Мудрый Экономист

Особенности закупки лекарственных средств и медицинского оборудования за счет бюджетных ассигнований

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7

В предыдущем номере журнала в рамках заявленной темы мы выяснили, кто может являться государственным (муниципальным) заказчиком, ознакомились со способами размещения госзаказов и порядком закупки медицинского оборудования путем проведения открытого конкурса. В продолжение темы рассмотрим особенности размещения государственных (муниципальных) заказов путем открытого аукциона, запроса котировок и у единственного поставщика с учетом разъяснений компетентных органов.

Закупка лекарственных средств и медицинского оборудования путем проведения открытого аукциона

Порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона регулирует гл. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).

Так, согласно п. 1 ст. 32 данного Закона аукционом на право заключить государственный (муниципальный) контракт считаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 37 указанного Закона, а именно:

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона N 94-ФЗ извещение о проведении открытого аукциона опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании <1> и размещается на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В случае, когда аукцион на поставку лекарственных средств для федеральных нужд признан несостоявшимся <2> и заказчик, уполномоченный орган принимает решение о проведении повторного аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, признанном несостоявшимся, извещение о проведении такого аукциона размещается на официальном сайте не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

<1> С 01.01.2011 извещение о проведении открытого аукциона будет размещаться только на официальном сайте, публиковаться в официальном печатном издании оно не будет (изменение внесено Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
<2> Напомним, аукцион может быть признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в нем. Также на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе может быть принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников размещения заказа, подавших данные заявки.

Обратите внимание! Сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона (п. 6 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ). Документация об аукционе предоставляется в порядке, установленном ст. 23 названного Закона для конкурсной документации в случае проведения открытого конкурса (п. 7 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ).

В силу п. 5 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ к документации об аукционе должен быть приложен проект государственного (муниципального) контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Пунктом 2 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара (работ, услуг), к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к его размерам, упаковке, отгрузке, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении.

При этом, как указано в п. 2.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ, не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к его квалификации, включая наличие опыта работы), а также к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Федеральным законом N 94-ФЗ.

Исходя из п. 3 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае если в документацию об аукционе включено указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в ней также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Заметим, эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ.

Кроме того, при проведении аукциона на право заключить контракт на поставку печатных изданий документация об аукционе может содержать указание на наименование печатного издания, автора (при его наличии), при этом слова "или эквивалент" не используются (п. 3.2 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ). Если в документацию об аукционе включено требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого размещается заказ, к документации об аукционе на основании п. 4.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ может быть приложен такой образец или макет товара. В этом случае данный образец или макет товара является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Однако документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (п. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ).

Закупка лекарственных средств и медицинского оборудования путем запроса котировок

Правила размещения заказа путем запроса котировок регулируются гл. 4 Федерального закона N 94-ФЗ.

Так, согласно п. 1 ст. 42 данного Закона под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах (работах, услугах) для государственных (муниципальных) нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В силу п. 2 ст. 42 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем запроса котировок цен товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений п. 3 указанной статьи. То есть заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала. При этом под одноименными товарами (одноименными работами, одноименными услугами) следует понимать товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе товаров (работ, услуг) в соответствии с номенклатурой товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (п. 6.1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ). Заметим, указанная номенклатура в настоящее время не утверждена.

Вместе с этим в Письме Минэкономразвития России от 05.03.2009 N Д05-1126 разъяснено, что на сегодняшний день номенклатура товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд разрабатывается Минэкономразвития и будет утверждена после согласования с федеральными органами исполнительной власти. После утверждения указанной номенклатуры будет рассмотрен вопрос о целесообразности приведения нормативно-правовых актов, связанных с закупкой продукции для государственных (муниципальных) нужд, в соответствие единому классификатору. Кроме того, в настоящее время решается вопрос о приведении в соответствие единому классификатору действующих нормативно-правовых актов до утверждения номенклатуры товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд.

Интернет-ресурс. Разработанный проект номенклатуры товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд размещен на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru под рубрикой "Информация для заказчиков и участников размещения заказов" в подразделе "Нормативные правовые акты и письма Минэкономразвития России" раздела "Законодательство о размещении заказов".

В Письмах Минэкономразвития России от 04.09.2009 N Д05-4329 и от 01.09.2009 N Д05-4329 сообщается, что разработанным проектом предусматривается отнесение лекарственных средств к одной группе, а фармацевтических препаратов - к двум группам: "Основные фармацевтические продукты" и "Прочие фармацевтические продукты".

В то же время указанная версия проекта не является окончательной, проект дорабатывается министерством с учетом замечаний, полученных от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Использование номенклатуры государственными (муниципальными) заказчиками будет возможно только после ее официального утверждения приказом Минэкономразвития. На это указано в Письме Минэкономразвития России от 16.10.2008 N Д05-4457.

Обратите внимание! До утверждения номенклатуры товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд заказчик самостоятельно определяет, какие товары (работы, услуги) являются одноименными, исходя из того, что под одноименными товарами (одноименными работами, одноименными услугами) понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары (работы, услуги), которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (результатов работ, услуг), являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (п. 19 ст. 65 Федерального закона N 94-ФЗ).

Закупка лекарственных средств и медицинского оборудования у единственного поставщика

Согласно п. 1 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный (муниципальный) контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Ограниченный перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) приведен в п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ. Согласно пп. 6 и 14 указанного пункта размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в следующих случаях:

  1. Если возникла потребность в определенных товарах (работах, услугах) вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить контракт на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в количестве (объеме), необходимом для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом он в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд субъекта РФ), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд муниципального образования). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным (муниципальным) заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, а также копия заключенного контракта.

Согласно разъяснениям Минэкономразвития, приведенным в Письме от 12.08.2009 N Д05-4029, к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Сюда же можно отнести и ликвидацию аварий (например, прорыв батареи отопления или канализации). При этом отмена проведенных торгов по решению контрольного органа, когда потребность в товарах (работах, услугах) является срочной (продукты питания, медикаменты, монтаж охранно-пожарной сигнализации по предписаниям органов пожарного надзора) и срыв их поставки может привести в дальнейшем к негативным последствиям, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. В данном случае размещение заказа в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ неправомерно.

Обратите внимание! Позднее принятие федерального бюджета не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы (Письмо Минэкономразвития России от 08.09.2009 N Д05-4387).

  1. Если поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд осуществляются в течение квартала на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

На сегодняшний день для целей размещения заказов в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ государственные (муниципальные) заказчики руководствуются пороговым значением, установленным Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У, в сумме 100 000 руб.

При этом Федеральный закон N 94-ФЗ не устанавливает в данном случае обязательное требование о заключении именно государственного (муниципального) контракта. Заказчик может осуществить закупку товаров на сумму до 100 000 руб. в течение одного квартала с оформлением иного гражданско-правового договора в соответствии с Гражданским кодексом.

Вместе с этим Федеральным законом N 94-ФЗ не установлены ограничения на участие в одной и той же процедуре размещения заказа, с учетом соблюдения сроков (раз в квартал), одного и того же поставщика (Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2008 N Д05-4673). Одновременно количество организаций-поставщиков, с которыми могут быть заключены договоры согласно пп. 14 п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, законодательством не ограничено (Письмо Минэкономразвития России от 24.09.2008 N Д05-4059).

Таким образом, если размещение заказа осуществляется в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, то необходимо заключать государственный (муниципальный) контракт, если в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ - могут быть заключены как государственные (муниципальные) контракты, так и иные гражданско-правовые договоры.

Ю.Лермонтов

Консультант

Минфина России

Диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
 
Правовой статус бюджетных учреждений здравоохранения на грани переворота