Мудрый Экономист

Государственная регистрация эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 23

Приказом Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 N 97 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений <1> (Регламент).

<1> Российская газета. 30.04.2009. N 4900.

Регламент утвержден на основании Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" <2>.

<2> Собрание законодательства РФ. 2005. N 47. Ст. 4933; 2007. N 50. Ст. 6285; 2008. N 18. Ст. 2063.

Одновременно был признан утратившим силу Приказ Министерства юстиции РФ от 22.02.2007 N 39 "Об утверждении Порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений" <3>.

<3> Российская газета. 22.03.2007. N 58.

Регламент устанавливает порядок принятия Министерством юстиции РФ решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций (НКО) и символики общественных объединений (ОО), государственной регистрации вносимых в них изменений (п. 1 Регламента).

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <4> ОО могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. При этом символика ОО не должна совпадать с государственной символикой РФ и субъектов РФ, а также с символикой иностранных государств. Символика ОО не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика ОО подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ.

<4> Российская газета. 25.05.1995.

Иначе сформулированы нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <5>. Согласно п. 4 ст. 3 этого Федерального закона НКО вправе "иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему".

<5> Российская газета. 24.01.1996. N 14.

Следует отметить, что новый Регламент не устранил правовой неопределенности, связанной с тем, что Закон N 7-ФЗ упоминает только эмблему НКО, в то время как ОО, деятельность которых регламентируется Законом N 82-ФЗ, помимо эмблемы могут иметь флаги, вымпелы и другую символику. При этом представляется очевидным, что некоммерческое партнерство или фонд вправе иметь свои вымпелы и флаги. Но при этом, в отличие от эмблемы ОО, НКО не обязано регистрировать флаги и вымпелы. Закон специально оговаривает, что символика ОО не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Однако из-за отсутствия соответствующих правовых норм в указанных федеральных законах совершенно не следует, что символика НКО и коммерческих организаций освобождается от соответствующих обязательств.

В соответствии с п. 4 Регламента Минюст России принимает решение о государственной регистрации следующих эмблем НКО и символики ОО, используемых для индивидуализации НКО:

  1. эмблема НКО;
  2. символика ОО, являющегося юридическим лицом;
  3. символика ОО, функционирующего без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ОО без прав юридического лица может создаваться в виде общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности (ст. ст. 7 - 12 Федерального закона "Об общественных объединениях").

К символике ОО относятся эмблема, флаг, вымпел и другие средства индивидуализации, иных НКО - эмблема (п. 5 Регламента).

Символика НКО, включающая ее изображение и описание, утверждается органом управления, уполномоченным в соответствии с учредительными документами НКО (п. 6 Регламента).

Как и ранее, новый Регламент не дает определения понятиям "символика", "логотип", "эмблема".

Электронный словарь С.И. Ожегова <6> приводит следующие определения термина "символика": символическое значение, приписываемое чему-нибудь, например символика цветов либо совокупность каких-нибудь символов. Эмблема - условное изображение какого-нибудь понятия. В частности, серп и молот - эмблема труда, голубь - эмблема мира <7>. Логотип - "оригинальное начертание полного или сокращенного наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака" <8>.

<6> http://www.ozhegov.ru/.
<7> Там же.
<8> Электронная энциклопедия "Википедия" http://ru.wikipedia.org/.

Вопрос идентичности понятий "эмблема" и "логотип" является дискуссионным. Однако нормативно-правовые акты многих российских органов государственной власти различают эти понятия (см., в частности, Приказ Госстроя России от 20.01.2004 N 22 "Об утверждении геральдических символов Госстроя России" <9>).

<9> Журнал "ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера", апрель 2004. N 4. Часть 1.

Представляется правомерным согласиться с мнением А. Толмасовой <10> о том, что эмблема и логотип - "не идентичные средства индивидуализации юридического лица, и если первая, очевидно, относится к категории символики, то второй может не иметь никакого символического значения. Для ответа на вопрос - надо ли регистрировать логотип организации? - осталось лишь рассмотреть конкретный логотип и удостовериться в том, что это действительно логотип, а не эмблема. Если изображение не содержит никаких символов, состоит лишь из букв и минимальных графических средств их обрамления, можно доказать, что оно не имеет никаких признаков эмблемы. Если же в логотипе присутствуют элементы, которым легко придать символическое значение (я полагаю, что это любая "картинка" - земной шар, человек, руки, животное и пр.), надо регистрировать данное обозначение организации как эмблему или вовсе отказаться от его использования". Повторим, что в отсутствие официального толкования Минюстом России указанных терминов представляется правильным дождаться официальных разъяснений или соответствующей судебной практики.

