Мудрый Экономист

Правовое регулирование инвестиций в республике казахстан

"Международные банковские операции", 2008, N 2

Казахстан, безусловно, был и остается весьма привлекательным с точки зрения инвестиций регионом. При этом необходимо отметить, что если в первые годы независимости Казахстана инвестиции в основном были направлены в сырьевой сектор, то в последнее время достаточно большие потоки иностранных инвестиций направляются в финансовый, аграрный и промышленный секторы экономики страны. Огромную роль в формировании доверия иностранных инвесторов к Казахстану как к источнику надежных вложений средств сыграло своевременное принятие законодательных актов, которые обеспечили всестороннюю защиту и поддержку инвесторов в Казахстане. Настоящая статья содержит важную и полезную информацию, связанную с правовым регулированием инвестиций в Республике Казахстан.

Инвестиционное законодательство

Инвестиционный климат в Республике Казахстан достаточно благоприятен благодаря политической стабильности и экономическому росту. Конституцией Республики Казахстан и другими нормативными актами предусмотрены различные гарантии прав инвесторов, в частности гарантии при национализации и реквизиции, гарантии гласности деятельности государственных органов в отношении инвесторов, гарантии использования доходов, гарантия правовой защиты деятельности инвесторов на территории Республики Казахстан. Основным нормативным актом, регулирующим отношения, связанные с инвестициями в Республике Казахстан, является Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 г. "Об инвестициях" (далее - Закон об инвестициях).

Основные термины

Закон об инвестициях предусматривает следующее определение инвестиций:

"Инвестиции - все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица, или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности".

Данное определение не отличается от определения, использованного в большинстве двусторонних соглашений о защите инвестиций.

Определение инвестиционной деятельности звучит следующим образом:

"Инвестиционная деятельность - деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности".

Закон об инвестициях не регулирует отношения, связанные с осуществлением инвестиций из средств государственного бюджета и вложением капитала в некоммерческие организации, в том числе для образовательных, благотворительных, научных или религиозных целей.

Закон об инвестициях дает следующее определение инвестора:

"Инвестор - физическое и юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан".

То есть законодательство Республики Казахстан предусматривает национальный режим для иностранных инвесторов, не проводя границы между иностранным и казахстанским инвесторами.

При выполнении определенных условий, о которых подробнее будет сказано ниже, инвесторы могут рассчитывать на получение инвестиционных преференций:

"Инвестиционные преференции - преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта".

Одним из видов предоставляемых государством инвестиционных преференций являются государственные натурные гранты:

"Государственные натурные гранты - имущество, являющееся собственностью Республики Казахстан, передаваемое во временное безвозмездное пользование либо предоставляемое на праве временного безвозмездного землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование".

В Законе об инвестициях также используется такое понятие, как "юридическое лицо Республики Казахстан":

"Юридическое лицо Республики Казахстан - юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан".

Гарантии прав инвесторов Гарантии прав инвесторов при национализации и реквизиции

Гарантии прав инвесторов при национализации и реквизиции предусматриваются в первую очередь Конституцией Республики Казахстан.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

Правительство Республики Казахстан не может отчуждать имущество, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, включая, в частности, реквизицию собственности вследствие чрезвычайного положения, конфискацию имущества, приобретенного при совершении незаконных действий, отчуждение недвижимого имущества вследствие приобретения государством прав на земельный участок, а также национализацию вследствие принятия закона о национализации.

При национализации инвестору возмещаются Республикой Казахстан в полном объеме убытки, причиненные ему в результате издания законодательных актов Республики Казахстан о национализации.

Реквизиция имущества инвестора осуществляется с выплатой ему рыночной стоимости имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, инвестор вправе требовать возврата сохранившегося имущества, но при этом обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

Гарантия правовой защиты деятельности инвесторов на территории Республики Казахстан (стабильность)

Данная гарантия распространяется на издание государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, а также незаконные действия (бездействие) должностных лиц этих органов. В таком случае инвестор имеет право на возмещение вреда. Инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Однако данные гарантии не распространяются на:

Гарантии стабильности также закреплены в других нормативно-правовых актах. Поэтому инвесторы могут использовать те или иные правовые акты, в которых закреплены гарантии стабильности, когда они применимы.

Гарантии использования доходов

Инвесторы вправе по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов, а также открывать в банках на территории Казахстана банковские счета в национальной валюте и (или) иностранной валюте в соответствии с банковским и валютным законодательством Республики Казахстан.

Разрешение споров

При невозможности разрешения инвестиционных споров путем переговоров разрешение споров производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан в судах Республики Казахстан, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон. Инвесторы стран, которые заключили с Республикой Казахстан двусторонний договор о взаимной защите инвестиций или присоединились к договору Энергетической хартии, могут ссылаться на положения этих актов, позволяющие обращаться за разрешением инвестиционного спора в международный коммерческий арбитраж даже при отсутствии арбитражной оговорки.

В Законе об инвестициях порядок рассмотрения споров упрощен до минимума. Как таковая процедура рассмотрения спора в нем вообще не определяется, законодателем устанавливается правило общего характера о том, что разрешение споров производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан в судах Республики Казахстан, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон. Выделяются две категории споров - инвестиционные споры (споры, вытекающие из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора) и споры, не относящиеся к инвестиционным (то есть все остальные).

Как правило, в международной практике все споры, которые могут возникнуть в связи с иностранными инвестициями, принято делить на две группы:

  1. инвестиционные споры, то есть споры между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим иностранные инвестиции (в предмет споров данной группы включаются условия и порядок выплаты компенсации в случае национализации и осуществления иных принудительных мер, возмещения убытков в случае причиненного инвестору действиями органов и должностных лиц ущерба, а также в иных аналогичных случаях);
  2. споры между участниками (партнерами) совместного предприятия, споры одного из участников с совместным предприятием; споры, сторонами в которых выступают предприятия с иностранным инвестором и предприятия и фирмы страны местонахождения такого предприятия с иностранными инвестициями (так называемые хозяйственные споры); споры между предприятиями с иностранными инвестициями и юридическими и физическими лицами других государств; споры между иностранным инвестором или предприятием с иностранными инвестициями с органами государства страны, принимающей иностранные инвестиции.

Как видим, ко второй категории споров относят не только гражданско-правовые, но и административно-правовые споры (с участием государственных органов и должностных лиц принимающего государства). Поэтому в юридической литературе предлагается подразделять инвестиционные споры на три группы:

  1. инвестиционные споры между иностранным частным инвестором и государством, принимающим частные инвестиции;
  2. имущественные и хозяйственные споры между равноправными субъектами (гражданско-правовые споры);
  3. споры между иностранным инвестором или предприятием с иностранными инвестициями с органами государства страны, принимающей инвестиции (административно-правовые споры) <1>.
<1> Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. - М.: БЕК, 1996. С. 194 - 195.

По новому инвестиционному закону первая и третья категории споров объединены в одну - инвестиционные споры, и для них предусматривается возможность разрешения не только в судах Республики Казахстан, но и в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон. Однако здесь возможно возникновение такой ситуации, при которой стороны не определят, в каком именно арбитраже может быть разрешен спор. Тогда где он будет рассматриваться? И почему спор может быть рассмотрен только в международном арбитраже, а, например, не в арбитражных судах Республики Казахстан?

Разумеется, без надлежащего урегулирования этого вопроса не может быть и речи о создании всех необходимых условий для привлечения в экономику Республики Казахстан новых иностранных инвестиций. Одним из путей решения в сложившейся ситуации может быть принятие закона о международном коммерческом арбитраже, воспроизводящего Типовой закон ЮНСИТРАЛ от 11.12.1985 "О международном торговом арбитраже" по примеру Российской Федерации, где аналогичный закон был принят. Так, Закон Российской Федерации от 07.07.1993 "О международном коммерческом арбитраже" исходит из признания полезности арбитража (третейского суда) как широко применяемого метода разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли, и необходимости комплексного урегулирования международного коммерческого арбитража в законодательном порядке; учитывает положения о таком арбитраже, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, а также в типовом законе, принятом в 1985 г. Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве.

Вопросы исполнения решений иностранных арбитражных судов регулируются Нью-йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958, вступившей в силу 7 июня 1959 г. В соответствии с Указом президента Республики Казахстан от 04.10.1995 N 2485 Казахстан также присоединился к этой Конвенции.

Таким образом, права иностранных инвесторов, в том числе право на обращение для разрешения инвестиционных споров в органы международного арбитража, безусловно, защищены нормами международных договоров, в случае если инвестор является физическим либо юридическим лицом государства, подписавшего с Республикой Казахстан и ратифицировавшего в установленном порядке соглашение о взаимной защите и поддержке инвестиций. В современных условиях на первый план выходит проблема создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан, которую невозможно разрешить без надлежащего законодательного закрепления процедуры разрешения споров с участием иностранных инвесторов.

Государственная поддержка инвестиций

Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирования инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

Предоставление инвестиционных преференций регулируется в Республике Казахстан Законом об инвестициях, который определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирует защиту прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определяет меры государственной поддержки инвестиций, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

В Законе об инвестициях были сохранены все оправдавшие себя и положительно зарекомендовавшие положения предыдущего инвестиционного законодательства, учтен международный опыт стимулирования и поддержки инвестиций.

Новый механизм предоставления мер государственной поддержки инвестиций, заложенный в Законе об инвестициях, обладает рядом серьезных преимуществ и принципиальных отличий.

Во-первых, предусмотрены поддержка и стимулирование в равной степени прав отечественных и иностранных инвесторов. Равенство иностранных и отечественных инвесторов справедливо при предоставлении гарантий от реквизиции и национализации, при осуществлении проверок государственными органами, при разрешении инвестиционных споров, при использовании доходов, а также при возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов и должностных лиц.

Во-вторых, предлагается усовершенствованный механизм разрешения инвестиционных споров, который заключается в законодательном закреплении понятия инвестиционного спора, а также возможности разрешения данных споров не только в судах Республики Казахстан, но и в международных арбитражных инстанциях по соглашению сторон.

В-третьих, в Законе подтвержден принцип стабильности ранее заключенных контрактов с иностранными инвесторами.

В-четвертых, сохранен принцип поддержки приоритетных для государства видов деятельности путем предоставления инвестиционных преференций. Это объекты обрабатывающей промышленности.

В-пятых, действующий Закон не устанавливает минимальный предел инвестиций, что расширяет сферу его применения, включая предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие инвестиции в приоритетных видах деятельности.

Международно-правовое регулирование инвестиционной деятельности

Особое внимание необходимо обратить на важность международных договоров, в первую очередь двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Как известно, в современных условиях правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: национально-правовом и международно-правовом. Недостатки национально-правового регулирования отношений, связанных с иностранными инвестициями, могут быть компенсированы путем международно-правового регулирования такого вида отношений. Гарантии иностранным инвестициям, предоставленные национальным законом, в любое время могут быть отменены по причине принятия нового закона. Гарантии, предоставленные международным договором, государство не может отменить в одностороннем порядке, поэтому, несмотря на сходство содержания национальных законов и международных договоров о защите инвестиций, международно-правовое регулирование иностранных инвестиций имеет важное значение, особенно для иностранных инвесторов.

Необходимо отметить, что в рамках международно-правового регулирования инвестиций Казахстан ратифицировал Сеульскую конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., а также Московскую конвенцию о защите прав инвестора 1997 г. Казахстан также присоединился к Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (ICSID) 1965 г., которая учреждает Международный центр урегулирования инвестиционных споров. Данная Конвенция применяется по соглашению сторон. Казахстан заключил двусторонние соглашения о взаимной защите инвестиций с рядом стран, в частности США, Великобританией, Францией, Турцией, Таджикистаном, Болгарией, Кувейтом, Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом, Россией, Индией, Швейцарией, Монголией, Польшей, Саудовской Аравией, Италией, Венгрией и другими странами. Законодательством Республики Казахстан предусмотрен приоритет международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, над национальным законодательством. В случае если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций состоит из многосторонних и двусторонних международных соглашений. Кроме того, большую роль в унификации общих подходов национального законодательства различных государств к регулированию иностранных инвестиций играют международные организации системы ООН, различные универсальные и региональные международные организации. В рамках этих организаций был принят ряд документов, оказавших большое влияние на правовое регулирование иностранных инвестиций.

