Мудрый Экономист

Проверка исчисления и уплаты транспортного налога

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2010, N 11

Налогоплательщики - юридические лица, для которых законодательными актами субъектов РФ не установлена налоговая льгота, обязаны исчислить и уплатить в бюджет транспортный налог. Как показала практика налоговых проверок, ИФНС далеко не всегда согласны с порядком расчета налогоплательщиками сумм налога. Устранение разногласий часто происходит в суде. В статье освещаются наиболее часто встречающиеся ошибки при исчислении и уплате транспортного налога. Тем самым автор предостерегает от них читателей.

Плательщики налога

Пунктом 1 ст. 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно пп. 6 п. 2 данной статьи транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не являются объектом налогообложения.

Статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Поэтому при применении пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ должны одновременно выполняться условия, связанные с правовым статусом организации, прохождением военной и (или) приравненной к ней службы, а также с целевым использованием имущества для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечением безопасности и охраны правопорядка.

Таким образом, учреждение (например, территориальное управление Росимущества), за которым на праве оперативного управления закреплено имущество (транспортные средства), предназначенное для использования на нужды обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка, но правовой статус которого не предполагает прохождение военной и (или) приравненной к ней службы, обязано исчислить и уплатить налог с остаточной стоимости этого имущества (Письмо Минфина России от 22.07.2010 N 03-05-06-04/190).

ВАС РФ, рассматривая спор между налогоплательщиком (территориальным управлением Росимущества) и ИФНС, отказал учреждению в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа. Он исходил из того, что штат учреждения состоял из гражданского персонала и прохождение военной или приравненной к ней службы в учреждении не было предусмотрено (Определение от 16.04.2008 N 3050/08).

Объект налогообложения

Как нами было сказано выше, объектами налогообложения являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Порядок регистрации транспортных средств, а также перечень органов, которые эту регистрацию осуществляют, приведены в Постановлении Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление о госрегистрации транспортных средств). В этом же Постановлении приведен перечень документов, представляемых для регистрации транспортных средств. В свою очередь, сроки и порядок представления таких сведений закреплены п. п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ. Регистрацию тех видов транспортных средств, которые обычно используют бюджетные учреждения, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД (далее - ГИБДД).

Как показывает практика проверок, в нарушение норм ст. 358 НК РФ налогоплательщики часто не начисляют налог на транспортные средства:

Транспортные средства - имущество муниципальной казны. Плательщиками транспортного налога в отношении транспортных средств, являющихся собственностью Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, признаются осуществляющие от их имени права собственника юридические лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства в соответствии с законодательством РФ. Имущество казны по гражданскому законодательству не закрепляется ни за какими муниципальными организациями, в том числе органами местного самоуправления. Таким образом, управление имущественных отношений администрации городского округа не имеет вещных прав на данное имущество (Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-05-04-04/08).

Далее в Письме N 03-05-04-04/08 разъясняется, что в ГК РФ понятие "казна" определяется как средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. ст. 214, 215 ГК РФ). Соответственно, это имущество не обслуживает деятельность организаций, а предназначено для выполнения задач соответствующего публичного образования. Органы местного самоуправления согласно ст. ст. 124, 125 ГК РФ являются представителями муниципальных образований, в том числе могут представлять их как собственников имущества казны, распоряжаясь этим имуществом не от своего имени, а от имени муниципальных образований.

Транспортные средства, входящие в состав имущества казны, зарегистрированы в органах ГИБДД на Управление имущественных отношений администрации городского округа и другие органы как на уполномоченный орган по владению, распоряжению имуществом казны.

Пунктом 2 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Юридические лица регистрируются в налоговом органе и включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Муниципальное образование может иметь статус юридического лица.

Таким образом, из разъяснений, приведенных в Письме N 03-05-04-04/08, вроде бы следует, что не нужно платить налог с транспортных средств, являющихся имуществом казны. Однако это не так. В Письме от 23.07.2010 N 03-05-05-04/16 Минфин России уточнил: если транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД МВД за юридическим лицом - Управлением имущественных отношений, то юридическое лицо признается плательщиком транспортного налога в отношении данных транспортных средств. Что касается Письма Минфина России N 03-05-04-04/08, в нем изложена аналогичная позиция, на основании которой не подлежат обложению транспортным налогом не зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства, в том числе не зарегистрированные за юридическим лицом транспортные средства, составляющие государственную (муниципальную) казну.

Эту позицию Минфина следует учитывать при исчислении транспортного налога с автотранспортных средств, являющихся имуществом казны.

Неправильное применение ставок транспортного налога

Согласно нормам ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости:

В 2010 г. законами субъектов РФ ставки, приведенные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз. Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Поскольку вышеназванная статья содержит взаимоисключающие положения по определению ставки налога с учетом категории и типа транспортного средства, она является причиной многочисленных споров и судебных разбирательств. Есть виды транспортных средств, которые однозначно можно отнести к легковым или грузовым, а есть такие, по которым установить категорию транспортного средства весьма проблематично. Например, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005, к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее - Конвенция)) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство является легковым либо грузовым.

Минфин России считает необходимым при определении категории транспортного средства учитывать судебную практику, в частности Постановление ФАС ЗСО от 18.05.2009 N Ф04-2807/2009(61116111-А03-15) (Письмо от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05). Получается, что при определении ставки транспортного налога по транспортным средствам, которые однозначно нельзя отнести к легковым или грузовым автомобилям, следует обращаться к имеющейся арбитражной практике. Предлагаем ниже ознакомиться с тем, что говорят судьи при отнесении "спорных" транспортных средств к той или иной категории.