<10> К вопросу о регистрации логотипа некоммерческой организации. Официальный сайт АНО "Кировский центр поддержки НКО". http://ngo.kirovnet.ru/k-voprosu-o-registracii-logotipa-nekommercheskoj-organizacii.

В соответствии с п. 7 Регламента конечными результатами исполнения государственной функции являются:

Фактами завершения исполнения государственной функции являются:

Важно отметить, что "исполнение государственной функции осуществляется бесплатно для заявителей" (п. 8 Регламента).

Заявителями являются: руководитель постоянно действующего исполнительного (руководящего) органа НКО; иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени НКО; лицо, обладающее полномочиями, предусмотренными федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, или действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным органом НКО (п. 9 Регламента).

В соответствии с п. 21 Регламента для принятия решения о регистрации символики в Минюст России представляются следующие документы:

  1. заявление, подписанное уполномоченным лицом, в двух экземплярах (подлинник и копия);
  2. копия учредительных документов НКО;
  3. копия свидетельства о государственной регистрации НКО;
  4. выписка из протокола уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа управления НКО об утверждении символики с приложением на отдельных листах соответственно ее изображения и описания, в двух экземплярах;
  5. при использовании личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, документы, подтверждающие правомочия на их использование (письменное согласие гражданина или его законных представителей; документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие документы).

Минюст России на своем официальном сайте разместил "Перечень типичных ошибок, часто встречающихся в документах, представляемых на государственную регистрацию эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений" <11>.

<11> http://www.minjust.ru/common/img/uploaded/docs/Rekomendatsii_dlya_preduprezhdeniya_oshibok...doc. Перечень не содержит иных выходных данных, а также сведений об официальном опубликовании.

Типичными ошибками в соответствии с Перечнем являются:

  1. заявление о государственной регистрации символики НКО представляется в двух экземплярах - подлиннике и копии, каждый из которых прошивается вместе с листами с изображением и описанием символики и заверяется на месте сшивания подписью уполномоченного лица и печатью организации;
  2. нотариальное заверение заявления о государственной регистрации символики требуется только в отношении общественных объединений, функционирующих без прав юридического лица. Во всех остальных случаях заявление заверяется подписью уполномоченного лица и печатью НКО;
  3. выписка из протокола о принятии решения о государственной регистрации символики НКО представляется в двух экземплярах (подлинниках), каждый из которых прошивается вместе с листами с изображением и описанием символики, заверяется подписью уполномоченного лица и печатью организации;
  4. если на государственную регистрацию представляется несколько видов символики (эмблема, герб, флаг и др.), заполняется единое заявление, в п. 4.1 которого перечисляются все виды регистрируемой символики. К заявлению пришиваются соответственно изображения и описания всех видов регистрируемой символики;
  5. в п. 4.1 заявления необходимо указывать конкретный вид символики, подлежащий государственной регистрации (эмблема, флаг, герб, гимн);
  6. выписка из Единого государственного реестра юридических лиц представляется на государственную регистрацию в подлиннике. Она должна быть выдана не позднее, чем за один месяц со дня представления документов для принятия решения о государственной регистрации символики. В случае направления документов почтой учитывается дата отправки по почтовому штемпелю;
  7. изображение символики необходимо представлять на государственную регистрацию также в электронном виде (на дискете, компакт-диске, флэш-карте).

В соответствии с п. 22 Регламента "для принятия решения о регистрации символики общественного объединения без прав юридического лица в Минюст России представляются документы, предусмотренные пп. 1, 2, 4, 5, 6 п. 21 Административного регламента, а также:

  1. выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения об учредителях, создании общественного объединения, утверждении его устава, формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов. При отсутствии в выписке из протокола сведений об учредителях в объеме, предусмотренном заявлением о государственной регистрации символики (Приложение N 1), также заполняются листы Б и В названного заявления;
  2. протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений".

Указанные в п. п. 21 и 22 Регламента документы представляются в Минюст России лично заявителем или почтовым отправлением с описью вложения (п. 23 Регламента).

В соответствии с п. п. 25, 26 Регламента срок исполнения государственной функции не должен превышать 35 рабочих дней. Решение о регистрации символики или отказе в ней должно быть принято в течение 30 рабочих дней с даты представления документов. Датой представления документов считается дата их регистрации в Минюсте России.

При выявлении Минюстом России приоритета символики иной НКО, которой ранее были представлены документы для регистрации символики с тем же изображением или сходной до степени смешения регистрация символики, может быть приостановлена (пп. "а" п. 31 Регламента).

В соответствии с п. 33 Регламента в регистрации символики может быть отказано по следующим основаниям:

  1. несоответствие представленных документов перечню, предусмотренному Регламентом, или их неправильное оформление;
  2. ранее осуществлена регистрация символики с тем же или сходным до степени смешения изображением;
  3. представление на регистрацию документов с недостоверной информацией;
  4. символика оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, не соответствует предмету и целям деятельности НКО;
  5. деятельность ОО или религиозной организации приостановлена;
  6. НКО находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  7. символика нарушает права на интеллектуальную собственность и (или) авторские права;
  8. символика совпадает с государственной символикой РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, с символикой иностранных государств.

