Мудрый Экономист

Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

"Налоговая политика и практика", 2009, N 12

Концепция системы планирования выездных проверок [1, Приложение 1] создана в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, совершенствования организации контрольной работы налоговых органов. Речь идет о кардинальном изменении отношения налоговых органов к налогоплательщикам.

Ранее процедура планирования выездных проверок относилась к конфиденциальной информации и решение о проведении выездной налоговой проверки заставало налогоплательщика врасплох, т.е. ставка делалась на эффект внезапности.

Теперь же планирование выездных налоговых проверок строится на принципах благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства. Поэтому вероятность попадания в план проведения выездных налоговых проверок возрастает для тех налогоплательщиков, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) чьи результаты финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Таким образом, основой рассматриваемой системы планирования выездных налоговых проверок является всесторонний анализ всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

В ходе предпроверочного анализа активно используется информация из внутренних источников - Единого госреестра налогоплательщиков, данных бухгалтерской и налоговой отчетности, сведений об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов и т.д.

Информацию из внешних источников налоговые органы получают в соответствии с действующим законодательством либо на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

В случае если налоговый орган после изучения информации о налогоплательщике предполагает, что налогоплательщик допускает налоговые правонарушения, то на него будет запрошена дополнительная информация о крупных поставках и продажах, объемах потребляемой электро- и теплоэнергии, воды, топлива и других видов ресурсов, арендованных торговых местах. В перечень собираемых данных входят даже сведения из объявлений налогоплательщика в СМИ и Интернете, сведения таможенных и правоохранительных органов, внебюджетных фондов, а также информация, полученная в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля его контрагентов.

Результатом работы по сбору и обработке данных является "досье" налогоплательщика.

В идентификационной части "досье" содержатся данные из Единого госреестра налогоплательщиков; информация о принятой организацией учетной политике для целей налогообложения; сведения о ее руководителе, в том числе о его доходах, а также об уставном капитале. Там же отражаются сведения о наличии филиалов, представительств и иных обособленных подразделений как на территории РФ, так и за ее пределами, информация о ликвидации, реорганизации и банкротстве налогоплательщика; данные о лицензиях и сертификатах, об учреждении акцизных складов производителей или оптовой торговли алкогольной продукцией. Особое внимание уделяется внешнеэкономическим сделкам, а также совершенным налогоплательщиком хозяйственным операциям и сделкам, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы. Например: значительные суммы НДС, предъявленные к возмещению из бюджета; крупные суммы, израсходованные на благотворительность, а также крупные финансовые вложения; сведения о выданных и полученных векселях и об эмиссии налогоплательщиком ценных бумаг; информация от ГТК России по экспортерам, данные о краткосрочных и долгосрочных кредитах; об увеличении уставного капитала.

Сюда же заносится информация, полученная от организаций Минтранса России, ГИБДД о перевозимых крупных партиях товаров; сведения о реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг из СМИ и Интернета. Об объемах деятельности налогоплательщика свидетельствуют данные о существенном увеличении потребления энергетических и водных ресурсов, а также начисленных суммах ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, численности работающих (в том числе инвалидов) и фонде оплаты труда.

В качестве сигнальной рассматривается информация, полученная от других налоговых органов в результате проведения контрольных мероприятий о крупных сделках и финансовых вложениях с участием данного налогоплательщика; нарушении налогового законодательства взаимозависимыми от него лицами; нарушении валютного законодательства.

Кроме того, большую роль при отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок играет система контрольных соотношений, которая включает в себя как внутридокументные контрольные соотношения показателей налоговых деклараций (расчетов) или бухгалтерской отчетности, так и междокументные соотношения. Она позволяет сотрудникам, проводящим проверку, увязать между собой показатели налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности с информацией, полученной из внешних источников.

В ходе отбора осуществляется анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу, для чего используется автоматизированная информационная система "АИС "Налог".

Обязательной проверке подлежат:

В первоочередном порядке в план проведения выездных налоговых проверок включаются организации:

При этом "предпочтение" (с точки зрения вероятности выявления налоговых нарушений) отдается налогоплательщикам, чьи показатели выручки от реализации, численности работающих, суммы причитающихся уплате в бюджет налогов будут максимальны.

Для повышения качества налогового контроля налоговым органам рекомендуется проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре основных этапа (табл. 1).

