Мудрый Экономист

Зарубежный опыт взаимодействия правоохранительных органов и фискальных служб: анализ информационных ресурсов как способ борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями

"Налоги и налогообложение", 2009, N 11

За рубежом накоплен определенный опыт совместных действий правоохранительных органов с фискальными службами в процессе профилактики, предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений и преступлений.

Наиболее тесное взаимодействие указанных органов прослеживается в США, где контроль за соблюдением налогового законодательства возложен на службу внутренних доходов <1> (СВД), представляющую собой налоговое управление, созданное при министерстве финансов.

<1> Служба внутренних доходов (англ. Internal Revenue Service) - организация Федерального правительства Соединенных Штатов Америки, которая собирает налоги и внедряет законы внутренних доходов. Является эквивалентом Управления налоговых сборов в Великобритании. Официальный сайт СВД: http://www.irs.gov/.

СВД располагает более подробными данными о физических и юридических лицах, чем федеральное бюро расследований <2> (ФБР), которое постоянно обращается к услугам налоговой службы при проведении тех или иных мероприятий.

<2> Федеральное бюро расследований (англ. Federal Bureau of Investigation, FBI, ФБР) - американское ведомство при министерстве юстиции США, подчиняется генеральному прокурору. Основано в 1908 г. Официальный сайт ФБР: http://www.fbi.gov/.

Помимо данных о доходах, указанных при подаче деклараций, налогоплательщики США представляют налоговой службе информацию обо всех операциях, связанных с получением прибыли.

Одним из основных источников сведений, необходимых налоговой службе, являются негосударственные организации, которые осуществляют сбор и анализ информации о финансовом положение физических и юридических лиц. Такие фирмы получили название информационно-кредитные бюро (ИКБ).

Количество, вид и форма ИКБ отличается в разных странах мира. Например, в Аргентине, Бразилии, США основная часть кредитных бюро - это частные компании, цель которых - извлечение прибыли от реализации информации. Однако существуют и несколько некоммерческих ИКБ, созданных торговыми палатами и ассоциациями.

В большинстве стран Европы, а также в Японии кредитные бюро принадлежат консорциуму кредиторов и представляют собой частные компании.

Иная ситуация в Англии, на территории которой располагаются два самостоятельных и независимых кредитных бюро. В Бельгии и Финляндии деятельность кредитных бюро подлежит обязательному лицензированию государством.

Основным кредитным бюро Германии является SCHUFA <3>, которое состоит из восьми самостоятельных товариществ. Первоочередными задачами SCHUFA являются сбор, хранение и анализ данных о финансовом состоянии физических и юридических лиц, а также укрепление и развитие сотрудничества с зарубежными организациями аналогичного профиля.

<3> Товарищество защиты по делам общего обеспечения кредитов - Schutzgemeinschaft fur allgemeine Kreditsicherung (SCHUFA). Официальный сайт SCHUFA: http://www.schufa.de/de/home/.

В противовес SCHUFA в Германии действует множество независимых фирм, специализирующихся на сборе аналогичной финансовой информации.

В Канаде существует более двухсот компаний, осуществляющих сбор информации о финансовом положении частных лиц и организаций. Собранные данные передаются в информационную сеть кредитных бюро, которые принадлежат коммерческим организациям и работают напрямую с потребителями услуг.

Кредитные бюро наиболее развитых стран формируют свои информационные ресурсы на протяжении не одного десятка лет. А в таких странах, как Канада, Финляндия, США и ЮАР, история кредитных бюро берет свое начало с конца XIX - начала XX в.

В других странах, таких, как Италия, частные кредитные бюро являются новым, однако быстро развивающимся и приобретающим все большее значение явлением. Характерной чертой стран, в которых информационно-кредитные бюро находятся в стадии становления, является то, что они аккумулируют небольшой объем, как правило, негативной информации. К таким странам можно отнести ряд латиноамериканских и азиатских стран.