Составную часть международно-правового регулирования иностранных инвестиций составляют двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Как правило, двусторонние соглашения определяют инвестиции как:

Некоторые двусторонние соглашения включают в понятие "инвестиции" также права на коммерческую деятельность и концессии, включая права, касающиеся разведки, разработки, добычи или эксплуатации природных ресурсов.

Несомненно, значение двусторонних соглашений заключается и в важности содержащихся в них гарантий, взаимно предоставляемых договаривающимися странами инвесторам этих стран. Так, в заключенных Республикой Казахстан соглашениях о поощрении и защите инвестиций договаривающиеся стороны предоставляют инвесторам на взаимной основе два режима: режим наибольшего благоприятствования или национальный режим. Инвестор имеет право выбора в каждой конкретной ситуации между этими двумя режимами. В Законе об инвестициях, например, отсутствует достаточно четкое определение вышеуказанных гарантий в виде режима наибольшего благоприятствования или национального режима.

Виды и условия предоставления инвестиционных преференций

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирования инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров инвестору может быть оказана государственная поддержка инвестиций, которая заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

Существуют следующие виды инвестиционных преференций:

Инвестиционные преференции на данный момент применимы только к казахстанским юридическим лицам. Вследствие чего, если иностранный инвестор стремится получить инвестиционные преференции согласно Закону об инвестициях, он должен учредить казахстанское юридическое лицо. Уполномоченным органом по инвестициям является Комитет по инвестициям при Министерстве индустрии и торговли Республики Казахстан. Комитет по инвестициям имеет широкие полномочия для принятия самостоятельного решения о предоставлении инвестиционных преференций. При рассмотрении заявки на предоставление инвестиционных преференций Комитет по инвестициям проверяет основания вклада инвестора в казахстанское юридическое лицо и соответствие "инвестиций" Закону об инвестициях. Кроме того, Комитет по инвестициям определяет выполнение инвестором всех требований, установленных в Законе об инвестициях для получения преференций.

Инвестиционные преференции предоставляются в приоритетных видах деятельности, перечень которых утвержден Постановлением правительства Республики Казахстан от 08.05.2003 N 436 на уровне классов общего классификатора видов экономической деятельности и содержит 37 разделов.

Правительством Республики Казахстан по каждому приоритетному виду деятельности утверждены максимальные объемы инвестиций и сроки действия инвестиционных налоговых преференций.

В случаях превышения установленного максимального объема инвестиций сроки действия применяемых налоговых преференций определяются соответствующим решением правительства Республики Казахстан.

Инвестиционные преференции представляются после заключения контракта с юридическим лицом Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта.

В зависимости от объемов инвестиций допустимы сроки действия инвестиционных налоговых преференций, приведенные в таблице.

Таблица

---------------------------T-----------------------------------------------
Объемы инвестиций ¦ Сроки действия инвестиционных налоговых
в фиксированные активы ¦ преференций
по приоритетным видам +-----------------T--------------T--------------
деятельности ¦ корпоративный ¦ налог на ¦ земельный
¦подоходный налог,¦имущество, лет¦ налог, лет
¦ лет ¦ ¦
---------------------------+-----------------+--------------+--------------
До 5 млн долл. ¦ 1 - 5 ¦ 2 ¦ 2
включительно ¦ ¦ ¦
---------------------------+-----------------+--------------+--------------
От 5 до 10 млн долл. ¦ 1 - 5 ¦ 3 ¦ 3
включительно ¦ ¦ ¦
---------------------------+-----------------+--------------+--------------
От 10 до 20 млн долл. ¦ 1 - 5 ¦ 4 ¦ 4
включительно ¦ ¦ ¦
---------------------------+-----------------+--------------+--------------
От 20 млн до 100 млн долл.¦ 1 - 5 ¦ 5 ¦ 5
---------------------------+-----------------+--------------+--------------

Инвестиционные преференции представляются при соблюдении следующих условий:

  1. при соответствии предусмотренной инвестиционной деятельности утвержденному перечню приоритетных видов деятельности;
  2. при осуществлении инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан для создания новых, расширения и обновления действующих производств с применением современных технологий;
  3. при представлении необходимых документов, подтверждающих наличие финансовых, технических и организационных возможностей юридического лица Республики Казахстан, подавшего заявку для реализации инвестиционного проекта.

Инвестиционные преференции - это преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта.

По каждому приоритетному виду деятельности установлены максимальные объемы инвестиций и сроки действия инвестиционных налоговых преференций, при которых инвестиционные преференции предоставляются уполномоченным органом - Комитетом по инвестициям при Министерстве индустрии и торговли Республики Казахстан.

Инвестиционные налоговые преференции

Инвестиционные налоговые преференции предоставляются на срок, определяемый в зависимости от объемов инвестиций в фиксированные активы:

Преференции по корпоративному подоходному налогу

  1. Действующим предприятиям, реализующим инвестиционные проекты по расширению и обновлению действующих производств, предоставляют право относить на вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию фиксированных активов на срок не более 10 лет.
  2. Вновь вводимым предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в рамках одного (единственного) вида деятельности, предоставляется освобождение по доходам, полученным от инвестиционной деятельности, сроком до 5 лет.

Примечание. В соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством по налогам налогооблагаемый доход налогоплательщика (юридического лица), с учетом корректировок уменьшаемый на сумму убытков, подлежит налогообложению налогом (корпоративный подоходный налог) по ставке 30%.

Преференции по налогу на имущество

Предоставляют право налогоплательщику на освобождение от уплаты налога на имущество по вновь вводимым в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта на срок до 5 лет.

Примечание. Налоговой базой по объектам налогообложения является среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета. Юридические лица и индивидуальные предприниматели исчисляют доход на имущество по ставке 1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения, за исключением специальных налоговых режимов.

Преференции по земельному налогу

Дают право налогоплательщику-инвестору на освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестиционного проекта сроком до 5 лет.

Освобождение от обложения таможенными пошлинами

Под льготами по таможенным платежам понимаются льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Казахстан, в виде освобождения от обложения таможенными платежами, а также тарифные преференции.

Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта в соответствии с контрактом, заключенным между Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан и инвестором.

При этом Комитет по инвестициям направляет в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела уведомление о принятом решении, которое должно содержать:

Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела направляет вышеуказанные сведения таможенным органам, где будут проводиться таможенное оформление и контроль ввозимых товаров.

Инвестором для применения освобождения от обложения таможенными пошлинами в таможенный орган представляется нотариально засвидетельствованная копия контракта.

Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется на срок действия контракта, но не более 5 лет с момента регистрации контракта.

Решение по освобождению от обложения таможенными пошлинами, как и продление его сроков, принимается уполномоченным органом по инвестициям.

Товары, освобождаемые от обложения таможенными платежами, перечислены в ст. 330 Таможенного кодекса Республики Казахстан.

Государственные натурные гранты

Государственные натурные гранты предоставляются правительством Республики Казахстан либо уполномоченным органом в порядке, установленном Законом об инвестициях, по согласованию с соответствующими государственными органами в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами во временное безвозмездное пользование или землепользование с последующей передачей натурных грантов в собственность при условии выполнения всех инвестиционных обязательств по контракту.

Данная мера подразумевает передачу государственного натурного гранта после исполнения инвестором взятых на себя обязательств по инвестиционному проекту.

Оценка государственных натурных грантов осуществляется по их рыночной стоимости в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Максимальный размер государственного натурного гранта должен составлять не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан.



В случае если оценочная стоимость запрашиваемого государственного гранта превышает указанный максимальный размер, юридическое лицо Республики Казахстан имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.

В качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.

* * *

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что национальное законодательство Республики Казахстан в области инвестиций призвано установить общие для всех инвесторов, вне зависимости от страны происхождения, нормы, которые позволили бы в целом регулировать отношения, возникающие в результате осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Казахстан.

Все это свидетельствует о том, что государственная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата в Казахстане находит свое отражение как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.

И.М.Ляшенко

Магистр юриспруденции (LLM),

независимый эксперт