Мудрый Экономист

Выполнение государственного и местных бюджетов по расходам в Украине

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 20

Общепринятым в мировой экономической литературе является признание ведущей роли расходов бюджета в финансовом обеспечении потребностей социально-экономического развития общества. Особенно убедителен этот аргумент в условиях финансового кризиса, пронизывающего все сферы жизнедеятельности общества, и значительного недостатка бюджетных средств. Около 48% расходов государственного бюджета Украины направляется на экономическую деятельность, социальную защиту и социальное обеспечение населения страны (табл. 1). Посредством системы бюджетных расходов формируется эффективный совокупный спрос, стимулируется динамическое развитие отдельных отраслей экономики, устраняются диспропорции в развитии регионов.

Таблица 1

Расходы государственного бюджета Украины за 2007 - 2009 годы

Расходы

2007

2008

2009

грн.

%

грн.

%

грн.

%

Общегосударственные

функции

16 906 609 793,19

13,05

21 769 481 745,58

11,94

24 850 408 320,45

13,79

Оборона

9 416 522 617,55

7,27

11 732 966 264,60

6,43

9 663 303 883,50

5,36

Общественный

порядок,

безопасность

и судебная власть

18 315 695 350,68

14,13

24 871 128 223,83

13,64

24 159 219 052,60

13,40

Экономическая

деятельность

29 748 790 908,28

22,95

38 693 045 558,70

21,22

33 294 325 504,57

18,47

Охрана окружающей

естественной среды

1 809 099 865,35

1,40

2 230 171 502,51

1,22

1 824 302 634,23

1,01

Жилищно-

коммунальное

хозяйство

723 808 742,08

0,56

443 970 476,90

0,24

270 628 995,09

0,15

Здравоохранение

6 321 020 065,44

4,88

7 365 508 325,69

4,04

7 534 954 677,81

4,18

Духовное и

физическое развитие

1 987 730 529,30

1,53

2 917 600 089,32

1,60

3 216 723 170,27

1,78

Образование

15 149 678 772,34

11,69

21 554 274 162,52

11,82

23 925 679 374,42

13,27

Социальная защита

и социальное

обеспечение

29 220 348 952,60

22,55

50 798 307 292,74

27,85

51 517 561 860,48

28,58

Итого...

129 599 305 596,81

100,00

182 376 453 642,39

100,00

180 257 107 473,42

100,00

Межбюджетные

трансферты

44 654 998 078,88

25,63

59 113 623 050,44

24,48

62 180 110 012,37

25,65

Всего...

174 254 303 675,69

241 490 076 692,83

242 437 217 485,79

Источник: данные отчетов о выполнении государственного бюджета Украины за 2007 - 2009 гг. http://budget.rada.gov.ua.

Реализация этих заданий в значительной степени зависит от построения функционально-организационной системы выполнения бюджетов, которая бы обеспечивала эффективное управление ресурсами, прозрачность финансовых операций, анализ и предоставление информации о состоянии бюджетов, а также предотвращала бы нецелевое использование бюджетных средств. В связи с этим особенное внимание уделяется вопросам выполнения бюджетов по расходам, связанным с проведением расчетно-кассовых операций с бюджетными средствами.

Вопросы эффективного управления расходами и рационального использования бюджетных средств активно обсуждают ученые-экономисты и специалисты-практики. Невзирая на значительные достижения в исследовании проблем управления государственными и местными финансами много вопросов, касающихся сферы казначейской системы выполнения расходной части бюджетов, требуют дальнейшего уточнения и развития.

Государственное казначейство Украины занимает в сфере управления государственными финансами определяющее место, поскольку является тем финансовым институтом, благодаря которому меняется менеджмент бюджетных ресурсов государства. Участие органов казначейства в процессе выполнения бюджетов не ограничивается процедурой проведения операций по зачислению поступлений и осуществлению расходов в соответствии с утвержденными планами. Их деятельность намного шире и охватывает сложную систему финансовых отношений между различными участниками бюджетного процесса, связанную с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов на центральном и местном уровнях.

При самом общем подходе участие органов государственного казначейства в процессе выполнения расходной части бюджетов заключается в осуществлении расходов в соответствии с утвержденными назначениями и установленными бюджетными ассигнованиями. Тогда как принятие основных управленческих решений в процессе выполнения бюджетов и определение приоритетных направлений бюджетного финансирования обеспечивают государственные и местные органы исполнительной власти, а также распорядители средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Украины полномочия органов государственной и местной власти в части выполнения бюджетов по расходам сосредоточиваются на усилении контроля за движением бюджетных средств, своевременном предупреждении их нецелевого использования и внедрении новых принципов управления бюджетными обязательствами. Функция процесса управления денежными потоками должна обеспечивать оптимизацию осуществления расходов в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Организация работы органов государственной, местной власти и казначейства, в частности, в процессе выполнения расходной части бюджетов в Украине осуществляется в следующей последовательности.

