Мудрый Экономист

Особенности приема на работу руководителя организации

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2010, N 6

Труд руководителей организации подлежит особому правовому регулированию. В частности, в ТК РФ этому посвящена гл. 43. Кроме того, на руководителей организации распространяются нормы иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также учредительных документов юридического лица (организации) и локальных нормативных актов. В данной статье рассмотрим особенности приема на работу руководителя организации, вопросы, возникающие при этом.

Всегда ли устанавливается испытательный срок?

По структуре трудовой договор с руководителем организации ничем не отличается от других трудовых договоров и составляется по правилам ст. 57 ТК РФ. Однако непосредственно условия отличаются. Сразу обратим внимание на порядок установления испытательного срока: по общему правилу испытательный срок не может превышать трех месяцев, но для руководителей организаций может составлять до шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

Вместе с тем следует помнить, что согласно ст. 275 ТК РФ заключению трудового договора могут предшествовать проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другие процедуры. В указанных случаях согласно абз. 1 ч. 4 ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается. Необходимость проведения конкурса или избрания для назначения на должность может быть предусмотрена как нормативными правовыми актами, так и учредительными документами или локальными нормативными актами организации.

Например, для замещения должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия конкурс проводится на основании и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" (ред. от 31.12.2009, далее - Постановление N 234) и приказами соответствующего министерства, например Приказом Роскомнадзора от 02.02.2010 N 80 "Об утверждении Порядка работы комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций". Поскольку ведомственные приказы издаются согласно Постановлению N 234, рассмотрим основные положения, касающиеся проведения конкурса, изложенные в утвержденном данным Постановлением Положении о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (далее - Положение).

Конкурс объявляется и проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным назначать на должность руководителя федерального государственного унитарного предприятия. К участию в конкурсе допускаются физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия, опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года и отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя предприятия (п. 9 Положения). Для участия в конкурсе необходимо представить ряд документов, названных в п. 10 Положения. Конкурс проводится в два этапа: на первом этапе претендентам предлагаются тестовые задания на проверку знаний отраслевой специфики предприятия, основ гражданского, трудового, налогового, банковского законодательства, основ управления предприятием и др. На втором этапе рассматриваются предложения по программе деятельности предприятия. Победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший, по мнению комиссии, наилучшую программу деятельности. В месячный срок со дня определения победителя конкурса федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке заключает с победителем трудовой договор (п. п. 12 - 15 Положения).

В случае, когда государственное унитарное предприятие находится в собственности субъекта РФ, при проведении конкурса на замещение должности руководителя данного предприятия необходимо руководствоваться также правовыми актами субъекта РФ, например, администрацией Нижегородской области принято Постановление от 17.07.2000 N 171 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей государственных унитарных предприятий" (ред. от 13.09.2006).

Главы местных администраций также назначаются на должность в результате избрания по конкурсу (ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010).

Испытательный срок не устанавливается ректору - лицу, осуществляющему непосредственное управление высшим учебным заведением, поскольку он избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий пяти лет, по результатам обсуждения программ претендента (претендентов). Порядок избрания ректора устанавливается уставом высшего учебного заведения (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71).

Главные врачи также назначаются на должности. Например, согласно п. 6 Примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.01.2007 N 56, руководство детской поликлиникой, созданной как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, осуществляет главный врач, который назначается на должность и освобождается от должности органом местного самоуправления. Руководство детской поликлиникой, созданной в структуре лечебно-профилактического учреждения, осуществляет заместитель главного врача (заведующий отделением), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения.

На что влияет дисквалификация?

Ограничивает прием на работу руководителя организации наличие дисквалификации в качестве меры административного наказания, устанавливаемой на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Поэтому при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению организацией лицо, уполномоченное заключить договор (контракт), обязано запросить информацию о дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Для этого необходимо подать соответствующий запрос в управление внутренних дел соответствующего субъекта. Если кандидат на замещение должности руководителя организации имеет дисквалификацию, работодатель не вправе заключать с ним трудовой договор на замещение данной должности. Если же вопреки этому трудовой договор был заключен, помните об ответственности, установленной ст. 14.23 КоАП РФ. В частности, осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влекут наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 руб. (Подробнее о дисквалификации - в статье Г.А. Соловьевой на стр. 17 - 25.)

