Мудрый Экономист

Отчитываемся в электронном виде

"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2

В последнее время налоговики озадачены активной агитацией по представлению налоговой отчетности в электронном виде, причем порой их усердие не знает границ.

По общим правилам налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если, конечно, такая обязанность предусмотрена налоговым законодательством (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). Причем на основании п. 3 ст. 80 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели могут представлять в налоговый орган отчетность как в электронном виде (по установленным форматам), так и на бумажном носителе. Права выбора лишаются только те налогоплательщики, которые в соответствии с налоговым законодательством состоят в рядах "обязанных".

В данной статье рассмотрим, в каких случаях налоговики, не превышая своих полномочий, вправе требовать от налогоплательщиков представления отчетности в электронном виде, какими достоинствами и недостатками обладает электронная отчетность, а также ответим на вопрос о том, что грозит налогоплательщику за нарушение установленных норм.

Что следует понимать под электронной отчетностью?

Следует признать, что налоговое законодательство не раскрывает понятия электронной отчетности, поэтому иногда на практике возникают споры между налоговым органом и налогоплательщиками. По сути, все разногласия между сторонами связаны с вопросом: может ли налогоплательщик сдавать электронную отчетность, представляя ее в налоговый орган на дискете или ином носителе информации (CD-диске, флэшке и т.д.)?

Налоговики считают, что электронная отчетность может быть представлена в инспекцию только с помощью телекоммуникационных каналов связи. В других случаях она не считается электронной. Свою позицию чиновники обосновывают п. 4 ст. 80 НК РФ, в соответствии с которым порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Минфином. На данный момент такой документ финансовым ведомством не утвержден, и налогоплательщикам следует руководствоваться Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Порядок).

Представление налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи осуществляется налогоплательщиком посредством специализированного оператора связи (п. 5 Порядка). Такой способ представления обеспечивает использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) в электронных документах, которая признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Это, в свою очередь, защищает данный электронный документ от подделки, позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (п. 8 Порядка).

Более того, аналогичная точка зрения озвучивалась в средствах массовой информации и заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулиным. По мнению чиновника, представление декларации в электронном виде не может производиться налогоплательщиком такими способами, как сдача на магнитном носителе в налоговый орган лично или через представителя, направлением в виде почтового отправления с описью вложения.

Однако в данном случае не все так однозначно. По мнению некоторых экспертов в области налогового законодательства, телекоммуникационные каналы связи (Интернет) - это лишь способ представления отчетности, а электронный вид - это, собственно, формат отчетности. Более того, НК РФ не отождествляет эти понятия. Следовательно, отчетность, представленная в налоговый орган на дискете или ином магнитном носителе (CD-диске, flash-накопителе), также считается сданной в электронном виде.

Схожая позиция по данному вопросу изложена Минфином в Письме от 12.07.2006 N 03-02-07/1-178: в целях сокращения затрат времени на сдачу отчетности налогоплательщики могут направить ее в налоговые органы в электронном виде - по телекоммуникационным каналам связи (по Интернету) или на магнитных носителях.

Загвоздка в данном случае возникает с подписанием отчетности налогоплательщиком. Дело в том, что в соответствии с п. 8 Порядка представление налоговой декларации в электронном виде допускается только при обязательном использовании средств ЭЦП. Иногда инспекторы принимают отчетность на дискете без ЭЦП. Обязательным условием в данном случае является представление бумажного варианта отчетности с подписью налогоплательщика.

Если вести речь об электронной отчетности, то согласно Порядку должны соблюдаться два условия: наличие ЭЦП и соответствующая электронно-цифровая форма отчетности. Однако ЭЦП можно представить не только по телекоммуникационным каналам связи, но и на любом магнитном носителе информации. Прямого запрета на это не содержат ни Порядок, ни Налоговый кодекс. Следовательно, при соблюдении вышеназванных условий налогоплательщик может представить отчетность в электронном виде и на магнитном носителе (дискете, CD, флэшке и т.д.).

