Мудрый Экономист

Виды дисконтных карт, особенности их бухгалтерского учета и бухгалтерский учет предоставления скидки в виде передачи покупателю бесплатного количества товаров в качестве бонуса по дисконтной карте

"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2008, N 2

Дисконтные карты, которые предоставляют скидки на товары и услуги, выпускаются для привлечения новых покупателей и клиентов, а также для поощрения постоянных клиентов. На данный момент количество выпущенных в России и находящихся в обращении дисконтных карт исчисляется сотнями тысяч. Их выпускают бары, рестораны, магазины оптовой и розничной торговли, аптеки, спортивные клубы, дискотеки, предприятия сферы бытового обслуживания, туристические агентства, медицинские и оздоровительные учреждения, гостиницы, рекламные агентства, телефонные и страховые компании, автозаправочные станции.

Дисконтная карта позволяет владельцу сэкономить денежные средства путем получения всевозможных скидок и льгот, получать привилегированное обслуживание в респектабельных фирмах. А фирмы, которые выпускают дисконтные карты, получают возможность увеличивать число своих клиентов. Дисконтные карты могут быть как на предъявителя, так и индивидуальные. Вся необходимая информация на дисконтной карте может быть напечатана на ней и содержаться на магнитной полосе, в виде штрихкода и т.д.

Необходимо учитывать, что применение дисконтных карт связано с реализацией товара покупателям, являющимся их владельцами, по ценам с учетом скидок, затраты на их изготовление признаются обоснованными, поскольку они произведены для осуществления деятельности, направленной на увеличение сбыта продукции, а следовательно, и получение дохода.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В ст. 264 Кодекса приведен открытый перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

Таким образом, расходы, связанные с изготовлением дисконтных карт, могут быть учтены в прочих расходах, связанных с производством и (или) реализацией продукции, при условии соответствия требованиям ст. 252 Кодекса.

Дисконтная карта в соответствии с экономическим словарем - это специальная карта, выпускаемая коммерческой организацией, обеспечивающая скидку с цены товара. На самом деле, как показывает современная ситуация и анализ современного рынка, дисконтная карта стала более функциональна. Назначение и функции современных дисконтных карт представлены на рис. 1.

Виды дисконтных карт

          -----------------¬  ----------------------------------------------¬
-->¦ Торговые +->¦ Карты предоставляют определенные скидки ¦
¦ ¦дисконтные карты¦ ¦ и наиболее популярны как способ поощрения ¦
¦ L----------------- ¦ постоянных клиентов и привлечения новых ¦
¦ L----------------------------------------------
¦ ----------------------------------------------¬
¦ -----------------¬ ¦ Клубные карты являются надежным способом ¦
+->¦ Клубные +->¦ идентификации членов различных и ¦
¦ ¦дисконтные карты¦ ¦ привилегированных гостей. Эти карты ¦
----¬ ¦ L----------------- ¦ предоставляют их владельцам ¦
¦ Д ¦ ¦ ¦ определенные льготы ¦
¦ и ¦ ¦ L----------------------------------------------
¦ с ¦ ¦ -----------------¬ ----------------------------------------------¬
¦ к ¦ +->¦ Рекламные +->¦ Дисконтная карта выполняет двойную роль: ¦
¦ о ¦ ¦ ¦дисконтные карты¦ ¦ реклама фирмы партнера или неконкурента, ¦
¦ н ¦ ¦ L----------------- ¦плюс система скидок на определенную продукцию¦
¦ т ¦ ¦ L----------------------------------------------
¦ н ¦ ¦ ----------------------------------------------¬
¦ ы +--+ -----------------¬ ¦ Близка по назначению к рекламной дисконтной ¦
¦ е ¦ +->¦ Визитные +->¦ карте, только содержит больше информации ¦
¦ ¦ ¦ ¦дисконтные карты¦ ¦о предприятии (или о сотруднике предприятия),¦
¦ к ¦ ¦ L----------------- ¦ сочетает в себе также и дисконтные свойства ¦
¦ а ¦ ¦ L----------------------------------------------
¦ р ¦ ¦ -----------------¬ ----------------------------------------------¬
¦ т ¦ +->¦ Страховые +->¦ Дисконтная карта, содержащая в себе ¦
¦ ы ¦ ¦ ¦дисконтные карты¦ ¦ дополнительные сведения о ее владельце, ¦
L---- ¦ L----------------- ¦ например страховой полис владельца и т.п. ¦
¦ L----------------------------------------------
¦ ----------------------------------------------¬
¦ ¦ Бесконтактные карты (БСК) - карты ¦
¦ -----------------¬ ¦ универсального применения с большими ¦
L->¦ Бесконтактные +->¦ функциональными возможностями для ¦
¦дисконтные карты¦ ¦ использования в качестве единого документа ¦
L----------------- ¦ в платежных системах, для банковских ¦
¦ расчетов, на транспорте и т.д. ¦
L----------------------------------------------

Рис. 1

Существующее многообразие дисконтных карт образует дисконтную систему. Дисконтная система - это соглашение нескольких организаций об использовании единой дисконтной карты. Участником дисконтной системы, например, может быть турфирма, авиа- или железнодорожная касса, служба бронирования номеров в гостиницах, пансионатах, домах отдыха и др. Выпускают и обслуживают дисконтные карты централизованно через одну из организаций системы. В ее задачи входит рекламировать систему дисконтных карт, разъяснять туристам, как ими пользоваться, решать спорные вопросы по использованию карт, восстанавливать утерянные и т.д.

За эти услуги остальные предприятия - участники дисконтной системы уплачивают ежемесячные фиксированные платежи и проценты с продаж по дисконтным картам. Кроме того, каждый новый участник этой системы платит вступительный взнос. Все эти платежи идут той организации, которая обслуживает дисконтные карты. Все перечисленные затраты относятся к расходам на продажу, так как участие в дисконтной системе направлено на увеличение объемов продаж.

Вопросы налогообложения и бухгалтерского учета дисконтных карт, несмотря на такое их разнообразие, во многом идентичны.

При определении размеров предоставляемых скидок торговые предприятия должны учитывать положения п. 2 ст. 40 НК РФ, согласно которому налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

Таким образом, если размер предоставляемой скидки составит более 20%, торговые организации должны быть готовы скорректировать налоговую базу по соответствующим налогам с учетом того, что реализация должна была быть произведена по рыночным ценам. А это приведет, как правило, к увеличению сумм уплачиваемых налогов.

Основанием для применения скидок в размере, превышающем 20%, могут являться используемая торговым предприятием маркетинговая политика, имеющая своей целью продвижение товаров на рынок; сезонные и иные колебания потребительского спроса на товары; потеря товарами качества или иных потребительских свойств; истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров; реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

При наличии данных оснований торговые предприятия в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ вправе рассчитывать на использование скидок в размере, превышающем 20%.

Однако соответствующее решение должно быть правильно оформлено.

Например, в организации могут быть изданы распоряжения следующего содержания:

Для обоснования решений о применении скидок в больших размерах каждое из торговых предприятий должно обладать единой маркетинговой политикой, предусматривающей порядок применения скидок во всех возможных ситуациях, включая сезонность продаж, истечение срока годности, необходимость продвижения товара и др.

В свою очередь, руководителю организации или иным уполномоченным лицам данной политикой могут быть предоставлены права на установление конкретного размера скидки в соответствующих условиях и издание соответствующего распоряжения. Маркетинговой политикой при этом могут быть определены условия для принятия того или иного решения.

Покупатели могут либо получать дисконтные карты бесплатно, либо приобретать их у магазина. От этого зависит, как операции будут отражены в учете.

Если карты передают клиентам бесплатно, то в бухучете их себестоимость отражают на счете 10 "Материалы", после чего списывают в состав расходов на продажу.

Пример 1. ООО "Геркулес" выпустило 2000 дисконтных карт. На их изготовление потрачено 5900 руб., в том числе НДС 18% - 900 руб. Карты бесплатно передают клиентам, совершившим покупку на сумму более 1000 руб. Всего было роздано 1000 карт.

Бухгалтер ООО "Геркулес" отразит операции следующим образом:

дебет 10 "Материалы"

    кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"            5000 руб.;

дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям"

    кредит 60                                                     900 руб.;

дебет 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"

    кредит 19                                                     900 руб.;

дебет 44 "Расходы на продажу"

    кредит 10                                                     2500 руб.

Рассмотрим на примере ситуацию, когда дисконтные карты продаются.

Пример 2. ООО "Геркулес" выпустило 2000 дисконтных карт. На их изготовление потрачено 5900 руб., в том числе НДС 18% - 900 руб. Всего было продано 1000 карт. Карты распространяются по 236 руб. за одну карту, в том числе НДС - 18%. Так как в данном примере дисконтные карты приобретаются для их последующей реализации, то необходимо для их учета использовать счет 41 "Товары".

Бухгалтер ООО "Геркулес" сделает в учете следующие записи:

дебет 41 "Материалы"

    кредит 60                                                    5000 руб.;

дебет 19

    кредит 60                                                     900 руб.;

дебет 68

    кредит 19                                                     900 руб.;

дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

    кредит 90 "Продажи"                                       236 000 руб.;

дебет 90

    кредит 68                                                  36 000 руб.;

дебет 90

    кредит 41                                                     2500 руб.

На практике часто владельцам дисконтных карт при заключении договора купли-продажи товаров (работ, услуг) продавец обязуется бесплатно предоставить при определенных условиях дополнительное количество единиц товаров (работ, услуг) либо передать другое имущество в виде подарка (например, день рождения покупателя).

Договор купли-продажи товаров покупателю с обязательством продавца передать дополнительно определенное количество товаров бесплатно при выполнении покупателем определенных условий покупки признается возмездным с гражданско-правовой точки зрения, однако передача указанного дополнительного количества товаров бесплатно признается безвозмездной передачей для целей применения положений НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 Налогового кодекса, с учетом акцизов и без включения в них налога. То есть организация, передавая бесплатно товар, обязана заплатить НДС с данного товара.

Также из п. 16 ст. 270 НК РФ следует, что при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы: в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, поэтому в налоговую базу по налогу на прибыль не включается сумма бесплатно переданных товаров или оказанных услуг.

Общая схема бухгалтерского учета реализации товаров с обязательством предоставить определенное количество бесплатно выглядит следующим образом (рис. 2).

Бухгалтерский учет реализации товаров с обязательством бесплатной передачи части товаров

-----------------------------------------------------------------¬
¦ Д 68 К Д 90 Д 62 Д 50, 51 ¦
¦ ----T---- ----T---- --¬ ----T---- --¬ ----T---- ¦
¦ ¦ --¬ 2 ¦ L-- 1 ¦ L-- 4¦ ¦ К
¦ ¦ ---+-+--> ¦ <-------- ¦ --------> ¦ ¦
¦ ¦ /¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ------- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ /¦/¦ ¦
¦ Д 41 ¦ К¦ ¦ --¬ --------------
¦ ----T---- ¦ ¦ L-----------------------+-+¬ 6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. Отражена отпускная
¦ ¦ --T-T- LT-T----------¬ ¦ ¦ стоимость товара с
¦ ¦ L-- 3L-- 5 ¦ ¦ ¦ учетом НДС.
¦ о ¦ ¦ ¦ ¦ 2. Отражена сумма НДС
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по отпущенным товарам.
L--+---------------------------+---------------+----- 3. Отражена выдача
---о--------------¬------------+---------------+--¬ товара по фактическим
¦ Товар передается¦¦ Д 4¦1 Д 6¦8 ¦ затратам без НДС.
¦ покупателю с ¦¦ ----T---- ¦ ----T---- ¦ ¦ 4. Покупателем оплачена
¦ оплатой по цене ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ К отпускная стоимость
¦согласно условия즦 ¦ ---- ¦ ---- ¦ товара с учетом НДС.
¦ договора ¦¦о ¦ ¦ ¦ 5. Отражена выдача
L------------------¦¦ ¦ ¦ ¦ товара по фактическим
¦¦ ¦ затратам без НДС.
L+------------------------------ 6. Отражена сумма НДС
о------------------------¬ по безвозмездно
¦ Покупателю передается ¦ переданному количеству.
¦бесплатно дополнительное¦
¦ количество товара ¦
L-------------------------

Рис. 2

Целесообразно формировать стоимость безвозмездно передаваемых товаров не только в части прямых, но и косвенных расходов.

И.С.Петров