Открытие и обеспечение надлежащего функционирования бюджетных счетов. Все расчетно-кассовые операции по выполнению государственного и местных бюджетов отображаются на счетах для операций с бюджетными средствами, открытых в органах государственного казначейства. Обслуживание этих счетов играет важную роль в упорядочивании платежно-расчетных отношений в процессе кассового выполнения бюджетов и контроля за соблюдением и обеспечением государственной финансовой дисциплины.

Для открытия счета клиент подает соответствующему органу казначейства, в котором он будет обслуживаться, все необходимые документы: заявление; карточку с образцами подписей ответственных лиц; копию справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины; копию зарегистрированного учредительного документа; копию документов, которые подтверждают взятие клиента на учет в органе налоговой службы и соответствующем органе Пенсионного фонда; копию страховых свидетельств, подтверждающих регистрацию клиента в фондах социального страхования; утвержденную смету бюджетного учреждения.

После проверки поданных документов на каждое учреждение в органе казначейства заводится личное дело, в котором содержатся вышеупомянутые документы. Все открытые в органе казначейства счета подлежат регистрации в книге аналитических счетов. Информация об открытии (закрытии) счетов отправляется органом казначейства в 3-дневной срок в электронном виде органам налоговой службы по месту регистрации клиента для включения в сводный электронный реестр владельцев счетов. При этом органом казначейства осуществляется контроль за получением подтверждения от налогового органа о взятии счета на учет.

Регистрационные и специальные регистрационные счета распорядителей и получателей бюджетных средств обслуживаются на основании договоров. Договоры заключаются между распорядителями (получателями) средств и органами казначейства для регулирования правоотношений, связанных с выполнением бюджетов.

Бюджетные счета открываются на один бюджетный год. На начало нового бюджетного периода ежегодно они открываются заново в соответствии с законом о государственном бюджете на соответствующий год.

Действующим законодательством предусмотрено, что остатки на конец бюджетного периода на регистрационных счетах перечисляются на счета соответствующих бюджетов. Неизрасходованные остатки средств на специальных регистрационных счетах используются для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном году с учетом их целевого назначения.

Формирование базы данных сети распорядителей бюджетных средств. Перечисление средств на осуществление расходов и оплата расходов распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляются при наличии данных о территориальном расположении сети учреждений, предприятий, организаций, а также на основании росписи государственного бюджета и росписи ассигнований местных бюджетов.

Главные распорядители, а также распорядители средств второй степени для обеспечения правильного и своевременного распределения ассигнований по территориям, распорядителям низшего уровня и получателям бюджетных средств определяют сеть учреждений и организаций на бюджетный год с использованием кодов из Единого реестра распорядителей и получателей бюджетных средств.

Не позже чем за 15 дней до начала бюджетного года главные распорядители средств государственного бюджета определяют и представляют Государственному казначейству Украины перечень учреждений и организаций, которые получают средства из государственного бюджета. Распорядители средств низшего уровня (областной уровень) подают главным управлениям казначейства данные о сети распорядителей и получателей средств в территориальном разрезе (город, район) не позже чем за 10 дней до начала бюджетного года. Полученную информацию органы казначейства вносят в единую базу данных сети распорядителей и получателей средств государственного и местных бюджетов.

При формировании базы данных о сети распорядителей средств местного бюджета главные распорядители и распорядители средств низшего уровня представляют органу государственного казначейства по местонахождению данные о сети учреждений и организаций, согласованные с соответствующим финансовым органом.

В процессе выполнения бюджетов могут возникать изменения в сети распорядителей бюджетных средств: в случае внесения в перечень нового учреждения, исключения учреждения из сети, при уточнении или изменении реквизитов (названия или места обслуживания) и др.

Об изменениях в сети подведомственных учреждений распорядители средств уведомляют соответствующие органы государственного казначейства. На основании представленных главными распорядителями и распорядителями средств низшего уровня реестров изменений в сети органы казначейства вносят изменения в единую базу данных сети распорядителей и получателей бюджетных средств. Прохождение информации о территориальном расположении сети учреждений и организаций в системе казначейства изображено на рис. 1.

