Мудрый Экономист

Совместные проверки налоговых органов с мвд России

"Налоговый вестник", 2009, N 12

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, что в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений и в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" МВД России и ФНС России издан совместный Приказ от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (далее - Приказ). Этим Приказом утверждены три инструкции:

  1. Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок;
  2. Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;
  3. Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Одну из них автор рассмотрел в прошлом номере. Остановимся подробнее на двух оставшихся.

Инструкция о порядке направления органами МВД материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий

В соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, материалы направляются органами МВД в налоговые органы для принятия по ним соответствующего решения. Это необходимо сделать в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств. Основанием для направления таких материалов являются полученные органом внутренних дел конкретные данные о совершении налогового правонарушения и необходимости проведения мероприятий налогового контроля для их документирования и последующего принятия решения.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела или его прекращении орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган. В данном случае, поскольку в Приказе от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 не указан конкретный срок в часах или днях, в течение которого уведомление направляется в налоговый орган, можно сделать вывод: оно должно быть направлено в день вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела или его прекращении.

Сведения, направляемые в налоговые органы, должны включать в себя документы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Таким образом, это могут быть любые материалы, документально подтверждающие факты нарушения конкретным физическим лицом или организацией указанного законодательства. В Приказе ничего не говорится о том, могут ли направляться заверенные копии или только подлинники документов. В связи с этим, по мнению автора, допускается направлять как подлинные документы, так и копии, поскольку не всегда в распоряжении органов внутренних дел могут оказаться подлинные документы. К тому же подлинники приобщаются к материалам оперативных дел, соответственно, направить их в налоговый орган не представится возможным.

Указанные материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью начальника (заместителя начальника) органа внутренних дел.

Такое письмо должно содержать:

Сведения, составляющие государственную тайну, представляются в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. В ст. 5 Закона о государственной тайне приводится исчерпывающий перечень таких сведений. Устанавливаются три степени их секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Статьей 16 Закона о государственной тайне устанавливается порядок взаимной передачи сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Не позднее десяти дней с даты поступления материалов налоговый орган направляет уведомление о принятом по ним решении в орган внутренних дел, направивший материалы. Таких решений может быть два.

Первое - о назначении выездной налоговой проверки с указанием срока начала ее проведения или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки, также с указанием планируемого срока ее начала.

Второе - об отказе в проведении мероприятий налогового контроля. В этом случае в обязательном порядке такое решение должно быть мотивировано, и в орган внутренних дел направляются основания для отказа.

Основаниями для отказа в принятии решения о проведении мероприятий налогового контроля по материалам, представленным ОВД, могут являться:

При отказе налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля орган внутренних дел вправе направить материалы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности данного отказа. В случае проведения налоговой проверки без участия сотрудников органов внутренних дел налоговый орган уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о результатах проверки в десятидневный срок со дня вступления в силу решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Инструкция о порядке направления материалов в органы МВД при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения Общие положения

Рассматриваемая Инструкция разработана в целях обеспечения эффективности взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел и устанавливает порядок направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Основанием для направления материалов налоговым органом в орган внутренних дел является непогашение налогоплательщиком (плательщиком сбора) в полном объеме в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) указанной в данном требовании недоимки, размеры которой позволяют предполагать факт нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. В этом случае налоговые органы обязаны в течение десяти рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

При этом двухмесячный срок определяется в соответствии с п. 5 ст. 6.1 НК РФ. Согласно этой норме срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.

Передача материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями ст. ст. 16 и 17 Закона о государственной тайне, а передача материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих такие сведения, - согласно требованиям ст. 102 НК РФ.

Требования к оформлению материалов, направляемых налоговыми органами в органы внутренних дел

Приказом предусматриваются различные требования к оформлению материалов, направляемых налоговыми органами в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в зависимости от того, по какой статье Уголовного кодекса РФ предполагается квалифицировать совершенное деяние.

При выявлении в ходе налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, предусмотренные ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов физическим лицом), налоговые органы направляют в органы внутренних дел в числе прочих следующие документы:

При выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, предусмотренные ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов организации), налоговые органы направляют в органы внутренних дел все указанные выше документы, за исключением относящихся к физическому лицу, а также:

При выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, предусмотренные ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента), налоговые органы направляют в органы внутренних дел все указанные выше документы, за исключением относящихся к физическому лицу, а также:

При выявлении в ходе налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, предусмотренные ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должны взыскиваться налоги и (или) сборы), налоговые органы в состав материалов, направляемых в органы внутренних дел, включают указанные выше документы, за исключением относящихся к физическому лицу, а также:

В случае наличия дополнительной информации о сокрытии имущества от описи и ареста, непредставлении сведений о месте нахождения имущества, в т.ч. неотражении данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильном указании его местонахождения, фиктивной передаче правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности в аренду, сокрытии имущества у третьих лиц, переоформлении имущества на третьих лиц территориальный налоговый орган направляет указанные сведения с приложением соответствующих документов в органы внутренних дел.

