Мудрый Экономист

Аудит транспортного налога

"Аудиторские ведомости", 2008, N 7

Приводятся нормативная база, цели и задачи, основные объекты проверки при аудите транспортного налога. Перечисляются соответствующие аудиторские процедуры и наиболее часто обнаруживаемые в процессе их выполнения нарушения.

Цель аудита операций, связанных с транспортным налогом, - установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.

Задачи данного вида аудита:

оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по транспортному налогу;

проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по транспортному налогу, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

Аудитор осуществляет проверку на основе норм гл. 28 НК РФ, а также документов, представляемых ему проверяемым субъектом:

бухгалтерского баланса (форма N 1);

отчета о прибылях и убытках (форма N 2);

главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;

учетной политики организации;

данных регистров бухгалтерского учета по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по транспортному налогу";

налоговым декларациям по транспортному налогу;

регистров расчета транспортного налога;

первичных документов, подтверждающих поступление транспортных средств;

паспорта транспортных средств.

Работы при проведении аудита транспортного налога можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Ознакомительный этап

С целью контроля за правильностью формирования сумм налоговых обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:

оценить систему бухгалтерского и налогового учета;

рассчитать аудиторские риски;

определить уровень существенности;

установить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение перечисленных аудиторских процедур позволяет выделить объекты налогообложения, проверить соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на представление организацией налоговых деклараций по транспортному налогу (включая все уточненные расчеты), регистров расчета транспортного налога, первичных документов, подтверждающих права собственности на транспортные средства, в частности паспорта транспортных средств (ПТС, справка-счет), регистров бухгалтерского учета.

Основной этап

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны при определенном на ознакомительном этапе значении уровня существенности. Для этого:

оценивается правильность определения налоговой базы по транспортному налогу;

проверяется налоговая отчетность, представленная организацией по установленным формам;

осуществляются расчеты, касающиеся налоговых последствий для организаций в случае некорректного применения норм налогового законодательства.

По результатам проверки разрабатываются и представляются рекомендации по использованию организацией налоговых льгот и предложения по созданию в организации системы внутреннего контроля за правильностью исчисления транспортного налога.

Основные объекты проверки при рассматриваемом виде аудита и соответствующие им аудиторские процедуры приведены ниже.

Отнесение организации к категории налогоплательщика транспортного налога. Аудитор должен учитывать, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

При этом аудитору следует детально изучить список транспортных средств, для того чтобы правильно составить перечень объектов, подлежащих налогообложению. В состав таких объектов входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не подлежат налогообложению:

как весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

промысловые морские и речные суда, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, и др.

Формирование налоговой базы по транспортному налогу. Аудитор должен убедиться, что по каждому объекту основных средств сформирована налоговая база. При этом аудитор должен проверить расчет налоговой базы. Для транспортных средств, имеющих двигатели, это мощность двигателя в лошадиных силах. Для воздушных транспортных средств определяется тяга реактивного двигателя - паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы. Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств определяется валовая вместимость в регистровых тоннах.

Налоговые ставки. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты Федерации вправе осуществлять собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).

Исчисление суммы транспортного налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (года), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом учитываются суммы авансовых платежей по налогу. Аудитор должен проверить, что организация исчислила суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода (квартала) в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае постановки на учет и (или) снятия с учета транспортного средства (исключения из государственного судового реестра и т.п.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Месяц регистрации транспортного средства, как и месяц снятия транспортного средства с учета, принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

После того, как была определена сумма транспортного налога за отчетный период, аудитор должен проверить правильность отражения налога в регистрах бухгалтерского учета. Большинство организаций включают сумму транспортного налога в состав расходов по обычным видам деятельности, т.е. с использованием счета 26 "Общехозяйственные расходы". Порядок отнесения суммы транспортного налога должен быть закреплен в учетной политике организации для целей налогообложения.

Заполнение налоговой декларации. Прежде всего аудитор должен удостовериться в том, что форма налоговой декларации соответствует Приказу Минфина России от 13.04.2006 N 65н. Затем выборочно проверяется своевременность уплаты сумм в бюджет, представления расчетов по транспортному налогу в налоговые органы, правильность заполнения форм налоговых деклараций. При этом необходимо сопоставить данные главной книги оборотно-сальдовой ведомости (сальдо на начало периода, обороты за период, сальдо на конец периода) и расчеты аудитора. После этого выводятся обнаруженные отклонения.

Кроме того, следует проанализировать частоту проведения налоговых проверок по налогу. Для этого аудитор изучает копии последних актов проверки, имеющиеся разногласия с налоговыми органами и ведущиеся судебные разбирательства. Указанные факты отражаются в рабочих документах аудитора.

Заключительный этап

На заключительном этапе оформляются результаты налогового аудита транспортного налога, анализируется выполнение программы аудита, классифицируются выявленные ошибки и нарушения, формулируются рекомендации. По окончании работ аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

Основными видами нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита транспортного налога, являются:

формирование налоговой базы, не соответствующее законодательству;

неправильное применение налоговых ставок;

отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля за правильностью исчисления транспортного налога;

арифметические ошибки.

С.М.Бычкова

Д. э. н., профессор

Санкт-Петербургский государственный

аграрный университет

Т.Ю.Фомина

Аттестованный аудитор