Мудрый Экономист

Инвестиционная деятельность НКО: перспективы развития

"Инвестиционный банкинг", 2008, N 2

Многогранность преобразований, происходящих в российской экономике, требует новых, неординарных подходов к институциональному устройству банковской системы. Современное банковское законодательство России определяет два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации. Для последних предусмотрено выполнение отдельных банковских операций, допустимое сочетание которых устанавливается Банком России.

В зарубежной банковской практике аналоги небанковских кредитных организаций часто относят к категории прочих (в отличие от коммерческих банков) учреждений. Отличительным признаком подобных организаций является предоставление специализированного финансирования. Они имеют ограничения и по ряду активных операций с целью снижения рисков.

В российской банковской системе небанковские кредитные организации (НКО) специализируются в основном пока в сфере расчетов. Однако уже действуют отдельные небанковские организации, ориентированные на инвестиционную сферу.

Потребность в развитии видов специализации и организационно-правовых форм НКО вызвана мировыми тенденциями на финансовых рынках. В условиях интеграции его сегментов и обострения конкуренции между банками и небанковскими финансовыми посредниками наметились следующие тенденции.

Во-первых, универсализация банков, так как в острой конкурентной борьбе выживают мощные супермаркеты банковских продуктов.

Во-вторых, развитие специализированных кредитных и финансовых организаций. Их эффективность определяется узким кругом операций, которые они выполняют с минимальными издержками при высоком качестве.

В-третьих, наметилась тенденция организационного сотрудничества крупных финансовых супермаркетов и специализированных небанковских финансовых посредников, привлекаемых для выполнения операций на основе договора. Данные тенденции свидетельствуют о росте потребности в разнообразных финансовых посредниках небанковского типа.

Функциональная роль небанковских кредитных организаций

Общность банковской системы и системы специализированных финансово-кредитных институтов состоит в том, что структурообразующими элементами обеих являются финансовые посредники - организации, действующие на финансовых рынках и помогающие продавцам и покупателям, кредиторам и заемщикам легче находить друг друга. В роли финансовых посредников выступают кредитно-финансовые институты. Основными типами финансовых посредников являются следующие:

  1. учреждения депозитного типа (коммерческие банки, сберегательные институты, кредитные союзы);
  2. договорные сберегательные учреждения (страховые компании, пенсионные фонды);
  3. инвестиционные фонды;
  4. другие виды финансовых организаций (финансовые компании, специализированные федеральные агентства) <1>.
<1> Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. - СПб.: Питер, 2000.

Как уже было отмечено, финансовые посредники облегчают взаимодействие продавцов и покупателей на финансовом рынке. Наиболее распространено определение финансового рынка как экономического института, в рамках которого осуществляются спрос и предложение на финансовые ресурсы в процессе сделок по их купле-продаже, совершаемых инвесторами и заемщиками при участии финансовых посредников.

Существует несколько классификаций финансовых рынков. Согласно первой классификации в составе финансового рынка выделяют денежный рынок и рынок капиталов. В свою очередь денежный рынок подразделяется на учетный, межбанковский и валютный.

Если денежный финансовый рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. Рынок капиталов охватывает акции и облигации, а также средне- и долгосрочные кредиты. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Согласно другой классификации в структуре финансового рынка выделяют: а) рынок ссудных капиталов и б) рынок ценных бумаг.

Различия двух подсистем в структуре кредитно-финансовой системы

Наличие специализированных сегментов в структуре финансового рынка обусловило появление множества финансовых посредников, имеющих разный статус и специализирующихся на различных видах финансовых услуг. Статус финансовых посредников определяется величиной уставного капитала, набором базовых операций и нормативными требованиями. На рынке ссудных капиталов преобладают банки. Банки и небанковские кредитные организации образуют банковскую подсистему в структуре кредитно-финансовой системы. Вторая подсистема - специализированных небанковских финансово-кредитных организаций (ФКО). Небанковские финансово-кредитные организации представлены специализированными организациями, действующими в разных сегментах финансового рынка. К ним относятся: финансовые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды, взаимные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации (США, Канада), строительные сберегательные кассы (Германия, Австрия), строительные общества (Англия), страховые компании, фондовые биржи.

