Учитываем расходы на сертификацию
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 7
Любой производитель пищевой продукции сталкивается с необходимостью ее сертификации. Кроме того, те предприятия, что шагают в ногу со временем, задумываются и о сертификации системы менеджмента качества. Как учесть расходы на добровольную и обязательную сертификацию? Можно ли уменьшить налоговую прибыль на расходы по сертификации системы менеджмента качества? Как признаются "сертификационные" расходы - единовременно или постепенно, в течение срока действия сертификата? Ответы на эти вопросы даны в статье.
Правовые моменты
Документальное удостоверение соответствия продукции, процессов производства и иных операций требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил или условиям договоров, согласно ст. 2 Закона N 184-ФЗ <1>, является подтверждением соответствия. Данная процедура может носить обязательный или добровольный характер (п. 1 ст. 20 указанного Закона). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, обязательное - в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации (п. п. 2, 3 ст. 20 Закона N 184-ФЗ).
<1> Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Подтверждение соответствия ¦
L-------------------T---------------------------------------T--------------
¦ ¦
--------------------+--------------------¬ -------------+-------------¬
¦ Обязательное ¦ ¦ Добровольное ¦
L--------T---------------------T---------- L------------T--------------
¦ ¦ ¦
---------+---------¬ ----------+---------¬ -------------+-------------¬
¦ Декларирование ¦ ¦ Обязательная ¦ ¦ Добровольная ¦
¦ соответствия ¦ ¦ сертификация ¦ ¦ сертификация ¦
L------------------- L-------------------- L---------------------------
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ст. 2 Закона N 184-ФЗ).
Госкомстатом России Постановлением от 30.07.2002 N 64 утверждено две номенклатуры:
- Номенклатура продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации;
- Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.
Заметим, значительная часть продукции пищевой промышленности подлежит не обязательной сертификации, а именно декларированию соответствия. Конкретный Перечень такой продукции и Порядок принятия декларации о соответствии установлены Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 766. Форма и порядок заполнения декларации о соответствии утверждены Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 22.03.2006 N 54 "Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов".
Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (ст. 2 Закона N 184-ФЗ). По своему смыслу декларация не слишком отличается от сертификата. Она регистрируется в органе по сертификации и имеет равную с сертификатом юридическую силу. Различаются скорее процедуры получения этих документов.
Декларирование соответствия заключается в принятии декларации о соответствии на основании собственных доказательств. Помимо собственных доказательств можно использовать доказательства, полученные с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (п. 1 ст. 24 Закона N 184-ФЗ). В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с предприятием. Сертификация продукции должна производиться аккредитованным органом по сертификации (ст. 2 Закона N 184-ФЗ). Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом (п. 1 ст. 25 Закона N 184-ФЗ).
При обязательной сертификации продукции (услуг) оплате подлежат услуги: органа по сертификации продукции (услуг); испытательной лаборатории; органа по сертификации систем качества (производства); по инспекционному контролю за соответствием сертифицированной продукции (услуги) требованиям нормативных документов; по выдаче сертификата (п. 4.1 Постановления Госстандарта России N 44 <2>). Чтобы определить, подлежит ли конкретная продукция сертификации, руководствуются Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации <3>.
<2> Постановление Госстандарта России от 23.08.1999 N 44 "Об утверждении Правил по сертификации "Оплата работ по сертификации продукции и услуг".<3> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013.
При проведении сертификации применяются Правила по проведению сертификации в Российской Федерации <4>, Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации <5>. Правила и порядок оплаты работ по обязательной сертификации продукции и услуг утверждены Постановлением Госстандарта России от 23.08.1999 N 44.
<4> Утверждены Постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 N 26.<5> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.09.1994 N 15.
Кроме того, при проведении обязательной и добровольной сертификации пищевой продукции следует обратиться к Правилам проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья <6>. Причем добровольная сертификация пищевых продуктов и продовольственного сырья проводится по тем же правилам и включает те же процедуры, что и обязательная сертификация (п. 2.5 названных Правил).
<6> Утверждены Постановлением Госстандарта России от 28.04.1999 N 21.Пищевая продукция, подлежащая обязательной сертификации, классифицирована в рамках Системы сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья на 11 групп однородной продукции, и каждой группе соответствует свой порядок проведения сертификации (Приложения 1 - 11 к Правилам проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья). Сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения осуществляется после ветеринарно-санитарной экспертизы (ветсан-оценки), проводимой в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными правилами, и при обязательном наличии ветеринарных сопроводительных документов (ветсвидетельств, ветсертификатов), выданных в установленном порядке (п. 2.5 Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья).
Добровольная сертификация пищевой продукции, включенной в Номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, может быть проведена, если (п. 2.6 Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья):
- продукция не предназначена для реализации гражданам для личных бытовых нужд либо для поставки в госрезерв;
- продукция не предназначена для реализации на территории РФ;
- по требованию заявителя необходимо дополнительно к обязательным требованиям нормативных документов подтвердить также такие требования, соответствие которым, согласно законодательству РФ, не подтверждается при обязательной сертификации.
Добровольная сертификация проводится на соответствие показателям нормативных, технических или иных документов, представленных заявителем (стандарты, технические условия, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, гигиенические заключения, технические задания, требования контракта и др.). Объектами добровольного подтверждения соответствия являются, среди прочего, работы и услуги, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования (Письмо Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-02/268).
Пищевая продукция может быть сертифицирована по одной из схем, изложенных в Изменении N 1 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации (п. 2.14 Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья). Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сертификации при минимизации затрат на ее проведение. При этом конкретные схемы сертификации и правила их применения для групп однородной продукции указаны в Приложениях 1 - 11 к Правилам проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья.
При сертификации новых видов пищевых продуктов, содержащих принципиально новые или нетрадиционные виды сырья, на которые в СанПиН 2.3.2.560-96 "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов" <7> не установлены нормативы по показателям безопасности, а также при сертификации продукции, полученной с помощью принципиально новых технологических процессов и (или) с применением нового технологического оборудования, не имеющего разрешения соответствующих компетентных органов на применение в соответствующей отрасли пищевой промышленности, необходимо предварительно получить на эту продукцию гигиеническое (санитарно-эпидемиологическое) заключение (п. 2.19 Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья). Такое заключение должно быть также на используемые для пищевой продукции тару и упаковочные материалы. Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения прописан в Приказе Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224. На сырье и пищевую продукцию животного происхождения необходимо получить ветеринарное свидетельство, выдаваемое в установленном порядке.
<7> Утверждены Постановлением Госсанэпиднадзора России от 24.10.1996 N 27.Заметим, прежде чем сертифицировать готовую продукцию, нужно запастись сертификатами на используемое при ее производстве сырье (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 N А41-К2-20012/07).
Налоговый учет расходов на сертификацию
Финансисты разрешают учесть расходы как на обязательную, так и на добровольную сертификацию в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, согласно пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96). И добавляют: расходы на добровольную сертификацию учитываются, только если экспертиза проводится в форме подтверждения соответствия в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ (Письмо от 25.09.2007 N 03-03-06/4/137).
Поскольку на сегодняшний день порядок аккредитации органов сертификации Правительством РФ не установлен, расходы на сертификацию признаются и в отсутствие у проводившей сертификацию организации аттестатов аккредитации (Письмо Минфина России от 11.07.2006 N 03-03-02/153). Признавая такое право за налогоплательщиками, арбитры приводят иной довод: наличие или отсутствие аккредитации для выполнения работ по сертификации не является основанием для определения порядка налогообложения указанных затрат, поскольку такое правило не установлено в Налоговом кодексе (Постановление ФАС МО от 28.02.2008 N КА-А40/852-08 по делу N А40-32845/06-76-266).
Момент признания расходов. Много вопросов на практике вызывает момент признания расходов на сертификацию. Финансисты считают, что указанные расходы включаются организациями, определяющими доходы и расходы по методу начисления, в состав расходов текущего периода в течение срока, на который выдан сертификат (Письма от 02.11.2006 N 03-03-02/268 и от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96). В обоснование своей позиции они ссылаются на п. 1 ст. 272 НК РФ, в котором сказано, что если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Налоговики солидарны с Минфином: расходы по сертификации списываются равными долями исходя из срока действия сертификата при условии выпуска сертифицированной продукции (Письма УФНС по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5511, от 23.01.2004 N 26-12/2507). Хотя, заметим, после прекращения выпуска сертифицированной продукции несписанные затраты по сертификации могут быть учтены в целях налогообложения, но уже в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 24.04.2007 N А56-33529/2006).
