Мудрый Экономист

Страхование коммерческих кредитов

"Банковское кредитование", 2010, N 1

На современном этапе развития рынка товаров и услуг немаловажным конкурентным преимуществом для поставщика стало предоставление покупателю отсрочки оплаты, или коммерческого (торгового) кредита, что влечет за собой риск неплатежа. Для нивелирования этого риска используется страхование торговых кредитов. В статье рассматриваются факторы, влияющие на расчет стоимости страхования кредитного риска, а также особенности кредитного страхования на международном рынке.

Стоимость кредитного страхования и факторы, влияющие на нее

При всем своем положительном эффекте для компании-поставщика предоставление отсрочек платежа имеет и негативную сторону. Обычно долги покупателей ничем не обеспечены, что влечет за собой возникновение у компании-поставщика риска просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. Именно в таких случаях во всем мире уже более 100 лет используется специальное направление страхования - страхование торговых кредитов.

Новизна услуги в России, недостаток теоретических исследований и довольно низкий уровень осведомленности и изученности этой сферы подчеркивают актуальность данной проблемы.

Страховые компании предлагают услуги по коммерческому кредитному страхованию, с одной стороны, для торговых и производственных компаний и, с другой - для банков и факторинговых компаний.

К основным условиям страхования относятся следующие:

Договор страхования торговых кредитов пользуется наибольшей популярностью в таких отраслях, как фармацевтика, торговля электроникой и бытовой техникой, косметической продукцией, спортивными товарами и продуктами питания. Кредитное страхование предполагает, что претензии к должнику, не оплатившему свой долг, могут предъявляться только в пределах официальной отчетности и официальных активов на его балансе, поэтому интерес для страховщиков представляют отрасли, которые с точки зрения товарного и финансового оборота наиболее прозрачны.

Рассмотрим стоимость страхования кредитных рисков и факторы, влияющие на нее. Точных тарифов или конкретной формулы расчета стоимости страхования не существует, поскольку она определяется на основе многофакторной модели. Как правило, размер страховой премии колеблется приблизительно от 0,1 до 2%. В основе ее расчета лежат следующие факторы:

Далее эти факторы дополняются конкретными параметрами страхового покрытия, такими как:

Перечисленные параметры также дополняются в ходе переговоров страховщика с потенциальным страхователем, во время которых на основе указанных выше условий формируется приемлемый для сторон набор параметров, в том числе стоимость страхового покрытия. Причем особенность данного вида страхования заключается в том, что зачастую договор страхования обсуждается месяцами, и в течение этого срока многократно меняются потребности и предпочтения страхователя, а самое главное - необходимые страхователю и подтвержденные страховщиком лимиты на дебиторов, поэтому и обсуждаемая стоимость страхования динамично изменяется.

В таблице представлены данные для расчета страховой премии, которая складывается из страховых взносов, установленных на отдельных контрагентов, и зависит от вышеперечисленных факторов.

Таблица

Расчет страхового тарифа для поставщика ОАО "АвтоX"

    Клиент  
  Объем  
поставок
(тыс.
руб.)
 Срок 
(дней)
    Размер   
франшизы (%)
Кредитный
лимит
(тыс.
руб.)
Страховой
тариф (%)
 Страховая
премия
(тыс.
руб.)
 ООО "АвтоА"
  53 500 
  45  
      15     
   6 690 
   1,2   
   80 200
 ОАО "АвтоБ"
  39 000 
  60  
      15     
   6 500 
   0,4   
   26 000
 ООО "АвтоВ"
  45 900 
  30  
      15     
   3 825 
   0,5   
   19 100
 ОАО "АвтоГ"
  12 700 
  50  
      15     
   2 117 
   0,6   
   12 700
 ООО "АвтоД"
 150 300 
  60  
      15     
  25 050 
   0,5   
  125 300
 ОАО "АвтоЕ"
  81 200 
  60  
      15     
  13 534 
   1,3   
  175 900
 ОАО "АвтоЖ"
   7 650 
  45  
      15     
     956 
   0,7   
    6 700
 ОАО "АвтоЗ"
   3 825 
  30  
      15     
     319 
   0,9   
    2 900
 Итого      
 394 075 
  58 991 
  448 800

Из приведенной таблицы видно, что для страхования совокупного кредитного лимита в 58 991 тыс. руб. ОАО "АвтоX" необходимо уплатить страховщику 448 800 тыс. руб. в качестве страховой премии.