Определение ставки налога для автомобиля марки "УАЗ-22069-04". В паспорте автомобиля марки "УАЗ-22069-04" в строке 3 "Наименование (тип транспортного средства)" значится "специальное пассажирское". Учитывая, что понятия "легковой автомобиль" и "автобус" для целей налогообложения нормативно не закреплены, суд, сославшись на п. 7 ст. 3 НК РФ и исходя из конкретных обстоятельств данного дела, признал правильным применение ставки транспортного налога как для легкового транспортного средства (Постановление ФАС ЗСО от 18.05.2009 N Ф04-2767/2009(6443-А45-49), Ф04-2767/2009(6039-А45-49)).

Ставка налога для автокранов, смонтированных на шасси автомобиля. По Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, автокраны, смонтированные на шасси автомобиля, имеют код "Оборудование подъемно-транспортное подвижное (кроме автопогрузчиков)", функционально не предназначены для перевозки груза, следовательно, не могут быть отнесены к грузовым автомобилям. Они зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории "C". Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ. В отношении этих транспортных средств следует применять налоговые ставки, установленные для грузовых автомобилей (Постановление ФАС ВВО от 29.01.2010 по делу N А82-14601/2008-99).

Ставка налога для автомобилей марки "ГАЗ-2705" и "УАЗ-3909". Налоговый орган в ходе проверки установил факт того, что налогоплательщик для автомобилей марки "ГАЗ-2705", "УАЗ-3909" применил неверную ставку налога, в связи с чем было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вывод налогового органа об отнесении этих транспортных средств к грузовым сделан на основании данных карточек транспортных средств базы данных ГИБДД ГУВД субъекта РФ. Рассматривая спор, ФАС УО в Постановлении от 20.05.2009 N Ф09-3129/09-С3 указал, что при государственной регистрации спорных транспортных средств орган ГИБДД с учетом технических показателей, конструктивных особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации, определил указанные транспортные средства как грузовые и подтвердил это паспортами транспортных средств. Отнесение транспортных средств к категории грузовых подтверждается также письмами предприятия-изготовителя.

Похожие ситуации рассматривались в Постановлениях ФАС ВВО от 15.05.2009 по делу N А11-10035/2008-К2-26/558, от 23.04.2009 по делу N А11-7377/2008-К2-25/536. Однако, как это часто бывает в арбитражной практике, решения были приняты противоположные. В них суд признал правомерным применение налогоплательщиком ставки транспортного налога для легковых автомобилей в отношении принадлежащих ему транспортных средств марки "УАЗ-3962", "УАЗ-39621" и "УАЗ-22069", отклонив доводы инспекции о том, что налог следовало исчислять по ставкам, установленным для автобусов. Суд исходил из того, что в выданных паспортах транспортных средств указаны категория "B" (что соответствует легковому автомобилю по классификации транспортных средств, установленной Конвенцией) и тип "специализированный", "санитарный" и "специальный пассажирский" соответственно. По мнению суда, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ нужно рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории (автобусы или легковые автомобили). Кроме того, судом было установлено, что автомобили марки "УАЗ-3962" и их модификации используются налогоплательщиком в целях оказания медицинской помощи населению. Доказательств использования названных транспортных средств в качестве пассажирского транспорта (автобусов) или в ином качестве налоговый орган, вопреки ст. 65 АПК РФ, в суд не представил. При таких обстоятельствах арбитражный суд сделал вывод о том, что автомобили марки "УАЗ-3962" и их модификации относятся к категории легковых автомобилей.

Анализ арбитражной практики показал, что суды, принимая решение о правильности применения налогоплательщиком ставки транспортного налога, прежде всего руководствуются паспортом транспортного средства. По их мнению, паспорт транспортного средства - основной документ, которым следует руководствоваться налогоплательщику при определении типа транспортного средства для установления ставки транспортного налога. Такой вывод был сделан и в Постановлениях ФАС ВСО от 12.03.2009 N А58-3798/08-Ф02-869/09, ФАС ВВО от 19.01.2009 по делу N А29-2848/2008. В них сказано, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из букв, цифр или смешанное. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), в частности, "1" - легковой автомобиль, "3" - грузовой бортовой автомобиль или пикап, "7" - фургон, "9" - специальное автотранспортное средство. Таким образом, при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик (собственник) должен руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте, а не указанной в паспорте транспортного средства категорией автомобиля.

Отчетность по транспортному налогу

Согласно действующей в 2010 г. редакции п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в сроки, установленные законами субъектов РФ по месту нахождения транспортных средств.

Местом их нахождения является (п. 5 ст. 83 НК РФ):

Расчет авансовых платежей представляется в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению". Декларация по уплате налога составляется по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации и Порядка ее заполнения".

Напомним, что в 2011 г., согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ, налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, освобождаются от обязанности представлять по истечении каждого отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по этому налогу (абз. 2 п. 1 ст. 363, абз. 2 п. 2 и абз. 2 п. 3 ст. 363.1 НК РФ утрачивают силу).

Т.Обухова

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности"

Проверим себя сами: учет спецодежды
 
Проверки Роскомнадзором операторов по обработке персональных данных