Мудрый Экономист

Все о платежном поручении на перечисление налогов

"Российский налоговый курьер", 2008, N 20

Налоги должны быть уплачены в сроки, установленные законодательством. Как не ошибиться в заполнении платежного поручения? Что делать, если ошибка все-таки допущена? В каких случаях налоговый платеж может быть уточнен после установленного срока уплаты без начисления пеней?

Правила осуществления безналичных денежных расчетов между юридическими лицами в рублях на территории Российской Федерации, форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П (далее - Положение).

На следующей странице приведена форма платежного поручения с обозначением номеров полей, отведенных для значений реквизитов (Приложение N 1 к Положению).

Форма платежного поручения

                                                         --------¬
(62) (71) (2) ¦0401060¦
______________________ ______________________ L--------
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат.
(1)
(4) (5) ------¬
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ N (3) ______________ _______________ ¦(101)¦
Дата Вид платежа L------
Сумма ¦(6)
прописью ¦
¦
---------+------T-------------T--------T--------------------------
ИНН (60) ¦КПП (102) ¦Сумма ¦(7)
----------------+-------------+ ¦
(8) +--------+--------------------------
¦Сч. N ¦(9)
Плательщик ¦ ¦
------------------------------+--------+
(10) ¦БИК ¦(11)
+--------+
¦Сч. N ¦(12)
Банк плательщика ¦ ¦
------------------------------+--------+--------------------------
(13) ¦БИК ¦(14)
+--------+
¦Сч. N ¦(15)
Банк получателя ¦ ¦
----------------T-------------+--------+
ИНН (61) ¦КПП (103) ¦Сч. N ¦(17)
----------------+-------------+ ¦
(16) +--------+------T-----------T-------
¦Вид оп. ¦(18) ¦Срок плат. ¦(19)
+--------+ +-----------+
¦Наз. пл.¦(20) ¦Очер. плат.¦(21)
+--------+ +-----------+
Получатель ¦Код ¦(22) ¦Рез. поле ¦(23)
--------------T------T-----T--+------T-+------+------T----+T------
(104) ¦ (105)¦(106)¦ (107) ¦ (108) ¦(109)¦(110)
--------------+------+-----+---------+---------------+-----+------
(24)
Назначение платежа
__________________________________________________________________
Подписи Отметки банка
(44) (45)
_________________________
М.П.
(43) _________________________

Рисунок

Текстовые и цифровые значения реквизитов не должны выходить за пределы отведенных для них полей платежного поручения. Значения реквизитов указываются таким образом, чтобы их прочтение не вызывало затруднений. Подписи, печати и штампы проставляются в предназначенных для них полях бланков расчетных документов. Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются пустыми.

Общий порядок заполнения значений реквизитов платежного поручения приведен в Приложении N 4 к Положению.

Как оформить платежное поручение на перечисление налогов

Составляя платежку на перечисление налога, сбора или иного обязательного платежа в бюджет РФ, необходимо заполнить поля 101 - 110. Делается это в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н. Рассмотрим подробнее порядок заполнения отдельных полей.

Статус плательщика

Статус плательщика отражается в поле 101. Показатель двузначный (табл. 1 на с. 53). Каждый налог (сбор) перечисляется отдельным платежным поручением.

Таблица 1. Значение статуса плательщика в поле 101

Статус                                                       
Обозначение
Налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо      
01         
Налоговый агент                                              
02         
Сборщик налогов и сборов                                     
03         
Налоговый орган                                              
04         
Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов 
05         
Участник внешнеэкономической деятельности                    
06         
Таможенный орган                                             
07         
Плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление        
платежей в бюджетную систему РФ (кроме платежей,
администрируемых налоговыми органами)
08         
Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный        
предприниматель
09         
Налогоплательщик (плательщик сборов) - частный нотариус      
10         
Налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший   
адвокатский кабинет
11         
Налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского   
фермерского хозяйства
12         
Налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо -
клиент банка (владелец счета)
13         
Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам      
(пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ)
14         
Кредитная организация, оформившая расчетный документ на общую
сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей
в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых
физическими лицами без открытия банковского счета
15         

Пример 1. ООО "Максима" перечисляет в бюджет, в частности, такие налоги и взносы: ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу работников, НДФЛ, удержанный при выплате заработной платы, и налог на прибыль.

В поле 101 платежных поручений указывается по ЕСН - 14, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 14, НДФЛ - 02, налогу на прибыль - 01.

Код бюджетной классификации

Код бюджетной классификации (КБК) в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ отражается в поле 104.