В развитых странах, напротив, трудно даже представить объем информации, которой обмениваются кредитные бюро. Например, в Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, США и Японии количество ежегодных отчетов ИКБ в разы превышает численность населения. Данные отчеты позволяют своевременно выявлять лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Анализируя сферу предоставления информационных услуг, автор приходит к выводу, что доминирующую роль на этом рынке играют крупные компании, способные за счет финансовых средств концентрировать максимальное количество необходимой информации, а также использовать в своей деятельности инновационные методы. Именно в связи с этим в Австралии, Аргентине, Бразилии, Великобритании, Германии, Ирландии, США, Финляндии и Японии доминируют одно-два крупных кредитных бюро, способных предоставить весь комплекс необходимой информации. Остальные предоставляют лишь отдельные виды информации.

Аналогом информационно-кредитных бюро в некоторых странах выступает государственная регистрация кредитов - Public credit registers (PCR). Этот институт исторически создавался для регистрации ипотечных сделок с недвижимостью, однако в настоящее время в ряде стран выполняет функции кредитного бюро.

Главное отличие PCR от ИКБ заключается в том, что предоставление данных в PCR установлено на законодательном уровне и является обязательным, за исключением Финляндии и Шри-Ланки, где предоставление информации является добровольным.

Правоохранительные органы и фискальные службы при помощи компьютеризированной учетной системы обрабатывают и сопоставляют сведения, полученные из ИКБ и PCR, с информацией, содержащейся в подаваемых налоговых декларациях. В процессе обработки информации используются секретные математические модели, позволяющие отбирать "подозрительные" налоговые декларации для тщательной проверки финансовыми инспекторами.

Инспекторские проверки осуществляются тремя основными способами:

Ревизор вправе требовать документального подтверждения по любому пункту декларированных доходов. Объектами проверки являются прежде всего банковские счета, чеки, векселя, квитанции, акции, облигации, бухгалтерские книги, другие финансовые документы, а также движимое и недвижимое имущество налогоплательщика.

Западные специалисты подчеркивают, что всеобъемлющий контроль за финансовыми операциями населения сотрудниками налоговых органов, а через них и правоохранительными органами стал возможен лишь в результате резкого увеличения систем безналичных расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники. В США, ФРГ, Англии, Франции, Японии, Канаде и ряде других стран предпочтение отдается такой форме платежа, как использование пластиковых кредитных карточек - "электронных денег". В США, например, только 3% расчетов за товары и услуги производится наличными деньгами, причем 75% из них приходится на платежи в сумме менее 1 долл. Почти 100% жителей США, Канады и Англии переведено на выплату зарплаты через банковские счета. В этих условиях любая платежная операция с чеком, кредитной карточкой, денежным переводом, акцией, облигацией и т.д. оставляет "след" в памяти ЭВМ.

Указанное обстоятельство существенно затрудняет оборот финансовых средств в "теневом" секторе экономики, вынуждая его представителей изыскивать изощренные способы "отмывания" доходов, полученных из нелегальных источников. Борьба с "отмыванием" незаконных доходов в США возложена на СВД, следственный отдел которой при поддержке ФБР осуществляет расследование всех нарушений налогового законодательства.

В результате компьютеризации банковско-финансовой сферы, а также благодаря целенаправленным действиям правительства в законодательно-организационной области в США образовался национальный информационный комплекс, который позволяет осуществлять непрерывный мониторинг финансового положения большей части жителей страны. На базе этого комплекса и при поддержке Министерства финансов создан крупный межведомственный центр по сбору, хранению, обработке и анализу финансовой информации в интересах спецслужб. Основным элементом центра является электронный банк данных лиц, имеющих отношение к незаконным финансовым операциям. Банк осуществляет постоянный обмен информацией с федеральными и местными административными и правоохранительными органами.

В штат центра входят следователи, эксперты по финансовым вопросам, ученые и инженеры. Применяемая ими уникальная методика с использованием возможностей, предоставляемых общенациональной сетью телекоммуникационной связи Министерства финансов позволяет своевременно выявлять лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Американские юристы выделяют некоторые виды правонарушений, особенно связанных с организованной преступностью, в отношении которых проведение финансового расследования является наиболее действенным способом привлечения преступников к суду. Таковыми считаются проституция, торговля оружием, наркотиками, взяточничество и ряд других. При их расследовании зачастую не удается получить прямые улики, но почти всегда можно доказать несоответствие между расходами и официальными доходами обвиняемого, что является основанием для привлечения к суду за уклонение от уплаты налогов.

