумаги организацией не утрачиваются. В результате приобретения таким способом прав собственности на ценные бумаги ритейлера оператор связи (банк) фактически достигает цели, получая контроль за бизнесом розничных продаж. Такие сделки могут быть заключены с теми ритейлерами, которые планируют расширение бизнеса, для чего путем заключения сделки РЕПО занимают денежные средства.

Бухгалтеру оператора связи при отражении в учете сделки РЕПО следует руководствоваться правилами, прописанными в ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" для ситуации приобретения и продажи ценных бумаг. В налоговом законодательстве сделки РЕПО квалифицируются не как сделки купли-продажи ценных бумаг, поэтому к ним не применяются положения ст. 280 НК РФ. Налогообложение сделок РЕПО регулируется специальной ст. 282 НК РФ.

Не менее любопытной для операторов и ритейлеров является так называемая партнерская схема, предполагающая ведение бизнеса на условиях договора простого товарищества (совместной деятельности). По такому договору двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. При заключении такого договора оператор связи соединяет с ритейлером свои вклады в общее дело и устанавливает порядок ведения совместной деятельности. От того, насколько весомее будет величина вклада сторон договора, зависит порядок распределения прибыли от будущей совместной деятельности. При этом полного контроля за такой деятельностью нет ни у одной из сторон, организация имеет право только на ту часть, которая относится к доле ее вклада в совместную деятельность (ст. 252 ГК РФ).

В бухгалтерском учете операции по такому договору регулируются нормами ПБУ 20/03 "Информация о совместной деятельности". В целях налогообложения также установлены специальные правила в отдельных статьях Налогового кодекса. При исчислении налога на прибыль действует порядок, прописанный в ст. 278 НК РФ, при расчете НДС нюансы налогообложения операций, совершаемых по договорам простого товарищества, заложены в ст. 174.1 НК РФ.

Вопросы учета и налогообложения сделок РЕПО и договора совместной деятельности заслуживают отдельного внимания и, вероятно, послужат темой следующей статьи. Сегодня же мы осветили общие организационно-правовые моменты получения контроля над ритейлерами, надеемся, что они помогут операторам связи сделать своевременный и правильный выбор в сложившейся на рынке розничных продаж ситуации.

С.В.Булаев

Редактор журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"