Код бюджетной классификации двадцатизначный. Первые три знака соответствуют номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, согласно законодательству РФ. Так, у ФНС России код 182. Следующие десять знаков (4 - 13-й разряды) определяют код вида доходов. Далее идет блок из четырех знаков (14 - 17-й разряды). Первая цифра детализирует назначение платежа:

И наконец, последние три символа (18 - 20-й разряды) определяют классификацию операций сектора государственного управления, относящуюся к доходам бюджетов. Так, налоговые доходы обозначаются числом 110, а взносы на социальные нужды - 160.

Действующие коды бюджетной классификации можно посмотреть на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Код ОКАТО

Значение кода ОКАТО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, отражается в поле 105.

Информацию о коде ОКАТО налогового органа - получателя платежа также можно найти на сайте www.nalog.ru.

Основание платежа

Показатель основания платежа имеет два знака и указывается в поле 106. Его возможные значения представлены в табл. 2 на следующей странице.

Таблица 2. Показатель основания платежа в поле 106

Основание платежа                                            
Обозначение
Платежи текущего года                                        
ТП         
Добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым   
периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов)
от налогового органа
ЗД         
Текущие платежи физических лиц - клиентов банка (владельцев  
счета), уплачиваемые со своего банковского счета
БФ         
Погашение задолженности по требованию налогового органа      
об уплате налогов (сборов)
ТР         
Погашение рассроченной задолженности                         
РС         
Погашение отсроченной задолженности                          
ОТ         
Погашение реструктурируемой задолженности                    
РТ         
Погашение отсроченной задолженности в связи с введением      
внешнего управления
ВУ         
Погашение задолженности, приостановленной к взысканию        
ПР         
Погашение задолженности по акту проверки                     
АП         
Погашение задолженности по исполнительному документу         
АР         

Если в поле 106 вписан ноль, налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из оснований.

Пример 2. В ходе аудиторской проверки в ООО "Стаф" в 2008 г. была выявлена ошибка в определении налоговой базы за 2007 г., которая привела к занижению суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет (ошибка допущена в ноябре 2007 г.). Налогоплательщик добровольно погасил задолженность 15 октября 2008 г. В поле 106 платежных поручений на доплату налога на прибыль за 2007 г. он указал ЗД. В тот же день ООО "Стаф" перечислило авансовые платежи по налогу на прибыль за девять месяцев 2008 г. Значение этого платежа - ТП.

Налоговый период

Показатель налогового периода используется для отражения периодичности уплаты налога (сбора) или конкретной даты уплаты, установленной законодательством о налогах и сборах. Он содержит десять знаков. Восемь из них имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точками: "число.месяц.год".

Периодичность уплаты налога (сбора) может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой (табл. 3). Для показателя налогового периода предусмотрено поле 107.

Таблица 3. Показатель налогового периода в поле 107

1-й и 2-й знаки         
4-й и 5-й знаки                    
7 - 10-й    
знаки
Месячные платежи - МС   
Номер месяца отчетного года (от 01 
до 12)
Год,        
за который
уплачивается
налог
Квартальные платежи - КВ
Номер квартала (от 01 до 04)       
Полугодовые платежи - ПЛ
Номер полугодия (01 или 02)        
Годовые платежи - ГД <*>
00                                 
<*> Если по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты 
налога (сбора) и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для
каждого срока, в показателе налогового периода указываются эти даты.

Налоговый период приводится для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплате доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа. В показателе налогового периода отражается тот налоговый период, за который уплачивается или доплачивается налог (сбор).

Пример 3. Воспользуемся условием предыдущего примера, дополнив его.

В платежном поручении на уплату задолженности по налогу на прибыль за 2007 г. указывается налоговый период - КВ.04.2007, а при уплате текущего авансового платежа - КВ.03.2008.

При уплате отсроченной, рассроченной, реструктурируемой задолженности, погашении приостановленной к взысканию задолженности, погашении задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа или погашении задолженности в связи с введением внешнего управления в показателе налогового периода форматом "день.месяц.год" указывается конкретная дата, которая связана с показателем основания платежа. Например, если основание платежа - ТР, отражается срок уплаты, установленный в требовании налогового органа об уплате налогов (сборов), РС - дата уплаты части рассроченной суммы налога в соответствии с установленным графиком рассрочки, ОТ - дата завершения отсрочки.

В случае, когда цель платежа - погасить задолженность по акту проведенной проверки (АП) или исполнительному документу (АР), в показателе налогового периода проставляется ноль.

При досрочной уплате налога (сбора) в показателе налогового периода отражается первый предстоящий налоговый период, за который должен уплачиваться налог (сбор).

Номер документа

В поле 108 приводится показатель номера документа. Он зависит от значения показателя основания платежа (табл. 4).

