Мудрый Экономист

К нам едет ревизор

"Руководитель бюджетной организации", 2010, N 10

Эта короткая фраза из бессмертной гоголевской комедии по сей день способна вызвать если не страх, то, во всяком случае, некоторую тревогу у любого руководителя бюджетной организации. Как достойно подготовиться к проверке или ревизии в финансово-бюджетной сфере, на какие "слабые звенья" обратить особое внимание и чего ждать в случае выявления нарушений?

Взял из бюджета? Отчитайся!

Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) в сфере финансового контроля определены в ст. 268 БК РФ. В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере непосредственно и через свои территориальные органы, расположенные в субъектах РФ. В настоящее время в систему Росфиннадзора входят более 70 территориальных управлений, которые осуществляют контроль:

  V   за    использованием    средств    федерального    бюджета,   средств
государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей,
находящихся в федеральной собственности;
---------------------------------------------------------------------
V за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных
организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской
Федерации, требований актов органов валютного регулирования и
валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных
операций условиям лицензий и разрешений;
---------------------------------------------------------------------
V за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями
финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ,
бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
---------------------------------------------------------------------
V за исполнением органами финансового контроля федеральных органов
исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления законодательства РФ о
финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Росфиннадзор и его территориальные управления уполномочены не только осуществлять контроль в установленных сферах деятельности, но и возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в области бюджетного и валютного законодательства РФ.

В настоящей статье рассмотрим одно из основных направлений деятельности Росфиннадзора и его территориальных органов - контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Особое внимание - средствам на нацпроекты, ФЦП и ФАИП

Росфиннадзор и его территориальные управления могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки.

В планы контрольно-надзорной работы территориальных управлений включаются проверки, которые проводятся в инициативном порядке, а также на основании заданий центрального аппарата Росфиннадзора. Проверки по централизованным заданиям проводятся в отношении наиболее значимых для страны направлений и объектов контроля. Это, например, проверки в отношении использования средств, выделяемых по приоритетным национальным проектам или в рамках федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) и целевых программ (ФЦП), средств, выделяемых из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ. Результаты проверок, проведенных территориальными управлениями по централизованным заданиям, направляются в центральный аппарат Росфиннадзора, где они обобщаются в целях предоставления соответствующих докладов в Минфин России.

При планировании контрольных мероприятий территориальные управления Росфиннадзора учитывают необходимость охвата проверками не менее 30% объемов финансирования из федерального бюджета, направляемого бюджетополучателям, находящимся на территории субъектов РФ, а также периодичность проведения проверок не реже одного раза в три года. При этом приоритетным является отбор бюджетополучателей по предполагаемым рискам, то есть с учетом предполагаемого объема выявляемых в проверяемых организациях нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере. Таким образом, территориальные управления Росфиннадзора в плановом порядке ежегодно проводят контрольные мероприятия в отношении 30 - 35% средств федерального бюджета, выделяемых бюджетополучателям субъектов РФ.

Тенденция последних лет такова, что доля проверок, которые проводятся по централизованным заданиям Росфиннадзора, из года в год увеличивается. Например, если в 2005 г. доля таких проверок составляла лишь 7%, то в 2009 г. - уже около 60%.

Сведения о предстоящей плановой проверке (тема проверки, месяц проведения проверки, проверяемый период) можно получить, ознакомившись с планом Росфиннадзора на соответствующий год, размещенным на официальном сайте - www.rosfinnadzor.ru (раздел "Сведения о деятельности", подраздел "Планы Росфиннадзора"). Более точные сведения о том, предусмотрена ли плановая проверка вашей организации, вы можете получить, посетив сайты территориальных управлений Росфиннадзора. Соответствующие интернет-адреса также можно найти на указанном сайте.

В соответствии с законодательством запрещается проведение повторных ревизий (проверок) за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам. Исключение - случаи поступления оформленной в письменном виде информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности проверяемой организации.

Росфиннадзор и его территориальные органы могут проводить также внеплановые проверки по следующим основаниям:

  V   по  поручениям руководителя Росфиннадзора или территориального органа
Росфиннадзора;
---------------------------------------------------------------------
V по поручениям или обращениям аппарата Правительства РФ, администрации
Президента РФ, министра финансов, Генеральной прокуратуры и иных
правоохранительных органов федерального уровня;
---------------------------------------------------------------------
V по мотивированным обращениям руководителей правоохранительных органов
субъектов РФ;
---------------------------------------------------------------------
V при проведении встречных проверок в организациях любых
организационно-правовых форм, получивших от проверяемых организаций
денежные средства, материальные ценности и документы.