Формирование информации о территориальном расположении сети учреждений, предприятий и организаций в органах государственного казначейства

     Определяют сеть                                    Единая база о сети
распорядителей распорядителей
¦средств низшего уровня¦ ¦ бюджетных средств¦
L----------T------------ L-------------------
¦/ /¦
--------------¬ --------+-------¬
¦ Главные ¦ За 15 дней ¦Государственное¦
¦распорядители+------------------------------------------>¦ казначейство ¦
¦ средств ¦ данные о территориальном расположении ¦ Украины ¦
L------T------- сети (областной уровень) ->L-T--------------
¦ Доводит
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- ¦ данные о сети
/¦ ¦распорядителей
¦ ¦низшего уровня
Изменения в территориальном ¦
расположении сети за 20 дней ¦
¦ до начала квартала ¦ ¦/
L----------------------------- ----------------------¬
¦ГУГК в АРК, областях,¦
¦ Киеве и Севастополе ¦
L---------T----T-------
/¦ /¦ ¦
¦ ¦ ¦
----------------¬ Данные о сети ¦ ¦ ¦
¦ Распорядители +-------------------------------------- ¦ ¦
¦II степени, ОГА¦ в разрезе городов и районов ¦ ¦
L-------T-------- ¦ ¦
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ¦
/¦ ¦ ¦
¦ ¦
Изменения за 10 дней ¦ ¦
до начала следующего ¦
¦ квартала ¦ ¦ ¦
L--------------------- ¦
¦ ¦
----------------¬ Группируют по территориям ¦
¦ Управления ¦<--------------------------------------------- ¦
¦госказначейства¦
L---------------- ¦

L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --

-----+----¬
¦Изменения¦
L----------

Рис. 1

Составление, утверждение и выполнение паспортов бюджетных программ. Для осуществления мониторинга, оценки реализации и контроля за эффективностью выполнения бюджетной программы и целевого использования средств государственного бюджета главные распорядители составляют паспорта бюджетных программ, которые содержат полную информацию о бюджетной программе (цель, задание, направления использования бюджетных средств, ответственных исполнителей, результативные показатели и др.).

Паспорт бюджетной программы формируется на стадии подготовки и представления бюджетных запросов с использованием приведенной в них информации, а после утверждения государственного бюджета уточняется в соответствии с бюджетными назначениями.

Паспорта бюджетных программ утверждаются в трех экземплярах совместным приказом главного распорядителя и министерства финансов в месячный срок со дня вступления в силу закона о государственном бюджете Украины на соответствующий бюджетный период. Один экземпляр этого документа остается в Минфине Украины, второй - передается соответствующему главному распорядителю средств, третий - Государственному казначейству Украины.

Главный распорядитель на протяжении трех дней со дня утверждения приказа подает паспорт бюджетной программы министерству финансов. На основании определенных в паспорте целей, заданий и направлений использования средств главный распорядитель в месячный срок со дня принятия приказа о паспортах бюджетных программ составляет систематизированный план мероприятий по выполнению бюджетной программы. Этот документ включает комплекс конкретных организационных, экономических, технических и других действий (осуществление закупок товаров, проведение работ, оказание услуг, подготовка специалистов и т.п.) по реализации бюджетной программы.

Главный распорядитель в недельный срок после утверждения приказа о паспортах бюджетных программ обеспечивает доведение до распорядителей низшего уровня и получателей бюджетных средств копий утвержденных приказов и паспортов соответствующих бюджетных программ. Распорядители информируют соответствующие территориальные органы государственного казначейства путем представления им копий определенных документов.

В течение бюджетного года главные распорядители и контролирующие органы в пределах своих полномочий осуществляют мониторинг и анализ выполнения бюджетных программ. Мониторинг предусматривает систематический и периодический анализ и контроль за реализацией бюджетных программ, осуществление оценки экономического эффекта от использования бюджетных средств для реализации бюджетной программы и достижения запланированной цели, выявление проблем в ходе выполнения бюджетной программы и разработку предложений по повышению эффективности распределения бюджетных средств. На основании мониторинга и анализа выполнения бюджетной программы определяются причины неэффективного или недостаточно эффективного ее выполнения, предлагаются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и качества управления бюджетной программой, а также оценивается целесообразность ее реализации в последующих бюджетных периодах, в том числе с привлечением оптимального объема бюджетных ресурсов, или ее прекращения.

Главные распорядители средств составляют годовой и квартальный отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ, которые являются основанием для определения фактических результативных показателей, анализа эффективности выполнения каждой бюджетной программы и подлежат учету при принятии решений о внесении изменений в паспорта бюджетных программ, включении бюджетного запроса к проекту государственного бюджета на последующие бюджетные периоды.

Организация работы по доведению объемов бюджетных ассигнований. Одной из стадий выполнения бюджетов по расходам являются установление и доведение бюджетных ассигнований распорядителям средств на основе утвержденной бюджетной росписи.