Вместе с тем такая позиция, вероятнее всего, будет принята налоговиками в штыки, и свои интересы налогоплательщику придется отстаивать в суде.

Полномочия налоговых органов

На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда контролеры требуют представлять в электронном виде не только налоговую, но и бухгалтерскую отчетность. Сразу отметим, что такое поведение налоговиков следует расценивать как превышение полномочий, а их действия - как незаконные.

Обязанность представления отчетности в электронном виде установлена ст. 80 НК РФ только в отношении налоговых деклараций и (или) расчетов, коими бухгалтерская отчетность не является. Более того, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете" <1> бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям в установленной форме на бумажных носителях и только при наличии технических возможностей может представляться организацией в электронном виде. С этим соглашается и Минфин (Письмо от 15.01.2008 N 03-02-07/1-11).

<1> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Установленные форматы

Представлять в налоговый орган отчетность в электронном виде налогоплательщики обязаны по установленным форматам. На это указывают как Налоговый кодекс (п. 3 ст. 80), так и Порядок (п. 4).

Ознакомиться с действующими форматами представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде можно на официальном сайте ФНС по адресу www.nalog.ru в папке "Форматы" подраздела "Система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" раздела "Налоговая отчетность". Кроме того, там же размещен справочник периодов применения форматов представления в электронном виде отчетности, который содержит сведения о начале и конце применения различных версий форматов для каждой налоговой декларации, расчета, бухгалтерской отчетности. Для уточненных налоговых деклараций (расчетов) указывается дата начала и окончания отчетного (налогового) периода представления налоговых деклараций в утвержденном формате.

Достоинства электронной отчетности

Итак, назовем основные преимущества представления налоговой отчетности в электронном виде.

  1. Экономия времени. Бесконечные очереди в последние дни сдачи отчетности, напряженная обстановка в коридорах налогового органа, а также время, необходимое на дорогу до инспекции и обратно, отнимают много времени и нервов. Это особенно актуально, когда налогоплательщик, в силу специфики своей деятельности, состоит на учете в нескольких инспекциях. Однако для того чтобы максимально сократить количество посещений налоговой инспекции, организации следует воспользоваться своим правом по представлению также бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
  2. Представление отчетности независимо от графика работы налогового органа. Налогоплательщик может выбрать для себя оптимальное время сдачи электронной отчетности в налоговый орган, причем это могут быть как ранние, утренние часы, так и поздние, вечерние, вплоть до 24 часов последнего дня срока представления отчетности в налоговый орган (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). Однако брать на вооружение последний случай крайне нежелательно. Теоретически все должно пройти гладко, однако на практике в силу определенных обстоятельств (перегрузка сети, сбои в программе и т.д.) установленный срок можно пропустить, в результате чего избежать налоговой ответственности вряд ли удастся.
  3. Сокращение количества технических ошибок при заполнении отчетности. Перед отправкой файлов в налоговый орган вся отчетность проходит обязательный контроль на правильность заполнения в соответствии с требованиями утвержденного формата.
  4. Оперативность и точность обработки информации. В отличие от отчетности, представленной на бумажном носителе, данные электронных деклараций и расчетов разносятся по лицевым счетам налогоплательщика в автоматическом режиме. Вероятность появления технических ошибок на стадии ввода информации в данном случае сводится к нулю, к тому же на практике камеральная налоговая проверка такой отчетности проходит в более короткие сроки по сравнению с "бумажными собратьями". В результате налогоплательщик может рассчитывать на более оперативное получение сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом, в том числе в электронном виде.
  5. Отсутствует обязанность представлять отчетность на бумажном носителе.
  6. Исключаются факты представления налоговой отчетности по неустановленной форме. Оперативное обновление программного обеспечения, в том числе форм отчетности и средств контроля через Интернет, позволяет налогоплательщику всегда быть в курсе изменений налогового законодательства.
  7. Подтверждение доставки отчетности.
  8. Обеспечение конфиденциальности.