Тематика контрольных мероприятий может быть различна. Например, ревизия охватывает всю финансово-хозяйственную деятельность ревизуемой организации, а проверка затрагивает лишь отдельные аспекты указанной деятельности, например кассовые или банковские операции.

Обратите внимание! В соответствии с законодательством запрещается проведение повторных ревизий (проверок) за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам. Исключение - случаи поступления оформленной в письменном виде информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности проверяемой организации.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется по следующим направлениям:

  V   соответствие деятельности учредительным документам;
---------------------------------------------------------------------
V расчет сметных назначений;
---------------------------------------------------------------------
V исполнение смет доходов и расходов;
---------------------------------------------------------------------
V использование средств федерального бюджета, в том числе на
приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
---------------------------------------------------------------------
V использование средств федерального бюджета, полученных в виде
трансфертов (субвенций и субсидий);
---------------------------------------------------------------------
V соблюдение требований бюджетного законодательства РФ получателями
средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных
кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета,
гарантий Правительства РФ;
---------------------------------------------------------------------
V использование средств государственных внебюджетных фондов;
---------------------------------------------------------------------
V обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в
федеральной собственности;
---------------------------------------------------------------------
V использование федерального имущества, находящегося в оперативном
управлении или хозяйственном ведении, поступление в федеральный
бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в
федеральной собственности;
---------------------------------------------------------------------
V ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверность
бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Предъявляем документы!

В ходе проверки ревизионная группа вправе проводить контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций как сплошным, так и выборочным способом. При документальной проверке изучаются учредительные, регистрационные, плановые, финансовые, бухгалтерские и другие отчетные документы. Исследуется полнота, своевременность и правильность отражения финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности.

При осуществлении фактических контрольных действий ревизионная группа проводит осмотр, инвентаризацию, экспертизу, контрольные замеры. Возможно применение и других контрольных приемов. Стоит отметить, что при проведении ревизии (проверки) контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций всегда проводятся сплошным способом.

Руководитель организации должен своевременно представить сотрудникам Росфиннадзора, проводящим контрольные действия, подлинники документов и (или) их копии. Задержки в представлении документов должны быть обоснованными.

В ходе проведения ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий.

Если в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности организации ревизорам будет отказано в представлении указанных объяснений, справок, сведений и копий документов, в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись.

При возникновении сомнений в достоверности предъявленных к проверке документов, а также в других случаях может проводиться встречная проверка - посредством сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

Нарушил? Плати!

Если в результате ревизии или проверки контролер-ревизор выявляет нарушения, в адрес проверенной организации выносится обязательное к рассмотрению представление, содержащее сведения о выявленных нарушениях, а также предложение о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений, и по недопущению в дальнейшем совершения нарушений требований бюджетного законодательства РФ. Если же установленные контрольным мероприятием нарушения требуют устранения, в адрес проверенной организации выносится дополнительно предписание по устранению выявленных нарушений. В этом документе приводятся требования по устранению выявленных нарушений и назначаются сроки, в которые они должны быть выполнены (в том числе требования о перечислении незаконно использованных средств в доход федерального бюджета).

В случае невыполнения в срок требований, указанных в предписании об устранении нарушений, проверенная организация или ее руководитель привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Для должностных лиц проверенной организации это означает наказание в виде административного штрафа от 1000 до 2000 руб. либо дисквалификации на срок до трех лет. Проверенная организация привлекается к административному наказанию в виде штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб.

Теперь рассмотрим основные виды нарушений, выявляемых ревизорами Росфиннадзора в ходе проверок. Прежде всего, это нецелевое использование бюджетных средств. Оно выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (несанкционированное перераспределение бюджетных средств по кодам расходов бюджетов РФ, использование средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств, поступающих из бюджетов других уровней или источников).

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ (штраф на должностное лицо от 4000 до 5000 руб., на юридическое лицо от 40 000 до 50 000 руб.) при условии, что действия получателя бюджетных средств не содержат уголовно наказуемого деяния. Если же средства израсходованы нецелевым образом в крупном (превышающем 1,5 млн руб.) или особо крупном размере (свыше 7,5 млн руб.), должностное лицо получателя бюджетных средств в соответствии со ст. 285.1 УК РФ привлекается к уголовной ответственности:

  V   за   нецелевое  расходование  бюджетных  средств  в  крупном  размере
предусмотрено наказание в виде штрафа от 100 000 до 300 000 руб. или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от
одного года до двух лет, либо ареста на срок от четырех до шести
месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет без права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до трех лет или без такового;
---------------------------------------------------------------------
V за нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере
предусмотрено наказание в виде штрафа от 200 000 до 500 000 руб. или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от
одного года до трех лет либо лишения свободы на срок до пяти лет без
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Пример 1. В результате проверки финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения здравоохранения были установлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета: в нарушение ст. 38 БК РФ, Приложения 3 к Приказу Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" за счет средств федерального бюджета учреждение перечислило НДС в сумме 46 000 руб. на услуги, оказанные по приносящей доход деятельности.

