Мудрый Экономист

Особенности заключения и расторжения служебного контракта с государственными гражданскими служащими

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2010, N 10

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) государственный гражданский служащий - это гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы на основании акта о назначении на должность и служебного контракта и получающий денежное содержание за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Законодатель также предусматривает, что на гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ о государственной гражданской службе (ст. 11 ТК РФ).

Форму служебного контракта, порядок и особенности его заключения и расторжения, а также иные связанные с этим вопросы мы рассмотрим в статье.

Служебный контракт и трудовой договор

В Федеральном законе от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) законодатель, упоминая впервые о служебном контракте, не раскрывает в полной мере, что же это такое и какую роль он играет в служебных отношениях. В отличие от Закона N 58-ФЗ, Закон N 79-ФЗ много внимания уделяет служебному контракту, его форме и содержанию, особенностям заключения, изменения и расторжения, тем самым отграничивая государственно-служебные отношения от трудовых.

В соответствии со ст. 23 Закона N 79-ФЗ служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Одна сторона служебного контракта - это представитель нанимателя, которым является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Другая сторона контракта - гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий.

Несмотря на то что по своему содержанию служебный контракт достаточно близок трудовому договору, он имеет свои специфические особенности. Выделим некоторые принципиальные различия.

Например, в качестве основания возникновения трудовых правоотношений между работником и работодателем выступает трудовой договор. Основанием же возникновения служебных отношений является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы, и только потом заключается служебный контракт. Еще отметим, что предмет трудового договора - соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции, предмет же служебного контракта - должностные обязанности гражданского служащего.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в личном деле нанимателя. Для придания служебному контракту особого статуса законодатель выделяет его существенные условия (ст. 24 Закона N 79-ФЗ):

Обращаем внимание на п. 2 ст. 27 Закона N 79-ФЗ: в случае установления государственному служащему испытательного срока данное условие должно содержаться и в служебном контракте, и в акте о назначении. Иначе гражданский служащий будет считаться принятым на работу без испытательного срока. При этом в отличие от испытательного срока, установленного ТК РФ, который не может превышать трех месяцев, продолжительность испытания гражданского служащего может колебаться от трех месяцев до одного года.

Отметим, что законодатель достаточно четко регламентирует форму служебного контракта. Его примерная форма установлена Указом Президента РФ N 159 <1>.

<1> Указ от 16.02.2005 N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

Особенности заключения служебного контракта

Как уже было сказано, служебный контракт может быть заключен:

В служебном контракте должны быть указаны представитель нанимателя, который наделен правом назначения на должность и освобождения от должности гражданина или гражданского служащего, а также вид документа, определяющий статус руководителя государственного органа, либо лица, замещающего государственную должность РФ, либо их представителя. Таким документом могут быть положение о государственном органе, федеральный закон, указ Президента РФ и др.

Еще одной особенностью заключения служебного контракта является более широкий перечень документов, предъявляемых при этом гражданином или гражданским служащим, чем при заключении трудового договора. Данный перечень приведен в ст. 26 Закона N 79-ФЗ и включает:

  1. заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении гражданской службы. Данное заявление пишется на имя руководителя государственного органа в произвольной форме;
  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы. Прямых указаний о том, каким органом устанавливается форма данной анкеты, нет, но Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р утверждена форма анкеты, подлежащей представлению в государственный орган;
  3. паспорт;
  4. трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  5. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  6. свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ (до принятия Закона N 79-ФЗ при поступлении на государственную службу такое свидетельство предъявлять не требовалось);
  7. документы воинского учета - для военнообязанных лиц и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  8. документ об образовании;
  9. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Примечание. Порядок ведения и хранения трудовых книжек гражданских служащих законодателем не установлен и регламентируется общими Правилами <2>.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (в ред. от 06.02.2004).

Более подробно остановимся на последнем пункте.

Пунктом 1 ст. 20 Закона N 79-ФЗ устанавливается, что гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (далее - Перечень), ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, подают представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи (супруга (супруги) и несовершеннолетних детей).

Порядок представления федеральным гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его и членов его семьи, а также Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, на которых представляют такие сведения, утверждаются Президентом РФ.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ N 484 <3> до 20 мая 2009 г., прежде чем представить справку о доходах и имуществе нанимателю, необходимо было подать декларацию о своих доходах и имуществе в налоговый орган. С 20 мая 2009 г. вступил в действие Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", в соответствии с которым государственным служащим необходимо представить справку о своих доходах и имуществе, доходах и имуществе членов своих семей только в кадровую службу государственного органа. Этим же Указом утверждена и форма данной справки.

<3> Указ от 15.05.1997 N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе".

Добавим, что лица, замещающие должности государственной службы при Администрации Президента РФ, предусмотренные Перечнем, представляют сведения о доходах и имуществе ежегодно до 1 апреля.

Примечание. Порядок предоставления сведений и перечень государственных или муниципальных государственных должностей утверждается нормативными правовыми актами субъектов РФ (указ губернатора, постановление правительства, приказ министерства и др.).

Итак, мы рассмотрели основные документы, предъявляемые гражданином или гражданским служащим при поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы. Однако данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен с учетом условий прохождения гражданской службы (п. 3 ст. 26 Закона N 79-ФЗ).

Например, от лиц, поступающих на гражданскую службу для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требуется представление медицинской справки об отсутствии у них заболеваний, препятствующих осуществлению такой работы.

Срок действия служебного контракта

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 79-ФЗ служебный контракт с гражданским служащим может быть заключен на определенный срок (от одного года до пяти лет) и на неопределенный срок. Обязательным условием при заключении срочного служебного контракта является указание основания для заключения такого контракта. Срочный служебный контракт заключается:

Иные случаи заключения срочного служебного контракта могут устанавливаться только федеральными законами.

Говоря о служебном контракте, заключаемом на неопределенный срок, следует обратить внимание на особенности заключения контракта с лицами, достигшими возраста 60 лет. По аналогии со ст. 59 ТК РФ, Законом N 79-ФЗ с данными лицами срочный служебный контракт заключается на срок от одного до пяти лет. Разница в том, что срочный трудовой договор заключается с указанными лицами при поступлении на работу, а срочный служебный контракт - с лицами, с которыми уже был заключен служебный контракт ранее. Продление нахождения на государственной службе служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. С таким лицом по решению руководителя и с согласия гражданина может быть заключен срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Обратите внимание! Законодатель не предусматривает оснований для увольнения по инициативе руководителя гражданского служащего в связи с достижением им 60-летнего возраста. Достижение гражданским служащим 60-летнего возраста является основанием не для расторжения служебного контракта, а для перезаключения контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт (п. 5 ст. 25 Закона N 79-ФЗ).

Прекращение служебного контракта

Основания и последствия прекращения служебного контракта регламентируются гл. 6 Закона N 79-ФЗ.

В отличие от прекращения трудового договора прекращение служебного контракта не всегда влечет за собой увольнение. Например, этого не происходит при переводе гражданского служащего на другую должность в другой государственный орган или на государственную службу иного вида (пп. 5 п. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ), если только этот переход не является переходом на военную или правоохранительную службу.

Следует также отметить, что действие служебного контракта может приостанавливаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Закона N 79-ФЗ). К таковым относятся:

В случае освобождения служащего от замещаемой должности по указанным основаниям его оставляют в реестре гражданских служащих и включают в кадровый резерв. Но если в течение трех месяцев после истечения указанных обстоятельств (за исключением восстановления на службе по решению суда) гражданский служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется и исключается из реестра гражданских служащих.

Рассмотрим общие основания прекращения служебного контракта и освобождения от замещаемой должности с последующим увольнением, предусмотренные ст. 33 Закона N 79-ФЗ:

а) соглашение сторон, когда служебный контракт может быть расторгнут в любое время по инициативе любой из сторон с одновременным освобождением занимаемой должности и увольнением с гражданской службы (ст. 34 Закона N 79-ФЗ);

б) истечение срока действия срочного служебного контракта в случае завершения выполнения определенного задания, выхода на службу временного отсутствующего работника; по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность категории "руководители" (ст. 35 Закона N 79-ФЗ);

в) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона N 79-ФЗ). Гражданский служащий имеет право расторгнуть контракт и уволиться по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. При этом по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и увольнении гражданский служащий имеет право отозвать свое заявление и увольнение не будет произведено, если только на эту должность не приглашен другой гражданский служащий;

г) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Уточним, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске. В соответствии с указанной статьей увольнение допускается в случаях:

д) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ст. 31 Закона N 79-ФЗ);

е) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 Закона N 79-ФЗ);

ж) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо в связи с отсутствием такой должности в том же государственном органе (ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

з) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

и) нарушение установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если эти нарушения исключают возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Закона N 79-ФЗ);

к) выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41 Закона N 79-ФЗ);

л) несоблюдение им ограничений и нарушение обязательств, установленных федеральными законами (ст. 16 Закона N 79-ФЗ);

м) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 Закона N 79-ФЗ;

н) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ст. 27 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий также освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с его осуждением к наказанию, исключающему возможность замещения должности по приговору суда; признанием его полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; признанием решением суда его недееспособным или ограниченно дееспособным; достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет.

В случае смерти гражданского служащего либо признания его безвестно отсутствующим решением суда служебный контракт прекращается, а служащий исключается из реестра гражданских служащих.

В заключение обратим ваше внимание на обязанность работодателя, заключившего трудовой договор с бывшим государственным служащим, сообщать представителю нанимателя по последнему месту службы о факте заключения такого договора. Порядок предоставления и перечень обязательных сведений, предоставляемых работодателем, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 <4>. Данное сообщение должно быть направлено в письменном виде на бланке организации за подписью руководителя и печатью организации в течение двух лет после увольнения служащего и не позднее десяти дней со дня заключения с ним трудового договора.

<4> "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".

Л.В.Куревина

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

Льготы медицинским работникам: виды и порядок предоставления
 
Восстановление на работе