Мудрый Экономист

Бизнесмен или бизнес-леди?

"Современный предприниматель", 2008, N 4

Слово "бизнесмен" прочно укрепилось в нашем языке. Бизнесвумен употребляется чаще в ироническом смысле. Впрочем, возможно, это просто от исторического стремления русского языка к благозвучности. Ведь нашли же в конце концов устроившее всех благородное определение бизнес-леди.

Так вот - есть ли разница между бизнесменом и бизнес-леди? Существуют ли пресловутые мужской и женский подходы к бизнесу? Ну и вечный вопрос - кто сильнее в этом деле?

Ответы на эти вопросы представительное собрание бизнес-леди искало на конференции "Бизнес в женских руках: сильные стороны слабого пола". Конференция, естественно, была приурочена к восьмому марта и заодно ко дню деловой женщины, который отмечается седьмого марта почти во всем мире.

В качестве места проведения был выбран один из магазинов "Икеа" в Москве. Объяснения такого выбора организаторы привели в итоговом пресс-релизе. Оказывается, в "Икее" по всему миру работает 45 тыс. женщин - половина штата "Икеи". Вот так.

Забегая вперед, можно сказать, что ответ на главный вопрос нашелся в первые минуты после открытия конференции - в бизнесе нет никакой разницы между мужчиной и женщиной. Главное - способность принимать ответственные решения, управлять людьми, достигать целей... Список можно продолжить. Однако участники не отказали себе в удовольствии как следует просмаковать этот вывод.

Un homme et une femme

Елена Шульгина, генеральный директор консалтинговой компании "Практика бизнеса", выбрала к своему выступлению скромный эпиграф из Анри Ренье <1>: "Женщины могут все, мужчины - все остальное".

<1> Анри Ренье (Анри де Ренье) - французский писатель и поэт конца XIX - начала XX в. Член Французской академии, "самый французский из французских писателей", автор многочисленных афоризмов.

Забегу вперед еще раз и скажу, что была еще и завершающая цитата. Высказывание Маргарет Тэтчер: "Кто умеет вести дом, тот справится и со страной. А уж с собственным-то бизнесом и подавно".

Именно Елена преподнесла аудитории главный вывод о равенстве мужчин и женщин в бизнесе. Однако в процессе выступления выяснилось, что при всем равенстве представителей разных полов наблюдаются разные мотивы в работе и разные подходы. Более того, заслуги женщин на пути к успеху больше, потому что им приходится, кроме собственно занятия бизнесом, преодолевать психологические барьеры, совмещать бизнес с домашним хозяйством и успевать самосовершенствоваться, чтобы не отстать от мужчин, которые избавлены от лишних хлопот.

Мужчины чаще начинают заниматься бизнесом, когда видят перед собой вызов или желают самореализоваться и заявить о себе внешнему миру. Женщины идут по пути приспособления - либо продолжают семейный бизнес, либо открывают свое дело из необходимости содержать семью при отсутствии возможности найти работу по найму.

Мужчиной движет спортивный азарт, борьба, игра. Ему нужно, чтобы его дела были востребованы внешним миром. Это известно. У женщины более "приземленные" интересы. Ей хочется финансовой независимости, комфортных условий труда, работы, которая не противоречила бы ее моральной позиции.

Кроме того, женщины, в отличие от мужчин, более ориентированы на малый бизнес. Оказывается, Россия занимает первое место в мире по числу женщин-руководителей именно в малом бизнесе - у нас их чуть ли не 80 процентов. Основа этого явления, полагают исследователи, собравшие эту статистику, находится в стремлении женщины везде создавать атмосферу "домашних" отношений. Этим, собственно, объясняется и выбор отраслей, в которых доминируют женщины - бытовое обслуживание, общепит, культура, здравоохранение, легкая промышленность.

"Мужские" и "женские" сферы деятельности ...Всем лучшим управляют женщины...

