Мудрый Экономист

Новая методичка от фтс по квалификации валютных нарушений

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3

Предприятия торговли, работающие с зарубежными партнерами, как никто, знают, что соблюдать требования валютного законодательства непросто, несмотря на то что за этим следят различные агенты валютного контроля - начиная с кредитных организаций и заканчивая таможенной и налоговой службами. Из перечисленных уполномоченных органов активное участие в выявлении нарушений валютного законодательства принимает Федеральная таможенная служба (ФТС), доводя до сведения своих сотрудников различные ведомственные инструкции.

В одном из номеров журнала <1> мы уже рассматривали Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в валютном законодательстве, приведенные в Приложении к Письму ФТС России от 12.02.2007 N 01-06/4703. Сегодня мы обратимся к другому Письму ФТС от 10.01.2008 N 01-11/217, которым направлена сотрудникам на местах новая редакция Методических рекомендаций по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ (далее - Методические рекомендации). Данный документ заинтересует не только таможенников на местах, но и торговые организации, которым приходится с ними взаимодействовать. Рассмотрим, насколько соответствует и дополняет методичка таможенников нормы КоАП РФ и сложившуюся правоприменительную практику.

<1> Статья В.А. Петрова "Новшества в расчетах с иностранными поставщиками и покупателями", N 3, 2007.

О статье 15.25 КоАП РФ

Организации, нарушившие "валютные" требования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В КоАП РФ этому вопросу посвящена отдельная ст. 15.25. В ней установлена ответственность за нарушение требований валютного законодательства. В Методических рекомендациях рассмотрено каждое из оснований привлечения к ответственности, как действующие, так и утратившие силу. Поэтому не стоит удивляться, если в тексте методички встретится указание на то, что та или иная часть ст. 15.25 КоАП РФ не применяется, несмотря на то что в КоАП РФ об этом не говорится. Законодатели не всегда успевают, поменяв одни нормативные акты, исправить другие, что, возможно, является одной из причин разработки и направления методических рекомендаций должностным лицам контролирующих органов.

Общие нормы методички

В отличие от прежней в новой методичке, перед тем как обратиться к валютному законодательству, чиновники указывают на правовые основы и порядок действий таможенников в рамках предоставленных им полномочий.

Одной из функций таможенных органов является контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через границу РФ (п. 7 ст. 403 Таможенного кодекса, далее - ТК РФ). Как агенты валютного контроля, сотрудники ФТС вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами. При этом перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы по ст. 15.25 КоАП РФ, устанавливается ФТС (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ) <2>.

<2> Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных нарушениях и осуществлять административное задержание, утв. Приказом ФТС России от 15.03.2005 N 198.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения (ст. 28.1 КоАП РФ). Применительно к валютному законодательству должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в случае обнаружения при осуществлении контроля валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, достаточных данных, указывающих на нарушения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, совершенные на территории России.

В ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за различные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Методические рекомендации в этой части начинаются с рассмотрения вопросов ответственности за осуществление незаконных валютных операций.

Какие валютные операции незаконны?

Перечень незаконных валютных операций, приведенный в прежней и новой методичках, одинаков, так как он в точности повторяет нормы ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ:

Некоторые из перечисленных требований Закона о валютном регулировании <3> в настоящее время упразднены, о чем напоминают Методические рекомендации. Раз требования об обязательном использовании специальных счетов и требования о резервировании не установлены, то ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ может быть применена только в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным законодательством.

<3> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Итак, ФТС акцентирует внимание своих сотрудников только на запрещенных валютных операциях. В их числе, конечно же, операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных ст. 9, ч. 6, 6.1 ст. 12 и ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании.

Следующая категория запрещенных валютных операций - расчеты между нерезидентами "наличкой" в валюте РФ. Такой вывод чиновники делают из ч. 3 ст. 10 Закона о валютном регулировании, которой установлено, что валютные операции между нерезидентами в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ. Организациям торговли, являющимся резидентами, эта информация интересна как справочная.

Для них будут иметь значение следующие указания ФТС, касающиеся валютных операций, производимых юридическими лицами - резидентами. Какие из них являются запрещенными? Для ответа на этот вопрос чиновники считают уместным обратиться к ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании. В ней сказано, что расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением расчетов:

Из перечисленных случаев разрешенных расчетов "наличкой" предприятия торговли могут заинтересовать лишь расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров. Из этого, следуя принципу "все, что не разрешено, то запрещено", чиновники делают вывод, что запрещенными являются такие операции, как расчеты юридических лиц - резидентов с нерезидентами в наличной валюте РФ и иностранной валюте при купле-продаже товаров, не относящейся к розничной торговле.

В число запрещенных валютных операций, по мнению ФТС, попадают операции физических лиц - резидентов на территории РФ, связанные с расчетами (независимо от суммы сделки) с нерезидентами в наличной валюте РФ и иностранной валюте при купле-продаже товаров, оказании услуг, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности. К такому выводу чиновники приходят на основании ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании.

После перечня запрещенных валютных операций в Методических рекомендациях указывается на то, что Закон о валютном регулировании устанавливает требования к осуществлению валютных операций резидентами. Поэтому участие в расчетах с резидентами нерезидентов нарушением Закона со стороны последних не является. Это не относится к резиденту, при доказывании вины которого необходимо установить, что он знал или должен был и мог знать, что он осуществляет валютную операцию с нерезидентом.

Раздел, посвященный незаконным валютным операциям, чиновники резюмируют тем, что предписывают привлекать к административной ответственности при выявлении достаточных данных, указывающих на совершение резидентами незаконных расчетов в наличной валюте. Это касается случаев проведения указанных расчетов "наличкой" по внешнеэкономическим сделкам, заключенным российскими лицами, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу РФ.

Для предприятий торговли вывод из всего сказанного один - им следует производить расчеты по валютным операциям в разрешенном и менее рискованном безналичном порядке.

Препятствие для вывоза иностранной валюты

С ограничениями по вывозу за пределы РФ предприятия торговли могут столкнуться при направлении работника в командировку или в служебную поездку за рубеж. В настоящее время единовременный вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта сверх установленной нормы вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных (переведенных) в РФ.

Вывоз с территории РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей 10 000 долл. США <4>, при отсутствии документов, подтверждающих ввоз или перевод в РФ валюты, вывозимой сверх установленной нормы, квалифицируется в Методических рекомендациях как запрещенная законодательством валютная операция.

<4> В том числе в случае подачи пассажирской таможенной декларации на всю вывозимую валюту.

Предметом административного правонарушения в данном случае будет вся вывозимая валюта, так как вывоз валюты с таможенной территории РФ чиновники рассматривают как единую, неделимую валютную операцию. В разряд нарушителей могут попасть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица (как резиденты, так и нерезиденты).

Открытие банками счетов за пределами РФ

Ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, установлена ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ. Во избежание штрафных санкций резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ не позднее месяца со дня открытия таких счетов по установленной форме <5>. Заметим, организация должна уведомлять свою инспекцию не только при открытии банковских счетов за рубежом, но и при изменении реквизитов этих счетов (вкладов). Кроме того, организации-резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ (ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

<5> Форма уведомления утв. Приказом ФНС России от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518@.

Таким образом, выявление нарушений перечисленных требований в компетенции налоговиков, которым таможенники должны направлять материалы о нарушениях установленных порядка открытия счетов (вкладов) в зарубежных банках и правил проведения валютных операций по указанным счетам (вкладам), а также об обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений. Единственное, в Методических рекомендациях не поясняется, как таможенники могут выявить перечисленные нарушения по сокрытию информации по счетам в зарубежных банках. Но раз чиновники не исключают такую возможность, организации следует это учитывать при открытии счетов и ведении расчетных операций в зарубежных банках.

Получение валюты за проданные товары

Одной из обязанностей резидентов является репатриация иностранной валюты, которая заключается в том, что в установленный срок резидент должен получить на свои счета денежные средства, причитающиеся за переданные нерезидентам товары. Экспорт - это вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе.

Во внешнеторговой деятельности товаром признаются движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Поэтому обязанность по репатриации иностранной валюты касается всех организаций-резидентов, занимающихся реализацией вышеуказанных видов имущества.

Практически из любого правила есть исключения. Перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета валюту, приведен в ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании. Из него не усматривается разрешение не зачислять денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, в связи с уплатой неустоек (штрафов, пеней), переуступкой требования. При этом неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение операций по переводу денежных средств, может быть признано обоснованным и не являться нарушением репатриации валюты (при наличии условия во внешнеторговом контракте).

В Методических рекомендациях приведен перечень ситуаций, когда таможенники могут посчитать обоснованным неполучение не всей суммы причитающейся выручки, а части денежных средств по причине изменения количества и качества товара:

В этих случаях недополучение от иностранного партнера денежных средств не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

В Методических рекомендациях уделено внимание не только самому факту получения денежных средств поставщиком товара, но и срокам, в течение которых они должны быть зачислены на счета в банках. Эти сроки устанавливаются внешнеторговыми контрактами. В случае если внешнеторговый контракт не содержит этого условия, контроль за исполнением резидентом требований репатриации валюты должен осуществляться с использованием документов, содержащих информацию о сроке оплаты товаров (платежа за товары) нерезидентом.

Важно, что определяющим при проверке соблюдения резидентом валютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю, а не факт вывоза товаров с таможенной территории РФ. Последний не всегда освобождает резидента от обязанности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары.

Поставщик товаров на экспорт может быть привлечен к ответственности только тогда, когда достоверно установлено, что:

Получение с нарушением сроков, предусмотренных контрактом, денежных средств за товары, еще не переданные нерезиденту (предварительная оплата), не является нарушением требований по репатриации валюты.

Возврат средств за неввезенные товары

Репатриация денежных средств, уплаченных за неввезенные товары, касается организаций торговли, занимающихся импортом - ввозом товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Для таких организаций поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ являются следующие обстоятельства:

Если товары ввезены в РФ с нарушением срока, предусмотренного контрактом, но в течение срока, установленного для возврата денежных средств, то это не является нарушением ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Представление отчетности по валютным операциям

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции (п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании). Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Им издана и действует в настоящее время Инструкция N 117-И <6>, которой определены, в частности, срок представления резидентом в уполномоченный банк документов для оформления паспорта сделки (п. 3.14 Инструкции N 117-И) и срок представления документов для его переоформления (п. 3.15.1 данной Инструкции).

<6> Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк документы, указанные в п. 3.5 Инструкции N 117-И, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору). Обязанность по оформлению паспорта сделки возникает при заключении внешнеторгового контракта, общая сумма которого превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США.

При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, а также контроля валютных операций таможенники могут выявлять нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок. Например, при декларировании товаров в таможенный орган представлен паспорт сделки, оформленный (переоформленный) с нарушением установленных сроков, форма которого не соответствует установленной Банком России или одна или несколько граф которого заполнены с нарушением соответствующих требований.

Другой случай - когда при декларировании товаров, включенных в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и перемещаемых через таможенную границу РФ, в таможенный орган представлен паспорт сделки с незаполняемыми графами, в которых не проставлен символ X, что является нарушением правил оформления паспортов сделок. Тогда у должностного лица есть основания привлечь организацию к административной ответственности. Однако сделать это следует с учетом наличия состава административного правонарушения, его субъективной стороны, которая заключается в выяснении того, имелась ли у резидента возможность для соблюдения правил заполнения граф паспорта сделки.

Напомним, ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение сроков хранения учетных и отчетных документов (паспортов) сделок предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления (переоформления) паспортов сделок. Субъектами правонарушения являются резиденты - должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Как видим, таможенникам даны не общие, а вполне конкретные рекомендации, и если организации торговли будут их учитывать, то у них будет больше шансов избежать штрафных санкций за невнимательность и несвоевременность оформления документов по осуществляемым валютным операциям.

В заключение

Для того чтобы избежать немалых штрафных санкций, торговой организации, работающей с иностранными партнерами, следует уделить внимание соблюдению всех требований валютного законодательства. Самое сложное - исполнить обязанность по репатриации валюты, так как в этом вопросе многое зависит не от российской организации, а от обязательности и порядочности зарубежного партнера. В Методических рекомендациях в помощь компаниям-резидентам приведен комплекс основных мер, которые следует предпринять для исполнения обязанности по репатриации иностранной валюты.

На стадии предконтрактной подготовки организации следует выяснить через торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежность и деловую репутацию.

На стадии заключения контракта можно принять такие меры, как:

После неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:

Продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, либо сроков возврата денежных средств за не переданные резиденту товары путем заключения дополнения к контракту тоже может свидетельствовать об отсутствии правонарушения в случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.

Надеемся, что Методические рекомендации помогут не только таможенникам в выявлении нарушений валютного законодательства, но и организациям эти нарушения не допускать при осуществлении валютных операций.

В.А.Петров

Эксперт журнала

"Торговля: бухгалтерский

учет и налогообложение"