После принятия государственного бюджета и утверждения местных бюджетов на соответствующий бюджетный год Минфин Украины и местные финансовые органы составляют росписи бюджетов. Данные документы предоставляются органам государственного казначейства для осуществления контроля за процессом распределения бюджетных ассигнований главными распорядителями средств, доведения до распорядителей средств низшего уровня бюджетных ассигнований и изменений к ним.

Сведения о предельных объемах расходов и предоставления кредитов из бюджета (в форме выписок из бюджетных росписей) направляются распорядителям средств государственного и местных бюджетов и являются основанием для утверждения в установленном порядке смет и планов ассигнований. Распорядители и получатели бюджетных средств, независимо от того, ведут они учет самостоятельно или обслуживаются централизованной бухгалтерией, для обеспечения своей деятельности составляют вышеуказанные формы документов по кодам бюджетной классификации расходов.

Органы государственного казначейства осуществляют контроль за соответствием ассигнований, предусмотренных сметами и планами, суммам, указанным в росписях соответствующих бюджетов. Для обеспечения контроля органы казначейства проводят регистрацию и ведут учет отмеченных документов и их сводных показателей.

Объемы бюджетных ассигнований, представленные в сметах и планах ассигнований, являются основанием для взятия бюджетных обязательств распорядителями и получателями средств.

Учет и консолидация информации об обязательствах распорядителей и получателей бюджетных средств. Для обеспечения осуществления контроля при взятии обязательств распорядителями и получателями бюджетных средств, а также для усовершенствования механизмов использования и управления бюджетными средствами органы государственного казначейства ведут учет обязательств распорядителей средств бюджетов.

Распорядители бюджетных средств должны брать обязательства исходя из потребности в обеспечении выполнения приоритетных мероприятий текущего бюджетного года и с учетом необходимости осуществления платежей для погашения бюджетных обязательств прошлых периодов. Объем бюджетных обязательств, взятых учреждением на протяжении года, должен обеспечить уменьшение уровня задолженности по обязательствам прошлых периодов и недопущение возникновения задолженности по обязательствам в текущем году.

Распорядители должны зарегистрировать в органах казначейства свои обязательства, в том числе финансовые, - в течение 7 дней с момента их возникновения, но не позже последнего рабочего дня месяца.

При условии взятия обязательства и наступления финансового обязательства, которые возникают в процессе выполнения сметы, распорядители бюджетных средств представляют соответствующему органу казначейства Реестры обязательств и Реестры финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств. К этим документам обязательно прилагаются оригиналы документов или их копии (засвидетельствованные в установленном порядке), которые подтверждают факт взятия обязательства и финансового обязательства (договоры, накладные, акты произведенных работ и т.п.).

Поданные распорядителем реестры обязательств и подтверждающие документы проверяются органом казначейства на предмет соответствия данных, включенных в реестры, наличию остатков неиспользованных бюджетных ассигнований за соответствующими кодами бюджетной классификации расходов. В случае такого соответствия обязательства регистрируются средствами программного обеспечения в Книге регистрации бюджетных обязательств распорядителей средств.

Аналогично осуществляется регистрация небюджетных обязательств, которые вообще не должны возникать, поскольку в бюджетном законодательстве предусмотрено, что распорядители имеют право принимать только бюджетные обязательства. Погашение небюджетных финансовых обязательств сверх утвержденных смет не должно проводиться за счет текущих бюджетных ассигнований, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Однако для обеспечения контроля за состоянием бухгалтерского учета выполнения смет органы казначейства проводят регистрацию небюджетных обязательств.

Органы казначейства регистрируют обязательства и финансовые обязательства распорядителей средств государственного бюджета и ведут их учет на счетах внебалансового учета Плана счетов выполнения государственного и местных бюджетов. Учет обязательств по общему и специальному фондам должен отображать состояние задолженности бюджетных учреждений, предоставлять необходимую информацию для анализа и принятия управленческих решений, а также эффективного распределения бюджетных средств между распорядителями.

Для получения информации об обязательствах и финансовых обязательствах распорядителей средств, возникающих в процессе выполнения общего и специального фондов сметы бюджетного учреждения, органы государственного казначейства в автоматизированном режиме вносят данные из реестров в карточки учета обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации расходов.

Наличие взятых на учет реестров обязательств и финансовых обязательств, копий подтверждающих документов, а также остатков средств на счетах распорядителей средств является обязательным условием для проведения расходов. При этом бюджетные учреждения самостоятельно определяют очередность оплаты счетов, учитывая приоритетность заданий.

Указанный порядок учета обязательств позволяет предупредить возможность нецелевого расходования бюджетных средств. Требование регистрировать все обязательства в течение семи дней с момента их возникновения дает возможность привести в соответствие данные о кредиторской задолженности и зарегистрированные финансовые обязательства распорядителей средств бюджета. Это, в свою очередь, позволяет получать оперативную и достоверную информацию о реальной потребности распорядителей средств в открытии ассигнований. Открытие ассигнований на погашение зарегистрированных обязательств устраняет проблему наличия остатков средств на счетах, которые не используются в течение длительного времени, и повышает эффективность использования бюджетных средств.

Проведение операций по открытию (выделению) бюджетных ассигнований. В настоящее время выделение ассигнований из государственного и местных бюджетов имеет определенные отличия. Что касается государственного бюджета, то средства распределяются под реальные обязательства для погашения неотложной кредиторской задолженности. Выделение ассигнований из местных бюджетов осуществляется в пределах плановых показателей без учета взятых распорядителями средств и зарегистрированных в органах казначейства обязательств. Поэтому целесообразно отдельно рассмотреть порядок открытия ассигнований из государственного бюджета и выделения средств из местных бюджетов.

Операции по открытию ассигнований из государственного бюджета по расходам, не отнесенным к защищенным статьям, и предоставлениям кредитов осуществляются на основании предложений государственного казначейства, утвержденных Минфином Украины. Такие предложения составляют в разрезе главных распорядителей средств с учетом ресурсной обеспеченности общего фонда бюджета, т.е. ожидаемых поступлений в бюджет и объемов открытых неиспользованных ассигнований, а также имеющихся и прогнозных остатков средств на счетах государственного бюджета единого казначейского счета. Ассигнования по защищенным статьям расходов открываются на основании помесячной росписи ассигнований общего фонда государственного бюджета.

На основании утвержденных предложений Государственное казначейство Украины готовит распоряжение по зачислению ассигнований на обобщенные счета открытых ассигнований главных распорядителей. На основании распоряжения суммы открытых ассигнований засчитываются на счета, предусмотренные для учета открытых ассигнований главным распорядителям. На следующий рабочий день после зачисления ассигнований или по требованию главного распорядителя - в другой рабочий день после проведения операций на счете главному распорядителю (кроме государственных администраций) подается выписка из счета открытых ассигнований по обобщенным показателям.

Главные распорядители средств на протяжении следующего рабочего дня после получения выписки об открытии ассигнований подают соответствующему структурному подразделению Государственного казначейства Украины распределения открытых ассигнований по кодам программной и экономической классификации расходов. Распределения формируются в территориальном разрезе по распорядителям низшего уровня и получателям бюджетных средств с учетом имеющихся обязательств.

Полученные распределения проверяются государственным казначейством касательно соответствия указанных сумм остаткам на соответствующих счетах, остаткам неиспользованных ассигнований распорядителей низшего уровня и получателей, невыполненным зарегистрированным финансовым обязательствам и предоставленной сети.

Проверенные распределения группируются государственным казначейством по территориям, на основании чего составляются реестры для открытия ассигнований, которые средствами электронной связи передаются главным управлениям государственного казначейства. Затем составляется свод реестров открытых ассигнований, а суммы переданных ассигнований отображаются на соответствующих счетах внебалансового и управленческого учета, после чего формируется аналитическая база данных государственного казначейства.

Органы государственного казначейства предоставляют распорядителям и получателям бюджетных средств выписки об открытых ассигнованиях по результатам предыдущего операционного дня. Распорядители средств (областной уровень) на основании выписок об открытых ассигнованиях, полученных от органов казначейства, составляют и подают Главному управлению казначейства распределения открытых ассигнований по распорядителям низшего уровня и с учетом имеющихся обязательств.

На основании распределений ассигнований Главное управление казначейства формирует реестры по территориям и подчиненным учреждениям, затем направляет их соответствующим управлениям казначейства по местонахождению распорядителей средств низшего уровня. Полученные реестры являются основанием для отображения в автоматизированном режиме операций на соответствующих счетах управленческого и внебалансового учета. По итогам проведенных операций органы государственного казначейства формируют выписки из счетов внебалансового учета и предоставляют их распорядителям средств.

При подаче распорядителями средств платежных документов на оплату счетов производится зачисление ассигнований на регистрационные счета, осуществляется оплата расходов с одновременным погашением обязательств распорядителей бюджетных средств, под которые открывались ассигнования.

По собственным поступлениям распорядителей бюджетных средств операции осуществляются в соответствии со сметой, без открытия ассигнований, в пределах остатков средств на специальных регистрационных счетах распорядителей.

Выделение средств из местных бюджетов осуществляется на основании распоряжений соответствующих органов местного самоуправления, советов или их исполнительных органов, которые они подают органам государственного казначейства в разрезе главных распорядителей.

Органы казначейства регистрируют данный документ в журнале регистрации распоряжений о выделении средств общего (специального) фонда местных бюджетов и в соответствии с таким распоряжением засчитывают средства на лицевые счета главных распорядителей средств. Главному распорядителю средств предоставляется выписка из лицевого счета, на основании которой он готовит и подает органу государственного казначейства распределение выделенных бюджетных ассигнований на перечисление средств подведомственным учреждениям, которые будут осуществлять расходы из своих регистрационных счетов.

Полученное распределение проверяется органом казначейства относительно соответствия указанных в нем сумм по остаткам неиспользованных бюджетных ассигнований в общем и специальном фондах подведомственных учреждений по кодам бюджетной классификации расходов, после чего вносится в журнал регистрации распределения выделенных средств и отображается на счетах.

Если перечисление средств осуществляется по целевым направлениям, то распределение обязательно должно содержать примечание относительно назначения средств. При наличии всех необходимых показателей средства засчитываются на счета подведомственных учреждений.

По всем операциям перечисления и зачисления ассигнований на соответствующие бюджетные счета органы государственного казначейства на следующий операционный день подают выписки из счетов участникам расчетов. Оплата расходов органами казначейства осуществляется после получения от распорядителей средств расчетных документов в соответствии с взятыми обязательствами.

Порядок выделения ассигнований из общего и специального фондов местного бюджета представлен на рис. 2.

Схема выделения ассигнований из общего и специального фондов местного бюджета

--------------¬               --------------¬               --------------¬
¦ Местные ¦ Выделение ¦ Главные ¦ Перечисление ¦Распорядители¦
¦ финансовые ¦ ассигнований ¦распорядители¦ выделенных ¦ средств ¦
¦ органы ¦ на основании ¦ средств ¦ ассигнований ¦ третьей ¦
¦ ¦ распоряжения ¦ местных ¦ на основании ¦ степени ¦
¦ ¦ финансовых ¦ бюджетов ¦ распоряжения ¦ ¦
+ - - - - - - + органов + - - - - - - + + - - - - - - +
¦ Счета для +-------------->¦Лицевые счета+-------------->¦ Счета ¦
¦осуществления¦ ¦ по ¦ главных ¦ (3541, 3542)¦
¦ расходов ¦ ¦распределению¦ распорядителей¦ ¦
¦ (3142, 3152)¦ ¦ ассигнований¦средств местных¦ ¦
¦ ¦ ¦ (3531, 3532)¦ бюджетов ¦ ¦
L-------------- L-------------- L--------------

3142 - "Средства общего фонда местных бюджетов";

3152 - "Средства специального фонда местных бюджетов";

3531 - "Личные счета распорядителей по средствам, полученным из общего фонда местного бюджета";

3532 - "Личные счета распорядителей по средствам, полученным из специального фонда местного бюджета";

3541 - "Регистрационные счета распорядителей по средствам общего фонда местного бюджета";

3542 - "Регистрационные счета распорядителей по средствам специального фонда местного бюджета"

Рис. 2

Следует отметить, что действующая практика выделения ассигнований из общего и специального фондов местных бюджетов в пределах плановых показателей, без учета принятых распорядителями средств и зарегистрированных в органах казначейства обязательств, не отвечает требованиям эффективного использования бюджетных средств. Поэтому необходимо обеспечить переход от выделения ассигнований из местных бюджетов согласно плановым показателям к их выделению под фактически взятые распорядителями обязательства, как это осуществляется со средствами государственного бюджета.

При таком подходе значительно уменьшатся остатки средств на счетах распорядителей, поскольку на соответствующие регистрационные или специальные регистрационные счета средства на осуществление расходов будут засчитываться в сумме непогашенных обязательств, а не по мере выделения ассигнований в пределах помесячных росписей без учета взятых обязательств распорядителями средств. Это позволит усилить контроль за использованием средств местного самоуправления и четко распределять их между распорядителями, что будет способствовать эффективному оперативному управлению процессом выполнения бюджета.

Осуществление расходов распорядителями и получателями бюджетных средств. Оплата счетов субъектов деятельности, которые произвели работы, поставили товары или оказали услуги распорядителям бюджетных средств, осуществляется в такой последовательности.

На основании тендерного соглашения (договора, контракта) поставщик отгружает продукцию, производит работы или оказывает услуги бюджетному учреждению. При этом он направляет ему документ, который подтверждает факт выполнения определенных работ или оказания услуг.