Следует отметить, что вышеперечисленные достоинства в какой-то степени идеализируют общую картину представления электронной отчетности. Без ложки дегтя в бочке меда все же не обходится.

Недостатки электронной отчетности

  1. Наличие технической базы. Для подготовки электронной отчетности необходимо как минимум наличие компьютера, подключенного к сети Интернет, а также специалиста (сотрудника), обученного работе с соответствующим программным обеспечением.
  2. Сбои программного обеспечения. Программные средства, которые используются для передачи электронной отчетности по телекоммуникационным каналам связи, далеки от совершенства, и из-за технических ошибок в их работе у налогоплательщиков могут возникнуть проблемы. Так, известны случаи, когда данные налоговой отчетности, поданной налогоплательщиком, отличались от сведений, которые поступили в налоговый орган. Лечение "болезни" - сверка отчетности с налоговым органом. Также из-за сбоев в программе электронная отчетность может не дойти до налогового органа, в результате налогоплательщик не получит протокол (подтверждение) из инспекции и экземпляр отчета, подписанный электронной цифровой подписью налогового органа. Итог - снова никому не нужные разбирательства. Вместе с тем в последнее время качество работы как самого программного обеспечения, так и налоговиков в этом направлении значительно улучшилось.
  3. Зависимость от работы интернет-провайдера и спецоператора. Из-за сбоев сервера интернет-провайдера налогоплательщик может быть ограничен в доступе в Интернет, как следствие - проблемы с отправкой электронной отчетности своевременно, привлечение налогоплательщика к ответственности. Аналогичная ситуация складывается из-за пробелов в работе специального оператора. В последнем случае, как правило, согласно договору ответственность несет оператор, однако штраф выпишут все равно на налогоплательщика.
  4. Не все ошибки в налоговой отчетности улавливаются программой на стадии контроля, поэтому налогоплательщик может и не подозревать об их существовании. Однако инспектор отдела по работе с налогоплательщиками мог бы указать на них налогоплательщику при личном контакте (представлении отчетности на бумажных носителях).
  5. Дублирование отчетности со штампом налогового органа. Если налогоплательщик планирует получить кредит в банке, то, вероятнее всего, ему придется заверить экземпляр отчетности на бумажном носителе в налоговом органе. Дело в том, что переданная в электронном виде отчетность имеет равную юридическую силу с бумажным вариантом только в том случае, если она заверена электронно-цифровой подписью надлежащим образом. Однако кредитное учреждение проверить данный факт не может, поэтому в большинстве случаев банки требуют отчетность со штампом налогового органа, а не с протоколом входного контроля.

Еще один немаловажный аспект, который останавливает многих налогоплательщиков, - это дополнительные расходы на оплату услуг спецоператора. Вместе с тем данные расходы можно попробовать минимизировать. Сейчас на рынке действует несколько независимых друг от друга систем с разными ценовыми политиками, и в условиях конкурентной борьбы цены будут постепенно снижаться. Еще один вариант - подключиться к системе представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи через бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые фирмы, которые покупают пакеты на подключение сразу многих организаций, что обходится значительно дешевле.

Кто лишен права выбора?

В соответствии с п. 4 Порядка представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки, причем она должна соответствовать формату представления налоговых деклараций.

Вместе с тем п. 3 ст. 80 НК РФ определяет список обязанных представлять декларации в электронном виде. Первую строчку в нем занимают налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 - 2007 гг. превышает 250 человек, а с 1 января 2008 г. - 100 человек. Причем данная норма распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы.

К сведению: при определении среднесписочной численности работников налогоплательщикам следует руководствоваться правилами, установленными Постановлением Росстата от 11.10.2007 N 76 для заполнения формы N 1-Т (сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности) (Письмо ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@). Направлять сведения нужно в налоговый орган по месту своего учета по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.

Напомним, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, должны определять среднесписочную численность работников в целом по организации (Письмо Минфина России от 29.12.2006 N 03-02-07/1-364).