Таблица 1. Этапы мониторинга финансово-хозяйственной деятельности организаций

  Наименование этапа  
       Мероприятия       
        Результат       
Анализ сумм           
начисленных налоговых
платежей
Определение абсолютных и 
относительных изменений в
начислении налоговых
платежей
Выявление               
налогоплательщиков с
отрицательной динамикой
сумм начисленных
налоговых платежей
Анализ показателей    
финансово-
хозяйственной
деятельности
Сравнение отчетных       
показателей текущего
периода с аналогичными
показателями прошлых лет;
определение структуры
баланса (расчет удельного
веса показателей
бухгалтерского баланса по
отношению к валюте
баланса)
Оценка эффективности    
проверки (отношение
стоимости ее проведения
к предполагаемым суммам
доначисленных платежей)
Анализ сумм уплаченных
налоговых платежей
Определение процентного  
соотношения сумм
уплаченных налоговых
платежей к суммам
начисленных платежей по
каждому виду налога
Выявление               
налогоплательщиков для
проведения контроля
полноты и
своевременности
перечисления налоговых
платежей, принятия
соответствующих мер по
взысканию задолженности
в соответствии с
законодательством в
целях повышения уровня
собираемости
Анализ факторов,      
влияющих на
формирование налоговой
базы и
платежеспособности
Всесторонняя оценка      
финансового положения
налогоплательщика,
выявление причин
уменьшения объемов
выпускаемой продукции и
соответственного
уменьшения налоговой базы
Прогнозирование         
налоговых поступлений

На стадии планирования и подготовки выездной налоговой проверки должны быть также решены организационные вопросы, связанные с непосредственным проведением проверки, определением объема недостающей информации о налогоплательщике и его деятельности, необходимости привлечения сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов.

Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки: определяются вид и предмет предстоящей выездной налоговой проверки, период, подлежащий контролю, состав проверяющих.

Согласно Концепции налогоплательщик может самостоятельно оценить риск совершения налогового правонарушения и исправить ошибки, которые были допущены при расчете налогов (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика критериев риска

  Наименование критерия  
                 Характеристика                
Финансовые результаты    
Отражение убытков в бухгалтерской и налоговой  
отчетности на протяжении нескольких налоговых
периодов (двух и более лет)
Рентабельность           
Значительно ниже (на 10% и более), чем в       
организациях данной отрасли (среднеотраслевого
показателя)
Соотношение доходов и    
расходов
Темпы роста расходов организации превышают     
темпы роста ее доходов от реализации товаров
(работ, услуг)
НДС                      
Отражение в налоговой отчетности значительных  
сумм налоговых вычетов (89% от начисленных сумм
налога и более) за определенный период
(12 месяцев)
Налоговая нагрузка       
Ниже среднего уровня по отрасли или виду       
экономической деятельности
Отсутствие пояснений     
Нет реакции налогоплательщика на уведомления   
налогового органа о выявленных несоответствиях
в показателях деятельности
Среднемесячная зарплата  
на одного сотрудника
Ниже среднего уровня по виду экономической     
деятельности в соответствующем регионе
Местонахождение          
Частая смена налогоплательщиком местонахождения
(два случая и более с момента государственной
регистрации) ("миграция" между налоговыми
органами)
Применение специальных   
налоговых режимов
Неоднократное (2 раза и более в течение        
календарного года) приближение (менее 5%) к
предельному значению показателей,
предоставляющих право на применение специальных
налоговых режимов
Необоснованная налоговая 
выгода
Наличие необоснованной налоговой выгоды        
(обстоятельства, свидетельствующие о ее
получении, указаны в Постановлении Пленума
ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 [2])
Характер                 
финансово-экономической
деятельности
Деятельность налогоплательщика основывается на 
посреднических договорах, которые заключаются
без наличия разумных экономических или иных
причин (деловой цели)
Ведение финансово-       
хозяйственной
деятельности с высоким
налоговым риском
Обстоятельства и признаки, свидетельствующие об
этом, приведены в Приказе N ММ-3-06/333@ [1,
п. 12 Приложения 2], способы - в отдельном
разделе[1]

Таким образом, внедрение Концепции позволяет:

  1. налогоплательщикам - максимально снизить вероятность проведения у них выездной налоговой проверки в текущем году при условии своевременного и в полном объеме исполнения своих налоговых обязательств перед бюджетом;
  2. налоговым органам - выявлять наиболее вероятные "зоны риска" (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно реагировать при обнаружении признаков совершения налоговых правонарушений и определять необходимые мероприятия налогового контроля.

Можно предположить, что предоставленная налогоплательщикам Концепцией возможность систематически самостоятельно оценивать налоговые риски по результатам финансово-хозяйственной деятельности и своевременно в добровольном порядке уточнять свои налоговые обязательства позволит постепенно сформировать у них убеждение в необходимости точного соблюдения налогового законодательства и недопустимости его нарушения.

Литература

  1. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (в ред. от 14.10.2008).
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

С.П.Уварова

К. э. н.,

доцент

кафедры антикризисного управления,

налогов и налогообложения

Кубанского государственного

университета