Сотрудничество с правоохранительными органами и спецслужбами характерно и для налоговых органов других западных стран. Например, в состав региональных налоговых управлений Франции включены специальные подразделения по обеспечению взаимодействия с полицией. К ним стекается информация из банков о каждом открытом счете, о каждом крупном переводе денег, что формально может стать поводом для более детальной проверки декларации, заполненной самим налогоплательщиком. Поступает к ним и информация о покупках автомобилей, недвижимости и даже данные анкет, которые заполняет налогоплательщик при приеме на работу.

Налоговые органы активно сотрудничают и обмениваются информацией с таможней и жандармерией. В их распоряжении имеются базы данных по земельному налогообложению, налогам на жилище, а также данных о наличии скаковых лошадей, яхт, самолетов. Такой объем информации позволяет в любой момент проверить подлинность декларации о доходах, поступающей от налогоплательщика. Первичная обработка информации компьютеризована. Ни одна декларация не проходит мимо компьютера, который выделяет в ней технические ошибки. Каждая опечатка может служить поводом для более подробного изучения досье. "Подозрительное" досье проходит повторную компьютерную проверку по специальной программе. Чтобы иметь возможность оценить, насколько истинной была цена сделки, анализируются все данные, касающиеся финансового состояния налогоплательщика, включая текущие расходы, наличие недвижимости, вплоть до копий самих актов на куплю-продажу, дарственных. Если цена несопоставима с заявленными доходами - проводится предметное разбирательство. О том, насколько ценны данные, собираемые пятнадцатью действующими информационными центрами, свидетельствует тот факт, что даже их адреса объявлены государственной тайной.

В качестве существенного дополнения к применяемой системе выступает Специальная бригада Национальной дирекции налоговых расследований Франции, которая осуществляет ежедневный анализ прессы. Особым вниманием пользуются рубрики объявлений о купле-продаже, найме, а также светская хроника. Другие бригады - общей численностью до 1300 человек - занимаются сбором информации непосредственно на местах, используя контакты в полиции, мэрии, банках, ресторанах и даже среди торговцев автомобилями. В частности, они собирают сведения о лицах, располагающих особо крупными финансовыми возможностями. Такая база данных считается сверхконфиденциальной. Налоговые инспектора охотно пользуются и "неформальными" источниками информации, в частности анонимными письмами, показаниями соседей, осведомителей. Государство официально премирует информаторов. Нововведением последних лет стал не просто обмен информацией между налоговым ведомством и полицией, но и совместные операции.

Органы финансового сыска Германии могут проводить как самостоятельные расследования, так и совместные с уголовной полицией и прокуратурой. Кроме того, представители налоговых органов принимают активное участие в следственных мероприятиях по делам общеуголовной направленности, если наряду с иными обстоятельствами в деле фигурируют налоговые правонарушения.

Стоит отметить получившие широкое распространение во многих странах мира различные способы "легального" ухода от уплаты налогов с использованием специальных "налоговых схем" и "программ", разработка которых стала основным видом деятельности для огромного числа консультативных фирм. Обозначенные схемы и программы позволяют использовать несовершенство налогового законодательства в преступных целях.

Анализируя мировой опыт борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, автор статьи приходит к выводу, что тесное взаимодействие правоохранительных органов и фискальных служб с использованием информационных ресурсов позволяет своевременно и эффективно бороться с самыми сложными налоговыми правонарушениями и преступлениями.

Библиографический список к статье

  1. Белоусов А.В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ИД "Юриспруденция". 2008. 120 с.
  2. Маас А. Горизонтальный мониторинг: изменения в системе налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками Нидерландов // Налоги и налогообложение. 2008. N 6.
  3. Ходырев А.А. Роль и место соглашений о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства в системе международного права и правовой системе Российской Федерации // Юрист-международник. 2004. N 2.
  4. Шередеко Е.В. Современное состояние органов налогового администрирования Великобритании // Налоги и налогообложение. 2008. N 7.

А.С.Семенов

Капитан милиции,

адъюнкт

Академии управления МВД России,

специалист

Центра профессиональной подготовки

ГУВД по Самарской области