Главные различия двух подсистем кредитно-финансовой системы заключаются в функциональной роли, специальном статусе и нормах регулирования организаций каждой подсистемы. Функциональная роль небанковских финансово-кредитных организаций заключается в оказании специализированных финансовых услуг. Одним из преимуществ специализированных небанковских финансово-кредитных организаций является способность аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки, следовательно, осуществлять долгосрочные инвестиции. Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумуляции сбережений населения и предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных, лизинговых и потребительских кредитов.

Характеристика элементов банковской системы

Наиболее часто встречается определение банковской системы как совокупности банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой. В России в состав банковской системы в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" включены Центральный банк РФ, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков, зарегистрированные в РФ.

Статус банков закреплен в национальном банковском законодательстве каждой страны. Кроме того, он урегулирован в директивах Европейского союза (ЕС) по координации банковского законодательства. Современное банковское законодательство России определяет два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации. В законодательстве Европейского союза вместо термина "банк" используется термин "кредитный институт".

В российском банковском законодательстве право называться банком имеет кредитная организация, которая в совокупности выполняет следующие три операции:

  1. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  2. размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Поскольку совокупное выполнение данных операций дает возможность кредитной организации иметь статус банка, назовем их статусными банковскими операциями.

В редакции Федерального закона от 03.02.1996 "О банках и банковской деятельности" впервые было дано понятие "небанковская кредитная организация" и установлен ее правовой статус. Небанковская кредитная организация характеризуется как юридическое лицо, которое имеет право осуществлять банковские операции на основе лицензии Банка России. При создании небанковской кредитной организации требования к минимальной величине уставного капитала ниже, чем для банков в 10 раз и определены в сумме, эквивалентной 500 тыс. евро. Установлено, что небанковская кредитная организация является коммерческой организацией и имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли. В отличие от банка, для небанковской кредитной организации предусмотрено выполнение отдельных банковских операций, допустимое сочетание которых устанавливается Банком России.

Поскольку в зарубежной банковской практике нет законодательного понятия "небанковская кредитная организация", для исследования целесообразно использовать термин "аналоги НКО". В состав аналогов НКО, действующих в зарубежной практике, следует включить все организации, специализирующиеся на предоставлении кредита или других базовых банковских операциях, но имеющих ограничения по привлечению и размещению ресурсов. В зарубежной экономической литературе аналоги небанковских кредитных организаций часто относят к категории "прочие кредитные учреждения". Отличительным признаком подобных организаций является предоставление им ограниченных, по сравнению с банками, прав по приему вкладов населения. Им запрещено ведение текущих счетов и открытие депозитов "до востребования". Как правило, разрешен прием накопительных (сберегательных) депозитов, а некоторым категориям - и срочных депозитов.

Специализированные ФКО, ориентированные на инвестиционную деятельность

Аналоги НКО как элементы кредитно-финансовой системы весьма разнообразны по видам специализации и кругу выполняемых операций, а также по статусу, закрепленному в финансово-банковском законодательстве. В данном исследовании интерес представляют финансовые организации небанковского типа, так или иначе связанные с инвестиционным направлением.

Рассмотрим основные виды таких финансовых организаций.

Инвестиционный институт - участник рынка ценных бумаг, осуществляющий свою деятельность в качестве: финансового брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Инвестиционный институт - юридическое лицо (исключение составляет инвестиционный консультант), в роли которого может выступать как юридическое, так и физическое лицо. Ко всем инвестиционным институтам предъявляются следующие требования: наличие в штате специалиста, имеющего квалификационный аттестат на право совершения сделок с ценными бумагами; наличие специальной лицензии, дающей право осуществления определенного вида (видов) деятельности; наличие минимального собственного капитала, необходимого для обеспечения материальной ответственности перед инвесторами; организация системы учета и отчетности, точно и полно отражающей операции с ценными бумагами.

Инвестиционная компания - финансовое учреждение, являющееся одновременно покупателем, держателем, эмитентом и продавцом ценных бумаг (акций и облигаций). Деятельность инвестиционных компаний в России регулируется нормативными актами. К услугам инвестиционной компании прибегают акционерные общества, особенно при эмиссии акций. В России ФКЦБ установлены минимальные требования по величине собственного капитала инвестиционных институтов. За рубежом под инвестиционными компаниями иногда понимают компании, которые используют свой капитал для инвестиций в другие компании.

Инвестиционные фонды - организации, привлекающие денежные средства физических и юридических лиц с целью последующего вложения в ценные бумаги. Инвестиционные фонды распространяют среди населения и юридических лиц собственные акции или сертификаты, а также иные документы, подтверждающие долевое участие собственника в совокупном капитале фонда, и заносят всех акционеров или пайщиков в специальный реестр. Если инвестиционные фонды открытого типа выкупают выпущенные ими акции или сертификаты, то фонды закрытого типа этого не делают, предоставляя своему вкладчику право продать сертификат или акцию через биржу или погасить после окончания заранее объявленного срока деятельности фонда (5 - 10 лет). Инвестиционные фонды обычно образуются в форме акционерных обществ открытого типа.

В ряде стран существуют контрактные инвестиционные фонды. В первом случае фонды выпускают простые именные акции, во втором - основой отношений вкладчика и фонда является контракт, определяющий права вкладчика и обязанность того, кто будет управлять капиталом. Контрактные типы фондов получили распространение в Австрии, Германии, Швейцарии. В Канаде, Великобритании, США действуют акционерные общества, а в Италии и Нидерландах - партнерства или акционерные общества с ограниченной ответственностью. Во всех странах инвестиционные фонды управляются независимой управляющей компанией. Инвестиционные фонды открытого типа, созданные в форме акционерных обществ, более широко известны как взаимные фонды и являются в ряде стран преобладающей формой инвестиционных фондов. Например, около 40% всех индивидуальных сбережений в США аккумулируется взаимными фондами.

В Российской Федерации развитие инвестиционных фондов определяется Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", где инвестиционные фонды определяются как находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

По российскому законодательству инвестиционный фонд организуется в форме акционерных обществ или паевых фондов. Акционерный инвестиционный фонд - это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах". Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Деятельность акционерного инвестиционного фонда осуществляется только на основании специального разрешения (лицензии).

Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Паевые инвестиционные фонды могут быть открытыми паевыми инвестиционными фондами, интервальными паевыми инвестиционными фондами и закрытыми паевыми инвестиционными фондами. Образуются паевые инвестиционные фонды путем приобретения инвесторами инвестиционных паев, выпущенных управляющей компанией. Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом, право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (прекращении паевого инвестиционного фонда). Инвестиционный пай не является эмиссионной ценной бумагой. Паевые фонды погашают свои паи без каких-либо ограничений в любое время. Фонды, погашающие свои паи в течение определенного времени, например, не реже одного раза за 6 месяцев, определяются как интервальные инвестиционные фонды.

В международной практике паевой инвестиционный фонд - это компания для управления частными инвестициями. Собранные средства клиентов инвестируются в высоколиквидные ценные бумаги и депозиты с учетом рисков инвестиций. В качестве инвесторов паевых инвестиционных фондов могут выступать физические и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть инвесторами паевых инвестиционных фондов. Учет имущества паевых инвестиционных фондов и прав инвесторов осуществляется единственным специализированным депозитарием на основании договора с управляющей компанией.

Пенсионные фонды - организации, занимающиеся сбором и аккумулированием денежных средств (страховых взносов и других поступлений), финансированием и выплатой пенсий и пособий по системам пенсионного страхования. Существуют две системы пенсионного страхования:

  1. система государственного пенсионного страхования (ГПС);
  2. система добровольного негосударственного пенсионного страхования (НПС).

Пенсионное страхование, как правило, осуществляется через специальные автономные фонды, в которых аккумулируются взносы участников систем пенсионного страхования. Инвестирование средств фондов ГПС позволяет получить источник доходов фондов пенсионного страхования - от вложенного капитала. Доля таких доходов определяется размерами резервного фонда, законодательными основами инвестирования капитала. В разных странах эта доля составляет от 0,5 до 11% от общих доходов. Размер резервного фонда в каждой стране определяется сложившимися традициями и условиями пенсионного обеспечения, состоянием экономики, зрелостью пенсионного фонда как элемента социальной политики и финансового института. Например, резервный фонд траст-фонда страхования по старости и по случаю потери кормильца и траст-фонда страхования по инвалидности в США составляет около 100% от годовой суммы выплат. Резервные средства фондов НПС, не являющиеся необходимыми для покрытия текущих расходов, также могут быть инвестированы. К инвестированию средств фондов пенсионного страхования предъявляются требования безопасности вложения средств, высокой доходности и ликвидности. Конкретные условия инвестирования являются объектом строгой законодательной регламентации и контроля со стороны органов, которым подотчетны эти фонды. В большинстве стран инвестирование ограничено государственными ценными бумагами, как правило, краткосрочными. В ряде стран выпускаются облигации специальных государственных займов для пенсионных фондов. Инвестированием средств пенсионных фондов в большинстве стран занимаются не органы социального обеспечения, а финансовые посредники. Все доходы, полученные от инвестирования резервных фондов, являются неотъемлемой частью пенсионных фондов и используются на нужды пенсионного обеспечения. Чтобы оценить роль пенсионных фондов в экономике, достаточно отметить, что их средства в отдельные годы (например, в Германии) составляли до 5% валовых инвестиций. Регулирование НПФ основывается на специальных законах о дополнительном пенсионном обеспечении, общем налоговом законодательстве, общих законах о страховой деятельности.

Пенсионные фонды, например, в США представляют собой совокупность пенсионных касс, созданных отдельными предприятиями или группами предприятий частного или государственного секторов экономики. В США активами пенсионных фондов управляют в основном трастовые компании, в роли которых могут выступать инвестиционные банки, страховые или специализированные компании по управлению.

Американские пенсионные фонды являются наиболее мощными в мире. Их совокупные активы составляют в настоящее время почти половину от общих активов всех институциональных инвесторов США и превышают активы американских страховых обществ, инвестиционных компаний и банков вместе взятых. Пенсионные фонды держат примерно 30% американских акций и 35% облигаций. Наиболее крупные фонды созданы в государственном секторе.

Большинство крупнейших пенсионных фондов сами управляют своими активами как институциональные инвесторы. Небольшие фонды чаще всего доверяют управление своими средствами более крупным инвестиционным фондам.

В числе основных причин стремительного роста пенсионных фондов США в последние годы: широкое распространение личных накопительно-инвестиционных пенсионных счетов работников, вызванное, в свою очередь, налоговыми льготами, предоставляемыми участникам пенсионных программ; льготы для пенсионных фондов при размещении ими своих средств; довольно высокий уровень доходности операций на финансовых рынках на фоне снижения реальных процентных ставок, предлагаемых депозитными учреждениями.

Юридические рамки деятельности пенсионных фондов США, создаваемых частными предприятиями, очерчены Законом о пенсионном обеспечении 1974 г. Для снижения рисков американским пенсионным фондам разрешено инвестировать капитал в акции создавшего этот фонд предприятия в размере, не превышающем 10% своих активов.

Отражение в банковском законодательстве процессов интеграции на финансовых рынках

Процессы интеграции на финансовых рынках потребовали законодательного упорядочения деятельности разнообразных кредитных учреждений, уточнения их организационно-правовых форм, операций и специализации, а также объединения в унифицированные группы в целях регулирования и надзора. Адаптация норм банковского законодательства к новым процессам на финансовом рынке проводилась как на уровне Европейского союза (ЕС), так и на уровне отдельных стран. Необходимая унификация норм банковской деятельности на европейском уровне осуществлялась при помощи многочисленных директив Европейского экономического сообщества (ЕЭС), в которых содержались правила для всех стран - членов ЕЭС. Унификация и ориентация на интеграционные процессы на финансовом рынке проявились и в создании в странах ЕЭС единого внутреннего рынка, включающего общий рынок банковских и других финансовых услуг.

В банковском законодательстве многих зарубежных стран более распространенным является разделение финансово-банковских организаций на кредитные и финансовые институты, поэтому термин "небанковские кредитные организации" отсутствует. Такое разделение имеется во всех странах - членах Европейского Союза, так как там весьма развита система унификации норм банковской деятельности.

Так, согласно Второй директиве ЕС по координации норм банковского законодательства от 15.12.1989 кредитный институт - это предприятие, чей бизнес состоит в приеме от неопределенного круга лиц депозитов или иных средств с обязательством возврата и в предоставлении кредитов за свой счет. Это определение было дано и в Первой банковской директиве ЕС. Следует выделить три критерия, на основании которых предприятие может быть отнесено к категории кредитных институтов: во-первых, оно должно принимать средства на возвратной основе от неопределенного круга лиц; во-вторых, оно должно предоставлять кредиты за свой счет; в-третьих, оба отмеченных вида деятельности должны являться основным видом деятельности предприятия.

Вторая директива по координации норм банковского законодательства от 15.12.1989 ввела понятие финансового института, а также перечень операций кредитного и финансового институтов, подлежащий взаимному признанию. Финансовый институт - это предприятие, не являющееся кредитным институтом, его основная деятельность состоит в приобретении долей участия или ведении одного или нескольких видов деятельности, перечисленных в следующем перечне операций <1>:

  1. прием депозитов и других средств от неопределенного круга лиц с обязательством возврата;
  2. предоставление займов, включая потребительский кредит, ипотечный кредит, факторинг, финансирование коммерческих транзакций (включая форфейтинг);
  3. финансовый лизинг;
  4. услуги по переводу денег;
  5. выпуск средств платежа (например, кредитных карт, чеков путешественников и банковских приказов о переводе средств) и управление ими;
  6. гарантии и обязательства;
  7. торговля за собственный счет или за счет клиента:
  1. участие в выпусках ценных бумаг и оказание услуг, относящихся к таким выпускам;
  2. консультирование предприятий по вопросам структуры капитала, индустриальной стратегии и по другим относящимся к этой сфере вопросам, а также консультирование и услуги, относящиеся к слиянию и приобретению предприятий;
  3. денежное посредничество;
  4. управление портфелями и консультирование;
  5. депозитарные услуги и управление ценными бумагами;
  6. справочные кредитные услуги;
  7. кастодиальные услуги.
<1> Приложение ко Второй директиве Совета 89/6646/EEC от 15.12.1989 о координации законов, постановлений и административных положений, относящихся к учреждению и ведению бизнеса кредитных институтов / А.А. Вишневский. Банковское право Европейского союза. - М.: Статут, 2000. С. 204 - 205.

Финансовый институт не имеет права принимать средства во вклады и другие денежные средства физических лиц на возвратной основе. Он осуществляет следующие операции на рынке банковских услуг: приобретение долей участия; выдачу ссуд (потребительские, ипотечные, факторинговые, внешнеторговые); финансовый лизинг; различные виды расчетов; эмиссию и управление платежными средствами (кредитные карты, дорожные и банковские чеки); выдачу гарантий и поручительств по обязательствам; торговлю за собственный счет или по поручению клиентов инструментами денежного рынка (векселя, фондовые ценные бумаги, валютные и процентные инструменты и др.); консультирование компаний по структуре капитала, промышленной стратегии, слиянию и приобретению других компаний; управление портфелями финансовых вложений; хранение и управление ценными бумагами.