Посмотрим, каково мнение арбитров по поводу момента списания расходов. ФАС УО в Постановлениях от 19.01.2006 N Ф09-6174/05-С7 и от 23.08.2005 N Ф09-3476/05-С2 посчитал так. Организация, проводящая сертификацию, заключает договор с органом по сертификации, работы по которому выполняются единовременно, и не имеет значения срок действия сертификата, расходы на сертификацию являются косвенными и на основании п. 2 ст. 318 НК РФ в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Аналогично рассуждал ФАС СЗО в Постановлении от 21.06.2007 N А56-10798/2006: в п. 1 ст. 318 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль расходы на сертификацию продукции отнесены к косвенным расходам, а п. 2 данной статьи определено, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Причем признанию расходов на сертификацию в составе расходов текущего (отчетного) периода не препятствует даже то, что налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ определил в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), и отнес затраты на сертификацию к прямым расходам. Так, судьи ФАС СЗО в Постановлении от 10.01.2007 N А56-20957/2005 указали, что нормы НК РФ не предусматривают отнесение указанных затрат на расходы, уменьшающие базу, облагаемую налогом на прибыль, в зависимости от срока, на который выдается сертификат. ФАС СЗО в Постановлении от 12.02.2007 N А66-13850/2005 сделал вывод о том, что имеет значение только дата начала действия сертификата, именно в соответствующем отчетном (налоговом) периоде можно списать единовременно расходы на сертификацию, независимо от даты подписания актов выполненных работ и т.п.
В то же время существует и иная судейская позиция: ст. 318 НК РФ устанавливает порядок определения суммы расходов на производство и реализацию и должна применяться в системной связи с положениями ст. 272 НК РФ о порядке признания расходов. Так как расходы на получение сертификатов направлены на возможность их использования для получения дохода в течение срока действия сертификатов, они должны быть равномерно учтены при расчете налога на прибыль в течение срока действия сертификатов (Постановления ФАС СЗО от 22.03.2006 N А56-14268/2005, ФАС ПО от 26.07.2005 N А72-6739/04-7/50).
Налогоплательщику при принятии решения о том, в каком порядке будут отражаться расходы на сертификацию, следует учесть и то, что равномерное признание расходов позволит ему избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", так как при этом варианте расходы на сертификацию в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли будут признаваться одинаково.
Состав расходов на сертификацию. Для проведения испытаний органу сертификации передаются образцы продукции, имеющие такие же конструкцию, состав и технологию изготовления, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Это расходы, непосредственно связанные с проведением сертификации, и в силу этого они признаются обоснованными расходами в соответствии со ст. 252 НК РФ (Постановление ФАС УО от 23.01.2007 N Ф09-12297/06-С2). Заметим, налоговики разъясняли, что если отобранные образцы израсходованы или приведены в непригодное для дальнейшего использования по прямому назначению состояние, то представителем заявителя и руководителем лаборатории или лицами, ими уполномоченными, должен быть составлен акт на их списание <8>.
<8> Письмо УМНС по г. Москве от 23.04.2001 N 03-12/18630.Экономически оправданными являются также расходы на выполнение работ по сбору информации, оформлению документов и консультационное обслуживание для проведения сертификации (Постановление ФАС ВСО от 06.07.2007 N А33-18565/06-Ф02-4131/07).
В расходы на проведение сертификации можно включить оплату государственной пошлины за выдачу сертификата соответствия, которая, согласно пп. 78 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, составляет 100 руб. Причем ее взимание и размер не зависят от того, является сертификация обязательной или добровольной (Письмо Минфина России от 16.05.2005 N 03-06-03-03/29).
Сертификация системы менеджмента качества. С целью создания и внедрения эффективных систем менеджмента качества разработано семейство стандартов ИСО. Они не предъявляют требования к качеству продукции напрямую, а регламентируют организацию управления производством, чем обеспечивается необходимый уровень качества продукции. С 1 января 2008 г. Приказом Ростехрегулирования от 17.04.2007 N 66-ст введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2007 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции".
В связи с эти актуален вопрос о порядке учета расходов на сертификацию системы менеджмента качества. Минфин указывает, что система менеджмента качества продукции либо услуг не является продукцией или услугами организации, поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли (Письма от 10.07.2006 N 03-03-04/1/565, от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/11). Любопытно, что в Письме от 10.07.2006 N 03-03-04/1/565 Минфин сделал исключение для затрат на консультационные услуги по созданию в организации системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта и сообщил, что они учитываются на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Вызывает недоумение логика финансистов: расходы на сертификацию, в отношении которой велись консультации, относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, а расходы на саму сертификацию - нет. Позднее Минфин окончательно запутал налогоплательщиков, сообщив, что предприятия, применяющие УСНО, вправе учесть расходы на сертификацию системы менеджмента качества (Письмо от 26.12.2006 N 03-11-04/2/293).
В свою очередь, ФНС в Письме от 27.06.2006 N 02-1-08/123@, УФНС по г. Москве в Письме от 27.01.2006 N 20-12/5511 разрешили учитывать в составе налоговых расходов затраты на сертификацию системы менеджмента качества, если они соответствуют Закону N 184-ФЗ и положениям ст. 252 НК РФ, включая консультационные расходы, расходы на оказание методической помощи в подготовке к сертификации, расходы по проведению экспертизы документов, проверки и оценки системы менеджмента качества.
Таким образом, в настоящий момент сложилась спорная ситуация по данному вопросу. В поддержку налогоплательщиков высказался ФАС УО в Постановлении от 19.01.2006 N Ф09-6174/05-С7. Суд признал, что данные расходы соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Невозможно не согласиться и с доводами ФАС СЗО (Постановление от 12.02.2007 N А66-13850/2005): качество является неотъемлемой характеристикой товара. Следовательно, расходы налогоплательщика на сертификацию системы управления качеством являются связанными с производством и реализацией товара и могут быть учтены как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Налог на добавленную стоимость
Очередной спорный момент касается принятия к вычету НДС по услугам сертификации. Как известно, одно из условий применения вычета - принятие на учет товара, работы, услуги (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). В связи с этим чиновники изложили не выгодную для налогоплательщика позицию, которая заключается в следующем. Если расходы приняты к бухгалтерскому учету на счете 97 "Расходы будущих периодов" и признаются равными долями при исчислении налога на прибыль, то и сумма НДС подлежит возмещению из бюджета пропорционально сумме затрат, списанной в текущем отчетном периоде на расходы. Это мнение разделяет московское налоговое управление в Письмах от 10.08.2005 N 19-11/56883, от 10.08.2004 N 24-11/52247.
Вторая точка зрения, на наш взгляд, более справедлива. Согласно ей особых правил, связанных с применением налоговых вычетов при приобретении услуг по сертификации, относимых на счет 97 "Расходы будущих периодов", в гл. 21 НК РФ не установлено. Поэтому НДС может быть принят к вычету в общеустановленном порядке, если услуга принята к учету и имеется счет-фактура поставщика с выделенным НДС. Эту позицию поддерживают и арбитры. Так, ФАС СЗО в Постановлении от 10.08.2006 N А05-20023/05-18 указал, что для вычета НДС по товарам (работам, услугам) важен факт их принятия к учету. При этом не имеет значения, на каком счете в бухгалтерском учете отражены произведенные расходы. При выполнении условий, установленных гл. 21 НК РФ, налогоплательщик вправе предъявить к вычету всю сумму НДС, относящуюся к товарам (работам, услугам), независимо от того, когда их стоимость будет списана на затраты. В Постановлении ФАС МО от 19.06.2007 N КА-А40/5440-07 по делу N А40-45013/06-14-235 указано на то, что факт отнесения затрат на счет 97 "Расходы будущих периодов" не препятствует применению налоговых вычетов. Аналогичный вывод следует и из Постановления ФАС ВСО от 23.04.2008 N А33-12863/07-Ф02-1479/08.