В связи с указанным и в силу ст. 84 ТК РФ такой трудовой договор подлежит прекращению. Следует учитывать, что если нарушение установленных ТК РФ и иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работодатель до прекращения трудового договора должен предложить работнику другие вакантные должности или работу, соответствующую квалификации работника, а также и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Если же вакансии отсутствуют или работник отказывается от перевода, ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В случае, когда нарушение указанных правил заключения трудового договора было допущено по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие не выплачивается.

Срок трудового договора

В отличие от трудового договора с большинством других работников в отношении договора с руководителем организации действует специальная норма, разрешающая заключать по соглашению сторон срочный трудовой договор (абз. 7 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Согласно ст. 275 ТК РФ в этом случае срок действия трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. Если же в нормативных правовых актах отсутствует прямое указание на заключение с руководителем срочного трудового договора, то трудовые отношения руководителя с обществом могут быть заключены на неопределенный срок. То есть трудовой договор может быть как срочным, так и бессрочным, что определяется законом, учредительными документами и соглашением сторон. Однако если заключается срочный трудовой договор, то его срок не может превышать пяти лет.

Здесь же отметим ограничение по возрасту для замещения руководящей должности. Наиболее распространено установление предельного возраста для замещения должности гражданской службы - 65 лет (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 14.02.2010, далее - Закон N 79-ФЗ)).

Кроме того, в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) могут замещаться лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации (ч. 12 ст. 332 ТК РФ).

При определении срока трудового договора необходимо помнить вышеуказанные положения, поскольку, например, в отношении гражданских служащих действует специальная норма, предусмотренная п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ, устанавливающая прекращение служебного контракта, освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы в связи с достижением последним предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Если же законом не установлен предельный возраст для замещения руководящей должности, то указание подобных положений в локальных нормативных актах будет нарушением закона, поскольку ст. 3 ТК РФ установлен запрет на ограничение в трудовых правах и свободах в том числе по признаку возраста, если это не связано с деловыми качествами работника.

Режим работы и отдыха

Статьей 57 ТК РФ предусмотрено, что в трудовом договоре необходимо указывать режим рабочего времени и времени отдыха, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у работодателя. Как правило, руководители организаций осуществляют свою трудовую деятельность в том же режиме, что и остальные работники (например, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными). В случае непрерывного производства руководителю устанавливается определенный режим труда и отдыха. Во избежание возможных споров рекомендуем указывать режим труда и отдыха в трудовом договоре.

Чаще всего руководителям устанавливается ненормированный рабочий день. За него согласно ст. 119 ТК РФ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней. Ведомственными правовыми актами может быть установлена большая по сравнению с установленным ТК РФ продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день. Например, Приказом ФСС РФ от 22.06.2009 N 146 "О продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников Фонда социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органов" установлен отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью от 8 до 14 календарных дней в зависимости от занимаемой должности. Подобные правовые акты также необходимо учитывать при составлении с руководителем организации трудового договора и включать в его текст их положения, относящиеся к конкретному работнику.

Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884. В отношении государственных служащих действует Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 N 1090, утвердившее Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день.

Материальная ответственность

Согласно ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом понимаются реальное уменьшение наличного имущества организации или ухудшение его состояния (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у организации, если последняя несет ответственность за его сохранность), а также необходимость произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Несмотря на то что данные положения распространяются на руководителей организации, даже если они не были включены в трудовой договор, рекомендуем дублировать эту норму в тексте договора во избежание возможных споров.

В заключение скажем, что Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н утверждены Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме, формулировки которых могут быть использованы при составлении трудового договора и с руководителем организации, но с поправкой отдельных положений. Кроме того, некоторыми ведомствами приняты правовые акты, утвердившие текст примерных трудовых договоров. Так, Приказом Росавиации от 20.10.2005 N 69 утверждены примерные трудовые договоры с руководителями федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта.

М.В.Блинова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

Обязанности работодателя в отношении работников-доноров
 
Признать недействительными