Мудрый Экономист

Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

"Бухгалтер и закон", 2008, N 2

Действующее налоговое законодательство направлено на защиту интересов не только государства в лице налоговых органов, но и самих налогоплательщиков, предоставляя им различные гарантии. Одной из таких гарантий является предусмотренная ст. 79 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) обязанность налоговых органов возвратить излишне взысканную сумму налога, сбора, пеней, а в соответствии с редакцией, вступившей в действие с 1 января 2007 г., также и штрафа.

Возврат излишне взысканной суммы с налогоплательщика производится, если:

Обратите внимание, что в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) положения, предусматривающие осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам, вступают в силу с 1 января 2008 г. (п. 2 ст. 7 Закона N 137-ФЗ). На процедуру возврата излишне взысканных сумм налога распространяются те же переходные положения, что и для возврата излишне уплаченных сумм налога (см. п. 1 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ налоговые органы по заявлению налогоплательщика должны принять решение о возврате суммы излишне взысканного налога. Такое решение принимается в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика. В заявлении указываются:

На основании изменений, внесенных в комментируемый пункт, установлено, что в случае принятия решения о возврате на налоговые органы возложена обязанность по направлению поручения на возврат суммы излишне взысканного налога в территориальный орган Федерального казначейства. Такая обязанность исполняется до истечения 10-дневного срока, установленного для принятия соответствующего решения.

В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания налога. Такой же срок установлен для подачи заявления на возврат по решению суда.

Исковое заявление в суд подается в течение трех лет, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания.

Согласно п. 4 ст. 79 НК РФ налоговый орган при установлении факта излишнего взыскания налога в обязательном порядке письменно сообщает об этом налогоплательщику. В соответствии с внесенными в указанный пункт изменениями срок для такого сообщения сокращен с одного месяца до 10 дней. Сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлены правила возврата излишне взысканного налога:

Пунктом 6 ст. 79 НК РФ установлена обязанность территориального органа Федерального казначейства осуществить возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов и уведомить налоговый орган о дате этого возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В том случае если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, то на основании п. 7 ст. 79 НК РФ налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Они рассчитываются исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога. Для принятия такого решения установлен 3-дневный срок.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Правила, установленные комментируемой статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Ранее не было прямого указания на возврат излишне взысканных штрафов, поэтому налоговые органы отказывали в таком возврате (Письмо Минфина России от 03.10.2005 N 03-02-07/1-256). В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 79 НК РФ, действия установленных в ней норм распространяются также и на возврат излишне взысканных штрафов. Теперь налогоплательщики имеют право на такой возврат.

В отношении государственной пошлины положения данной статьи применяются с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК РФ.

При применении комментируемой статьи следует обратить внимание на документы МНС России и Конституционного Суда РФ:

  1. Письмо МНС России от 05.06.2002 N ШС-6-14/793 "О доказывании в судах неправомерности возмещения налога на добавленную стоимость":

"В настоящее время отсутствует законодательное закрепление отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при неперечислении поставщиком соответствующей суммы налога в бюджет. В связи с этим отказ в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков-экспортеров о возмещении уплаченного НДС, предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При этом в соответствии с правилами судопроизводства доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае - налогового органа)".

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации":

"По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Исходя из этой презумпции в пункте 3 мотивировочной части Постановления специально подчеркивается, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика. Следовательно, на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в его мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.

...в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".

  1. Приказ МНС России от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 "О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)", в соответствии с которым:

М.В.Белоусова

Юрист

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"