Мудрый Экономист

Хранение денег в кассе игорного заведения

"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 4

На страницах журнала мы не раз обращались к теме ведения кассовых операций при организации и проведении азартных игр. Обзор редакционной почты свидетельствует о том, что эта тема продолжает оставаться актуальной для многих игорных заведений, которые являются местом проведения проверок ревизоров различных министерств и ведомств. Сегодня мы решили проанализировать требования к кассам этих заведений и порядок хранения денежных средств, соблюдение которых позволит им избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Касса игорного заведения и касса организации: в чем различие?

Мы неспроста начали статью с этого вопроса, который по праву можно назвать ключевым для многих организаторов азартных игр, управляющих сетью игорных заведений.

Для таких операторов соблюдение всех установленных законодательством требований, да еще во всех местах проведения азартных игр, - непростая задача. Проверяющих это, конечно, мало волнует, они действуют в интересах бюджета, а не организаторов азартных игр и проверяют кассовую дисциплину по одним правилам как в головном, так и в обособленных подразделениях организации.

Руководящим документом при проверках кассовой дисциплины является Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), к которому есть соответствующая отсылочная норма в Правилах совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр <1>. К организациям, осуществляющим операции с денежной наличностью, в части кассовой дисциплины установлено достаточно требований, и только за нарушения отдельных из них, в частности обязательных условий к кассе, организация может быть привлечена к административной ответственности.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2007 N 441.

У организатора азартных игр, имеющего несколько игорных заведений и игровых точек, как правило, имеется не одна касса, а несколько "операционных" касс. Мы сознательно именуем таким образом кассы в игорных заведениях для того, чтобы выделить центральную кассу головного и кассы обособленных подразделений (филиалов) организации, а не для того, чтобы у читателя возникла ассоциация с операционным кассовым аппаратом, который не применяется в игорных заведениях.

Кассу головного и обособленного подразделений можно считать кассами игорных заведений, определение которых дано в отраслевом Законе о проведении азартных игр. В современных экономических словарях термин "касса" имеет несколько значений, в том числе как подразделение предприятия, организации, выполняющее кассовые операции с наличными деньгами и другими ценностями, или специально оборудованное помещение для хранения, приема и выдачи денег. С этих позиций, а также с точки зрения норм Закона о проведении азартных игр кассу игорного заведения, являющегося одним из обособленных подразделений (филиалов) организатора азартных игр, можно считать кассой юридического лица, которая должна быть оборудована согласно установленным требованиям. Проблема только в том, что названный отраслевой Закон устанавливает к игорным заведениям "азартные" условия, в то время как требования к укрепленности и оборудованию касс закреплены в другом документе.

С позиций нормативно-правового регулирования Порядок, определяющий требования к кассам, но не раскрывающий данное понятие, нельзя назвать документом четкого нормативно-правового регулирования кассовой дисциплины, особенно в части структурных подразделений организации. Для кредитных организаций в Порядке есть указание на то, что кассы их филиалов независимо от разрешенного остатка хранения денежных средств и размещения материальных ценностей в них оборудуются по высшей категории укрепленности. Для других организаций такого указания нет, более того, в нем сказано об обязательном оборудовании головных касс крупных торговых предприятий, из чего можно сделать логичный вывод: для остальных операционных касс таких предприятий требования к технической оснащенности не являются обязательными. Игорное заведение, конечно, не относится к указанным организациям, и для него сделанные предположения - не более чем косвенные предположения в пользу разграничения требований к кассе головного подразделения и операционной кассе обособленного подразделения.

Прямых указаний для укрепленности и оборудования касс филиалов и обособленных подразделений в Порядке не содержится, так же как и практически нет разъяснений по данному вопросу у уполномоченных органов. Не дает ответа и судебная практика, которая по данному вопросу не многочисленна. В нашем распоряжении оказалось лишь одно судебное решение - Постановление ФАС СКО от 12.02.2008 N Ф08-171/08-86А по делу N А32-16806/2007-56/431-94АЖ, которое не дает четкого ответа на вопрос: должна ли операционная касса обособленного подразделения быть оборудована и укреплена так же, как касса головного офиса компании?

