Мудрый Экономист

Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства

"Финансовое право", 2008, N 6

Налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов.

Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения - не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков.

Одним из значимых элементов налоговой политики являются налоговые льготы и поощрения, проблеме использования которых придается важное значение как в теории права, так и в финансовом и налоговом праве. "В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой, социальной, научно-технической, демографической, культурной, благотворительной и т.д. Налогообложение - одна из главных функций Российского государства" <1>.

<1> Проблемы льгот и поощрений в праве // Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2002. С. 390.

Под правовой льготой понимается вторичное, субсидиарное право на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей <2>.

<2> См.: Мирошник С.В. Стимулирование правомерного поведения: теоретико-правовое исследование. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. С. 76.

Правовым льготам присущи следующие признаки <3>.

<3> См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 66 - 67.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения своих интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации <4>.

<4> См.: Бахрах Д.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск, 1989. С. 75.

Характеризуя правовые льготы, важно отметить, что они в теории права рассматриваются как элемент, прежде всего, специального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества.

Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, либо для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (офшорные зоны) и т.д.

Кроме того, характеристики, присущие правовым льготам, можно расширить.

  1. "Они воплощают в себе принципы социальной справедливости и равенства. Они призваны компенсировать недостатки формального равенства граждан.
  2. Характер и содержание правовых льгот напрямую зависят от приоритетов государственной политики.
  3. Правовые льготы - это способ согласования интересов личности и общества в целом, средство создания правового режима, разумно сочетающего интересы всех участников общественных отношений.
  4. В некоторых случаях льготы можно рассматривать как своеобразную плату государства за свои ошибки, упущения, ненадлежащее выполнение обязанностей" <5>.
<5> Мирошник С.В. Стимулирование правомерного поведения: теоретико-правовое исследование. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. С. 76 - 77.

Налоговое законодательство определяет налоговые льготы как "предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере" <6>.

<6> Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ООО "ВИТ-РЭМ", 2007. Ч. 1, 2. Ст. 56.

По мнению Конституционного Суда РФ, налоговые льготы - это факультативный элемент налогообложения, т.е. их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако значительно снижает гарантии его выполнения <7>. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов.

<7> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. N 5.

Как верно замечает В.Е. Кузнеченкова, в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности <8>.

<8> См.: Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот // Финансовое право. 2004. N 2. С. 53.

При этом основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп и государства.

Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов (Постановление КС РФ от 27 мая 2003 г. N 9-П).

Причем использование налоговой льготы - это право налогоплательщика. Поэтому по общему правилу субъект может не использовать льготу либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы традиционно выступают в двух основных формах: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

До последнего времени налоговые льготы являлись важным инструментом, посредством которого органы публичной власти различных уровней осуществляли собственную налоговую политику. Однако далеко не всегда, устанавливая налоговые льготы, органы публичной власти могли обеспечить соответствующий уровень экономической обоснованности устанавливаемых налоговых льгот; в силу несовершенства законодательного регулирования этого института, а также отсутствия соответствующих критериев, позволяющих четко идентифицировать налоговые льготы, отграничивая их от других инструментов налоговой политики.

Устанавливая соответствующие налоговые льготы, органы публичной власти далеко не всегда обладают возможностями обеспечить соответствующий уровень налогового администрирования. Нередко налоговые льготы устанавливались и использовались не вполне оправданно. В силу этих, а также ряда иных причин их использование в законодательстве, а также применение на практике соответствующих правовых норм, их устанавливающих, стало практически неуправляемым, что во многом способствовало отказу или, скорее, снижению использования налоговых льгот при осуществлении правового регулирования налоговых отношений.

На настоящий момент "налоговые льготы, к сожалению, не выполняют в полной мере своих функций. Дальнейшее успешное развитие Российской Федерации невозможно без обоснованных расчетов, позволяющих определить влияние различных форм льготного регулирования на степень, уровень активности предпринимательской деятельности. Налоговые льготы - это лишь один из способов стимулирования тех направлений экономического развития, которые необходимы государству" <9>.

<9> Мирошник С.В. Стимулирование правомерного поведения: теоретико-правовое исследование. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. С. 88.

Б.В.Кузнецова

Аспирантка

Северо-Кавказской

академии государственной службы