Далее в списке "обязанных" следует обозначить налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших <2>, независимо от численности работников. Однако с 1 января 2008 г. крупнейшие налогоплательщики не вправе применять спецрежим в виде ЕНВД (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ), поэтому дальнейшее рассмотрение данной категории не имеет смысла.

<2> Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утв. Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@.
Обратите внимание: уточненные налоговые декларации (расчеты) за предыдущие периоды вышеперечисленным налогоплательщикам необходимо представлять в налоговый орган также в электронном виде. Объясняется это тем, что ст. 80 НК РФ не содержит исключений для представления уточненных деклараций или расчетов за прошлые периоды. Схожую точку зрения по этому поводу высказал Минфин в Письме от 24.05.2007 N 03-02-07/1-256, правда, речь в нем шла о крупнейших налогоплательщиках, однако это сути не меняет.

Налогоплательщики, которые не соответствуют данным критериям, вправе представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленной форме на бумажном носителе. При этом налоговики отказать им не вправе (п. 4 ст. 80 НК РФ). Более того, аналогичную точку зрения по данному вопросу высказывает Минфин (Письма от 27.02.2008 N 03-04-05-01/34, от 13.02.2008 N 03-02-08/5, от 14.11.2007 N 03-02-07/1-472).

Организационный процесс

В соответствии с п. 5 Порядка налоговая отчетность в электронном виде представляется через специализированного оператора связи (далее - спецоператор), под которым следует понимать организацию, предоставляющую услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Деятельность спецоператора регулируется Законом "О связи" <3>, Законом "Об электронной цифровой подписи" <4> и рядом других федеральных законов (п. 3 разд. I Порядка). Информацию о местных спецоператорах можно узнать в налоговом органе по месту учета или на сайтах региональных управлений ФНС России, а также в средствах массовой информации.

<3> Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
<4> Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Как правило, спецоператор подключает налогоплательщика к каналу связи в течение 3 - 5 дней, однако для этого налогоплательщику необходимо предварительно заполнить регистрационную карту. После получения спецоператором регистрационной карты налогоплательщику направляется подтверждение с предложением прислать запрос на формирование комплекта документов для подключения. Обычно в запросе указывается необходимость выезда специалиста оператора связи для установки программного обеспечения. Далее запрос на формирование комплекта документов возвращается спецоператору. По окончании процедуры налогоплательщику высылаются счет на оплату, заявление на оказание услуг специализированного оператора связи, доверенность на получение ключевой информации, доверенность на получение материальных ценностей, памятка клиента, которая содержит порядок оплаты счетов и правила оформления документов.

Приблизительно через два банковских дня после оплаты счетов налогоплательщику необходимо обратиться к спецоператору для оформления договора, получения программного комплекса и индивидуальной ключевой информации ЭЦП и ключей шифрования.

По общим правилам в договоре необходимо прописать срок его действия (при желании - условия досрочного прекращения договорных отношений), условия предоставления услуг, права и обязанности сторон, а также ответственность сторон в случае неоказания (ненадлежащего оказания) услуг. Кстати, в последнем из перечисленных разделов договора следует предусмотреть, что в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление налоговой отчетности по вине спецоператора (технические неполадки, сбои и т.д.) последний возмещает все понесенные налогоплательщиком издержки (штрафные санкции). Однако в данном случае налогоплательщику надо быть готовым к судебным разбирательствам.

Проблем с установкой программного обеспечения у налогоплательщиков обычно не возникает, однако при желании можно воспользоваться дополнительной услугой спецоператора, который пришлет специалиста для установки и настройки программы. При этом он также может провести обучение работе с программным комплексом и установить пробное соединение с сервером спецоператора.

Порядок представления

Помимо вышеназванного Порядка при представлении в инспекцию налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщикам следует также принимать во внимание Методические рекомендации <5> и Регламент <6>. Данные документы действуют в части, не противоречащей п. 3 ст. 80 НК РФ.

<5> Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@.
<6> Регламент принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76.