Кстати, заметим, что в своих последних разъяснениях относительно вычета НДС, предъявленного сторонней организацией при оказании услуг по сертификации систем менеджмента качества и проведении аудита этих систем, Минфин разрешает принять к вычету НДС на основании счетов-фактур при наличии сертификатов, а также актов приема-передачи услуг, не говоря ни слова о том, что сделать это можно только постепенно, в течение срока действия сертификата (Письмо от 28.04.2008 N 03-07-11/166).
Передача образцов органу по сертификации для проведения испытаний не облагается НДС. Причина в том, что данная передача не связана с переходом права собственности на испытываемую продукцию, которая используется для собственных нужд и, как отмечалось, уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Но согласно пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, если только расходы на них не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете организации пищевой промышленности расходы на обязательную сертификацию собственной продукции в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 являются расходами по обычным видам деятельности. В силу с п. 18 данного ПБУ они признаются в том отчетном периоде, в котором организация их осуществила, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Согласно п. 65 Приказа N 34н такие расходы первоначально отражаются в составе расходов будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции или в другом порядке). Избранный алгоритм списания закрепляется в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
Сертификат соответствия на выпускаемую продукцию выдается на определенный срок, установленный соответствующим техническим регламентом. Исходя из этого, если срок действия сертификата соответствия превышает один месяц, расходы на сертификацию сначала следует отразить в составе расходов будущих периодов. Списывать стоимость сертификата на "затратные" счета организация будет постепенно в порядке, установленном распоряжением по организации (равномерно, пропорционально объему продукции и т.д.) в течение срока действия сертификата.
В бухгалтерском учете согласно Плану счетов и Инструкции по его применению делается запись по кредиту счета 97 "Расходы будущих периодов" в корреспонденции со счетами учета затрат. Если образец готовой продукции передается органу по сертификации для испытаний, то указанные расходы увеличивают общие расходы на сертификацию, и делается проводка Дебет 97 Кредит 43.
Пример. ЗАО "Вишневый сад" в июле 2008 г. провело обязательную сертификацию своей продукции - фруктовых соков. Соответствующие расходы составили:
- стоимость работ по проведению сертификации - 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.);
- стоимость готовой продукции, переданной в качестве образцов, - 1500 руб.
Сертификат соответствия выдан ЗАО "Вишневый сад" на 3 года. Согласно учетной политике организации расходы будущих периодов в организации списываются на затраты производства равномерно в течение срока, к которому они относятся, а признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления. В налоговом учете расходы на сертификацию списываются единовременно.
Рабочим планом счетов организации установлено, что к балансовому счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" открыты следующие субсчета:
68-1 "Расчеты по НДС";
68-2 "Расчеты по налогу на прибыль".
В бухгалтерском учете ЗАО "Вишневый сад" хозяйственные операции, связанные с сертификацией продукции, отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Оплачены услуги по сертификации продукции | 60 | 51 | 23 600 |
Расходы на сертификацию учтены в составе | 97 | 60 | 20 000 |
Отражен НДС | 19 | 60 | 3 600 |
Принят к вычету НДС | 68 | 19 | 3 600 |
Списана стоимость фруктовых соков, | 97 | 43 | 1 500 |
Отражено отложенное налоговое обязательство | 68-2 | 77 | 5 160 |
Ежемесячно в течение срока действия сертификата | |||
Отражены расходы по обязательной | 20 | 97 | 597,22 |
Уменьшено отложенное налоговое обязательство | 77 | 68-2 | 143,33 |
Заметим, в рассматриваемом примере расходы на сертификацию в налоговом учете признаются единовременно в июле 2008 г., а в бухгалтерском учете равномерно, в течение 36 месяцев начиная с июля 2008 г. Это приводит к возникновению налогооблагаемых временных разниц, которые при расчете налогооблагаемой прибыли образуют отложенный налог на прибыль. Следовательно, в соответствии с п. 15 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" организация должна начислить отложенное налоговое обязательство, равное произведению налогооблагаемой временной разницы на ставку налога на прибыль.
Е.В.Преснякова
Редактор журнала
"Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет
и налогообложение"