Мудрый Экономист

Оплата труда специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 8

Установление оплаты труда специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, производится в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования тренеров-преподавателей и специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, при переходе на новую систему оплаты труда, утвержденными Приказом Минспорттуризма России от 28.12.2009 N 1273 (далее - Методические рекомендации). Не так давно Приказом Минспорттуризма N 197 <1> были внесены изменения в указанный нормативный акт. В данной статье рассмотрим порядок формирования оплаты труда специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва в соответствии с новой редакцией Методических рекомендаций.

<1> Приказ Минспорттуризма России от 17.03.2010 N 197 "О внесении изменений в Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 28.12.2009 N 1273".

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 33 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в целях подготовки спортсменов создаются и осуществляют деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, производящие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса. Организация учебно-тренировочного процесса включает в себя проведение учебно-тренировочных мероприятий и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования.

К образовательным учреждениям, выполняющим указанные задачи, относятся образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Стоит отметить, что настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания методической помощи при переходе на новую систему оплаты труда работников учреждений образования, осуществляющих подготовку спортивного резерва, по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования работников детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (далее - учреждения), исходя из целей и этапов спортивной подготовки, а также спортивных достижений занимающихся.

Напомним, что в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ о введении новых систем оплаты труда <2> федеральные бюджетные учреждения обязаны были перейти на новые системы оплаты труда с 1 декабря 2008 г. Вместе с тем для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений таких сроков установлено не было. Большинство из них уже перешли на новые системы оплаты труда, а у некоторых до сих пор такие системы находятся в стадии разработки. Именно таким учреждениям в первую очередь и будет интересна представленная информация. Остальным образовательным учреждениям в сфере физической культуры и спорта не помешает вспомнить основные положения формирования систем оплаты труда, а также принципы материального стимулирования своих работников.

<2> Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Обратим ваше внимание на то, что при установлении в 2010 г. систем оплаты труда и материального стимулирования образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, кроме Методических рекомендаций необходимо учитывать:

Должностные оклады

В соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций при определении основных условий оплаты труда работников образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, необходимо разработать минимальные размеры должностных окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ) с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей деятельности.

Напомним, что ПКГ по должностям работников физической культуры и спорта утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2008 N 225н.

Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников образовательных учреждений в сфере физической культуры и спорта приведены в Приложении 3 к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Минспорттуризма России, по виду экономической деятельности "Образование", утвержденному Приказом Минспорттуризма России от 08.06.2009 N 371.

Необходимо учитывать, что минимальные размеры должностных окладов должны быть установлены не ниже действующих на момент введения новой системы оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки.

К сведению. Особенности порядка и условий оплаты труда тренеров-преподавателей указаны в разд. 3 Методических рекомендаций.

Повышающие коэффициенты к окладу

К минимальным должностным окладам (ставкам заработной платы) по соответствующим ПКГ с учетом обеспечения финансовыми средствами рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты (п. 2.2 Методических рекомендаций):

Повышающие коэффициенты к должностным окладам (ставкам) устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.

Применение повышающих коэффициентов к должностным окладам работников не образует новый должностной оклад и не учитывается при начислении стимулирующих и компенсационных выплат.

Повышающий коэффициент квалификации. Указанный коэффициент устанавливается с учетом уровня профессиональной подготовки, компетентности и квалификации работника.

Обратите внимание! Установленные повышающие коэффициенты при применении между собой складываются (а не перемножаются) (п. 2.2 Методических рекомендаций).

Размер выплат в связи с применением такого коэффициента к должностному окладу определяется путем умножения размера должностного оклада работника на повышающий коэффициент, при применении коэффициента к ставке заработной платы - путем умножения ставки заработной платы с учетом объема фактической педагогической нагрузки на повышающий коэффициент.

Выплаты по повышающему коэффициенту носят стимулирующий характер.

В п. 2.2.1 Методических рекомендаций приведены следующие размеры коэффициента квалификации: до 0,8 по высшей категории, до 0,5 и до 0,3 по первой и второй категориям соответственно.

Присвоение работникам квалификационных категорий осуществляется аттестационной комиссией органов исполнительной власти субъекта РФ с учетом требований к результатам их работы, рекомендованных федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Для справки. Коэффициент квалификации по должностям "спортсмен" и "спортсмен-инструктор" устанавливается в зависимости от наличия спортивного разряда, спортивного звания.

Повышающий коэффициент специфики работы. Он учитывает особенности функционирования учреждения, а также специализированных отделений внутри учреждения.

Коэффициент специфики работы для работников специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, а также на этапе совершенствования спортивного мастерства детско-юношеских спортивных школ и в неспециализированных отделениях специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва рекомендуется устанавливать в размере до 0,15 к должностному окладу, ставке заработной платы с учетом объема фактической педагогической нагрузки (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Персональный повышающий коэффициент. Такой коэффициент устанавливается работнику с учетом сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.

Указанный повышающий коэффициент устанавливается персонально в отношении конкретного работника на основании решения, принятого руководителем учреждения.

Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента - до 5.

Персональный повышающий коэффициент устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года (п. 2.4 Методических рекомендаций).

Стимулирующие выплаты

Конкретные размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера определяются образовательными учреждениями, осуществляющими спортивную подготовку, самостоятельно в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждений, а также средств от приносящей доход деятельности и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (п. 4.1 Методических рекомендаций).

В учреждениях, осуществляющих подготовку спортивного резерва, могут устанавливаться следующие стимулирующие выплаты:

К сведению. Максимальный размер указанных выплат не ограничивается. При этом стоит учитывать, что на выплаты стимулирующего характера рекомендуется направлять не менее 30% фонда оплаты труда (п. 4.1 Методических рекомендаций).

Выплата за участие в подготовке спортсмена высокого класса, обучающегося в учреждении. Рекомендуемые размеры стимулирующей выплаты работникам за подготовку и (или) участие в подготовке спортсмена высокого класса в спортивных дисциплинах, включенных в программу Олимпийских игр, а также иным работникам, непосредственно участвующим в его подготовке, приведены в таблице 6 Методических рекомендаций. По видам спорта (спортивным дисциплинам), включенным во Всероссийский реестр видов спорта, но не включенным в программу Олимпийских игр, стимулирующие выплаты к должностному окладу, ставке заработной платы работника рекомендуется устанавливать в размере на 25 - 50% ниже размера, установленного для видов спорта (спортивных дисциплин), включенных в программу Олимпийских игр.

Для справки. Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) утвержден Приказом Госкомспорта России от 15.01.2004 N 22.

Указанная стимулирующая выплата устанавливается в процентах к должностному окладу (ставке заработной платы) исходя из наивысшего статуса официальных спортивных соревнований на основании протоколов или выписки из протоколов спортивных соревнований и действует с момента показанного спортсменом спортивного результата или с начала учебного (финансового) года (соответственно сдвигая срок действия) в течение одного календарного года, а по международным спортивным соревнованиям - до проведения следующих международных спортивных соревнований данного статуса (за исключением случаев их проведения в том же календарном году, в котором показан спортивный результат).

В случае, когда в период действия указанной выплаты спортсмен улучшил спортивный результат, ее размер, соответственно, увеличивается, и устанавливается новое исчисление срока его действия.

Стоит учитывать, что выплаты за участие в подготовке спортсмена высокого класса устанавливаются работникам учреждения, непосредственно участвующим в процессе подготовки спортсмена высокого класса. К ним относятся инструкторы-методисты, тренеры-преподаватели по смежным видам спорта, хореографы, концертмейстеры, массажисты, медицинские работники, механик по техническим видам спорта и др.

Выплаты за качество выполняемых работ. В соответствии с п. 4.4 Методических рекомендаций такие выплаты рекомендуется устанавливать работникам, имеющим:

При наличии нескольких оснований для установления стимулирующей выплаты за качество выполняемых работ она определяется по одному (наивысшему) основанию.

Рекомендуемые размеры данных стимулирующих выплат приведены в таблице 7 Методических рекомендаций.

Выплаты молодым специалистам. Такие выплаты рекомендуется применять в целях привлечения и укрепления кадрового тренерско-преподавательского состава.

Стимулирующие выплаты молодым специалистам устанавливаются тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам в возрасте до 30 лет в течение трех первых лет работы, если они отвечают одновременно следующим требованиям (п. 4.5 Методических рекомендаций):

Обратите внимание! В настоящее время норма часов педагогической работы за ставку заработной платы определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".

Выплаты за стаж работы, выслугу лет. Согласно п. 4.6 Методических рекомендаций данные выплаты устанавливаются в целях укрепления кадрового состава учреждений. Выплаты за стаж работы (выслугу лет) рекомендуется устанавливать в следующих размерах (таблица 8 Методических рекомендаций): 5% к должностному окладу (ставке заработной платы) - при наличии стажа работы от 5 до 10 лет; 10% - от 10 до 20 лет; 20% - свыше 20 лет.

При этом в целях установления выплаты за стаж работы, выслугу лет необходимо учитывать педагогический стаж работы.

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. Такие выплаты носят разовый характер и устанавливаются либо в процентах к должностному окладу (ставке заработной платы), либо в абсолютном размере.

Следует учитывать, что указанные стимулирующие выплаты устанавливаются работникам учреждения, непосредственно участвующим в обеспечении высококачественного учебно-тренировочного процесса, - это тренеры-преподаватели, заместители директора по учебно-тренировочной, спортивной работе, инструкторы-методисты, концертмейстеры, хореографы и др. (п. 4.7 Методических рекомендаций).

Рекомендуемые размеры выплат за интенсивность и высокие результаты работы приведены в таблице 9 Методических рекомендаций.

Премиальные выплаты. Премирование работников осуществляется по решению руководителя учреждения, а размеры и условия выплаты премий устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на оплату труда, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных на указанные цели.

Конкретные размеры премиальных выплат могут устанавливаться как в процентном отношении к должностному окладу (ставке заработной платы), так и в абсолютном значении.

При формировании размеров премиальных выплат учитываются (п. 4.8 Методических рекомендаций):

Компенсационные выплаты

Тренерам-преподавателям и специалистам образовательных учреждений, осуществляющим подготовку спортивного резерва, могут выплачиваться следующие компенсационные выплаты:

Стоит отметить, что выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностному окладу (ставке заработной платы), не образуют новых окладов (ставок) и не учитываются при установлении иных стимулирующих или компенсационных выплат к окладу (ставке) (п. 5.2 Методических рекомендаций).

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Учет драгоценных металлов
 
Материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд