Мудрый Экономист

Доведение бюджетных данных до участников бюджетного процесса

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 10

Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при исполнении федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня утвержден Приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н (далее - Порядок N 104н). В данной статье мы напомним его основные положения.

Используемые понятия и принятые сокращения

Для удобства изложения материала в статье будут использованы сокращения и понятия, расшифровку которых представим в таблице.

Понятие,

сокращение

Расшифровка понятия, сокращения

Бюджетные

данные

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств

(ЛБО). В случае использования предельных объемов

финансирования при организации исполнения бюджета -

предельные объемы финансирования

ТОФК

Территориальный орган Федерального казначейства -

управления Федерального казначейства по субъектам РФ и

подведомственные им отделения управлений Федерального

казначейства по субъектам РФ

Участники

бюджетного

процесса

Главный распорядитель (распорядитель, получатель)

бюджетных средств, главный администратор (администратор с

полномочиями главного администратора, администратор)

доходов бюджета, главный администратор (администратор с

полномочиями главного администратора, администратор)

источников финансирования дефицита бюджета, финансовый

орган

Главный

распорядитель

Главный распорядитель бюджетных средств (главный

распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган

государственной власти (государственный орган), орган

управления государственным внебюджетным фондом, орган

местного самоуправления, орган местной администрации, а

также наиболее значимое учреждение науки, образования,

культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной

структуре расходов бюджета, имеющие право распределять

бюджетные ассигнования и ЛБО между подведомственными

распорядителями и (или) получателями бюджетных средств

Распорядитель

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств

соответствующего бюджета) - орган государственной власти

(государственный орган), орган управления государственным

внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган

местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право

распределять бюджетные ассигнования и ЛБО между

подведомственными распорядителями и (или) получателями

бюджетных средств

Получатель

Получатель бюджетных средств (получатель средств

соответствующего бюджета) - орган государственной власти

(государственный орган), орган управления государственным

внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган

местной администрации, находящееся в ведении главного

распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное

учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение

бюджетных обязательств за счет средств соответствующего

бюджета

Главный

администратор

Главный администратор источников финансирования дефицита

бюджета (главный администратор источников финансирования

дефицита соответствующего бюджета) - определенный законом

(решением) о бюджете орган государственной власти

(государственный орган), орган местного самоуправления,

орган местной администрации, орган управления

государственным внебюджетным фондом, иная организация,

имеющие в своем ведении администраторов источников

финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся

администраторами источников финансирования дефицита

бюджета

Администратор

с полномочиями

главного

администратора

Администратор источников финансирования дефицита бюджета,

осуществляющий отдельные бюджетные полномочия главного

администратора источников финансирования дефицита бюджета,

в ведении которого он находится

Администратор

Администратор источников финансирования дефицита бюджета

(администратор источников финансирования дефицита

соответствующего бюджета) - орган государственной власти

(государственный орган), орган местного самоуправления,

орган местной администрации, орган управления

государственным внебюджетным фондом, иная организация,

имеющие право в соответствии с законодательством РФ

осуществлять операции с источниками финансирования

дефицита бюджета

КОСГУ

Классификация операций сектора государственного

управления, утвержденная Приказом Минфина России от

30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке

применения бюджетной классификации Российской Федерации"

Этапы доведения бюджетных данных

Доведение бюджетных данных до участников бюджетного процесса включает следующие этапы:

Доведение Минфином информации о бюджетных данных до Федерального казначейства.

Контроль Федеральным казначейством доведенной до него информации, формирование казначейских уведомлений <1> и доведение бюджетных данных до соответствующих главных распорядителей и главных администраторов.

<1> Форма уведомления приведена в Приложении 1 к Порядку N 104н (код формы по Ведомственному классификатору форм документов (далее - код формы по КФД 0531721).

Распределение главными распорядителями и главными администраторами бюджетных данных между находящимися в их ведении участниками бюджетного процесса, формирование реестра расходных расписаний <2> и представление документов в Федеральное казначейство.

<2> Форма реестра приведена в Приложении 3 к Порядку N 104н (код формы по КФД 0531723).

Распределение распорядителем, администратором с полномочиями главного администратора бюджетных данных между находящимися в их ведении участниками бюджетного процесса, формирование реестра расходных расписаний и представление документов в ТОФК по месту обслуживания лицевого счета участника бюджетного процесса.

Детализация распорядителем и получателем доведенных до них бюджетных данных, формирование расходного расписания <3> и представление документов в ТОФК по месту обслуживания их лицевого счета.

<3> Форма расписания приведена в Приложении 2 к Порядку N 104н (код формы по КФД 0531722).

Получатели-арендодатели представляют расходные расписания по дополнительному бюджетному финансированию в ТОФК по месту обслуживания их лицевых счетов.

Обмен документами

При доведении бюджетных данных информационный обмен между участниками бюджетного процесса и ТОФК осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи на основании договора (соглашения) об электронном обмене документами, заключенного между ними в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ (далее - в электронном виде).

Для справки. Документом, обеспечивающим правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, является Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Если у ТОФК или участника бюджетного процесса отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе. Требования к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между ТОФК и участниками бюджетного процесса, устанавливаются Федеральным казначейством. Последние версии этих требований размещаются на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru.

Доведение бюджетных данных до главных распорядителей и главных администраторов

Бюджетные данные доводятся Минфином до Федерального казначейства в соответствии с порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета.

В случае если на 1 января текущего финансового года закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (далее - закон о бюджете) не вступил в силу, Минфин представляет в Федеральное казначейство информацию о бюджетных данных для доведения их до главных распорядителей и главных администраторов в период с 1 января текущего финансового года до момента вступления в силу закона о бюджете (далее - временные бюджетные данные).

Федеральное казначейство при получении от Минфина бюджетных данных, утвержденных в соответствии с вступившим в силу законом о бюджете, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их получения, осуществляет проверку на преемственность временных и утвержденных бюджетных данных с учетом данных о фактическом исполнении федерального бюджета на соответствие следующим требованиям:

  V   коды бюджетной классификации по утвержденным бюджетным данным  должны
соответствовать кодам бюджетной классификации, действующим в текущем
финансовом году и плановом периоде;
---------------------------------------------------------------------
V суммы утвержденных Минфином для главных распорядителей, главных
администраторов бюджетных данных должны быть равны (или больше)
суммам временных бюджетных данных по соответствующим кодам бюджетной
классификации;
---------------------------------------------------------------------
V суммы утвержденных в установленном порядке для главных
распорядителей, главных администраторов бюджетных данных должны быть
равны (или больше) суммам соответствующих временных бюджетных данных,
распределенных соответственно главными распорядителями между
находящимися в их ведении распорядителями и получателями на счетах,
открытых им в учреждении ЦБ РФ или кредитной организации, а также
получателями, находящимися за пределами РФ и получающими средства
федерального бюджета от главного распорядителя (распорядителя) в
иностранной валюте по соответствующим кодам классификации расходов
федерального бюджета, главными администраторами между находящимися в
их ведении администраторами с полномочиями главного администратора и
администраторами по соответствующим кодам классификации источников
финансирования дефицита федерального бюджета.

Федеральное казначейство формирует и доводит до главных распорядителей, главных администраторов казначейские уведомления, на основании которых:

Доведение бюджетных данных до распорядителей, получателей и администраторов

Главный распорядитель и распорядитель осуществляют распределение бюджетных данных между находящимися в их ведении распорядителями и получателями, а главный администратор - распределение бюджетных ассигнований между находящимися в его ведении администраторами с полномочиями главного администратора и администраторами. Такое распределение производится путем формирования расходных расписаний по каждому бюджетному учреждению, находящемуся в их ведении.

Для себя как получателя главный распорядитель также составляет отдельное расходное расписание.

Расходные расписания могут быть сформированы как отдельными документами, так и в виде реестра расходных расписаний.

Детализация бюджетных данных

В соответствии с п. 3.3 Порядка N 104н главные распорядители в представленных ими в Федеральное казначейство расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний детализируют по кодам КОСГУ доведенные до них бюджетные ассигнования по публичным нормативным обязательствам.

Допускается также различная детализация по КОСГУ (группа, статья, подстатья) лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), распределенных главными распорядителями и распорядителями между находящимися в их ведении различными распорядителями и получателями. При этом доводимые до распорядителя и получателя ЛБО согласовываются в части:

Федеральное казначейство осуществляет контроль кодов классификации расходов бюджетов, указанных в представленных главными распорядителями и распорядителями расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний, на соответствие кодам классификации расходов бюджетов, указанным в соответствующем перечне расходов федерального бюджета.

Получатели также могут детализировать бюджетные данные. Пунктом 6.1 Порядка N 104н предусмотрено, что они представляют в ТОФК по месту обслуживания расходные расписания, детализирующие доведенные до них ЛБО по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ, если доведенные бюджетные данные не содержат указанной детализации.

Обратите внимание! Главные администраторы в представленных ими в Федеральное казначейство расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний также детализируют доведенные до них Федеральным казначейством бюджетные ассигнования по кодам КОСГУ (п. 3.3 Порядка N 104н).

Проверка заполнения расходных расписаний (реестров расходных расписаний)

Согласно п. 3.6 Порядка N 104н ТОФК принимают от главных распорядителей расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний, проверяют указанные в них показатели и доводят их до подведомственных распорядителей и получателей не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения. Напомним: требования к показателям, содержащимся в расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний, перечислены в п. 3.7 Порядка N 104н. Среди них:

  V   наименования   и   коды   участников   бюджетного   процесса   должны
соответствовать реквизитам, указанным в сводном реестре главных
распорядителей, распорядителей и получателей;
---------------------------------------------------------------------
V в расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний должны
быть указаны номера лицевых счетов, открытых главным распорядителям,
распорядителям и получателям в органах Казначейства;
---------------------------------------------------------------------
V коды бюджетной классификации должны соответствовать кодам бюджетной
классификации, действующим в текущем финансовом году на момент
представления расходных расписаний (реестра расходных расписаний);
---------------------------------------------------------------------
V код главного распорядителя по бюджетной классификации РФ должен
соответствовать коду, установленному законом о бюджете;
---------------------------------------------------------------------
V суммы бюджетных данных, распределенные между находящимися в ведении
главных распорядителей (распорядителей) распорядителями
(получателями), не должны превышать сумм бюджетных данных, доведенных
главным распорядителям или распорядителям.

Если расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний соответствуют вышеуказанным требованиям, то они направляются в электронном виде в ТОФК по месту открытия лицевых счетов распорядителям, получателям для принятия на учет в установленном порядке. При непрохождении контроля расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний возвращаются главным распорядителям, распорядителям со штампом "Отклонено" и с приложением протокола, в котором указана причина возврата.

Для справки. В случае уменьшения бюджетных данных п. 3.7 Порядка N 104н установлены особые требования к соответствию суммы изменений отдельных показателей. Например, при уменьшении доведенных до получателя ЛБО сумма измененных ЛБО не должна быть меньше суммы поставленных получателем на учет в ТОФК бюджетных обязательств.

Особенности отзыва бюджетных данных

Согласно п. 3.11 Порядка N 104н главные распорядители (распорядители) вправе отозвать неиспользованные или нераспределенные бюджетные данные текущего финансового года и плановых периодов, числящиеся на соответствующих лицевых счетах распорядителей (получателей), а главные администраторы (администраторы с полномочиями главного администратора) - неиспользованные или нераспределенные бюджетные ассигнования текущего финансового года и плановых периодов, числящиеся на соответствующих лицевых счетах администраторов с полномочиями главного администратора (администраторов).

Для осуществления указанной операции формируется отдельное расходное расписание на уменьшение бюджетных данных на сумму отзываемых неиспользованных или нераспределенных бюджетных данных (далее - "отрицательное" расходное расписание).

Обратите внимание! Включение "отрицательных" расходных расписаний в реестр расходных расписаний не допускается (п. 3.11 Порядка N 104н).

Указанные в "отрицательном" расходном расписании бюджетные данные учитываются Федеральным казначейством, ТОФК на лицевом счете главного распорядителя (распорядителя) или главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) только после получения протокола (код формы по КФД 0531805), подтверждающего принятие этого расходного расписания на учет ТОФК по месту обслуживания лицевого счета распорядителя (получателя) или администратора с полномочиями главного администратора (администратора), которому адресовано данное расходное расписание, в случае, если указанные лицевые счета открыты в другом ТОФК. Протокол направляется в адрес Федерального казначейства, ТОФК - отправителя представленного "отрицательного" расходного расписания не позднее следующего рабочего дня после его поступления.

Если лицевые счета отправителя и получателя "отрицательного" расходного расписания открыты в одном ТОФК, то оформление протокола не требуется.

Проверка полученных "отрицательных" расходных расписаний на соответствие требованиям, установленным в п. 3.7 Порядка N 104н, осуществляется ТОФК по месту обслуживания лицевого счета адресата данного расходного расписания.

К сведению. Пока не получен протокол об обработке "отрицательного" расходного расписания, последующие расходные расписания по доведению бюджетных данных ТОФК не принимаются (п. 3.11 Порядка N 104н).

Е.Король

К. э. н.,

советник государственной

гражданской службы РФ

3-го класса

Изменения в налоговом законодательстве
 
Проверки Росохранкультуры