Мудрый Экономист

Ноу-хау и коммерческая тайна

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, N 35

С введением в действие с 1 января 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), посвященной правовому регулированию объектов интеллектуальной собственности, секреты производства (ноу-хау) и коммерческие обозначения стали рассматриваться в качестве самостоятельных объектов правовой охраны. Термин "ноу-хау" становится все более популярным - чаще всего его можно встретить в контексте модных утверждений о том, что именно ноу-хау является одним из ключевых факторов успеха современного бизнеса.

В ст. 1465 "Секрет производства (ноу-хау)" ГК РФ дается следующее определение: "Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны". Из этого определения следует, что в современной российский практике понятие "ноу-хау" идентифицируется с понятиями "секрет производства" и "коммерческая тайна".

В мировой практике понятия "ноу-хау" и "деловой секрет" (или "торговый секрет"), которые нередко воспринимаются в качестве синонимов, несколько различаются в своем употреблении. Термин "деловой секрет" обычно используется применительно к внутренней ценной конфиденциальной информации, которая находится в распоряжении организации и является аналогом нашего термина "коммерческая тайна", а термин "ноу-хау" применяется к той части делового секрета организации, которая передается по договору другому владельцу. Передача ноу-хау чаще всего сопровождает продажу научно-технических достижений и существенно повышает их стоимость. Помимо ноу-хау могут передаваться также такие его разновидности, как шоу-хау ("show how" - "покажу как"), "ноу-уай" ("know why" - "знаю почему").

В отличие от современного российского расширительного толкования термина "секрет производства" в общем случае за рубежом принято выделять следующие основные разновидности ноу-хау: технические, управленческие, коммерческие и финансовые. При этом ту часть деловых секретов, которую называют секретами производства, обычно относят к группе технических ноу-хау, куда принято включать еще так называемые расчетные ноу-хау (из области инженерных расчетов) и проектные ноу-хау (из области проектирования промышленных и гражданских объектов). Под управленческими ноу-хау чаще всего понимаются описания наиболее эффективных методов управления, способов функционального взаимодействия структурных подразделений, методов взаимодействия кооперирующихся компаний. Коммерческие ноу-хау могут содержать знания и опыт в реализации продукции, сведения о конъюнктуре рынка, о наиболее целесообразных формах рекламы и реализации продукции. В качестве финансовых ноу-хау принято рассматривать информацию о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций, капиталовложений с учетом изменения курса валют, особенностей национальных налоговых систем, таможенных ограничений, а также сведения о банковских объединениях, формах кредитования.

С ноу-хау обычно возникают трудности при патентовании новых разработок и при их продаже. Законодательства всех стран требуют полного раскрытия всей совокупности существенных признаков изобретения, а заявители стремятся по возможности скрыть максимум информации для того, чтобы впоследствии как можно дороже продать разработку с ноу-хау, поэтому для грамотного выявления ноу-хау требуются высококвалифицированные специалисты. Проблемы, связанные с продажей ноу-хау, обусловлены тем, что для покупки с ноу-хау нужно предварительно ознакомиться. На практике при продаже ноу-хау с потенциальным покупателем заключается опционное соглашение с оплатой аванса за ознакомление с ноу-хау. В этом соглашении специально оговаривается, что в случае, если впоследствии сделка заключена не будет, потенциальный покупатель обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений и не имеет права каким-то образом их использовать. Если же сделка состоится, аванс пойдет в счет будущих платежей.

Параллельно с введением в действие с 1 января 2008 г. части четвертой ГК РФ в Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ) были внесены изменения, которые вступили в силу также с начала 2008 г. Суть изменений заключается в следующем. Если раньше Закон N 98-ФЗ регулировал отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, то теперь этот Закон "регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау)", т.е. теперь сфера его действия значительно сократилась.

Если раньше под коммерческой тайной понималась "конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду, то теперь коммерческая тайна интерпретируется как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду". Таким образом, если компания намерена свою конфиденциальную информацию рассматривать в качестве коммерческой тайны, то она обязана официально установить режим защиты коммерчески ценной информации, который необходимо документировать. При этом в первую очередь следует внести соответствующие изменения в уставные документы, которые дадут право администрации компании создавать организационные структуры по защите коммерческой тайны.

Согласно ст. 10 Закона N 98-ФЗ режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, которые должны включать:

  1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  2. ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  3. учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  4. регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  5. нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации.

Если какие-либо из указанных мер своевременно приняты не были и нет документального подтверждения о принятии таких мер, режим коммерческой тайны считается неустановленным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если раньше Закон N 98-ФЗ давал следующее определение: "информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны", то теперь "информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны". Таким образом, с начала этого года вся информация, составляющая коммерческую тайну (в том числе и та, которая прежде не рассматривалась в качестве объекта интеллектуальной собственности, но коммерчески ценная), подпадает под действие части четвертой ГК РФ. В связи с этим необходимо обратить внимание на ст. 1467 "Действие исключительного права на секрет производства" ГК РФ, в которой говорится, что с момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

С введением в действие части четвертой ГК РФ в Законе N 98-ФЗ утратили силу ст. ст. 7 - 9 (Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну; Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений; Порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного контракта для государственных нужд), ст. 12 (Охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений), а также положения пп. 3 и 4 п. 3 и п. п. 4, 5 и 7 ст. 11 "Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений", где говорится об обязанности работника не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, после прекращения трудового договора и о возмещении ущерба либо убытков, причиненных работодателю, так как теперь эти проблемы должны будут решаться в рамках положений ГК РФ.

Интересный момент в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ отмечает д-р юрид. наук В.Н. Лопатин <*>, директор Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности, главный редактор журнала "Информационное право". Коммерческая тайна в настоящее время идентифицируется с секретами производства (ноу-хау), а в п. 1 ст. 6 "Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну" Закона N 98-ФЗ говорится: "Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну", поэтому в соответствии с существующим ныне законодательством обладатель ноу-хау будет обязан безвозмездно предоставлять свои секреты производства в соответствующие организации, а согласно требованиям пп. 5 п. 1 ст. 10 "Охрана конфиденциальности информации" Закона N 98-ФЗ на материальном носителе при этом должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

<*> Лопатин В.Н. Правовые условия и экономические последствия изменения законодательства о коммерческой тайне//Вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. - М.: Издание Государственной Думы, 2007. С. 35.

Н.Ключко

К. э. н.,

доцент кафедры Документоведения

и документационного обеспечения

управления Государственного

университета управления