                                  Женщины                           Мужчины
руководители руководители
------------------------------T---¬
Культура и искусство 72 ¦ ¦***¦ 28
L-----------------------------+----
-----------------------------T----¬
Здравоохранение 71 ¦ ¦****¦ 29
L----------------------------+-----
----------------------------T-----¬
Образование 70 ¦ ¦*****¦ 30
L---------------------------+------
------------------------T---------¬
Общественное питание 60 ¦ ¦*********¦ 40
L-----------------------+----------
---------------------T------------¬
Жилищно-коммунальное хозяйство 54 ¦ ¦************¦ 46
L--------------------+-------------
----------------T-----------------¬
Органы управления, администрация, 45 ¦ ¦*****************¦ 55
госаппарат L---------------+------------------
---------------T------------------¬
Туризм, гостиничное хозяйство 44 ¦ ¦******************¦ 56
L--------------+-------------------
---------------T------------------¬
Средства массовой информации, 44 ¦ ¦******************¦ 56
реклама L--------------+-------------------
---------------T------------------¬
Торговля (оптовая и розничная) 44 ¦ ¦******************¦ 56
L--------------+-------------------
---------------T------------------¬
Финансы, кредит, страхование 44 ¦ ¦******************¦ 56
L--------------+-------------------
----------T-----------------------¬
Наука 38 ¦ ¦***********************¦ 62
L---------+------------------------
--------T-------------------------¬
Связь 34 ¦ ¦*************************¦ 66
L-------+--------------------------
------T---------------------------¬
Суд, прокуратура, адвокатура 32 ¦ ¦***************************¦ 68
и т.п. L-----+----------------------------
-----T----------------------------¬
Производство и переработка 31 ¦ ¦****************************¦ 69
с/х продукции L----+-----------------------------
----T-----------------------------¬
Бытовое обслуживание 30 ¦ ¦*****************************¦ 70
L---+------------------------------
---T------------------------------¬
Промышленность 24 ¦ ¦******************************¦ 76
L--+-------------------------------
--T-------------------------------¬
Транспорт 18 ¦ ¦*******************************¦ 82
L-+--------------------------------
--T-------------------------------¬
Строительство 18 ¦ ¦*******************************¦ 82
L-+--------------------------------
-T--------------------------------¬
Армия, МВД, ФСБ, и т.п. 11 ¦¦********************************¦ 89
L+---------------------------------

Источник: Комкон, R-TGI.

Елена Шульгина привела любопытную статистику: движущей силой женского предпринимательства в 36 процентах случаев является интересное содержание работы и возможность творчества; 30 процентов женщин хотят самореализоваться; 21 процент начинают свое дело в попытке повысить жизненный уровень; 17 процентов хотят повысить качество жизни соотечественников. Доля откровенных карьеристок невысока - 15 процентов. И только один процент женщин идет в бизнес от неустроенности личной жизни. Потому что на самом деле женщина не может считать себя полностью состоявшейся, если у нее на работе все хорошо, а в семье при этом - нет.

Можно привести еще не один том доказательств того факта, что женщина в бизнесе ничем не хуже мужчины. А местами и вовсе слабый пол может дать сильному приличную фору. Штука в том, что женщины предпочитают не доказывать, а просто делать по-своему. Что интересно, практика показывает, что такой подход вполне эффективен. Так что, пожалуй, не зря эксперты прогнозируют рост числа женщин-руководителей и владельцев бизнеса.

Я не бизнес-леди, я журналист. Но, работая в профессиональных изданиях для бизнеса, все равно наблюдаю все эти процессы - то со стороны, то изнутри. Поэтому на закуску я позволю себе вывод: пока мужчины изобретают методы решения проблем, женщины эти методы находят в повседневной жизни. В сочетании с тем, что уже придумали мужчины, это дает поразительные результаты.

Вывод, кстати, напрашивающийся. Наверняка его уже и до меня не один раз сформулировали. Вопрос - а сделали ли мужчины свои выводы из этого - оставляю мужчинам.

Д.Воробьева

Корреспондент журнала