В регистрации символики ОО без прав юридического лица может быть также отказано по следующим основаниям:

  1. противоречие его устава Конституции РФ и иным федеральным законам;
  2. зарегистрировано и осуществляет свою деятельность в пределах той же территории ОО с таким же наименованием;
  3. название ОО не содержит указания на организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности; оскорбляет нравственность, национальные или религиозные чувства граждан;
  4. в названии ОО использованы наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, существующих в РФ политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона "О политических партиях"; содержатся слова "политическая", "партия" или образованные на их основе слова и словосочетания;
  5. учредитель (участник, член) ОО не может быть учредителем (участником, членом) в соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" (п. 34 Регламента).

Каждый вид символики, в том числе отдельные виды символики ОО, учитывается в книге учета порядковым номером, который помещается на документах в оттиске штампа о регистрации символики. Учет символики ведется в книге учета и электронной базе данных (п. 75 Регламента).

Новацией является установление Минюстом России порядка текущего контроля за соблюдением и исполнением Регламента, который "осуществляется постоянно ответственными специалистами по каждой процедуре в соответствии с установленными Административным регламентом содержанием действий и сроками их осуществления, а также путем проведения директором Департамента по делам некоммерческих организаций проверок исполнения специалистами положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации" (п. 84 Регламента).

В соответствии с п. 86 Регламента контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан и юридических лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Минюста России. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы Минюста России) и внеплановыми. Проверка может проводиться по конкретному обращению заявителя. Периодичность проведения проверок устанавливается Министром юстиции РФ.

Сравнивая комментируемый Регламент с утратившим силу, можно сделать следующие выводы:

  1. Регламент не устранил формального разделения понятий ОО и НКО, в то время как с соответствии с п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ <12> общественные объединения являются лишь одним из видов НКО. В свете важности межрелигиозного и межнационального мира в России весьма серьезным упущением Регламента является отсутствие специальных норм, регламентирующих символику религиозных организаций;
  2. отсутствие в новом Регламенте специального указания позволяет сделать вывод, что НКО могут иметь не только эмблему, но и иную символику, которая не должна быть в обязательном порядке зарегистрирована;
  3. отсутствие специального комментария позволяет согласиться с распространенным и ранее утверждением, что НКО (за исключением ОО) могут иметь любую символику, но правила регистрации их символики распространяются только на эмблемы. При этом автор не усматривает в формулировке Закона N 7-ФЗ обязанности НКО регистрировать иные (за исключением эмблемы) виды своей символики. При этом правоприменительная практика Минюста России, скорее всего, будет придерживаться противоположной точки зрения по данному вопросу;
  4. Регламент (пп. 4 п. 33) специально оговаривает, что символика НКО (а не только ОО в соответствии со ст. 24 Федерального закона "Об общественных объединениях") не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. При полной очевидности данного положения Регламента представляется неясным столь расширительное толкование нормы Федерального закона нормативно-правовым актом министерства;
  5. Регламент существенно расширил положения об учете символики НКО, ввел новый разд. 4 о контроле за полнотой и качеством исполнения государственной функции. В комплексе с вновь утвержденными регламентами о контроле за деятельностью НКО (Приказ Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 N 90 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации") <13> и государственной регистрации НКО (Приказ Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 N 96 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций") <14>, а также Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 N 53 "О государственной религиоведческой экспертизе") <15> новый Регламент является свидетельством ужесточения государственного контроля за деятельностью НКО;
  6. ни в федеральных законах, ни в Регламенте по-прежнему нет специального упоминания о последствиях использования незарегистрированной символики;
  7. толкования некоторых оснований для отказа в регистрации символики НКО (например, не соответствие предмету и целям деятельности НКО (пп. 4 п. 33 Регламента) носят весьма неопределенный характер и могут являться основанием для необоснованных отказов;
  8. дух и буква Регламента позволяют сделать вывод, что регистрация символики становится не правом, а обязанностью НКО.
<12> Российская газета. 08.12.1994. N N 238 - 239.
<13> Российская газета. 30.04.2009. N 4900.
<14> Там же.
<15> Российская газета. 13.03.2009. N 4867.

Список литературы

  1. Об утверждении Порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений: Приказ Министерства юстиции РФ от 22.02.2007 N 39.
  2. О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг): Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 N 679.
  3. Приказ Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 N 97.

К.Б.Ерофеев

К. т. н.,

адвокат

Адвокатская палата Санкт-Петербурга