Мудрый Экономист

Порядок инвентаризации объектов основных средств и отражение результатов в учете

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 20

Для обеспечения достоверности данных бюджетного учета и отчетности бюджетные учреждения обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

Проведение инвентаризации объектов основных средств обязательно:

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. Один раз в три года проводится инвентаризация нежилых помещений и сооружений.

Инвентаризация машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, прочих основных средств проводится учреждениями ежегодно.

Инвентаризация основных средств, в том числе и основных средств, числящихся на забалансовом счете, производится по их местонахождению при участии материально ответственного лица.

Для проведения инвентаризации основных средств издается приказ руководителя о проведении инвентаризации. В приказе определяются: цели и задачи проведения инвентаризации, сроки начала и окончания инвентаризации, состав комиссии по инвентаризации.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Председателем комиссии может быть руководитель учреждения, его заместитель или иное должностное лицо, обладающее распорядительными правами.

В состав инвентаризационной комиссии должны входить: работник бухгалтерии, юрист, специалист административно-хозяйственного отдела, отвечающий за закупку материальных ценностей, специалист информационной службы, занимающийся эксплуатацией компьютерной техники, специалист по экономическим вопросам, специалисты других служб.

До начала инвентаризации проверяется:

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бюджетного учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Результаты инвентаризации фактического наличия объектов основных средств, находящихся в учреждении, отражаются в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

Инвентаризационная опись оформляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность ценностей, и доводится до сведения руководителя учреждения. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственного лица Инвентаризационная опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.

Подчистки и помарки в Инвентаризационной описи не допускаются. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом. При выявлении недостач или излишков основных средств в Инвентаризационной описи указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

В случае, когда при инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием основных средств и учетными данными, оформляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

Ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в Инвентаризационную опись полное их наименование, инвентарные номера, единицу измерения; сведения о фактическом наличии (цена, количество); сведения по данным бюджетного учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам - количество и сумма).

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов на балансе учреждения.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бюджетного учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной стоимости с учетом износа. Сведения об оценке объектов основных средств оформляются соответствующим актом.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

По результатам инвентаризации выявленные отклонения должны быть отражены в учете:

Д-т сч. 0 101 00 310 "Увеличение стоимости основных средств"

К-т сч. 0 401 01 180 "Прочие доходы";

Д-т сч. 0 104 00 410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации"

К-т сч. 0 101 00 410 "Уменьшение стоимости основных средств";

Д-т сч. 0 209 01 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам основных средств"

К-т сч. 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов";

Д-т сч. 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов"

К-т сч. 0 101 00 410 "Уменьшение стоимости основных средств".

Пример. В результате инвентаризации обнаружено оборудование, не учтенное на балансе предприятия ("Машины и оборудование"), рыночной стоимостью 40 000 руб. (табл. 1).

Таблица 1

Отражение в учете основного средства, не учтенного на балансе предприятия

Операция

Проводки

Сумма,

руб.

Дебет

Кредит

Оприходованы

излишки

оборудования,

обнаруженные

в ходе

инвентаризации

1 101 04 310

"Увеличение стоимости

машин и оборудования"

1 401 01 180

"Прочие доходы"

40 000

Пример. В ходе инвентаризации установлена недостача производственного инвентаря первоначальной стоимостью 30 000 руб. и с суммой начисленной амортизации 10 000 руб. Руководством определено виновное лицо, с которого будет взыскиваться рыночная стоимость производственного инвентаря в размере 25 000 руб. Виновное лицо согласилось возместить ущерб добровольно (табл. 2).

Таблица 2

Отражение в учете недостачи производственного инвентаря

Операция

Проводки

Сумма,

руб.

Дебет

Кредит

Списана сумма

начисленной

амортизации

1 104 06 410

"Уменьшение стоимости

производственного

и хозяйственного инвентаря

за счет амортизации"

1 101 06 410

"Уменьшение стоимости

производственного

и хозяйственного

инвентаря"

10 000

Списана

остаточная

стоимость

инвентаря

1 401 01 172

"Доходы от реализации

активов"

1 101 06 410

"Уменьшение стоимости

производственного

и хозяйственного

инвентаря"

20 000

Отражена

задолженность

виновного лица

1 209 01 560

"Увеличение дебиторской

задолженности по недостачам

основных средств"

1 401 01 172

"Доходы от реализации

активов"

25 000

Отраслевые особенности инвентаризации основных средств определены следующими документами: Отраслевые особенности бюджетного учета в социально-трудовой сфере в части корреспонденции счетов по типовым отраслевым операциям (утв. Минздравсоцразвития России 19.02.2008) и Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (утв. Минздравсоцразвития России 09.06.2007).

Список литературы

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  2. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.

В.И.Супроткина

Доцент

кафедры бухгалтерского учета и аудита

Всероссийская государственная

налоговая академия

Минфина России

Возмещение ущерба работодателю
 
Выполнение государственного и местных бюджетов по расходам в Украине