Мудрый Экономист

Порядок формирования государственного задания

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2010, N 4

Основные требования к форме и порядку формирования показателей государственного задания на федеральном уровне регламентированы Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1065, далее - Постановление N 1065). На базе требований указанного Положения региональные и муниципальные органы государственной власти разрабатывают собственные нормативные акты, регламентирующие порядок формирования государственного задания на соответственно региональном и муниципальном уровне.

Проанализируем основные требования Постановления N 1065 к формированию отдельных показателей одного раздела государственного задания.

Характеристика работ (подпункт 1)

Данный элемент государственного задания реализован в виде следующей таблицы:

Наименование

работ

Содержание

работ

Планируемый результат выполнения работ

отчетный

год

текущий

финансовый

год

очередной

финансовый

год

первый

год

планового

периода

второй

год

планового

периода

1.

2.

3.

В графе "Наименование работ" в государственном задании для медицинского учреждения будут указаны укрупненные медицинские услуги с детализацией по направлениям лечебной деятельности <1>.

<1> Как правило, каждый показатель, отраженный в графе "Наименование работ", соответствует деятельности одного из профильных структурных подразделений учреждения.

В графе "Содержание работ" кратко описывается порядок их выполнения в соответствии с ведомственными административными регламентами и государственными стандартами медицинской деятельности.

В остальных графах данной таблицы отражаются планируемые результаты выполнения работ с детализацией по годам планового периода. Такими показателями в отношении медицинского учреждения могут быть количество проведенных операций, других медицинских услуг, а также иные количественные измерители результатов выполнения соответствующих работ.

Потребители государственной услуги (подпункт 2)

Данный элемент государственного задания также реализован в виде таблицы, отражающей следующие показатели:

<2> Если количество потребителей государственной услуги невозможно определить (например, в отношении федеральных медицинских центров, не имеющих прикрепленного контингента пациентов), то данная графа не заполняется.

Таким образом, в рамках указанной таблицы отражается как общий и планируемый на соответствующий год объем осуществления соответствующих работ, так и детализация их по способу финансирования <3>.

<3> При этом безвозмездные и платные работы следует указывать в отдельных строках таблицы, а по частично платным работам целесообразно указывать (в скобках) размеры оплачиваемых и неоплачиваемых долей (например, 40/60).

Нормативы объема медицинской помощи на 2010 г., используемые для расчета показателей количества потребителей государственной услуги в данном году, а также в других включенных в государственное задание периодах, в настоящее время определены разд. IV Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811, в следующих размерах на одного прикрепленного пациента в год:

Показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемой государственной услуги (подпункт 3)

Данный элемент государственного задания состоит из двух таблиц и отражает следующие показатели:

а) показатели качества оказываемой государственной услуги:

Данный элемент государственного задания имеет целью четко определить качественные параметры анализа результатов оказания государственной услуги, поэтому он формируется, как правило, с привлечением специалистов по профилю основной деятельности учреждения;

б) объем (состав) оказываемой государственной услуги (в натуральных показателях):

Данный элемент государственного задания имеет целью четко определить количественные параметры оказания государственной услуги.

Источником информации о значении показателей могут служить данные соответствующей отчетности (статистической, профильной и т.п.).

Наименования критериев доступности и качества медицинской помощи, а также нормативы для определения ее объема в отношении медицинских учреждений в настоящее время также определены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811.

Так, к качественным показателям выполнения медицинскими учреждениями соответствующих государственных заданий относятся:

Требования к материально-техническому обеспечению оказываемой государственной услуги (подпункт 4)

Данный элемент государственного задания заполняется по усмотрению главного распорядителя средств федерального бюджета и является основой финансового планирования потребности в средствах на развитие материально-технической базы учреждения.

Информация, представляемая в рамках данного подраздела, делится на две части:

Требования к квалификации и опыту персонала (подпункт 5)

Данный элемент государственного задания определяет требования к уровню профессиональной подготовки, стажу работы, периодичности повышения квалификации и т.п., которые являются основой финансового планирования, потребности в средствах на обучение персонала учреждения.

Порядок оказания государственной услуги (подпункт 6)

В данном подразделе государственного задания описываются:

<4> Данная информация отражается только при формировании государственного задания исполнительным органом государственной власти.

Кроме того, данный подраздел государственного задания определяет требования к уровню профессиональной подготовки, стажу работы, периодичности повышения квалификации и т.п., которые являются основой финансового планирования потребности в средствах на обучение персонала учреждения.

Предельные цены (тарифы) на оплату государственной услуги (подпункт 7)

Данный подраздел государственного задания фактически заменяет утверждаемые ранее вышестоящим органом прейскуранты цен на платные услуги учреждения. Поскольку информация о затратах, необходимых для возмещения себестоимости оказания конкретных платных услуг, формируется в бюджетном учете учреждения, формирование показателей данного подраздела вышестоящим органом может осуществляться одним из следующих способов:

Порядок контроля за исполнением государственной услуги (подпункт 8)

В данном подразделе государственного задания определяются органы, осуществляющие контроль за исполнением учреждением государственной услуги и периодичность осуществления ими своих контрольно-ревизионных функций.

Требования к отчетности об исполнении государственной услуги (подпункт 9)

Данный подраздел государственного задания определяет форму и порядок формирования отчетности об исполнении государственного задания, представляемой учреждением вышестоящему органу.

Суммируя вышеизложенное, следует признать, что с определением на уровне федерального (а на его основе регионального и муниципального) законодательства порядка формирования и исполнения государственных (муниципальных) заданий на выполнение государственных (муниципальных) услуг система финансового планирования потребности учреждений в финансовых ресурсах становится ориентированной на конечный результат их деятельности и приобретает, в основном, законченный вид.

И.Ю.Гарнов

Генеральный директор

ООО "Аудиторская компания "Интера"

Бюджетирование, ориентированное на результат, в здравоохранении США
 
Проблемы и перспективы исполнения доходной части федерального и территориальных бюджетов