Мудрый Экономист

Порядок перечисления остатков средств от приносящей доход деятельности и средств во временное распоряжение

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2010, N 7

Приказом Минфина России от 13.04.2010 N 33н утвержден Порядок перечисления в 2010 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета (далее - Порядок N 33н).

Порядок N 33н подготовлен в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Отметим, что Порядок N 33н не является каким-либо нововведением: в 2009 г. действовал аналогичный Порядок, утвержденный Приказом Минфина России от 15.05.2009 N 46н.

Напомним, что в прошлом году в Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ о федеральном бюджете на 2009 г. были внесены изменения Федеральным законом от 28.04.2009 N 76-ФЗ, касающиеся порядка использования остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение (далее - внебюджетные средства).

Так, был добавлен новый пункт, согласно которому остатки внебюджетных средств могут перечисляться Федеральным казначейством в 2009 г. с соответствующих счетов территориальных ОФК в федеральный бюджет с их возвратом в конце года.

Эта новая норма позволила привлекать средства с балансовых счетов органов Федерального казначейства N 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" (далее - счет 40503) и N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений" (далее - счет 40302) на единый счет Федерального казначейства. Содержание этой нормы в Законе о бюджете связано с остатками средств, которые числятся на счетах 40503 и 40302 Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - УФК). В целом по стране на счете 40503 числятся остатки средств в размере примерно 80 млрд руб., на счете 40302 - около 20 млрд руб. Вместе с тем эти суммы могут быть временно использованы в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Примечание. В Письме от 02.06.2010 N 42-7.4-05/5.2-344 Федеральное казначейство разъяснило вопрос открытия лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных образований.

Как сказал в интернет-интервью от 30 апреля 2010 г. руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин, "когда случился кризис ликвидности в банковской системе, государство в лице Министерства финансов РФ и Федерального казначейства России оказало существенную помощь последней, предоставив одномоментно через механизм размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты порядка восьмисот миллиардов рублей".

Обратите внимание, что новая норма не затрагивает существующих прав бюджетных учреждений по получению доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и по осуществлению расходов за счет этих средств. Такое использование средств является лишь одной из форм управления ликвидностью на счетах, открытых ОФК.

Положения Порядка N 33н распространяются на следующих участников бюджетного процесса:

Федеральное казначейство обеспечивает ежедневное перечисление УФК остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение. Речь идет о перечислении остатков средств с единых счетов 40503 и 40302 УФК на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета" (далее - счет 40105).

Кассовые выплаты бюджетных учреждений производятся в срок не позднее второго рабочего дня после представления ими в территориальные ОФК платежных документов (Заявок на кассовый расход, Заявок на возврат, Заявок на получение наличных денег).

Федеральное казначейство ежемесячно не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представляет в Минфин сведения о суммах средств, фактически перечисленных на счет Федерального казначейства 40105 со счетов УФК 40503 и 40302, а также со счета 40105 на счета УФК.

Из Порядка N 33н исключена норма о том, что Федеральное казначейство представляет в Минфин России информацию о случаях возврата ОФК заявок федеральных бюджетных учреждений в связи с недостаточностью остатка средств на счетах УФК.

При завершении финансового года, после 24 декабря 2010 г., перечисление средств со счетов УФК 40503 и 40302 на счет Федерального казначейства 40105 не осуществляется.

Федеральное казначейство в целях обеспечения возврата средств из федерального бюджета перечисляет не позднее 28 декабря 2010 г. со счета Федерального казначейства 40105 на счета УФК 40503 и 40302 суммы, подлежащие возврату из федерального бюджета.

В целях реализации Порядка N 33н Федеральное казначейство разработало Порядок взаимодействия Федерального казначейства и его территориальных органов при перечислении в 2010 г. остатков внебюджетных средств, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 04.06.2010 N 133 (далее - Приказ N 133) и вступивший в действие с 24.06.2010.

Рассмотрим основные этапы взаимодействия Федерального казначейства с УФК.

Пунктом 2.1 Приказа N 133 установлено, что УФК ежедневно осуществляют перечисление остатков средств со своих счетов на счет Федерального казначейства. Для этого УФК оформляют расчетные документы и предоставляют их в подразделения расчетной сети Центрального банка РФ. Таким образом, все остатки со счетов УФК аккумулируются на счете Федерального казначейства.

Обеспечение УФК средствами для осуществления оплаты денежных обязательств федеральных бюджетных учреждений за счет внебюджетных средств происходит на основании Консолидированной заявки.

Консолидированная заявка составляется на основании Заявок на кассовый расход, Заявок на возврат и (или) Заявок на получение наличных денег, представляемых в УФК и ОФК федеральными бюджетными учреждениями. Все они включаются в Консолидированную заявку в соответствии со сроком их исполнения.

Ответственность за соответствие суммы, указываемой в Консолидированной заявке, направляемой УФК в Федеральное казначейство, предполагаемым кассовым выплатам возлагается на руководителя УФК или уполномоченное им лицо.

В случае если Консолидированная заявка соответствует установленным требованиям, Федеральное казначейство осуществляет подготовку и направление в учреждение Центрального банка РФ расчетных документов на перечисление средств со своего счета на счета, открытые УФК.

Таким образом, на счете УФК появляется тот остаток средств, который необходим для осуществления кассового расхода.

Е.А.Король

К. э. н.,

советник государственной

гражданской службы РФ 3-го класса

Управление Федерального казначейства

по Хабаровскому краю

Используем средства ФСС РФ "на травматизм": практические примеры
 
Новации и традиции в развитии методологии аудита эффективности