Мудрый Экономист

Природный и искусственный капитал. Как оценить уровень интеллекта работника организации

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 4

До недавнего времени в индустриальной экономике большое внимание уделялось капиталу здоровья, что обеспечивало эффективность ручного и механизированного труда. В условиях информационной экономики на первое место выходит интеллектуальный капитал, который обеспечивает предприятию качественно новые конкурентные преимущества высокого порядка. Следовательно, кадровый менеджмент должен обратить пристальное внимание на управление интеллектуальным капиталом предприятия.

В практике управления персоналом широко используется теория человеческого капитала Г. Беккера ("Человеческий капитал", 1964 г.). Структурно человеческий капитал можно разделить на две составляющие: капитал здоровья человека и капитал его знаний (интеллектуальный капитал).

Интеллектуальный капитал обладает следующими основными свойствами: его содержание составляют нематериальные сущности - информация и знания, а также их проявление в виде практических возможностей, умений и навыков человека; он является производной от интеллекта и во многом определяется его характеристиками; может быть отделен от человека как продукт интеллектуального труда и выражен в определенной форме; может накапливаться и повышать свое качество; имеет владельца (собственника), которому приносит определенное благо и преимущества перед другими людьми.

Таким образом, интеллектуальный капитал - это вид капитала, основанный на интеллекте социального субъекта (человека, организации, общества) и включающий в себя поведенческие проявления интеллекта и продукты его деятельности - информацию и знания, имеющие социально-экономическую ценность и обеспечивающие их владельцу доход и конкурентные преимущества.

Согласно определению интеллектуальный капитал организации по признаку "вид носителя" можно разделить на две взаимосвязанные группы:

  1. Человеческий (природный, естественный) капитал. Носителем является работник организации, который выполняет интеллектуальную деятельность и рассматривается как личность, обладающая индивидуальными генетически обусловленными задатками и способностями, определенным уровнем и характеристиками интеллекта, приобретенными знаниями, умениями, навыками и имеющая возможности совершенствования и развития.
  2. Неприродный ("рукотворный", искусственный) интеллектуальный капитал - представляющие экономическую ценность информация и знания, отделенные от человека и включенные в интеллектуальную деятельность как предмет, средства и результат труда (носитель - материальный объект). Как предмет труда они поступают на вход интеллектуальной деятельности человека. Как средства труда являются частью технологии интеллектуальной деятельности. Как продукт труда - результатом интеллектуальной деятельности и используются либо внутри организации (натуральный интеллектуальный продукт), либо продаются на рынке (товарный интеллектуальный продукт).

Человеческий интеллектуальный капитал имеет сложный состав в соответствии со структурой интеллекта человека:

  1. Интеллект восприятия (A), основу которого составляют психические процессы внимания, сосредоточения, распознавания объектов окружающего мира и себя как индивидуума (личности), их отображения и запоминания. Интеллект восприятия формирует интеллектуальный капитал информационного пространства человека в виде индивидуальных ментальных моделей, состоящих из системы представлений (понятий) и связей между ними. Его структура, объем, качество во многом определяются природной (генетически заданной) составляющей человека, в частности типом восприятия информации, видом памяти, ее характеристиками. Качество интеллектуального капитала информационного пространства человека определяется степенью соответствия его ментальных моделей реальной действительности, что позволяет уменьшать неопределенность и риски социально-экономической деятельности человека.
  2. Логический (системный) интеллект (B), содержащий логическое, системное, каузальное мышление, обеспечивающее нейронные операции обработки информации в созданном ментальном пространстве сознания человека. Логический интеллект формирует продукционный интеллектуальный капитал человека, включающий в себя отработанные им и зарекомендовавшие себя методы, способы, правила, инструкции, процедуры мышления, ежедневно используемый аппарат формальной логики, математики.
  3. Эмоциональный (художественный) интеллект (C) - это эстетические способности, возможность осознавать свой внутренний эмоциональный мир и управлять им; ощущать и переживать внешние эмоциональные воздействия; способности к созданию наглядных образов (воображение, фантазия). Эмоциональный интеллект формирует чувственный интеллектуальный капитал человека, включающий в себя характерные для него психофизические состояния, процессы и направленность психики; устоявшиеся ментальные модели чувственного переживания и сопереживания (эмпатии) реального мира; отработанные методы и способы образного, метафорического мышления, создания состояния инсайта (просветления, озарения). Чувственный интеллектуальный капитал включает в себя также присущие человеку мотивы поведения, основанные прежде всего на его интересах и влечениях. Этот капитал, таким образом, является энергетической основой социального поведения человека.
  4. Креативный интеллект (D) определяет степень гибкости мышления и поведения человека, способность не только воспроизводить в своем сознании окружающий мир, но и понимать его нестандартно, видеть скрытые проблемы и возможности. Он позволяет создавать новую информацию и знания; принимать эффективные решения в условиях неопределенности. Креативный интеллект формирует капитал инноваций человека, который включает в себя не только методы и способы творчества, но и его результаты - индивидуальные ноу-хау деятельности человека, которые дают ему преимущества перед другими людьми. Креативный интеллект составляет сердцевину интеллектуального капитала человека.
  5. Социально-культурный интеллект (E) - это способность осознавать свой социальный статус и предназначение (социальную миссию), способность к эффективному общению и взаимодействию с людьми. Социально-культурный интеллект формирует, соответственно, социальный интеллектуальный капитал человека - это характерные для него ценности, правила и принципы, отработанные индивидуальные методы, способы, стили социального взаимодействия, установленные связи и отношения в социальной среде, которые предоставляют ему определенное благо, являются благоприятным социальным фоном для профессиональной деятельности.
  6. Предпринимательский интеллект (F) - это прежде всего волевые качества человека, целеполагание, прагматизм, практическая сметка и смекалка, способность видеть в окружающем мире возможность создания практического результата и извлечения из него выгоды (экономического блага). Предпринимательский интеллект формирует, соответственно, предпринимательский капитал человека - это его индивидуальные методы, способы, правила и процедуры извлечения экономической выгоды в сложившейся социально-экономической ситуации с получением финансового результата.

