Мудрый Экономист

"Участие" операторов связи в оперативно-разыскных мероприятиях

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2

Главный для операторов связи Закон возлагает на организации, оказывающие услуги связи, немало обязанностей. Одна из них - содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. Не секрет, что отношения у операторов связи со спецслужбами сложились уже давно, однако эти отношения непростые, и в первую очередь для самих операторов, которые не только должны содействовать силовикам, но и заботиться о необходимом техническом оснащении сетей связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Порядок взаимодействия операторов связи со спецслужбами регламентируется не одним нормативным актом, в начале этого года Мининформсвязи дополнило правовую базу еще двумя документами - Приказами N 5 <1> и N 6 <2>. В статье помимо комментария к ним рассмотрен ряд вопросов, касающихся "сотрудничества" компаний связи с уполномоченными органами.

<1> Приказ Мининформсвязи России N 5, ФСБ России N 8 от 15.01.2008 "Об утверждении Типовых требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий".
<2> Приказ Мининформсвязи России от 16.01.2008 N 6 "Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть I. Общие требования".

Несколько слов о нормативно-правовой базе

В своей повседневной деятельности операторы связи и спецслужбы руководствуются различными федеральными законами, которые в отдельных вопросах имеют точки соприкосновения. О взаимодействии операторов связи с силовиками говорится в Законе о связи и в Законе об оперативно-разыскной деятельности <3>. Во исполнение норм указанных Законов приняты подзаконные акты, основным из них являются Правила взаимодействия операторов с уполномоченными органами <4> (далее - Правила). В дополнение к ним опубликованы Приказы Мининформсвязи N 5, N 6, последний из которых заменил ранее действовавший ведомственный Приказ от 25.07.2000 N 130, описывающий порядок внедрения системы технических средств на сетях связи. Рассмотрим, как же применяются все перечисленные документы компаниями связи, а для начала обратимся к оперативно-разыскным мероприятиям (ОРМ), которые проводятся с участием операторов различных сетей связи.

<3> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
<4> Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538.

ОРМ в сфере массовых коммуникаций

Перечень ОРМ, проводимых силовиками для осуществления возложенных на них обязанностей, поименован в ст. 6 Закона об оперативно-разыскной деятельности. Список включает более десятка различных оперативных действий, из которых три процедуры имеют непосредственное отношение к операторам связи и оказываемым ими услугам. Это прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также снятие информации с технических каналов связи. Названные ОРМ проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между перечисленными уполномоченными органами. Отличительной особенностью ОРМ в сфере связи является то, что они фактически ограничивают права граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи. На самом деле нарушения главного Закона страны, гарантирующего гражданам неприкосновенность конституционных прав, в этом нет, так как прослушивание переговоров, контроль отправлений и сообщений, а также получение информации с технических каналов связи допускается на основании судебного решения. Плюс к этому требованию есть еще одно необходимое условие для проведения спецслужбами перечисленных ОРМ - это наличие информации о правонарушителях или признаках противоправного деяния, в раскрытии которого обязательно предварительное следствие. Безусловно, для спецслужб не составит труда собрать такую информацию, но это не освобождает уполномоченные органы от необходимости получения соответствующего судебного решения на прослушивание разговоров.

Даже когда проведение ОРМ не терпит отлагательства, уполномоченные органы в течение суток уведомляют суд, а затем получают необходимое судебное решение либо прекращают начатые ОРМ. Главное то, что в Законе об оперативно-разыскной деятельности и Приказах Мининформсвязи нет норм, позволяющих спецслужбам прослушивать телефонные переговоры, контролировать отправления (сообщения) по сетям связи без санкции суда. Но это в теории, а на практике полномочия спецслужб по прослушиванию телефонных разговоров гораздо шире, в чем можно лишний раз убедиться, обратившись к регламентирующим взаимодействие спецслужб и операторов связи Правилам.

Принципы "сотрудничества" спецслужб и компаний связи

Все требования к оператору связи, прописанные в Правилах, условно можно поделить по нескольким направлениям. Начать следует с требований к сетям и средствам связи, без выполнения которых невозможно проведение ОРМ. Следующей неотъемлемой составляющей "сотрудничества" органов и операторов является план мероприятий по внедрению технических средств. Он составляется при каждом вводе в эксплуатацию средств связи, в том числе в связи с внедрением новых технологических решений и модернизацией устаревших средств связи. Приказы Мининформсвязи N 5, N 6 как раз и имеют непосредственное отношение к двум перечисленным нормам. К этим ведомственным документам мы еще вернемся, а пока вспомним еще несколько требований к операторам связи, касающихся проведения ОРМ.

При вводе в эксплуатацию новых средств связи оператор обязан принять меры по ограничению круга лиц, привлекаемых к установке технических средств, а также к недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения ОРМ. Информация в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи должна своевременно обновляться, а передача ее осуществляется с использованием удаленного доступа к базам данных. Для этого спецслужбами создается пункт управления, к которому подключаются информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства. Иными словами, присутствие спецслужб на объектах организации связи не обязательно, силовики могут проводить мониторинг переговоров на расстоянии из пункта управления. Имея круглосуточный удаленный доступ к базам данных, спецслужбы в принципе могут проводить ОРМ и без санкции суда. К чему это может привести, несложно догадаться - к злоупотреблениям в части использования конфиденциальной информации абонентов. Но здесь есть одно существенное "но". Информация, прослушанная без санкции суда, не будет принята им в качестве доказательств при рассмотрении фактических обстоятельств дела. В этом проводящие ОРМ органы вряд ли заинтересованы, для сбора обвинительных доказательств им все же "выгоднее" санкционированное прослушивание телефонных переговоров.

Из перечисленных норм взаимодействия спецслужб и операторов связи последним нужно обратить внимание на обновленные Требования к сетям и средствам связи, а также на разработку плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения ОРМ.

Требования к сетям и средствам связи в новой редакции

По объему Приказ N 6 отраслевого Министерства небольшой, но требований к сетям операторов связи в нем хватает. Для проведения ОРМ сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования, и выделенные сети связи должны позволять спецслужбам прослушивать телефонные переговоры с пункта управления и получать информацию об абонентских номерах и кодах идентификации контролируемого соединения или передаваемого сообщения электросвязи. Плюс к этому спецслужбы могут потребовать от операторов сведения о местонахождении абонентов и пользователей услуг связи. При этом прослушивание переговоров и контроль сообщений производятся в режиме онлайн, то есть непосредственно во время соединения абонентов или передачи сообщений связи.

В Приказе N 6 особое внимание уделено базам данных об абонентах оператора и оказанных им услугах связи. В первой названной базе обобщается и систематизируется информация о персональных данных абонентов, абонентских номерах и кодах их идентификации. Во второй базе накапливаются сведения об оказанных абонентам услугах, которые могут быть затребованы спецслужбами по конкретному абонентскому номеру, коду идентификации, а также по иным признакам, указанным в запросе пункта управления ОРМ.

Операторы должны следить за тем, чтобы абоненты сетей связи не могли по каким-либо признакам установить, прослушиваются их разговоры или нет. Не должно быть таких возможностей и у персонала компании связи. Защита от несанкционированного доступа сотрудников оператора связи к информации, относящейся к проведению ОРМ, является одним из обязательных требований к сетям электросвязи.

Заметим, все перечисленные требования не применяются к телеграфным сетям связи и сетям связи, для которых лицензионными условиями не предусмотрено выполнения требований к сетям связи для проведения ОРМ. Оператор связи таких сетей по обращению спецслужб предоставляет не удаленный доступ, а технологическое помещение с необходимыми коммуникациями, энергоснабжением и линиями (каналами) связи. В технологическом помещении размещается кроссовое оборудование для подключения технических средств спецслужб к средствам оператора связи. Технологическое помещение, так же как и сети связи, используемые для проведения ОРМ, оборудуется средствами, исключающими несанкционированный доступ персонала оператора связи и других лиц к информации и проводимым ОРМ.

Выполнение требований к сетям связи и технологическим помещениям для использования их в ОРМ, безусловно, требует финансовых вложений для необходимого дооборудования действующих сетей связи. Кто же является "инвестором"? Конечно же, оператор связи, хотя он может вполне обойтись без оборудования, необходимого для проведения ОРМ с использованием сетей связи. В такой ситуации вполне логично, чтобы операторам связи возмещались расходы теми органами, в интересах которых они дооборудуют свои сети и средства связи.

Так, расходы операторов, понесенные в связи с обеспечением вызова экстренных оперативных служб, в том числе расходы, связанные с оказанием услуг по присоединению, передаче и приему сообщений этих служб, возмещаются органами, создавшими соответствующие экстренные оперативные службы (п. 2 ст. 52 Закона о связи). В отношении расходов, понесенных оператором в связи с проведением ОРМ, такого указания в отраслевом Законе нет. В Законе об оперативно-разыскной деятельности говорится о том, что обеспечение такой деятельности относится к расходным обязательствам РФ, но это мало что дает операторам связи. Отсутствие в законодательстве конкретного указания на источник возмещения расходов, понесенных операторами в связи с проведением ОРМ, оставляет операторам мало шансов на получение такого возмещения, расходных обязательств РФ и без этого предостаточно.

В такой ситуации оператору связи ничего не остается, как оборудовать сети связи для проведения ОРМ за счет собственных средств, а расходы учесть в размере фактических затрат в бухгалтерском учете и при налогообложении как обоснованные, связанные с исполнением установленных требований законодательства. Расходы по внедрению технических средств для проведения ОРМ носят капитальный характер, они формируют стоимость оборудования, включаемого в состав объектов основных средств. В дальнейшем такие расходы учитываются в себестоимости услуг связи равномерно через амортизационные отчисления. Для целей налогообложения порядок списания расходов аналогичен, единственное - комплект оборудования для проведения ОРМ амортизируется по налоговым правилам, имеющим ряд отличий от правил бухгалтерского учета начисления амортизации по объектам основных средств. Мы не будем на этом останавливаться, обратимся к Приказу N 5, в котором отраслевое ведомство совместно со спецслужбами прописало Типовые требования к обязательному для операторов плану мероприятий по внедрению технических средств.

Требования к плану мероприятий

План мероприятий по внедрению технических средств для проведения ОРМ разрабатывается совместно оператором связи и уполномоченным органом. В плане указываются сведения об операторе связи (наименование, номер лицензии, виды услуг), а также сроки:

Как видим, требований предостаточно, поэтому, прежде чем утвердить план мероприятий совместно с уполномоченным органом, оператору связи нужно запланировать в деятельности компании все вышеуказанные мероприятия и назначить ответственных лиц, которые проследят за соблюдением установленных в плане сроков.

Несколько слов об ответственности

Требования к сетям и средствам связи для проведения ОРМ прописаны в Перечнях лицензионных условий <5> для многих компаний, оказывающих услуги связи. Лицензиат обязан реализовать устанавливаемые органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения ОРМ. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. За нарушение требований к сетям связи для проведения ОРМ привлечь можно любого оператора, в том числе оказывающего телематические услуги (Постановление ФАС УО от 28.02.2007 N Ф09-1065/07-С1). Спасти от штрафных санкций операторов связи может только пропуск двухмесячного срока привлечения к ответственности (Постановление ФАС УО от 13.06.2007 N Ф09-4391/07-С1).

<5> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87.

И.Н.Черныш

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"