Мудрый Экономист

Налогообложение: история и современность

"Налоги" (журнал), 2008, N 3(2)

Взимание налогов является неотъемлемой частью существования и развития современных государств. Познания обывателя здесь имеют более практический, нежели теоретический, характер и ограничиваются, как правило, рамками общения с представителями фискального ведомства. Однако регулярное налогообложение как фактор социального развития существует многие тысячелетия.

Экономисты выделяют два существенных периода в общественном прогрессе: время аграрных цивилизаций (занятость основной части населения - до 85% - сельскохозяйственным трудом; медленные темпы инноваций; небольшая численность населения при высоком уровне рождаемости; отсутствие массовой грамотности; преобладание натурального хозяйства) и период современного экономического роста (существенный, длительный и устойчивый рост производства валового общественного продукта в расчете на душу населения на фоне глубоких и быстрых изменений в материальной, социальной и духовной жизни общества, начавшийся в европейских странах на рубеже XVIII - XIX вв.).

На начальном этапе своего развития, десять тысячелетий назад, люди вели присваивающее хозяйство: занимаясь охотой, рыболовством и собирательством, они ничего не производили, не изменяли окружающую их природную среду, а лишь присваивали ее плоды. Этот период характеризуется равенством членов сообщества, отсутствием собственности и специальных групп людей, занимающихся управлением.

Общество охотников-собирателей было эгалитарным. Группы численностью 20 - 60 человек вели полукочевой образ жизни в поисках диких животных и съедобных растений, что в совокупности с отсутствием излишков добываемого продукта не позволяло им накапливать имущество. Лидер выбирался для координации деятельности группы во время охоты и являлся первым среди равных. Критериями такого выбора являлись сила, ловкость, сообразительность, опыт. Статус лидера не являлся наследственным. Большое количество неосвоенных земель и маленькая численность населения позволяли избегать вооруженных столкновений между соседями. В силу указанных выше обстоятельств межплеменные войны, если они случались, не носили экономической подоплеки (захват добычи, обогащение), а велись по причинам кровной мести, похищения женщин, защиты территории обитания.

Революционные изменения в общественном устройстве происходят 7 - 5 тысячелетий назад в последнем периоде каменного века - неолите, в связи с переходом к производящему хозяйству - организованному земледелию и скотоводству, выделению ремесла. В этот период изобретены огонь, лук и стрелы, колесо, лодки, глиняная посуда, ткачество, плетение сетей. Возникает оседлый образ жизни, строятся города, растет население, усложняется социальная структура. Эти процессы из-за масштабов изменений в организации жизни были названы неолитической революцией.

Именно на этом этапе развития возникают отношения собственности: прежде всего на землю, поскольку земля была ключевым производственным фактором аграрных цивилизаций. Потребность в регулировании отношений собственности приводит к выделению специфических социальных функций, не связанных с сельскохозяйственным трудом: административных, хозяйственных, идеологических, религиозных. Для содержания людей, их осуществляющих, община выделяет часть произведенного продукта. В сельских оседлых сообществах возникает административная иерархия, первой формой которой стало протогосударство - вождество периода военных демократий, характеризующееся централизованным управлением, наследственной клановой иерархией, имущественным и социальным неравенством при отсутствии формального репрессивного аппарата.

Редистрибуция - мобилизация части ресурсов сельского сообщества в пользу лиц, выполнявших управленческие функции, - может считаться прообразом будущего налогообложения. Со временем появляется излишек произведенного продукта - часть урожая, превышающая необходимый для пропитания семьи земледельца минимум. И параллельно с ним появляются организованные группы людей, желающие и способные перераспределить часть этих ресурсов в свою пользу - так называемая знать, облагающая соплеменников первоначально нерегулярной данью, а в последствии упорядоченным налогом. Возникает неравенство между большинством невоинственного оседлого крестьянского населения и привилегированной верхушкой, способной посредством вооруженного насилия присваивать часть произведенной крестьянами продукции. В этот период получают распространение грабительские набеги за добычей, для защиты от которых общины создают военные формирования - дружины, вслед за которыми будут складываться другие институты государственности.

Государство сложилось как многоаспектное социальное образование, особая организация политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, аппаратом управления и принуждения, с помощью которых оно получило возможность диктовать свою волю населению подчиненной территории, придавать своим требованиям общеобязательный характер. Основными функциями государства явились: оборона подвластной территории; охрана и приумножение богатства господствующего класса; расширение территориальных владений. Таким образом, катализаторами образования государств стали завоевания или противодействие им. У менее слабых сообществ оставался небольшой выбор: подчиниться более сильному и агрессивному соседу, став его данником, либо самому организоваться таким образом, чтобы стать сильным, способным к отпору и самозащите. Налогообложение было неизбежным: либо в пользу собственных государственных структур, либо в пользу государственных структур завоевателей. Подавляющая часть населения начинает отдавать часть произведенного продукта в виде налога; привилегированные элиты налогов не платят, а получают вознаграждение из средств, собранных с населения, и земельные наделы за несение воинской службы.