Таким образом, интеллект - это внутренне присущие (имманентные) способности и возможности сознания человека, которые являются условиями для выгодного ему создания и использования в своей жизнедеятельности интеллектуального капитала специфического вида.

Применение процессного подхода позволяет определить функциональное взаимодействие отдельных подсистем интеллекта в его общей интеллектуальной деятельности, обеспечивающей создание интеллектуального капитала:

  1. Интеллект восприятия обеспечивает информацией логический и эмоциональный интеллект.
  2. Логический и эмоциональный интеллект создает инструментальные механизмы творческой деятельности человека, использующей воспринятую информацию.
  3. Социально-культурный интеллект определяет контекст деятельности человека, ее направленность, формирует внутреннее правовое поле, содержащее критерии и ограничения, создает благоприятные внешние социальные условия деятельности.
  4. Предпринимательский интеллект является завершающим звеном в интеллектуальной деятельности человека, определяя экономическую целесообразность существования человека, его успехи, эффективность жизнедеятельности. Без этого вида интеллекта имеет место интеллектуальная "обломовщина".

Интеллект человека обладает такими характеристиками, как: широта, глубина, сбалансированность, доминирование.

Широта интеллекта - это количество подвидов интеллекта, которые развиты и активны. Если присутствуют и активны все подвиды, то интеллект является сбалансированным. Тем не менее один из них будет проявлять себя более активно, то есть будет доминировать в той или иной степени над другими.

Глубина интеллекта - это степень его развития в целом и по каждому подвиду.

Для управления человеческим интеллектуальным капиталом организации необходимо произвести исследование, анализ и оценку интеллекта ее работников по вышеназванным характеристикам. Прежде всего это относится к работникам знаний (knowledge workers) организации, которые формируют организационный интеллектуальный капитал.

Для этого возможно применение формулы:

    IQ = a  x A + a  x B + a  x C + a  x D + a  x E + a  x F,
1 2 3 4 5 6
где IQ - интегральный показатель оценки интеллекта;
A, B, C, D, E, F - показатели, характеризующие виды интеллекта:
восприятия, логический, эмоциональный, креативный, социально-культурный,
предпринимательский.
a (i = 1... 6) (SUM a = 1) - весовой коэффициент, определяющий
i i
важность соответствующей составляющей для работника знаний, находящегося на
определенной должности и выполняющего определенный вид работ.

Для оценки показателей, характеризующих виды интеллекта, на практике определяются:

  1. Ряды свойств. Например, для интеллекта восприятия - это могут быть вид внимания, его активность, направленность, интенсивность, переключение, устойчивость, распределенность. Также определяются ряд свойств памяти, являющейся еще одной характеристикой интеллекта восприятия.
  2. Квалиметрические шкалы для оценки по каждому свойству, например интенсивность внимания: отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.
  3. Методы оценки свойств интеллекта: тесты, опросники, практические испытания и пр.
  4. Процедуры перевода результатов оценки с использованием определенного метода в показатели квалиметрической шкалы. Например, определенное количество баллов, полученных испытуемым при тестовой оценке интенсивности внимания с помощью определенной процедуры (правила), переводится в качественный показатель квалиметрической шкалы:

(от 10 до 20 баллов) -> удовлетворительная интенсивность внимания.

Таким образом, с помощью представленной математической модели формируется как интегральный показатель оценки уровня интеллекта работника, так и детализированная оценка по рядам свойств.

Количество выявленных при оценке конкретного работника видов интеллекта определяет широту интеллекта; количество свойств в каждом ряду - его глубину; сбалансированность интеллекта будет определяться степенью разброса полученных показателей по каждому виду интеллекта.

После оценки интеллекта конкретного работника проводится анализ соответствия его интеллекта и интеллектуального капитала, которым обладает данный работник. Такой анализ позволит: выявить имеющийся потенциал интеллектуального развития и использования интеллекта в профессиональной деятельности работника; определить мероприятия по развитию интеллекта и его использованию для создания интеллектуального капитала; осуществить ревизию интеллектуального капитала.

Если в организации разработана система нормативных специализированных математических моделей интеллекта работников различных категорий, профессий, специальностей, то сравнение фактической оценки конкретного работника и нормативной позволит принимать решение о соответствии работника занимаемой им должности и должностной деятельности, формулировать направления и разрабатывать мероприятия его интеллектуального развития.

Предложенная математическая модель позволяет создать программное обеспечение и информационную систему оценки и анализа интеллекта работников организации, что обеспечит переход от разовой оценки к постоянно действующей системе учета и мониторинга интеллектуального развития ключевых работников знаний организации. Без такой системы невозможна реализация стратегий непрерывного совершенствования и радикального развития организации на основе создания конкурентных преимуществ, основанных на интеллекте и знаниях.

В.Дресвянников

К. т. н.,

доцент

кафедры менеджмента

Всероссийского заочного

финансово-экономического института

(филиал в Пензе)