Мудрый Экономист

Кредитный бэк-офис: основные принципы работы

"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2008, N 2

В банковском бизнесе, как, впрочем, и в любом другом, несущественных сторон, как известно, нет. И хотя финансовый результат деятельности банка определяется деятельностью фронт-офиса, продающих подразделений, эффективность работы последних базируется на отлаженных технологиях работы бэк-офиса. В этой связи мы предлагаем читателям познакомиться с основными положениями доклада директора департамента банковских технологий КБ "Москоммерцбанк" Шолпан Нургалиевой, прозвучавшим на III Практической конференции "Бэк-офис: оптимизация операционной деятельности в финансовой организации", организатором которой выступила компания AHConferences.

Доклад представителя Москоммерцбанка назывался "Организация работы в кредитном бэк-офисе". Сначала г-жа Нургалиева остановилась на пяти общих принципах эффективной работы бэк-офиса, которые были выработаны банком (портфель кредитов Москоммерцбанка, как сообщила докладчик, в настоящее время порядка 300, в бэк-офисе работают 5 человек).

Первый принцип. Выделение функций бэк-офиса в отдельное подразделение и сегментация бэк-офиса с использованием продуктового подхода.

При выделении бэк-офиса в отдельное подразделение и сегментации бэк-офиса с использованием продуктового подхода необходимо:

Второй принцип. Поддержка стабильного ритма работы бэк-офиса и равномерной нагрузки в его работе.

Этот принцип подразумевает следование двум подпринципам, а именно:

Третий принцип. Поддержку стабильного ритма работы и равномерной нагрузки, отметила докладчик, невозможно обеспечить без максимального ограничения работы бэк-офиса с бумажными документами, обеспечения одноразового ввода информации и высокого уровня автоматизации кредитных операций, что, в свою очередь, подразумевает необходимость:

Четвертый принцип. Как уже говорилось выше, успех банка определяется во многом слаженностью работы его подразделений, которая, в свою очередь, во многом зависит от степени формализации взаимоотношений между подразделениями с целью избежать ошибок, связанных с человеческим фактором. Порядок взаимодействия с другими подразделениями и внутренние процедуры обработки информации должны быть максимально формализованными. Для этого необходимо:

Пятый принцип. Заставить работать другие подразделения в интересах бэк-офиса и, следовательно, банка в целом. Для этого следует:

Отвечая на вопрос насчет автоматизированной банковской системы, работающей в банке, представитель Москоммерцбанка сказала, что в данный момент это "Инверсия 21 век", но в ближайшей перспективе планируется переход на продукт Equation компании MiSys. Еще один вопрос касался проблемы взаимоотношений с клиентами: не сказывается ли отрицательно такая жесткая ориентация на интересы бэк-офиса банка на гибкости предложений, которые могут сделать клиенту сотрудники фронт-офиса? По мнению докладчика, не сказывается, работа бэк-офиса на озвученных принципах обеспечивает эффективность работы банка в целом, в том числе и подразделений фронт-офиса.

С.А.Долотов