Формирование стратифицированного общества начинается с появлением первых оседлых земледельческих поселений, растягивается на тысячелетия и завершается созданием развитых государств с упорядоченной налоговой системой.

Большинство современных источников определяет налоговую систему как совокупность налогов, взимаемых государством с населения подчиненной территории, форм и методов построения взимания, исчисления налогов и налогового контроля. Налогами являются общеобязательные безвозмездные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов (юридических лиц) и граждан (физических лиц) по ставке, установленной налоговым законодательством страны.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития - от Древнего мира до начала Средних веков - государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно обозначало общую сумму желаемых сборов, возлагая непосредственно сбор налогов на город или сельскую общину. На втором этапе - XVI - начало XIX вв. - возникает сеть государственных учреждений, устанавливающих квоты налогообложения и наблюдающих за процессом сбора налогов. Третий этап, продолжающийся до сих пор, характеризуется выработкой и законодательным оформлением норм и порядка взимания налогов, государственной организацией налогообложения и контроля за ним через уполномоченные госорганы.

Сегодня налоги являются необходимым звеном общественных экономических отношений, основным источником государственных доходов. С их помощью обеспечиваются финансирование важнейших общественных потребностей - развития экономики, социальной сферы, обороноспособности страны. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, состояние научно-технического прогресса.

Анализируя функциональную нагрузку налогообложения, в качестве основных функций налога можно выделить следующие:

  1. Фискальная - предполагает формирование доходов для государства с целью покрытия его расходов. Фискальная функция вытекает из самой природы налогов и позволяет создать материальные условия существования и функционирования государства.
  2. Социальная - заключается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
  3. Регулятивная - предполагает государственное влияние на экономические процессы путем стимулирования и дестимулирования (угнетения) отдельных видов деятельности при установлении и изменении системы налогообложения, определении налоговых ставок, предоставлении налоговых льгот. Налог как инструмент воздействия способен влиять на:
  1. Распределительная - включает в себя возможность изменения доходов экономических субъектов. Налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах.
  2. Контрольная - вытекает из возможности государства контролировать эффективность и законность деятельности субъектов налогообложения посредством анализа представляемых ими налоговых деклараций, в которых отражена величина получаемых доходов.

На сегодняшний день упор Российского государства делается на фискальную функцию, что связано с его потребностью в больших объемах денежных средств для осуществления реформаторского курса и сохранения социальной стабильности. Но налоговая политика правительства может считаться эффективной только тогда, когда налогообложение несет в себе стимулирующее начало, способствует поступательному экономическому развитию.

В современных экономических системах роль налогов исключительно велика еще и потому, что они не только являются каналом доходной части бюджета, но, будучи включенными во все звенья финансовой системы, формируют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами, влияя на состояние экономической безопасности страны.

Значимость налоговой системы в экономической безопасности определяется ее местом в финансовой безопасности государства, которая представляет собой составную часть экономической и национальной безопасности и определяется устойчивостью и жизнеспособностью финансово-банковской системы страны, при которых государство может гарантировать в определенных пределах общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

Стержнем финансовой безопасности страны выступает бюджетно-налоговая сфера. Именно поэтому показатели функционирования бюджета рассматриваются наряду с другими макроэкономическими показателями, характеризующими уровень социально-экономического развития той или иной территории.

Во всех цивилизованных государственных образованиях результатом хозяйственной деятельности становится создание валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД). Произведенный НД последовательно распределяется и перераспределяется. Важнейшую роль в этом процессе играет бюджет: часть национального дохода страны в денежной форме направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов (доходы бюджета) для его последующего использования на государственные и социальные нужды (расходы бюджета).

Бюджетно-налоговая безопасность представляет собой "сочетание и взаимодействие доходно-расходных финансовых потоков на государственном и региональном уровнях, характеризуемое сбалансированностью и устойчивостью финансовой системы страны".

К макроэкономическим показателям бюджетно-налоговой безопасности страны могут быть отнесены:

Микроэкономические показатели включают в себя:

Налоги обеспечивают наполняемость доходной части бюджетов всех уровней, позволяя тем самым государству и органам местного самоуправления выполнять возложенные на них функции по обеспечению обороноспособности страны, финансированию медицинских, образовательных, экологических, социальных и иных программ. Таким образом, речь идет о налоговой составляющей экономической безопасности Российской Федерации.