Весьма важным является указание в Приказе на то, что налоговые органы при оформлении материалов, подлежащих направлению в органы внутренних дел, должны строго руководствоваться приведенными выше перечнями. При этом копии документов, указанных в Инструкции, заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и скрепляются печатью.

Налоговые органы представляют дополнительную информацию по переданным ранее материалам на основании письменных запросов органов внутренних дел по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органа внутренних дел, указанного в запросе. При этом регистрация запросов органов внутренних дел производится в отдельном журнале.

Ознакомление сотрудников органов внутренних дел с материалами о нарушениях налогового законодательства, содержащих признаки преступления

В целях обеспечения оперативности и повышения эффективности деятельности по рассмотрению материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, налоговые органы до официального направления органам внутренних дел указанных материалов могут организовывать предварительное ознакомление с ними сотрудников органов внутренних дел (как сотрудников оперативных подразделений по налоговым преступлениям, которые могут дать предварительную оценку достаточности материалов для квалификации совершенного деяния по соответствующей статье УК РФ, так и сотрудников следственных подразделений, оценивающих представленные материалы на предмет их полноты и допустимости для возбуждения уголовного дела).

В этом случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до официальной передачи (направления) налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту акта налоговой проверки направляет в орган внутренних дел письменный запрос о выделении сотрудника органа внутренних дел для предварительного ознакомления с указанными материалами.

Начальник органа внутренних дел на основании поступившего письменного запроса в течение трех дней выделяет своего сотрудника, о чем направляет письменное уведомление руководителю (заместителю руководителя) налогового органа.

Предварительное ознакомление сотрудника органа внутренних дел с материалами осуществляется по предъявлении им служебного удостоверения. По результатам предварительного ознакомления с материалами сотрудник органа внутренних дел в случае необходимости дает рекомендации налоговому органу по осуществлению неотложных действий по установлению и закреплению доказательственной базы.

Закрепление данного положения в Приказе является весьма важным и актуальным для исключения фактов направления в органы внутренних дел материалов, по которым не представляется возможным провести соответствующие правоохранительные действия.

Взаимодействие налоговых органов и МВД России в процессе досудебного производства

Поступившие из налогового органа материалы, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, принимаются должностным лицом органа внутренних дел.

В данном случае в Приказе не прописано, в какое подразделение направляются такие материалы. Из его буквального толкования можно сделать вывод, что они направляются в адрес органа внутренних дел, а не какого-то конкретного подразделения, а уже далее в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы делопроизводства, эти материалы передаются руководством органа внутренних дел в конкретное подразделение для рассмотрения и проверки изложенной в них информации. По результатам их проверки в случае обнаружения признаков преступления орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа в соответствии со ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ принимает по ним процессуальное решение о возбуждении уголовного дела.

В случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган, направивший материалы.

Если вынесено решение о возбуждении уголовного дела, орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа также незамедлительно направляют уведомление об этом в заинтересованный налоговый орган.

При отсутствии в представленных материалах признаков преступления орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа направляют уведомление об этом в налоговый орган с указанием оснований отсутствия в указанных материалах признаков преступления.

В случае вынесения решения о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам, направленным налоговым органом, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление об этом в соответствующий налоговый орган. При передаче материалов, направленных налоговыми органами по подследственности в другие правоохранительные органы, орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно посылают уведомление об этом в соответствующий налоговый орган.

Одновременно с уведомлением о вынесенном решении (о возбуждении, об отказе в возбуждении, о прекращении уголовного дела) органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа копия постановления направляется в налоговый орган.

Подобный порядок, как и положения проанализированного Приказа, создают правовые предпосылки для налаживания действенной "обратной связи" между налоговыми органами и ОВД в их совместной работе по декриминализации налоговой сферы.

И.Н.Соловьев

Д. ю. н.,

профессор,

начальник уголовно-правового управления

правового департамента МВД России,

заслуженный юрист РФ