Мудрый Экономист

БСО в учреждении

"Бюджетный учет", 2010, N 6

Многие учреждения оказывают платные услуги. В связи с этим бланки строгой отчетности становятся просто необходимы. О том, как учесть их приобретение, и рассказано в статье.

Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Но при условии, что, оказывая услуги населению, они выдают бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, далее - Закон N 54-ФЗ).

Это справедливо и для организаций, которые являются плательщиками ЕНВД (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. N Д05-399), при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Для учреждений такими документами являются квитанция (ф. 0504510) и приходный кассовый ордер (ф. 0310001). Об этом сказано в п. 105 Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н). При приеме наличных денежных средств уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения полученные денежные средства с приложением реестра документов и копий квитанций.

Как изготовить?

Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359, далее - Положение). В последнем случае для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия бланка.

Надо заметить, что для признания документа БСО он должен содержать (п. 3 Положения):

А в документах, которые изготовлены типографским способом, также должны содержаться: сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Если квитанции не будут содержать предусмотренных реквизитов и печати, налоговики могут пересчитать налоги (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2010 г. по делу N А33-9452/2007). Другое дело, что, если организация сможет представить соответствующие договоры на оказание услуг и акты приема-передачи услуг, судьи поддержат ее, а не инспекторов.

Заметим, организации, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется (Письмо Минфина России от 22 августа 2008 г. N 03-01-15/10-303, Постановление ФАС Уральского округа от 16 марта 2010 г. N Ф09-1646/10-С1).

Порядок выдачи и хранения

В случае применения БСО наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке (п. 20 Положения):

а) при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации:

б) при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации:

в) при осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, а другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.

Таким образом, бланки строгой отчетности следует выдавать непосредственно в момент осуществления денежных расчетов (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2010 г. N 17АП-12789/2009-АК). Причем это справедливо и для предоплаты. Ограничиваться лишь оформлением ПКО без выдачи бланков строгой отчетности неправильно. За это грозит штраф по ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Внимание! Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000, на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).

С работником, который ответственен за получение, хранение, учет, выдачу, а также прием от населения наличных денежных средств, должен быть заключен договор о материальной ответственности. Поступившие бланки такой работник принимает в присутствии комиссии, образованной руководителем учреждения (п. 15 Положения). Приемка производится в день поступления бланков документов. При этом проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. Акт, утвержденный руководителем учреждения, является основанием для принятия бланков документов на учет этим работником.

Согласно п. 17 Положения инвентаризация БСО осуществляется одновременно с инвентаризацией наличных денежных средств. При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати организации и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) на обложках (наклеенных на книжки листах) использованных книжек с квитанциями (сброшюрованных бланков), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в кассовой книге.

Нереализованные бланки строгой отчетности списываются и уничтожаются в порядке и сроки, которые утверждены приказом руководителя учреждения. Для этого служит Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816). Его форма применяется и для списания испорченных БСО (в том числе трудовых книжек и вкладышей к ним). Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения на основании ведомости расхождений по результатам инвентаризации.

Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение пяти лет.

Бюджетный учет

Бюджетный учет бланков строгой отчетности осуществляется на счете 03 "Бланки строгой отчетности". Здесь учитывают находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек (вкладыши к ним) и другие бланки строгой отчетности. БСО учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 бланк. Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности. Листы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) учреждения, а также скреплены печатью (штампом) (п. 13 Положения).

Приемка изготовленных в типографии бланков производится по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности. Расходы на оплату договоров на изготовление и приобретение бланочной продукции (в том числе бланков строгой отчетности, первичных учетных документов, регистров бюджетного учета и отчетности и пр.) следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Отражение в учете поступивших из типографии бланков строгой отчетности производят следующими записями:

Дебет 1 401 01 226 (2 106 04 340)

"Расходы на прочие работы, услуги" ("Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)")

Кредит 0 302 09 730

"Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг"

Дебет 0 302 09 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг"

Кредит 1 304 05 226 (2 201 01 610)

"Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате работ, услуг" ("Выбытия денежных средств учреждения со счетов")

одновременно отражают поступление БСО на забалансовом счете:

Выдачу бланков производят записью:

увеличение счета 03 "Бланки строгой отчетности" (касса);

уменьшение счета 03 "Бланки строгой отчетности" (материально ответственное лицо).

Бланки строгой отчетности, подлежащие списанию, отражают в Акте о списании БСО (ф. 0504816). На его основании документы уничтожают и списывают с забалансового счета 03 "Бланки строгой отчетности":

Об учете бланочной продукции, за исключением бланков строгой отчетности, рассказано на странице 57.

А.Ю.Бунина

Аудитор

Оплата отпускного проезда
 
"Бензиновый" учет