Как следует из материалов дела, организация посчитала необоснованным наложение штрафных санкций, поскольку проверяемый объект - это территориально удаленное структурное подразделение общества, которое не является юридическим лицом, филиалом (представительством). Раз так, то на рассматриваемом объекте не обязательно наличие специально оборудованного помещения кассы. К сожалению, суд не обратил внимание на эти возражения, а указал на правомерность наложения на организацию штрафных санкций по другому основанию ст. 15.1 КоАП РФ - несвоевременное оприходование в "операционную" кассу денежных средств. Таким образом, по окончании судебного разбирательства вопрос об оборудовании и оснащенности "операционной" кассы организации остался открытым, не разрешен он и по сей день на нормативном уровне.

В такой ситуации у организации есть два пути: либо обращать внимание только на оборудование кассы головного офиса, не беспокоясь об оснащенности касс обособленных подразделений, либо позаботиться об оборудовании и оснащенности всех имеющихся касс в игорных заведениях. Часть аргументов в защиту первого варианта мы рассмотрели, что может лишь снизить, но не устранить достаточно высокие налоговые риски. Второй вариант намного безопасней для организатора азартных игр, но связан с высокой трудоемкостью и сложностью выполнения установленных требований к кассам во всех игровых точках. В таком случае ей следует руководствоваться Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию касс, прописанными в Приложении 3 к кассовому Порядку.

Каковы требования к укрепленности и оборудованию касс?

Все требования к кассе организации в Порядке объединены в три раздела. В первом прописаны общие положения, во втором содержатся требования по технической укрепленности помещений касс, в третьем - требования к оборудованию помещений касс средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации. Мы, конечно, не будем перечислять их все, а остановимся лишь на общих нормах, которые чаще других становятся объектом проверки укрепленности и оборудования касс.

Для обеспечения сохранности денежных средств и ценностей:

Перечисленные общие требования к кассе организации обязательны к выполнению независимо от того, используется при расчетах с населением кассовый аппарат или нет. Не зависит техническая укрепленность и оборудование касс и от частоты кассовых операций или сумм наличных денежных средств, фактически находящихся в кассе (Постановление ФАС ВВО от 17.03.2008 N А79-9209/2007). Отсутствие на момент проверки у организации наличных денег в кассе не может являться основанием для освобождения от ответственности за нарушение требований к оборудованию кассового помещения (Постановление ФАС ВВО от 14.11.2007 N А39-1409/2007).

В то же время если организация полностью переходит на безналичную систему расчетов, то у нее отсутствует необходимость не только в оборудовании, но даже в наличии кассовой комнаты (Постановления ФАС ВСО от 10.01.2008 N А33-11309/07-Ф02-9617/07, ФАС ПО от 18.12.2007 N А57-2424/07-33). Очевидно, что игорному заведению это не грозит в силу того, что азартные игры (за исключением запрещенных игр в сети Интернет) проводятся за наличный расчет, что обязывает организатора позаботиться о помещении для хранения, приема и выдачи денежных средств.

Помимо общих предписаний, к кассе организации предъявляются отдельные требования к технической укрепленности помещений и оборудованию их средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации. Таких требований намного больше, но, как показывает практика, ревизорам достаточно общих норм, с которых обычно начинается проверка кассы и соблюдения порядка хранения денег. В части хранения свободных денежных средств в Порядке установлены отдельные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность ст. 15.1 КоАП РФ. Для того чтобы избежать штрафных санкций, организациям нужно не только знать, но и выполнять требования, установленные кассовым Порядком для хранения денежных средств.

Каковы требования к порядку хранения денежных средств?

Порядок хранения денежных средств устанавливает обязанности по хранению денег в кассе преимущественно для двух лиц - руководителя и кассира. По тому, насколько они справляются со своими обязанностями, во многом определяется оценка кассовой дисциплины в организации.

Для обеспечения соблюдения порядка хранения денег руководитель обязан:

Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Порядок хранения денежных средств обязывает кассиров:

Кроме этого, порядок хранения денежных средств запрещает кассиру:

Не стоит также забывать о таком ограничении, как хранение в кассе денежных средств в пределах установленного кредитной организацией лимита остатка наличности. Сверх лимита денежные средства сдаются в обслуживающие банки в согласованные с ними сроки.

В целом у кассира, да и у руководителя, хватает обязанностей, связанных с соблюдением порядка хранения денежных средств. Именно за его нарушение в ст. 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, в то время как о нарушении укрепленности и оборудования кассы в данной статье не говорится. Но это не мешает налоговикам штрафовать организацию за необорудованную кассу как за несоблюдение порядка хранения денежных средств. Насколько фискальная позиция ревизоров отвечает нормам КоАП РФ и положениям кассового Порядка? Думаем, читателю будет небезынтересно узнать ответ на этот вопрос.

За какие кассовые нарушения можно оштрафовать по КоАП РФ?

Исчерпывающий перечень нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, за которые организация может быть привлечена к административной ответственности, приведен в ст. 15.1 КоАП РФ. Количество оснований для наложения штрафных санкций существенно меньше количества условий, установленных кассовым Порядком, в результате чего отдельные его требования на практике полностью или частично просто не принимаются во внимание. В отношении порядка хранения денежных средств это делать не следует в силу того, что не только действия, но и бездействие должностных лиц организации, выразившиеся в несоблюдении этого порядка, образуют состав правонарушения.

Среди экспертов и бухгалтеров бытует мнение, что нарушение порядка хранения свободных денежных средств заключается в том, что организация хранит их в своей кассе, а не в банке. В то же время нарушением не является хранение денежных средств в необорудованной и недостаточно укрепленной кассе. Такая позиция ошибочна, на что указано в Постановлении ФАС ВСО от 28.07.2005 N А19-10859/04-27-39-Ф02-3487/05-С1. Буквальное толкование указанных норм кассового Порядка говорит о том, что хранение этих денежных средств включает в себя не только их хранение в учреждениях банков, но и оборудование соответствующих помещений кассы (Постановления ФАС ДВО от 10.10.2007 N Ф03-А51/07-2/3547, от 20.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4593). Таким образом, требования налоговиков по надлежащему оборудованию помещения кассы небеспочвенны, и суды поддерживают их, а не организации, осуществляющие кассовые операции в помещениях, не обеспечивающих сохранность денежных средств.

К ответственности не обязательно привлекается должностное лицо, ответственное за соблюдение тех или иных требований к хранению денежной наличности. Штраф может быть наложен на юридическое лицо (Постановление ФАС СКО от 17.09.2007 N Ф08-5921/2007-2237А). Для того чтобы оштрафовать за несоблюдение требований к оборудованию кассы, ревизорам нужно доказать, что проверяемое ими помещение является кассой предприятия, в которой осуществляются операции с денежной наличностью. В противном случае суд может отказать проверяющим, выдвигающим бездоказательные требования к оборудованию помещения, в котором не производятся операции с денежной наличностью (Постановление ФАС ВВО от 08.11.2007 N А79-469/2007). Игорным заведениям, в которых наличие кассы является обязательным, навряд ли можно надеяться, что налоговики перепутают помещение кассы с каким-нибудь другим.

Перечислим наиболее часто встречающиеся нарушения по укрепленности и оборудованию помещения касс, за которые организацию (ответственных должностных лиц) могут оштрафовать:

  1. Отсутствие на предприятии изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, является основанием для наложения штрафных санкций. Отсутствие в кассе денежной наличности не является основанием для освобождения организации от административной ответственности (Постановление ФАС ВВО от 14.11.2007 N А39-1409/2007).
  2. Запрет собственника помещения на проведение объемно-планировочных работ в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности и в связи с этим отсутствие возможности у арендатора оборудования помещения кассы не дают повода для освобождения последнего от ответственности (Постановление ФАС ВВО от 30.04.2008 N А79-513/2008).
  3. Аренда индивидуального сейфа не освобождает организацию от проведения работ по оборудованию изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и хранения наличных денег (Постановление ФАС ДВО от 14.06.2007 N Ф03-А51/07-2/1957).
  4. Наличные операции осуществляются в помещении бухгалтерии, не отвечающем требованиям укрепленности и оборудования кассы, что является достаточным основанием для наложения штрафных санкций (Постановление ФАС ВВО от 24.04.2008 N А79-10705/2007).
  5. Ведение ремонтных работ в кассе организации не является основанием освобождения ее от ответственности за нарушение технических требований к оборудованию кассы, в которой имеют место операции с денежной наличностью (Постановление ФАС СКО от 17.09.2007 N Ф08-5930/2007-2230А). В то же время отключение охранной сигнализации (на время ремонта) не образует административного правонарушения, если на этот период охрана обеспечивается другими средствами (Постановление ФАС СКО от 26.03.2008 N Ф08-1427/2008-517А).

Как видим, налоговикам удается штрафовать организации за многие нарушения требований к укреплению и оборудованию кассы, основные из них - отсутствие или недостаточное оборудование изолированного помещения и укрепленного сейфа для хранения денежной наличности. Не следует забывать о других нарушениях, пусть и менее значительных и распространенных, но, как показывает практика, в отсутствие серьезных нарушений проверяющие могут придраться и к мелочам (например, неукомплектованность или неисправность огнетушителя), ведь штраф от этого меньше не становится.

Для примера можно взять Постановление ФАС СКО от 09.01.2008 N Ф08-5994/07-2241А, в котором указано на ошибочность мнения о том, что неполное оборудование или укрепленность кассы какой-нибудь деталью свидетельствует о малозначительности правонарушения. Она имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае эта угроза заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и требованиям законодательства к кассовой дисциплине.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Исходя из этого нарушение отдельных требований к оборудованию и технической укрепленности кассы судьи квалифицируют ни много ни мало как нарушение порядка работы с денежной наличностью со всеми вытекающими для организации последствиями. Так что уповать на смягчение штрафных санкций организаторам азартных игр, не укрепившим должным образом кассу, не стоит. Им целесообразно обратить внимание на соблюдение проверяющими процедур привлечения к административной ответственности. Мы не будем перечислять всех процедур, назовем одну, которую ревизоры иногда упускают из виду. Как догадался читатель, речь пойдет об обязательном присутствии законного представителя организации в момент проверки и составления акта о результатах ее проведения.

Насколько необходимо присутствие законного представителя?

На сегодняшний день вынесено не одно судебное решение в пользу организации, представитель которой не был извещен надлежащим образом о возбуждении дела об административной ответственности. Мы приведем одно из недавних судебных решений. В Постановлении ФАС СКО от 28.04.2008 N Ф08-2106/2008-766А основанием для отказа в привлечении к административной ответственности явился тот факт, что общество не было извещено о месте и времени составления протокола. Он был составлен в присутствии руководителя филиала, действующего на основании общей доверенности. Специальных полномочий на представление интересов организации при рассмотрении дела об административных правонарушениях у представителя общества не имелось. Это говорит о том, что инспекторами не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело. Несоблюдение ревизорами порядка привлечения к административной ответственности явилось основанием для отказа налоговикам, выявившим нарушение, но не сумевшим взыскать штраф с нарушителя, в том числе в судебном порядке. В завершение статьи напомним о том, кто может проверять игорные заведения на соблюдение кассовой дисциплины и накладывать штрафы в законном порядке.

Кто может привлечь к ответственности за необорудованную кассу?

Ответ на этот вопрос вряд ли порадует игорные заведения, к которым "в гости" заглядывают представители различных контролирующих этот бизнес органов. Как правило, соблюдение предприятиями требований порядка ведения кассовых операций систематически курируется банками. Они проверяют не все требования, а те, которые связаны с банковской деятельностью. У налоговиков более широкие полномочия, дела об административных правонарушениях, в частности связанных с соблюдением порядка работы с денежной наличностью, они рассматривают практически без ограничений. Единственное - выносить решения в части административного правонарушения может строго ограниченный круг лиц: руководители федеральных и территориальных налоговых органов (Письмо УФНС по г. Москве от 20.12.2007 N 09-10/122095@). Фактически это означает, что лица, лишь исполняющие их должностные обязанности, не вправе выносить постановления об административном правонарушении <2>.

<2> См., например, Постановление ФАС МО от 30.04.2004 N КА-А40/3113-04.

Техническая укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях могут проверяться органами внутренних дел в пределах их компетенции. Они уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ. Так, в Постановление ФАС ВВО от 03.10.2006 N А11-15608/2005-К2-27/659 общество пыталось оспорить наложение штрафа тем, что милицейская проверка проводилась на основании поручения, а не соответствующего мотивированного постановления должностного лица. По мнению суда, это не имеет правового значения. Одним из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Не приняты во внимание доводы общества о том, что осмотр помещений не мог быть проведен с привлечением в качестве понятых сотрудников милиции (в связи с их заинтересованностью в исходе дела). Нормы ст. 27.8 КоАП РФ, регламентирующей порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, не содержат запрета на привлечение в качестве понятых сотрудников милиции. Все это говорит о том, что сотрудники органов внутренних дел так же, как и налоговики, вправе проверить укрепленность и оборудованность кассы организации и в случае выявления нарушений привлечь ее к административной ответственности. Надеемся, что игорные заведения учтут представленные рекомендации и примут меры во избежание штрафных санкций со стороны проверяющих кассовую дисциплину органов.

С.Н.Алексеева

Эксперт журнала

"Игорный бизнес:

бухгалтерский учет

и налогообложение"