Мудрый Экономист

Несовершенство банковской системы как угроза экономической безопасности государства (на примере Российской Федерации и республики казахстан)

"Налоги" (журнал), 2008, N 3(2)

Глубокая структурная трансформация в экономике, начавшаяся в середине 90-х годов прошлого века в России и Казахстане, сопровождалась коренными изменениями в характере экономических отношений. Переход к рыночной экономике на основе крупномасштабной приватизации основных объектов добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности, появление различных форм собственности и соответствующих им форм хозяйствования привели к существенным изменениям, а также радикальной реструктуризации всех сфер национальных экономик.

Один из существенно изменившихся секторов экономики - банковский сектор, где процессы преобразования собственности и формирования рыночных структур прямо отражали все скрытые и деформированные формы постсоветской модели экономики.

На начальном этапе реформ особенно очевидным было использование данной площадки в большей мере не как инструмента повышения эффективности экономики, а скорее как инструмента передела собственности и формирования национальных финансово-промышленных групп.

При этом крайне медленно шел процесс адаптации нового банковского сектора на обслуживание коммерческих организаций реального сектора экономики и общественных нужд в целом. Процесс формирования новых банковских механизмов требовал корректировки со стороны государства, а также нуждался в усилиях самих банков в плане совершенствования внутренних организационных и функциональных процедур их деятельности.

Менее чем за 20 лет своего существования банковская система в России и Казахстане претерпела ряд серьезных испытаний, включая финансовый кризис 1998 и 2004 гг., продемонстрировав при этом хорошую выживаемость. Несмотря на тяжелые потрясения и в целом неблагоприятную экономическую и политическую внешнюю среду, банковский сектор достойно вышел из кризисного состояния и даже превзошел докризисный уровень своего развития и продолжает развиваться, несмотря на вызовы нового мирового финансового кризиса.

Однако задачи, стоящие перед банковским сектором страны, все время усложняются. Российская экономика в целом переживает переломный исторический момент как в плане определения ее места в глобальной мировой экономике, все более испытывающей на себе риски суперглобализации, так и с точки зрения необходимости скорейшего решения крупнейших и чрезвычайно сложных проблем, накопившихся за последние десятилетия в ней самой. В связи с этим можно прогнозировать основные угрозы экономической безопасности России и Казахстана, источником которых является их национальная банковская система, в частности:

На сегодняшний день в условиях постоянного усиления тенденции к глобализации и интеграции национальных экономик кредитная экспансия стала одним из наиболее эффективных прикладных инструментов, позволяющих активно влиять на экономическую и геополитическую стратегию наших стран. В самом общем виде кредитную экспансию можно представить как кредитный процесс с мультипликационным и инфляционным ожиданием, протекающий в финансовой системе и включающий в себя активное финансирование зарубежными синдикатами банковской системы России и Казахстана в объемах, сравнимых или превышающих финансовые резервные запасы этих стран.

Основной угрозой экономической безопасности, порожденной кредитной экспансией или активным долговым финансированием, является высокая вероятность нового системного финансового кризиса вследствие возможных массовых дефолтов по накопленным внешним долгам частного сектора, которые только в России составляют порядка 150 млрд долл. США, из которых в 2008 г. необходимо рефинансировать около 80 млрд долл. США. Это вполне вероятный сценарий при значительном превышении объемов зарубежных заимствований над золотовалютными резервами, средствами Стабилизационного фонда, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также в условиях острого кризиса текущей ликвидности банковского сектора. В данном аспекте рассматриваемой проблемы мы не будем останавливаться на предназначении указанных фондов, а примем их суммарный объем как резервную "финансовую подушку безопасности". Необходимо также отметить, что совокупные внешние долговые обязательства российских банков и частных предприятий достигли к 2008 г. 413 млрд долл. США, или 90% от общего долга экономики.

Некоторые авторы отмечают, что увеличение доли проблемных кредитов в совокупном портфеле свыше 10% является первым признаком системного кризиса в банковском секторе. Но кризис возможен и в случае волюнтаристского использования привлеченных ресурсов, в частности не для целей сбалансированного финансирования, а для реструктуризации проблемного кредитного портфеля, а также наращивания активов в высокорискованных сегментах бизнеса.

Чтобы эффективнее кредитовать крупный отечественный бизнес, наши финансовые организации все чаще обращаются за синдицированными займами к нерезидентам, размещают за рубежом долговые ценные бумаги и выходят на IPO. Финансовые предпочтения банками внешних ресурсов с ограниченностью их внутренней долгосрочной ресурсной базы, а также с меньшей стоимостью привлечения денежных средств на западных рынках в последнее время набирают все большие обороты, так как альтернатива адекватного привлечения ресурсов на внутреннем рынке пока отсутствует.

Таким образом, с начала 2000-х гг. в России фиксируется быстрый рост иностранных обязательств, опережающий динамику роста других ресурсов, индикатором чего является увеличение доли в общем объеме накопленного банковского капитала с 11,4 до 27,4%. Это происходит за счет активного обращения банков к ресурсам мирового ссудного рынка: с 2001 г. абсолютная сумма заимствований возросла в 17,2 раза. В результате значительно (в 2,4 раза) выросла их доля в иностранных пассивах. Наиболее интенсивный приток составили "портфельные инвестиции" иностранных компаний в акции Сбербанка России и ВТБ.