Налоговики принимают от спецоператора электронную отчетность по телекоммуникационным каналам связи и проверяют подлинность электронной цифровой подписи. В соответствии с п. 3.2 Регламента датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ). Причем налоговая декларация считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, заверенное ЭЦП спецоператора (п. 6.10 Методических рекомендаций). Помимо этого, в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) налогоплательщик должен получить из инспекции квитанцию о приеме отчетности и протокол входного контроля (п. 6.7.2 Методических рекомендаций). Второй экземпляр квитанции о приеме отчетности в электронном виде сохраняется в налоговой инспекции (п. 3.3.3 Регламента).

Далее согласно п. 6.7.3 Методических рекомендаций налогоплательщик подтверждает подлинность ЭЦП налогового органа на квитанции о приеме налоговой отчетности в электронном виде, которую необходимо сохранить. Протокол входного контроля после подтверждения подлинности ЭЦП налогового органа заверяется ЭЦП налогоплательщика и также в течение суток высылается им в адрес налоговой инспекции. Второй экземпляр протокола входного контроля налоговой декларации, подписанного ЭЦП налогового органа и заверенного ЭЦП налогоплательщика, сохраняется у налогоплательщика (п. 6.7.3 Методических рекомендаций).

Обратите внимание: если в протоколе содержится информация о том, что налоговая отчетность не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи тех форм отчетности, по которым они зафиксированы (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Вместе с тем налогоплательщик может самостоятельно обнаружить ошибку в уже отправленной налоговой отчетности. В этом случае ошибку следует исправить и повторно отправить отчетность. Причем если это будет сделано до истечения срока сдачи отчетности, то верным будет считаться последний из отправленных файлов. Если же установленный срок сдачи отчетности уже прошел, то следует представить уточненные налоговые декларации, не забыв при этом указать на титульном листе отчетности номер корректировки.

Если налогоплательщик не получил от налогового органа в установленное время квитанцию о приеме налоговой отчетности в электронном виде или протокол входного контроля, он должен заявить об этом налоговому органу и спецоператору и при необходимости повторить процедуру сдачи электронной отчетности.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 6 Порядка, если налогоплательщик направляет в инспекцию налоговую декларацию (расчет) по телекоммуникационным каналам связи, то обязанности представлять бумажные экземпляры у него не возникает.

"Ноу-хау" от налоговиков

Налогоплательщики, не попавшие в список обязанных представлять налоговую отчетность в электронном виде, могут воспользоваться новым способом сдачи отчетности в налоговый орган - с помощью двухмерного штрихкода, который в последнее время находит все большее применение.

Суть данного способа заключается в следующем. Налогоплательщик устанавливает на своем компьютере специальное программное обеспечение, которое формирует налоговую декларацию (расчет) со штрихкодом. В свою очередь, налоговому инспектору достаточно провести сканером по штрихкоду, и вопрос с занесением информации отчетности в базу данных будет решен. Таким образом, ошибки инспекторов на разных стадиях обработки отчетности и очереди в здании налоговой инспекции должны свестись к минимуму.

Ни для кого не секрет, что дискеты как носитель информации "доживают" свои последние деньки, поэтому данный способ как альтернатива дискетам, по мнению автора, имеет все шансы на успех. Преимущества использования двухмерного штрихкода также неоспоримы. Во-первых, дополнительного оборудования и подключения к сети Интернет для этого не потребуется - распечатать декларацию со штрихкодом можно на обычном принтере. Во-вторых, специальное программное обеспечение можно приобрести в налоговом органе по месту учета налогоплательщика, причем бесплатно.

Единственный момент, который может огорчить налогоплательщика, - на сегодняшний день не все инспекции оснащены оборудованием, способным считывать информацию из отчетности по штрихкоду. Но, надеемся, это лишь вопрос времени.

Чем рискует нарушитель?

По общим правилам налоговые декларации (расчеты) подлежат представлению в налоговые органы в установленные сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ), за нарушение которых Налоговый кодекс предусматривает ответственность по ст. 119 НК РФ.