Таблица 4. Показатель номера документа в поле 108

Значение номера документа                                    
Основание  
платежа
Номер требования налогового органа об уплате налогов (сборов)
ТР         
Номер решения о рассрочке                                    
РС         
Номер решения об отсрочке                                    
ОТ         
Номер решения о реструктуризации                             
РТ         
Номер решения о приостановлении взыскания                    
ПР         
Номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом   
ВУ         
Номер акта проверки                                          
АП         
Номер исполнительного документа и возбужденного на основании 
его исполнительного производства
АР         
0                                                            
ТП, ЗД     

Примечание. При указании в поле 108 номера документа знак N не ставится.

Дата документа

Дата документа, на основании которого производится платеж, отражается в поле 109 и состоит из десяти знаков. Например, 12.10.2008.

Для текущих платежей (основание платежа - ТП) указывается дата подписания декларации (расчета), представленной в налоговый орган. При добровольном погашении задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа (основание платежа - ЗД) проставляется 0.

Для платежей, по которым уплата производится в соответствии с требованием об уплате налогов (сборов) от налогового органа (основание платежа - ТР), в показателе даты документа проставляется дата требования.

При погашении рассроченной, отсроченной, в том числе в связи с введением внешнего управления, реструктурируемой или приостановленной к взысканию задолженности, при уплате по результатам налоговых проверок, а также при погашении задолженности на основании исполнительных документов ставится дата соответствующего документа.

Тип платежа

Тип платежа отражается в поле 110. Возможные значения данного показателя приведены в табл. 5.

Таблица 5. Показатель типа платежа в поле 110

Тип платежа                                                  
Обозначение
Уплата налога или сбора                                      
НС         
Уплата платежа                                               
ПЛ         
Уплата пошлины                                               
ГП         
Уплата взноса                                                
ВЗ         
Уплата аванса или предоплата                                 
АВ         
Уплата пеней                                                 
ПЕ         
Уплата процентов                                             
ПЦ         
Налоговые санкции, установленные НК РФ                       
СА         
Административные штрафы                                      
АШ         
Иные штрафы, установленные соответствующими законодательными 
или иными нормативными актами
ИШ         

Если в указанном поле поставить 0, налоговые органы самостоятельно отнесут поступившие денежные средства к соответствующему типу платежа (налог (сбор), пеня, процент или штраф), руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

В платежном поручении ошибка

Уплачивать налоги в срок - обязанность налогоплательщика. Это установлено в п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса.

Если срок уплаты налога нарушен, на сумму неуплаченного налога начисляются пени за каждый день просрочки (п. 2 ст. 57 НК РФ). Случаи, когда обязанность по уплате налогов считается исполненной налогоплательщиком, перечислены в п. 3 ст. 45 Налогового кодекса. В частности, к таковым относится предъявление в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1).

Справка. Срок принятия решения об уточнении платежа

Налоговым кодексом не определен срок принятия налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении налогоплательщиком ошибки, не повлекшей неперечисления налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства согласно п. 7 ст. 45 НК РФ.

Вместе с тем в Письме Минфина России от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324 разъяснено, что в данном случае применяется срок, установленный для рассмотрения заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ). Это десять рабочих дней с момента получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Будет ли налог считаться уплаченным, если в реквизитах платежного поручения допущена ошибка?

Это зависит от характера ошибки, а именно повлекло ли неверное заполнение платежного документа недопоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Уточнение платежа

В п. 7 ст. 45 Налогового кодекса перечислены ошибки в платежном поручении, не повлекшие неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Это неверное заполнение таких сведений:

  1. основание платежа (включает в себя группу реквизитов):
  1. тип платежа (поле 110);
  2. принадлежность платежа (включает в себя группу реквизитов):
  1. налоговый период (поле 107);
  2. статус плательщика (поле 101).

Если налогоплательщик после перечисления налога обнаружил ошибку в одном из перечисленных реквизитов, он может уточнить платеж. Для этого в налоговый орган он подает заявление о допущенной ошибке и прилагает к нему копии платежного поручения, подтверждающего уплату налога.

При необходимости проводится совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов, результаты которой оформляются актом. После этого налоговый орган на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если таковая проводилась, принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Пени, начисленные на сумму налога со дня его фактической уплаты до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, пересчитываются. Иными словами, пени как способ обеспечения обязанности по уплате налога к налогоплательщику не применяются. Кроме того, налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения.

Примечание. Данная редакция ст. 45 НК РФ действует с 1 января 2007 г. Но поскольку положения п. 7 устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков относительно уточнения платежа без начисления пеней, названная норма имеет обратную силу. То есть она распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2007 г. (п. 3 ст. 5 НК РФ).