Таким образом, на основе представленных статистических данных можно сделать вывод, что на сегодняшний день в условиях роста объемов внутреннего кредитования, а также инвестиций в ценные бумаги крупные кредитные организации продолжают расширять ресурсную базу за счет привлечения внешних источников.

Несовершенство надзорного и контрольного механизмов в национальных банковских системах обусловливает широкое распространение различных теневых процессов, в особенности незаконной легализации доходов, полученных преступным путем, уклонение от уплаты налогов посредством переноса центра налогового бремени в зоны льготного офшорного налогообложения.

Акценты борьбы с легализацией денежных средств и иного имущества, имеющих незаконное происхождение, в последнее время приобрели повышенную актуальность во всем мире, и особенно в наших странах. Развитие и реформирование национальной экономики невозможны без создания эффективного механизма противодействия легализации преступных доходов. Острота данной проблемы для России усугубляется масштабами страны, менталитетом и недопустимо высокой (по разным оценкам, от 25 до 40%) долей теневой экономики. Отмывание денег в России и Казахстане прямо связано с такими явлениями, как коррупция, незаконный вывоз капиталов из страны, использованием офшорных зон для сокрытия прибыли и ухода от налогов, в том числе целенаправленной деятельностью организованных преступных групп.

Значительные масштабы незаконно легализуемых денежных средств провоцирует в первую очередь такое негативное явление, как незаконный вывоз капиталов из страны. По средним оценкам, объемы незаконно вывозимых денежных средств на протяжении вот уже десяти лет ежегодно только в России составляет около 15 млрд долл. США. Необходимо отметить, что указанные оценки носят экспертный характер и демонстрируют масштабы так называемого черного вывоза капитала с его последующей легализацией в стране назначения и возможным обратным ввозом на территорию Российской Федерации. Здесь также необходимо учитывать баланс "чистого" оттока и притока капиталов.

В офшорных зонах (Кипр, остров Науру в Тихом океане, Багамские и Антильские острова, а также другие территории) зарегистрировано около 60 тыс. компаний и филиалов с участием российского капитала. Практически все крупные российские корпорации имеют филиалы или своих юридических представителей в указанных офшорных зонах.

Все вышеперечисленное, а также отсутствие достаточных законодательных, финансовых, административных и правоохранительных механизмов для борьбы с подобными криминальными явлениями делает проблему борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов одной из первоочередных задач, стоящей не только перед центральными банками наших стран, но и перед правоохранительными и налоговыми органами. Проблема легализации доходов преступным путем носит комплексный характер, поскольку, во-первых, наличие возможностей беспрепятственного привлечения теневых, а также прямо криминальных капиталов в легальную деятельность является существенным стимулом к дальнейшему развитию различных видов преступной деятельности (наркоторговля, работорговля, терроризм, торговля оружием, теневая деятельность, уклонение от уплаты налогов, контрабанда и т.д.). Таким образом, преступные капиталы стали существенным источником реинвестирования денежных средств в различные отрасли легальной экономики наших стран.

Кроме того, нельзя игнорировать рекомендации Международной комиссии по борьбе с отмыванием капиталов (ФАТФ), призывающие международное сообщество проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами, а также рассмотреть вопрос о применении финансовых санкций в отношении России при отсутствии улучшения ситуации в области предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем. Это резко снижает инвестиционную привлекательность государства и, как следствие, оказывает сдерживающее воздействие на темпы экономического роста. Также нельзя забывать о постоянно предпринимаемых на Западе и в США попытках дискредитации отечественного бизнеса, как полностью коррупционного и криминализированного, а значит, не подлежащего допуску на мировой рынок.

Однако усиление контроля над банковской системой естественным образом формирует дополнительные административные барьеры, препятствующие как выходу новых участников данного рынка, так и создающие значительные затруднения для уже действующих. В особенности это касается средних и мелких банковских учреждений. На сегодняшний день одной из основных тенденций развития и функционирования банковской системы является тенденция к монополизации данной сферы несколькими крупнейшими финансово-кредитными учреждениями.

Высокий уровень монополизации банковской системы стал реальной угрозой для выживания малых и средних банков в условиях неравной конкуренции сверхмонополизированным банковским сектором. Не секрет, что сегодня на три крупнейших банка России с высокой долей государственного участия приходится более 90% всех частных вкладов. Похожая ситуация сложилась в финансовой системе Казахстана, где три крупнейших частных банка контролируют около 60% рынка, что делает банковскую систему Казахстана более уязвимой и зависимой от состояния дел в данных системообразующих банках. При этом планомерное вхождение иностранных банков на казахстанский рынок через скупку банков первой десятки значительно нарушает национальные интересы страны и дисбалансирует рынок в условиях жестокого кризиса ликвидности.

Естественная монополия Сбербанка на рынке частных вкладов имеет не менее разрушительные последствия, чем монополия "Газпрома" на товарно-сырьевых рынках. Она является причиной низкой стоимости ресурсов, привлекаемых в систему Сбербанка, которая при условии значительного объема банковских операций и достигаемой экономии на масштабе при кредитовании крупных клиентов позволяет получать более высокие доходы, чем в малых и средних банках, и создает дополнительный потенциал устойчивости. Выбор между риском и доходностью в настоящем российском обществе с его десятилетней историей потрясений и мошенничества в банковской сфере решается в пользу более "надежного", но менее доходного Сбербанка. В банковской системе наметилась устойчивая деформация: в то время как у большей части малых и средних банков ощущается острый недостаток кредитных ресурсов и низкая степень капитализации, у Сберегательного банка России существует реальная проблема размещения избыточных свободных ресурсов. Эти ресурсы через систему межбанковского кредитования и прямую скупку Сберегательным банком облигаций коммерческих банков могли бы быть направлены на кредитование реального сектора российской экономики.

Более радикальной мерой могло бы стать законодательное ограничение функций Сберегательного банка РФ на операции с юридическими лицами - нефинансовыми корпорациями. Запрет на кредитование и обслуживание этих юридических лиц высвободил бы огромные ресурсы, которые Сбербанк смог бы прямо продать на рынке прочим коммерческим банкам, например предоставить их в виде межбанковских кредитов под залог различных обязательств, а в перспективе, после увеличения капитала коммерческих банков - обменять их на акции данных банков (прямо или на условиях опциона). При этом автоматически сохранилось бы особое положение Сбербанка в банковской системе России, но "мягко" нивелировалась бы его монополия на кредитные ресурсы.

В условиях обострившейся банковской конкуренции особо остро выявилась проблема выживания региональных банков, которые все более вытесняются с местных рынков филиалами крупных московских банков. Кроме того, конкуренция с иностранными банками зачастую не под силу малым и средним банкам регионального уровня. Это объясняется меньшей доходностью и объемами операций на рынке. Что, в свою очередь, является частью проблемы "кредитной экспансии", рассмотренной выше.

Проблема обеспечения финансовой устойчивости и высоких темпов роста для большинства крупных банков в такой период незначительна, так как многие из них зарабатывают на доходных экспортных операциях, занимаясь гораздо менее рисковыми операциями (по сравнению с инвестированием в реальный сектор экономики, особенно в региональные проекты), однако обеспечивающими стабильный доход и высокий уровень рентабельности.

Таким образом, подводя итог описанным выше угрозам экономической безопасности современной банковской системы, можно сделать вывод, что опережающие темпы роста финансово-кредитных институтов России и Казахстана создают высокие риски для устойчивости и сбалансированности всей финансовой системы.

Стремительные темпы развития банковского сектора не позволили адекватно оценить все риски, угрозы и вызовы глобализации мировой экономики, включая кризисы текущей ликвидности финансовой системы. В условиях жесткого кризиса необходимы постоянные консультации частного финансового бизнеса с правительственными и общественными организациями по вопросам взаимодействия банковской системы с органами банковского и валютно-финансового контроля; формирования банковской резервной системы; обеспечение государственных и иных гарантий по вкладам; государственного управления фондовым рынком; государственных требований к выпуску и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг; разграничения компетенции правительства в банковской и налогово-бюджетной сфере и т.д. Именно эти направления сегодня требуют повышенного внимания и доработки.

Таким образом, одним из важнейших вопросов мониторинга системного уровня экономической безопасности государства является обеспечение стабильного развития и финансовой устойчивости национальной банковской системы, что невозможно без равноправного партнерства государства в лице его финансовых регуляторов, а также всех участников финансового рынка.

Литература

  1. Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Тосунян Г.А. Банковское саморегулирование. М.: Спец-адрес, 2006.
  3. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2005.
  4. Тосунян Г.А. ...Плюс банкизация всей страны // Банковское дело в Москве. 2006. N 3.
  5. Тосунян Г.А. Совершенная банковская система - залог политического суверенитета России // Финансы. Экономика. Безопасность. 2006. N 6.
  6. Марданов Р.Х. Совершенствование корпоративного управления и банковского надзора на основе процессного подхода // Вестник АРБ. 2005. N 5.
  7. Папарян Г.А. Экономика управления банковской сферой. Международный аспект. М.: Экономика, 2004.
  8. Масленникова О. Гордиев узел можно развязать // Банковское дело в Москве. 2006. N 9.
  9. Сорокин Д., Делягин М., Бабичев А., Иванов К. Бегство капитала замедляется? // Экономика и жизнь. 2006. N 68.
  10. Дворецкая А.Е. Российский рынок капиталов: специфические проблемы как ограничители финансирования экономического роста // Банковское дело. 2007. N 3.
  11. Казарцев А. Решение проблемы "плохих" кредитов: международный опыт // Банковское дело. 2007. N 3.

А.Б.Абишев

Соискатель

Академии финансовой полиции

Республики Казахстан