Процессы глобализации и тесного переплетения сегментов финансового рынка привели к переходу многих стран на максимально приближенное к новым процессам банковское законодательство. Например, в Германии кредитные и финансовые институты регулируются единым Законом о кредитном деле. Все участники рынка банковских услуг, действующие на основе Закона о кредитном деле (редакция 1998 г.), подразделяются на организации, имеющие и не имеющие статуса институтов. Статус институтов имеют организации, осуществляющие банковские услуги профессионально и в качестве основного вида деятельности. Институты подразделяются на кредитные институты и институты по оказанию финансовых услуг.

Организации, не имеющие статуса институтов, представлены финансовыми компаниями и компаниями по оказанию вспомогательных для банков услуг. Главным отличием кредитного института является исключительное право осуществления операций по приему во вклады денежных средств физических лиц. Кредитный институт обязан также выполнять кредитные операции.

Институты по оказанию финансовых услуг, согласно Закону о кредитном деле, производят следующие операции: посредничество в приобретении и реализации финансовых инструментов (посредничество по осуществлению финансовых вложений); покупка и продажа финансовых инструментов от имени и за счет клиента; покупка и продажа финансовых инструментов за свой счет для третьих лиц; управление активами, вложенными в финансовые инструменты для третьих лиц; посредничество в депозитных операциях с компаниями, расположенными за пределами ЕС; обслуживание платежных договоров (получение денежных средств или погашение денежных обязательств); обменные и конверсионные операции с иностранной валютой.

Финансовые компании как участники рынка банковских услуг, согласно Закону о кредитном деле, представлены финансовыми холдингами и смешанными компаниями. Финансовыми холдингами называются организации, дочерними предприятиями которых являются кредитные или финансовые институты, причем не менее чем одно дочернее предприятие является кредитным институтом, принимающим вклады или другие возвратные денежные средства физических лиц и осуществляющим кредитные операции.

Смешанная компания представляет собой организацию, в состав которой в качестве дочерних входят кредитный институт или компания, осуществляющая операции с ценными бумагами. Финансовые компании выполняют такие операции, как приобретение долей участия на возмездной основе, денежных требований; заключение лизинговых контрактов; торговля срочными контрактами и другими финансовыми инструментами; участие в эмиссии ценных бумаг; осуществление посреднических услуг между кредитными институтами по ссудам; консультирование; управление имуществом, вложенным в ценные бумаги и др.

Компания по предоставлению вспомогательных банковских услуг - это компания, которая не является ни институтом, ни финансовой компанией. Ее основные функции заключаются в том, чтобы управлять недвижимостью, осуществлять эксплуатацию вычислительных центров, а также другие виды деятельности, которые являются вспомогательными относительно главной сферы деятельности одного или нескольких институтов.

Кредитные институты могут создаваться в частной или публично-правовой форме. Некоторые кредитные институты действуют на основе дополнительных законов, определяющих их социальную или функциональную специализацию, а также регламентирующих их операции, нормативы и систему гарантий. В частности, к ним относятся строительные сберегательные кассы, сберегательные кассы, ипотечные банки, кредитные кооперативы и др.

Современная банковская система Франции сформирована на основе Закона о банках 1984 г. В соответствии с этим документом в стране сформировались шесть категорий институтов:

Среди банков с участием государства следует выделить и группу сберегательных банков, являющихся независимой государственной структурой. Группа кредитует за счет вкладов государственное жилищное строительство и муниципальные проекты и управляет фондами социальной защиты. Таким образом, во Франции Закон о банках регламентирует деятельность не только банков, но и аналогов небанковских кредитных организаций <1>.

<1> Информационно-аналитические материалы НИИ Банка России (выпуск 3 (43)).

Интересный опыт деления кредитных институтов на банковские и небанковские имеется в практике США. Так, согласно банковскому законодательству США все кредитно-финансовые институты разделены на депозитные и недепозитные.

Депозитные институты, в свою очередь, подразделяются на банковские, небанковские учреждения и холдинговые компании (корпорации, владеющие банками).

