Мудрый Экономист

Работа промоутера по трудовому и гражданско-правовому договору

"Финансовая газета", 2008, N 23

В настоящее время в крупных торговых точках, супермаркетах и даже небольших магазинах работодатели все чаще для более быстрого и выгодного продвижения своей продукции, товаров и услуг прибегают к помощи промоутеров.

Работодатель может в нужный момент привлечь необходимое ему количество промоутеров для выполнения определенного объема работ. Тем самым организация экономит на штате сотрудников, особенно когда наступает сезон, или во время отпусков, или при существенном увеличении объема продаж, или когда необходимо провести рекламную акцию. Именно в такие моменты у организации и появляется острая потребность в промоутерах.

Однако имеет ли право организация принять на постоянную работу промоутера, заключив с ним трудовой договор, или она может оформить с ним только исключительно гражданско-правовой договор, и какие особенности и риски при налогообложении могут возникнуть в данной ситуации у работодателя? Рассмотрим одну из типичных ситуаций в торговых компаниях. Предположим, что крупный торговый центр "Восток", в котором проводится рекламная акция, принимает на постоянную работу промоутера, заключив с ним трудовой договор. Рекламная акция проводится на разнообразный товар, причем каждый товар рекламируется всего один день. Акция проходит не ежедневно в течение полного рабочего дня торгового центра, а в часы повышенной покупательной активности населения - в течение всей недели, кроме понедельника.

Рассмотрим действия организации при приеме на работу промоутера, соблюдение им графика работ, внутренних правил и распорядка и др.

Промоутер - (от англ. promoter - способствующий) - лицо, которое при маркетинге товаров или услуг "продвигает" их, делает их популярными, развивает на них спрос. Также здесь может подразумеваться и компания, рекламирующая товар и способствующая его продвижению на рынке.

В зависимости от фактического времени работы промоутера (почасовая, посменная), вида работы (дегустация, раздача образцов товара, раздача листовок, анкетирование и т.д.), места проведения (в помещении или на улице, у метро, в автомобильных пробках, на магистралях и т.д.), времени года (холодное или теплое), наличия дополнительных требований (модельная внешность, наличие медицинской книжки, знание языка и т.д.), сложности и продолжительности акции полностью зависит и оплата труда промоутера.

Если организация изначально заключила с работником гражданско-правовой договор и промоутер показал себя и свою работу с положительной стороны, то в дальнейшем, если организация запланирует принять данного промоутера на постоянную работу или заключит с ним бессрочный трудовой договор, то она может не устанавливать испытательный срок, поскольку работник на момент заключения договора ей уже хорошо известен.

Если организация решила привлечь сторонних промоутеров, а не проводить рекламные акции собственными силами, то ей необходимо предусмотреть в штатном расписании несколько штатных должностей (единиц) промоутеров, количество которых зависит от интенсивности и продолжительности планируемых промоушн-акций. Сделать это целесообразно, когда поставщик на постоянной основе проводит относительно небольшие типовые промоушн-акции в одних и тех же торговых центрах, супермаркетах или магазинах или когда промоутерам необходимы серьезные профессиональные знания о продвигаемой продукции. В такой ситуации с промоутерами заключаются либо трудовые (как срочные, так и бессрочные), либо гражданско-правовые договоры. При этом необходимо учитывать выполняемую промоутером работу, ее сезонность, продолжительность и периодичность, а также четко определить трудовые обязанности и функции, которые должен соблюдать работник при выполнении работы.

В настоящее время по данной ситуации судебная практика отсутствует.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Предметом всех гражданско-правовых договоров является выполнение определенного задания (заказа, поручения), т.е. конкретных объемов работ, которые организация не может выполнить своими силами. К гражданско-правовым договорам относятся договоры подряда, поручения, аренды, возмездного оказания услуг, комиссии, авторский договор.

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Таким образом, во избежание налоговых рисков со стороны налоговых органов организации следует при заключении с промоутером как трудового, так и гражданско-правового договора начислить единый социальный налог, подлежащий уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации и взносы на обязательное страхование от несчастных случае на производстве. В противном случае у организации возникает риск начисления налоговыми органами штрафа в соответствии со ст. 122 НК РФ, а также пеней за просрочку и уплату налога.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп. от 21.07.2007) страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.

Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.

Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере 5000 руб.

В соответствии со ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки он уплачивает пени в установленных настоящей статьей порядке и размерах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов.

Трудовые положения организации распространяются на промоутеров в равной степени, как и на остальных работников организации. В то же время в актах по оплате труда следует указать условия оплаты труда в качестве фиксированного оклада, а также в виде вознаграждений и дополнительных выплат, начисляемых исходя из количества акций, проводимых промоутером, и конечного результата, достигнутого в результате их проведения, а также стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации и трудовыми договорами.

Одновременно в трудовом договоре следует предусмотреть обязанность промоутера соблюдать положения внутреннего трудового распорядка организации, в которой проводится рекламная акция, и подробно указывать места проведения рекламных акций. Например, передача организации товаров в качестве демонстрационных образцов для проведения дегустаций, а также их раздача с целью ознакомления покупателей с товарами оформляются внутренними актами выполненных работ к приказам об отпуске товаров со склада. В данных актах указывается, что в ходе рекламных акций проводилась дегустация товаров общества, а также указываются конкретные места проведения рекламных акций. Данные акты подписываются сотрудниками общества, ответственными за проведение рекламных мероприятий.

Таким образом, организация вправе при приеме на работу промоутера заключить с ним как срочный (бессрочный) трудовой договор, так и договор гражданско-правового характера, отразив в них все необходимые существенные условия, связанные с выполнением работы промоутером, соблюдая при этом требования действующего законодательства.

Р.Кондрашова

Аудитор