После получения товаров, завершения работ, предоставления услуг в соответствии с условиями определенного бюджетного обязательства распорядитель бюджетных средств принимает решение об их оплате, регистрирует финансовое обязательство и подает платежное поручение соответствующему органу государственного казначейства для осуществления платежа.

Оплата расходов распорядителей и получателей бюджетных средств может производиться путем безналичных расчетов или выплат наличностью.

При проведении безналичных расчетов основанием для осуществления расходов распорядителей и получателей бюджетных средств являются платежные поручения, подготовленные собственниками счетов. Они принимаются к выполнению при наличии утвержденных сметных назначений общего и специального фондов, помесячных планов ассигнований общего фонда, зарегистрированных обязательств и в пределах наличия средств по определенному коду экономической классификации расходов соответствующего регистрационного счета.

К поданным распорядителями и получателями средств платежным поручениям добавляются документы, которые подтверждают целевое направление средств (счета, накладные, трудовые соглашения, договоры на выполнение работ, акты выполненных работ, отчеты о результатах процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства <1> и т.п.).

<1> Для обеспечения рационального и эффективного расходования бюджетных средств введены процедуры закупки товаров, работ и услуг за счет государственных средств. Эти операции осуществляются в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 N 921 с изменениями и дополнениями. Согласно Положению распорядитель бюджетных средств может осуществлять процедуры закупок, если ожидаемая стоимость закупок составляет 100 тыс. грн. для товаров и услуг и 300 тыс. грн. для работ. При этом заказчик не имеет права делить закупку товара, работы, услуги на части, чтобы избежать процедуры закупок.

Документы на оплату расходов принимаются органами государственного казначейства от распорядителей и получателей бюджетных средств в пределах остатков средств на регистрационных и специальных регистрационных счетах общего и специального фондов (кроме собственных поступлений) по кодам экономической классификации расходов. В части собственных поступлений соответствующего распорядителя документы принимаются в пределах общего остатка средств на специальных регистрационных счетах в соответствии со сметными назначениями.

Поданные распорядителями и получателями бюджетных средств платежные поручения проверяются органом казначейства относительно правильности заполнения реквизитов и соответствия образцам подписей и оттиска печати. Ответственный работник оформляет в программном комплексе АС "Казна-Расходы" платежные поручения на перечисление средств. После этого формирует реестр платежных поручений в программном комплексе "Клиент - банк" на перечисление средств из регистрационных или специальных регистрационных счетов распорядителей и получателей бюджетных средств на счета поставщиков.

По результатам предыдущего операционного дня орган казначейства предоставляет распорядителям и получателям бюджетных средств выписки из счетов об осуществленных операциях с бюджетными расходами. К ним прилагаются вторые экземпляры платежных поручений для осуществления распорядителями средств аналитического учета проведенных расходов.

Перечисленные средства зачисляются на счета поставщиков в учреждениях банков. Банк, в котором обслуживается поставщик, на следующий операционный день предоставляет ему информацию о зачтенных средствах в виде выписки из счета, а также реестр платежных документов.

В процессе своей деятельности бюджетные учреждения осуществляют также наличные расчеты. Это может быть, например, выплата заработной платы, стипендий, помощи, расходы на служебные командировки и т.п.

Для оформления документов, которые не могут быть проведены безналичной оплатой, распорядители и получатели бюджетных средств подают в орган государственного казначейства заявку на выдачу наличности и перечисление средств на вкладные счета. Заявки выписываются распорядителями и получателями бюджетных средств на лиц, с которыми они заключили договоры на полную материальную ответственность, имеющих право получать и выдавать средства.

Заявки подаются в двух экземплярах, один из которых после выдачи наличности остается в органе казначейства, хранится как обязательный документ и является дополнением к бухгалтерским регистрам, которые подтверждают объем и целевое направление бюджетных средств. Второй экземпляр с оттиском штампа казначея возвращается распорядителю или получателю бюджетных средств.

Распорядители и получатели бюджетных средств при получении заработной платы и приравненных к ней платежей вместе с заявкой на выдачу наличности должны представлять платежные поручения на перечисление в бюджет платежей, удержанных из заработной платы работников, начисленных в фонд оплаты труда налогов и взносов в государственные целевые фонды.

Для получения наличности со счетов органов казначейства распорядителям выдаются денежные чековые книги, для получения которых распорядители из своих регистрационных счетов осуществляют оплату их стоимости соответствующему банку. После подтверждения факта оплаты (копия платежного поручения) орган казначейства в установленном порядке получает в банке чековые книги и регистрирует их в журнале регистрации полученных и выданных чековых книг.