Налоговая составляющая экономической безопасности - это часть экономической безопасности страны, определяемая наличием сформированной налоговой системы, обеспечивающей достаточное для осуществления государственных функций наполнение доходной части консолидированного бюджета за счет налоговых поступлений при оптимальном для развития производственной сферы уровне налогообложения.

На современном этапе развития российского общества наиболее существенными угрозами в сфере налогообложения являются недостаточность государственных финансов из-за низкого, по отношению к потенциально возможному, уровня налоговых поступлений и массовое уклонение от уплаты налогов, продиктованное желанием экономических агентов максимизировать свою прибыль.

Правительство Российской Федерации ищет меры по изменению ситуации к лучшему, используя в том числе и опыт зарубежья.

Основные направления налоговой политики в современных демократических государствах связаны, прежде всего, с постепенным ограничением налоговых притязаний государства посредством сокращения общего числа налогов, снижения их размеров, упрощения соответствующих фискальных процедур. Достижение этих целей возможно посредством совершенствования правового регулирования, которое может сводиться к незначительной корректировке механизмов налогообложения либо к коренным преобразованиям, в случае которых можно говорить о налоговом реформировании.

Начатая в Российской Федерации в 1991 г. реформа налогообложения также ориентирована на снижение налоговых ставок, сокращение и упорядочение числа налогов, понижение совокупной налоговой нагрузки на экономику. Так, с 35% до 24% снижена ставка налога на прибыль организации, с 20% до 18% - НДС; введена плоская шкала в 13% по налогу на доходы физических лиц (с целесообразностью такого шага не согласна значительная часть российских экономистов и правоведов); отменен налог с продаж; упорядочены взносы во внебюджетные фонды с объединением их в единый социальный налог, что реально снизило налоговую нагрузку на расходы по оплате труда с 39,5 до 35,5%; изменен порядок взимания акцизов на алкогольную продукцию, снизивший налоговое бремя с ее производителей путем переноса 50% сбора на ее реализаторов. Последствиями таких мероприятий стали: рост суммы налоговой выгоды налогоплательщика при повышении его трудовой активности и объема доходов; увеличение в государственную казну объема поступлений по единому социальному налогу, что способствует наполняемости пенсионных фондов и росту социальной защищенность трудящихся в старости; более активный вывод из тени реальных заработных плат наемных работников; заметное снижение объемов производства нелегальной алкогольной продукции. Но несмотря на позитивные сдвиги, совокупная налоговая нагрузка на субъекты хозяйственной деятельности в РФ остается достаточно высокой, а с учетом коррупционной составляющей - для многих предпринимателей непосильной.

В производственной деятельности верхняя граница эффективного налогообложения отмечена на уровне 30 - 40%, за которыми находится "налоговая ловушка" - расширение производства и инвестиции становятся невыгодными. Налог превращается в антистимул производственной деятельности. Стоит ли удивляться, что в нашей стране, где уровень совокупного налога с предприятий достигает 70%, наблюдается снижение трудовой и предпринимательской активности, низкий уровень инвестиций, массовое уклонение от уплаты налогов и расширение теневого сектора экономики.

Исходя из объема налоговых изъятий, мировое сообщество подразделяется на три группы: страны с высоким уровнем налогов (доля налогов в ВВП 45 - 55%) - Скандинавия, Франция, Австрия, страны Бенилюкса; со средним уровнем (30 - 0%) - Турция, Мексика, Южная Корея; с низким уровнем (около 20%) - США, Япония, ФРГ, Великобритания, Канада. Очевидно, что высокое налоговое бремя характерно для высокоразвитых стран с высоким уровнем среднедушевых доходов населения. Россия по уровню среднедушевых доходов значительно отстает от высокоразвитых государств, но по налоговому бремени входит в группу первого уровня. С учетом инфляционной составляющей, падающей покупательной способности рубля и низкого уровня доходов населения реальная налоговая нагрузка в РФ значительно выше номинальной, что сказывается на качестве жизни россиян и их деловой активности.

Многие недостатки в российской налоговой сфере обусловлены отсутствием долговременной концепции развития налоговой системы. Мероприятия в сфере налогов и сборов должны быть увязаны с политикой государства в области доходов и цен и продуманы на долгосрочную перспективу с учетом того обстоятельства, что основной задачей налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточном объеме посредством налогообложения субъектов экономической деятельности, но с целью осуществления экономического роста и обеспечения экономической безопасности государства.

И.А.Чурсина

Соискатель

Академии экономической безопасности

МВД России