Руководитель и главный бухгалтер данного учреждения по фактам нарушений привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ. Им назначены наказания в виде административных штрафов в размере 4000 руб. каждому.

Еще одно нарушение, часто допускаемое проверяемыми организациями и выявляемое ревизорами Росфиннадзора в ходе проверок, - неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов (переплаты и неположенные выплаты заработной платы, расходование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами, осуществление бюджетными учреждениями расходов сверх установленных нормативов и др.).

Пример 2. По результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности за 2008 - 2009 гг., проведенной ТУ Росфиннадзора в апреле 2010 г. в федеральном государственном учреждении, подведомственном Федеральному агентству по высокотехнологичной медицинской помощи, установлено, что данным учреждением применялись завышенные нормы списания ГСМ при эксплуатации автотранспорта. При эксплуатации автотранспорта в пригородной зоне вне границы города и в населенных пунктах с численностью населения менее 1 млн человек и свыше 3 млн человек ошибочно использовалась надбавка 20%. В результате допущенного нарушения излишне списаны ГСМ на общую сумму 13 281 руб., из них за счет средств федерального бюджета - 4156 руб., средств от приносящей доход деятельности - 9125 руб. Директору учреждения направлено предписание об устранении нарушения с требованием обеспечить взыскание с виновных лиц излишне израсходованных на приобретение ГСМ денежных средств на общую сумму 13 281 руб. и обеспечить перечисление денежных средств в сумме 4156 руб., израсходованных за счет средств федерального бюджета, в доход федерального бюджета.

Наиболее распространенным видом нарушений являются нарушения порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности.

Пример 3. В результате ревизии деятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования за 2009 г. установлено, что в нарушение п. 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, бланки строгой отчетности учитывались на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" по фактической стоимости бланка, а их следовало учитывать по стоимости в условной оценке 1 руб. за один бланк.

Пример 4. В ходе проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, а также имущества, находящегося в федеральной собственности, за 2008 - 2009 гг., проведенной в июне 2010 г. в управлении одного из федеральных органов исполнительной власти РФ, выявлено нарушение п. 43 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, п. 43 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н: по бюджетному учету проверенного управления недоначислена амортизация на 76 объектов движимого имущества и излишне начислена амортизация на три объекта движимого имущества на общую сумму 558 944 руб.

Контроль за контролерами

Кроме контроля и надзора за финансовой деятельностью организаций Росфиннадзор и его территориальные управления осуществляют так называемый "контроль контрольных органов", который заключается в проверке исполнения законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными:

В ходе указанных проверок Росфиннадзор и его территориальные управления осуществляют контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре, в том числе на предмет соответствия их требованиям к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, которые установлены Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденным Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 146н.

Пример 5. В результате проверки исполнения контрольными органами территориальных органов МЧС законодательства РФ о государственном финансовом контроле в 2009 г. установлено нарушение п. 75 Положения о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденного Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 146н: в восьми актах ревизий и проверок, проведенных контрольно-ревизионным отделом Приволжского регионального центра, которыми выявлены нарушения, не указывались должностные, материально ответственные или иные лица проверенных организаций, допустившие нарушения.

Валютный контроль в финансово-бюджетной сфере

Контроль в финансово-бюджетной сфере в бюджетных организациях иногда тесно переплетается с валютным контролем, также осуществляемым Росфиннадзором и его территориальными органами. В случаях, когда бюджетные организации взаимодействуют с нерезидентами, они вступают в отношения, регулируемые валютным законодательством РФ, как любые другие участники внешнеэкономической деятельности.

Физические и юридические лица, должностные лица, допустившие нарушения требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, привлекаются Росфиннадзором и его территориальными органами к административной ответственности, установленной ст. 15.25 КоАП РФ.

Так, например, предусмотрена следующая административная ответственность:

С.П.Сперанская

Заместитель руководителя

Территориального управления

Федеральной службы

финансово-бюджетного надзора

в Нижегородской области

Страховые взносы
 
В помощь регионам