Уполномоченные лица распорядителей и получателей бюджетных средств на основании должным образом оформленных денежных чеков получают наличность из текущих счетов, открытых в учреждениях банков на имя органов государственного казначейства. Учреждение банка на сумму полученной распорядителями средств наличности осуществляет списание средств с текущих счетов органов казначейства. На основании выписки из счетов группы 257 "Средства государственного и местного бюджетов к выплате" Плана счетов бухгалтерского учета банков Украины органами казначейства проводится списание полученной наличности из соответствующих регистрационных и специальных регистрационных счетов распорядителей средств.

На следующий операционный день после получения наличности орган казначейства предоставляет распорядителям средств выписки из их регистрационных и специальных регистрационных счетов.

Все суммы средств, поступающих наличностью в кассы учреждений, сначала должны быть обязательно зачтены на регистрационные или специальные регистрационные счета учреждений, открытые в органах казначейства. После этого они могут быть использованы по назначению согласно смете учреждения.

Неиспользованная наличность возвращается непосредственно на регистрационный или специальный регистрационный счет, из которого осуществлялась выплата наличности.

Учет и составление отчетности о выполнении бюджетов по расходам. Завершающим этапом обслуживания бюджетов по расходам являются учет и составление отчетности о выполнении бюджетов.

Для ведения аналитического учета операций по выполнению бюджетов открываются личные карточки для каждого счета, учетные данные в которых должны соответствовать аналогичным данным оборотно-сальдовой и сальдовой ведомостей. Данные указанных ведомостей должны быть тождественными данным ежедневного оборотно-сальдового баланса. Такое соответствие является необходимым условием для составления ежедневных форм отчетов о выполнении государственного и местных бюджетов по расходам, которые формируются органами казначейства в разрезе бюджетов отдельно за общим и специальным фондами.

Ежемесячно отчеты сверяются с отчетностью распорядителей средств. Отчетные документы передаются вышестоящим органам казначейства. Кроме того, отчетные данные о выполнении местных бюджетов передаются: районному финансовому управлению - сводная отчетность по району и отдельно - данные о выполнении районного бюджета; органам местного самоуправления - отчет о выполнении их бюджетов.

Главные управления казначейства консолидируют отчетность о выполнении государственного и местных бюджетов и подают ее Государственному казначейству Украины. Кроме того, главному финансовому управлению подаются сводный отчет о выполнении бюджета области и отчет о выполнении областного бюджета. Государственное казначейство представляет сводный отчет о выполнении бюджетов Минфина Украины.

Основным принципом составления форм отчетности является использование экономических показателей непосредственно из баз данных Государственного казначейства Украины. Согласно этому принципу государственное казначейство устанавливает конкретные формы отчетности на основании значений экономических показателей, находящихся в базах данных.

Такой порядок выполнения бюджетов по расходам, открытие ассигнований под фактически взятые и зарегистрированные в органах казначейства обязательства дают возможность проводить действенный контроль за целевым направлением и рациональным расходованием бюджетных средств, направлять их на выполнение важнейших программных заданий государства и органов местного самоуправления, что особенно актуально в условиях экономического кризиса.

Список литературы:

  1. Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте: Постановление правления Национального банка Украины от 21.01.2004 N 22.
  2. Инструкция о составлении и выполнении росписи государственного бюджета Украины: Приказ Минфина Украины в 28.01.2002 N 57.1.
  3. О паспортах бюджетных программ: Приказ Минфина Украины от 29.12.2002 N 1098.
  4. О привлечении банков Украины к кассовому обслуживанию с целью оплаты наличностью чеков органов Государственного казначейства Украины в 2009 - 2011 годах: Приказ Государственного казначейства Украины от 24.12.2008 N 553.
  5. План счетов бухгалтерского учета выполнения государственного и местных бюджетов: Приказ Государственного казначейства Украины от 28.11.2000 N 119.
  6. Положение о Государственном казначействе Украины: Постановление Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 N 1232.
  7. Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства: Постановление Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 N 921.
  8. Порядок обслуживания государственного бюджета по расходам: Приказ Государственного казначейства Украины от 25.05.2004 N 89.
  9. Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов: Приказ Государственного казначейства Украины от 04.11.2002 N 205.
  10. Порядок открытия счетов в национальной валюте в органах государственного казначейства: Приказ Государственного казначейства Украины от 02.12.2002 N 221.
  11. Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах государственного казначейства: Приказ Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 N 136.
  12. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений: Постановление Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 N 228.

В.И.Стоян

К. э. н.,

доцент

кафедры финансов

Тернопольский национальный

экономический университет

Украина

Порядок инвентаризации объектов основных средств и отражение результатов в учете
 
Новые правила оборота прекурсоров НС и ПВ