К недепозитным институтам финансового рынка относятся: инвестиционные банки; инвестиционные, страховые и ипотечные компании; дилерские и брокерские конторы; пенсионные фонды; трастовые компании и др.

Официальное деление организаций кредитно-финансовой системы на депозитные и недепозитные, на организации, участвующие и не участвующие в системе страхования депозитов, оказывает положительное влияние на согласование интересов участников финансового рынка, так как ограничивает возможности недепозитных институтов по привлечению ресурсов от физических лиц и сокращает риски потерь этих ресурсов для физических лиц. С одной стороны, это усиливает конкурентные преимущества депозитных институтов. Но, с другой стороны, специализированные финансовые организации могут выполнять другие операции, например, по страхованию, инвестированию в различные ценные бумаги.

Агентства кредитования, реализующие государственные интересы

В качестве агентств кредитования, реализующих государственные интересы, могут быть предложены, во-первых, агентство кредитов развития; во-вторых, агентство ипотечного жилищного кредитования; в-третьих, агентство экспортно-импортного кредитования и гарантирования.

В роли агентства кредитов развития может выступить Российский банк развития. Созданный в марте 1999 г. Российский банк развития (РосБР) представляет собой государственную кредитную организацию в форме открытого акционерного общества с участием государства в его уставном капитале в размере не менее 75% плюс одна акция. Основными целями деятельности РосБР являются:

Среди банковских экспертов существует также мнение, что все банки, включая банки с государственным участием, должны иметь общий статус и работать на основе правил, вырабатываемых центральным банком. Если же выполнение специфических государственных задач не позволяет им соответствовать предъявляемым требованиям, то целесообразно назвать их не банками, а кредитными агентствами или ведомствами, специально создаваемыми правительством. Данная позиция заслуживает внимания.

Подобные агентства и ведомства существуют в зарубежной практике финансирования инвестиционных программ. В Германии, например, национальный институт развития KfW имеет статус ведомства и не является кредитным институтом, действующим в соответствии с Законом о кредитном деле. Он образован в соответствии со специальным законом и имеет особые принципы организации, необходимые для выполнения возложенных на него задач.

В связи с необходимостью развития других специализированных видов кредитования, имеющих важное государственное и социальное значение, представляется возможным получение статуса небанковской кредитной организации Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), 100% уставного капитала которого находится в федеральной собственности. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию - федеральный оператор вторичного рынка ценных бумаг - создано государством для обеспечения организационных, правовых и финансовых условий с целью привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в сферу ипотечного жилищного кредитования через систему рефинансирования юридических лиц, предоставляющих гражданам РФ долгосрочные ссуды на приобретение жилья. В августе 2001 г. Правительство РФ утвердило "Правила предоставления государственных гарантий РФ по заимствованиям ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" <1>. Согласно этому документу гарантии обеспечивают исполнение обязательств агентства, возникающих в результате размещения эмитированных им облигаций. Полученные от продажи ценных бумаг средства агентство направляет на ипотечное кредитование населения. Агентство также имеет право размещать на срок не более 90 дней временно свободные денежные средства, привлеченные под гарантии, в доходные инструменты банков. Само АИЖК не выдает ипотечных кредитов: сегодня этим занимаются региональные операторы (ипотечные фонды при администрациях субъектов РФ) и сервисные агенты. По стандартам АИЖК ипотечные кредиты выдают 145 организаций из 75 регионов РФ.

<1> Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 N 628 "Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

Перспективы развития НКО в современной России

Несмотря на положительную динамику изменения числа небанковских кредитных организаций в России, их еще недостаточно по количеству и по специализации. Институциональное построение банковской системы во многом зависит от макроэкономической среды. Разнообразие форм хозяйствования, большие различия в уровнях кредитоспособности хозяйствующих субъектов, необходимость многообразия форм сбережения доходов и кредитования увеличивают потребность в разнообразных по масштабам и специализации кредитных организациях.

И.А.Зарипов

К. э. н.

РЭА им. Плеханова

А.В.Петров

К. э. н.,

независимый эксперт