Кредитное страхование на международном рынке

На сегодняшний день мировой рынок кредитного страхования высокомонополизирован. Три крупнейшие страховые компании занимают 77,6% от мирового рынка кредитного страхования <1>.

<1> Данные взяты с сайта www.factoringpro.ru.

На рисунке 1 можно увидеть доли мирового рынка, занимаемые крупнейшими страховщиками - Euler Hermes, Atradius и Coface.

Мировой рынок страхования, %

                                         34,7
---------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦ 24,8
22,4 ¦ ¦ ---------¬
---------¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 18,1 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ---------¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Другие Coface Euler Atradius
страховщики Hermes

Рисунок 1

Интересным аспектом данного вида страхования является распределение кредитных лимитов на отдельных поставщиков. Если судить глобально, то у каждого из крупных страховщиков, таких как Coface, Atradius, Euler Hermes, существуют кредитные лимиты на каждую страну, которые определяются на основании анализа различных факторов: суверенного рейтинга страны, политической ситуации в стране, наличия развитых экономических отношений в стране, объема торгового оборота, уровня прозрачности законодательства и т.д. Затем в каждой стране установленный кредитный лимит распределяется по отраслям экономики, что, в свою очередь, обусловлено привлекательностью отрасли, наличием прозрачного законодательства. И уже в пределах отрасли определенный кредитный лимит распределяется между отдельными компаниями. Здесь установление кредитного лимита зависит от анализа финансово-экономических показателей этой компании, ее бухгалтерской отчетности, масштаба деятельности и т.д. Таким образом, как правило, кредитные лимиты на контрагентов устанавливаются в значительно меньших объемах, чем заявленные страхователем в анкете торговые обороты с ними.

На рисунке 2 схематически представлено распределение кредитных лимитов. Он отображает сущность данного распределения. На практике же и стран, и отраслей, естественно, больше.

Схема распределения кредитных лимитов

-----------¬                            ----------------------------------¬
¦ Аргентина¦ ------------¬ ----------->¦ Сырье и материалы ¦
L------------>¦ Бельгия ¦ ¦ L----------------------------------
/¦----- L------------ ¦ ----------------------------------¬
¦ ¦ ------------¬ +---------->¦ Строительство ¦
¦ ¦---->¦ Канада ¦ ¦ L----------------------------------
¦ ¦¦ L------------ ¦ ----------------------------------¬
¦ ¦¦ ------------¬ +---------->¦ Легкая и пищевая промышленность ¦
¦ ¦¦--->¦ Китай +-+ L----------------------------------
------+-+++¬ L------------ ¦ ----------------------------------¬
¦Страховщик¦ ------------¬ +---------->¦ Высокие технологии ¦
L-----T-TTT-->¦ Португалия¦ ¦ L----------------------------------
¦ ¦¦L-- L------------ ¦ ----------------------------------¬
¦ ¦¦ ------------¬ +---------->¦ Транспорт ¦
¦ ¦L--->¦ Россия ¦ ¦ L----------------------------------
¦ ¦ L------------ ¦ ----------------------------------¬
¦/L---¬ ------------¬ +---------->¦ Косметическая промышленность ¦
-----------¬L>¦ Франция ¦ ¦ L----------------------------------
¦ Польша ¦ L------------ ¦ ----------------------------------¬
L----------- L---------->¦ Фармацевтика ¦
L----------------------------------

Рисунок 2

Сравнивая российский и мировой рынки кредитного страхования, можно отметить схожие черты высокой монополизированности рынка. Так, в России доля рынка кредитного страхования, занимаемая основными тремя мировыми страховщиками (Euler Hermes, Atradius и Coface), близка к 90%.

Основными же проблемами кредитного страхования в России можно назвать недостаточное нормативно-правовое обеспечение, недостаточное развитие инфраструктуры рынка, методологические и финансовые проблемы, недоверие и малую информированность о данном инструменте потенциальных страхователей, отсутствие кредитных бюро по организациям и предприятиям. Перспективами развития данной отрасли страхования можно назвать усиление рынка частного кредитного страхования на фоне формирования эффективной государственной программы страхования экспортно-импортных операций, а также адаптацию опыта иностранных страховщиков российскими компаниями к условиям делового оборота в России и установление перестраховочных отношений с международными лидерами кредитного страхования.

С.Я.Лодман

Московский государственный

университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)