Напомним, в соответствии с п. 1 данной статьи размер штрафных санкций может составлять от 5 до 30% суммы налога, подлежащей уплате (доплате), в зависимости от количества месяцев (полных и неполных) просрочки. Если сумма налога невелика или отсутствует вовсе ("нулевая" декларация), то с налогоплательщика возьмут минимальный штраф - 100 руб. В случае опоздания более чем на полгода (более 180 дней) в действие вступает п. 2 ст. 119 НК РФ, которым установлены более жесткие штрафы, а именно 30% от суммы налога, подлежащей уплате, плюс по 10% за каждый месяц (полный и неполный) задержки. Однако минимального штрафа (100 руб.) данная норма не предусматривает, поэтому если представить "нулевую" декларацию позже 180 дней от установленного срока, то штрафа не будет вообще.

Несомненно, определенный интерес у налогоплательщика вызовет Письмо Минфина России от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269. В частности, в данном документе чиновники ответили на вопрос: можно ли привлечь налогоплательщика, обязанного представить декларацию в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи), к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, в случае если декларация была представлена на бумажном носителе?

Отдельные категории налогоплательщиков согласно налоговому законодательству должны представлять декларации (расчеты) в электронном виде. Эту обязанность они исполняют путем передачи соответствующих данных через телекоммуникационные каналы связи. По мнению Минфина, представление налоговой декларации в ненадлежащем виде или неустановленным способом должно рассматриваться как неисполнение обязанности по ее представлению. Вместе с тем привлекать к ответственности налогоплательщика, сдавшего декларацию с нарушением требований ст. 80 НК РФ, по мнению чиновников, нужно с учетом правоприменительной практики. Например, если налогоплательщик нарушил порядок сдачи декларации по налогу на прибыль, то налоговые органы должны учитывать судебную практику, сложившуюся по этому вопросу в конкретном регионе.

По мнению автора, выводами, сделанными в Письме, чиновники признают, что на данный момент Налоговый кодекс не содержит специальных норм, устанавливающих ответственность налогоплательщика за непредставление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде. Отсюда и обоснованный совет своим подчиненным соблюдать осторожность при принятии решений - ориентироваться на судебные инстанции.

На данный момент арбитражная практика складывается таким образом, что налогоплательщика могут привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ только за непредставление декларации в установленный законом срок. Нарушение порядка ее представления ответственности не влечет.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07, в котором рассмотрена следующая ситуация. Организация своевременно представила в налоговый орган декларации в электронном виде на дискете с подтверждением на бумажных носителях. В свою очередь, налоговики отказали в приеме отчетности, указав на обязанность фирмы представить декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Фирма долго не спорила и пошла на поводу у контролеров, но дата отправки деклараций по телекоммуникационным каналам связи оказалась за пределами установленных сроков. В итоге организацию привлекли к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Однако судьи решили, что налоговики в данном случае расширили сферу действия норм НК РФ о налоговой ответственности и, сославшись на Информационное письмо ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, указали на отсутствие оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности. Итог "баталий" - решение налогового органа признано незаконным. Более того, оснований для переоценки выводов суда по данному спору ВАС РФ не нашел (Определение от 14.02.2008 N 1475/08).

Следует отметить, что арбитражная практика, более четко отражающая проблему представления налоговой отчетности в электронном виде, пока не сложилась. Каким образом налоговики будут действовать в отношении налогоплательщиков, не соблюдающих требования п. 3 ст. 80 НК РФ, предсказать довольно сложно. Согласно разъяснениям Минфина все будет зависеть от арбитражной практики по данному вопросу в каждом регионе.

Кроме того, в случае непредставления налогоплательщиком декларации в налоговый орган в течение 10 дней по окончании установленного срока контролеры могут воспользоваться ст. 76 НК РФ, которая предоставляет им право приостанавливать операции этого налогоплательщика по его счетам в банке. Также за нарушение установленных налоговым законодательством сроков представления налоговой отчетности в налоговый орган по месту учета нарушителя могут привлечь к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ. Напомним, в соответствии с данной нормой должностные лица организации могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб.

С.А.Королев

Эксперт журнала

"ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение"