Мудрый Экономист

"Подводные камни" ремонта

"Руководитель бюджетной организации", 2010, N 9

С какими трудностями сталкивается руководитель-бюджетник, приступая к ремонту? Как найти взаимопонимание с подрядчиком и не дать себя обмануть? Как себя вести, чтобы сэкономить деньги и получить качественно выполненные работы?

Необходимость капитального и текущего ремонта может ввести директора-бюджетника в ступор, и причин этому множество. Ремонтные контракты в бюджетной сфере невелики и по суммам, и по объемам, строители же охотнее работают с крупными заказами и предпочитают набирать их в начале года на весь предстоящий год. Если учредитель выделил деньги по весне, приличные подрядчики, как правило, уже заняты. Бывает так, что министерство готово выделить деньги, а необходимая документация отсутствует: технические задания не подготовлены, сметы не составлены, сроки не определены, так как никто не знает, на какую точно сумму можно рассчитывать, отчитаться же необходимо до конца квартала. Тут начинается такая "карусель", что даже у умудренного опытом управленца может закружиться голова. Особенно сложен в этом отношении I квартал, поскольку деньги на бумаге начинают "высвечиваться" только к середине февраля, а их освоение подразумевается уже к концу марта.

Первый этап подготовки к ремонтным (строительным) работам - выбор приоритетных направлений финансирования строительных работ и составление графика их выполнения. Это основная задача ответственного лица и первая трудность, с которой он сталкивается. Денежных средств всегда недостаточно, и их надо освоить, лавируя между необходимостью в срочном ремонте, конкретными предписаниями надзорных органов и реалиями жизнедеятельности самого учреждения. Например, в ремонте нуждаются десять помещений больницы, предписания выписаны по трем из них, а денег хватает только на два. Необходимо не только не ошибиться в выборе первоочередных объектов для ремонта, но и решить, с какого отделения начать, куда перевести больных на время строительных работ, настаивать ли на работе в выходные и т.п. Следующий этап - определение объемов работ. Здесь самая большая сложность - установить процент износа, от которого зависят вполне конкретные позиции будущих расходов, например толщина слоя шпаклевки. В идеале требуется экспертиза, но на ее проведение часто не хватает ни времени, ни средств. Остается вариант: определить техническое состояние планируемого к ремонту объекта "на глазок", хотя это идет вразрез с существующими правилами. Ответственность должны взять на себя руководитель или главный инженер организации, поскольку без данной оценки дальнейшее продвижение невозможно.

Третий этап - составление технического задания (ТЗ). Обычно это один из самых трудоемких этапов, поскольку ТЗ должно быть прописано грамотно, ответственные же сотрудники бюджетной сферы редко хорошо ориентируются в строительных технологиях. Им сложно определить, требуется высококачественная окраска либо можно довольствоваться улучшенной, требуется дополнительно грунтовать пол после стяжки или это необязательно, какой материал следует использовать в качестве утеплителя или как правильно оценить объемы скрытых работ <1>. Даже у аттестованных в части строительных работ специалистов возникают сложности, что уж говорить о рядовых сотрудниках организации, которые могут быть привлечены к участию в ремонте.

<1> Скрытые работы - работы, объект которых очень сложно проверить или проконтролировать. Например, метраж электрического кабеля, проложенного при штроблении стен.

Единственный выход - приглашение знакомых строителей, которые определят объемы работ и грамотно составят техническое задание. Но и здесь лучше быть начеку, поскольку строители определяют объемы по-разному, например кому как нравится либо у кого сколько совести. Проверить же соответствие выполненных работ техзаданию получается не всегда. Одно дело - сосчитать метраж уложенной напольной плитки, другое дело - проверить толщину бетонной стяжки под ней. Не будешь же отрывать плитку и сверлить контрольные отверстия по всему полу! Конечно, при особой въедливости можно предложить просверлить хотя бы одно контрольное отверстие. Но если толщина стяжки окажется в пять раз меньше запланированной, подрядчик всегда может выкрутиться, рассказав "страшилку" про абсолютно кривой базовый пол.

На четвертом этапе технические задания с соблюдением всех норм и правил необходимо трансформировать в сметную документацию. Это работа для профессиональной сметчицы. Конечно, такая ставка имеется далеко не в каждой бюджетной организации. С другой стороны, особенности применения территориальных единичных расценок (ТЕР) на определенные виды работ не позволяют выполнить данную работу сотрудникам без специальных знаний. Следовательно, у руководителя опять возникает потребность в проверенных, "прикормленных" строителях или специалистах независимых центров экспертиз сметной документации. В противном случае появляется перспектива не успеть освоить деньги. В этом случае их заберут обратно, особенно если на дворе IV квартал, а финансирование на следующий год урежут. И руководитель остается при обшарпанных коридорах и отбитой плитке. Годовую премию он также вряд ли получит: "Деньги не освоил - значит, плохо работаешь!"

Справедливости ради отметим, что деньги могут закончиться, даже если нанять сметчицу с последующим обращением в центр экспертиз, поскольку документы рассматриваются достаточно долго.

Известен, конечно, "ход конем": заказать смету на "нужную" сумму работницам контролирующих сметную документацию центров. В этом случае смета и сделана, и проверена одновременно, интерес же составительниц заложен в нее изначально. Однако при этом бюджетные деньги перераспределяются не совсем по целевому назначению, следовательно, способ незаконен.

Пятый этап - согласование сметы. Начинается проверка ораторского искусства руководителя либо его заместителей. Надо убедить вышестоящие органы, например, если речь идет о больнице - региональные министерства здравоохранения и экономики, согласовать смету, причем сделать это в кратчайшие сроки, иначе изменятся коэффициенты на заработанную плату, эксплуатацию машин и механизмов, на материалы, особенно если документация согласовывается на стыке кварталов, и тогда придется возвращаться к четвертому этапу. Договариваться с учредителем - это искусство, так что руководителю приходится быть переговорщиком, тем более что амбиции некоторых сотрудников и сотрудниц министерств зачастую переходят все возможные границы, а желание отщипнуть крошечку от бюджетного пирожка читается в глазах. Конечно, встречаются кристально честные специалисты, которые взяток не берут, зато и делать ничего не будут: "У меня обед, затем встреча, затем оперативка, приезжайте завтра..., нет лучше послезавтра". Тот факт, что ответственный работник бюджетного учреждения преодолел двести или триста километров от своего района до областного центра, чтобы подписать бумаги, вообще никого не волнует. Государственный бензин спишется, а делегату платят зарплату - ну вот пусть и катается!

Наконец все бумаги составлены и подписаны, кажется, уже виден финиш. Нет, это все-таки еще старт, поскольку строительство так и не началось. Наступает этап размещения заказа, где "правит бал" Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, регулирующий систему государственных закупок.

Напомним, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов (конкурс, аукцион, в том числе аукцион в электронной форме) и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах) <2>.

<2> См. статьи А.Ю. Шихова "Процедуры размещения заказов: оптимальные сроки" (N 5, 2010), "Электронный аукцион: тем, кто экономит свое время" (N 7, 2010), С.Л. Кукиной "Торги на электронной площадке" (N 8, 2010).

На шестом этапе главное - выбрать способ проведения торгов и четко соблюдать требования, правда, с некоторыми особенностями. Обычно торги проводятся тремя способами:

  1. Честная борьба, в которой победителем становится тот, кто предложил минимальную цену или лучшие условия (в зависимости от вида торгов).
  2. Победа заранее отдана одному из претендентов, а торги являются фикцией, чтобы формально соблюсти положения Федерального закона N 94-ФЗ.
  3. Победа одерживается в кулуарной борьбе между несколькими претендентами. Побеждает та фирма, которая в процессе торгов не только предлагает лучшие условия или минимальную цену государству, но и по максимуму стимулирует организаторов "лотереи".

Учитывая тот факт, что наша страна стремится стать правовым государством, второй и третий варианты в рамках статьи не рассматриваются.

Так на каких факторах необходимо сконцентрировать усилия ответственным работникам со стороны заказчика?

  1. Руководитель должен максимально обезопасить себя от мошенников. Нельзя допускать, чтобы предоплата размером в 30% от стоимости контракта попала через фирму-однодневку в недобросовестные руки. Такой расклад вероятен, если торги проходят методом запроса котировок. Сценарий мошенничества выглядит так. Некая фирма посылает котировочную заявку по Интернету и выигрывает торги, предлагая минимальную стоимость работ. Документы, необходимые для дальнейшего развития событий, - второй экземпляр государственного контракта, счет на предоплату, копия устава и "липовая" справка членства в СРО или отсканированная копия лицензии - посылаются заказным письмом с обратным адресом, по которому зарегистрирована строительная фирма. На самом деле по этому адресу проживает какая-нибудь девяностолетняя пенсионерка, потерявшая в свое время паспорт или предоставившая его на пару часиков малознакомым людям и в одночасье ставшая владелицей небольшой строительной империи.

Руководителям необходимо проявить максимум осторожности, приглашая строителей на предварительную встречу. Имеет смысл потребовать оригиналы паспортов, причем не только гостей, но и всех сотрудников, которым в будущем предстоит работать на объекте. Это в принципе незаконное требование можно мотивировать необходимостью заказать временные пропуска. Также следует обратиться к реестру недобросовестных подрядчиков и там поинтересоваться, есть ли какая-нибудь информация, касающаяся победителя запроса котировок. В процессе беседы обязательно нужно подробно расспросить новоявленных партнеров, какие еще объекты бюджетной сферы они ремонтировали в последнее время. Каверзные вопросы отпугнут мошенников, и те покинут учреждение по-английски, прервав разговор с дотошным руководителем под любым благовидным предлогом.

Еще один "красный флажок" - цена. Слишком низкая цена работ должна насторожить директора. Даже если фирма и будет делать объект, то качество строительных материалов в этом случае можно охарактеризовать следующим образом: "Второй сорт не брак".

Фирму, вызывающую подозрение, лучше снять с конкурса или вообще не допустить до котировки; для этого существует множество формальных способов. В конце концов лучше заплатить минимальный штраф, чем подарить мошенникам тысяч сто государственных денег.

  1. Необходимо поэтапно контролировать выполнение работ. Конечно, если строитель задался целью что-то сэкономить в свою пользу, он это сделает в любом случае, но объемы приписок будут минимальны, а толщина стяжки на разных участках пола, скорее всего, не будет различаться в пять раз.
  2. Для получения дополнительного финансирования строители могут аргументированно и убедительно рассказывать про тяжелую жизнь, высокие эксплуатационные затраты или непредвиденные расходы. Излюбленная "фишка" строителей заключается в том, что они пытаются любыми способами "влезть" на объект, закрепиться на нем, а потом день и ночь изобретать дополнительные работы за дополнительную оплату, "выкачивая" из руководителя лишнюю копеечку. Ответ должен быть однозначным: госконтракт подписан по минимальной цене, значит, работы должны быть выполнены без всяких доплат. В плюсе или в минусе окажется фирма-подрядчик, заказчику неважно, раньше надо было считать. Вот и все, точка.

Конечно, превышение суммы можно согласовать с учредителем, если руководитель располагает документами, оправдывающими превышение. Но соглашаться на дополнительные работы нужно осмотрительно: отделка мрамором лестниц в хозяйственном блоке всегда считалась излишеством. Каким бы добрым или жалостливым ни был директор, расход государственных денежных средств в его же собственных интересах всегда должен быть минимальным, даже если это кажется несправедливым по отношению к подрядчику.

  1. Директору нельзя закрывать глаза на нарушения подрядчиком противопожарных норм и правил при производстве строительных работ. Речь идет, например, о сварке, которая производится вблизи работающих электроприборов или легко воспламеняющихся предметов. Отслеживание возможных нарушений можно поручить инженеру по технике безопасности.
  2. Документы на строительные материалы лучше изучить еще до использования этих материалов подрядчиком. По сертификатам соответствия, санитарно-эпидемиологическим заключениям можно сделать вывод о принципиальной возможности применения. Конечно, все риски несет подрядчик, но, если через два года в бюджетное учреждение придут проверяющие и окажется, что материалы не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, противопожарным требованиям, нормам охраны труда, уровню поглощения шума и т.п., отвечать, причем собственным рублем, будет именно руководитель. В этом отношении собранные в отдельную папку сертификаты соответствия смогут оказать ему некоторую помощь.
  3. Не рекомендуется подписывать акты выполненных работ до полного устранения всех недоделок.
  4. В комиссию по приему объекта имеет смысл включать как можно больше народу, так как "два глаза хорошо, а десять - лучше".
  5. Советуем постоянно стимулировать надежных и ответственных подрядчиков перспективой дальнейшего сотрудничества, например гарантировать "зеленый свет" в допуске к спонсорским средствам.
  6. Стоит помогать подрядчику, ограничивая в процессе строительных работ допуск на объект посторонних лиц.
  7. Рекомендуем обеспечивать сохранность имущества подрядчика в нерабочее время.

Выполнение этих рекомендаций не представляется слишком сложным, зато качественно отремонтированные помещения улучшат настроение не только посетителям, но и работникам.

Е.Я.Белоцерковский

Эксперт журнала

"Руководитель

бюджетной организации"

Правила эффективного делегирования
 
Как продвигать образовательные услуги?