Аналогичные правила применяются в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом и сбором, которые определены в Налоговом кодексе. Следовательно, положения п. 7 ст. 45 НК РФ на них не распространяются. Порядок исчисления и уплаты пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ. В ней не предусмотрен пересчет пеней, если плательщик допустил ошибку в оформлении платежного поручения на перечисление страховых взносов <1>.

<1> Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 15.01.2007 N 03-02-07/2-3.

Обязанность по уплате налога не исполнена

В п. 4 ст. 45 НК РФ определены случаи, когда обязанности налогоплательщика по уплате налога не считаются исполненными. В частности, речь идет о ситуации, когда при оформлении платежного поручения ошибки, повлекшие неперечисление суммы налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, допущены:

При обнаружении такого рода искажений следует повторно перечислить налог. Если уплата налога будет к этому времени просрочена, налогоплательщику не избежать начисления пеней. Кроме того, неисполнение обязанности по уплате налога служит основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога и применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

В свою очередь налогоплательщик имеет право вернуть суммы, перечисленные в бюджетную систему РФ на другой счет Федерального казначейства в установленном порядке (ст. 78 НК РФ).

Ограничения при уточнении КБК и ОКАТО

Ошибки при заполнении платежного поручения могут быть допущены в показателях КБК и ОКАТО, при уточнении которых существуют объективные ограничения. Как действовать в такой ситуации? Удастся ли избежать начисления пеней и привлечения к ответственности, если ошибка обнаружена по истечении срока уплаты налога?

Все зависит от того, понесла ли потери государственная казна в результате неверного заполнения платежного поручения, то есть поступили ли денежные средства в соответствующий бюджет. Ведь пени представляют собой компенсацию потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм, а штраф - налоговую санкцию. Рассмотрим случаи, когда ошибка в реквизитах платежного поручения может быть уточнена без начисления пеней.

Приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ (с изменениями, внесенными Приказом ФНС России от 11.01.2008 N ШС-3-10/3@) утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее - Рекомендации).

В п. 2 разд. V Рекомендаций установлен порядок уточнения реквизитов расчетных документов при условии правильного указания соответствующего счета Федерального казначейства.

Так, код бюджетной классификации (поле 104) может быть исправлен в пределах одного и того же налога, к которому относятся соответствующие КБК, если указан несуществующий вид дохода (4 - 8-й разряды КБК), допущена ошибка в подстатье доходов (9 - 11-й разряды КБК), в элементе дохода (12 - 13-й разряды КБК), которые не соответствуют виду дохода или коду ОКАТО муниципального образования, в коде программ (14 - 17-й разряды КБК).

Пример 4. При перечислении авансовых платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в федеральный бюджет, в 14-м разряде КБК была допущена ошибка. Вместо КБК 182 1 01 01011 01 1000 110 указан код 182 1 01 01011 01 2000 110, который соответствует КБК пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет.

При выявлении ошибки организация направила заявление в произвольной форме на уточнение платежа, к которому приложила расчетные документы, подтверждающие уплату.

В данном случае платеж может быть уточнен.

Ошибка в коде ОКАТО (поле 105) вообще может не требовать дополнительного уточнения. Это относится к неверным кодам ОКАТО, указанным в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, а также региональных налогов, не участвующих в формировании бюджетов муниципальных образований. Дело в том, что неверные коды ОКАТО в таких расчетных документах не используются органами Федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов (п. 3 разд. V Рекомендаций).

В случае принятия налоговым органом решения об уточнении платежа осуществляется пересчет пеней (п. 6 разд. VII Рекомендаций).

А если платеж нельзя уточнить?

Тогда налогоплательщик повторно уплачивает налог по правильным реквизитам, а ранее перечисленные суммы могут быть возвращены ему либо зачтены в счет предстоящих платежей на основании ст. 78 НК РФ. Суммы излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов засчитываются по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. К сожалению, в такой ситуации начисления пеней не избежать.

Взыскание налога

В заключение напомним, какие действия предпримет налоговый орган в случае непоступления сумм налога в срок.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате налога налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный законодательством срок налог взыскивается за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках (ст. 46 НК РФ), а также за счет иного имущества (ст. 47 НК РФ).

В некоторых случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 45 НК РФ, взыскание может производиться в судебном порядке <2>.

<2> Подробнее о процедурах взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам читайте в ближайших номерах журнала. - Примеч. ред.

Чтобы избежать неприятных последствий, рекомендуем регулярно проводить сверку расчетов с налоговым органом.

И.В.Артельных

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"