Мудрый Экономист

Потери времени: "перерегистрация" ООО

"Управление персоналом", 2009, N 22

Тема сегодняшнего интернет-журнала - продолжение истории с перерегистрацией ООО, которая "сжирает" сотни тысяч человеко-часов предпринимателей, а также бухгалтеров, секретарей и т.д. Благодарю всех, кто откликнулся на эту тему. Как обычно, государственный орган не потрудился создать "дружественный к пользователю" интерфейс, но оказалось, что время можно сберечь, - читайте ниже мою статью, опубликованную в "Ведомостях".

В начале следующей недели я разошлю по следующим адресам:

  1. Администрация Президента РФ (плюс видеоблог Д.А. Медведева).
  2. Правительство РФ.
  3. Комитет по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ.
  4. Департамент поддержки малого бизнеса правительства Москвы.
  5. Федеральная налоговая служба,

Письма с предложениями:

  1. Организовать внятную (понятным человеческим языком) разъяснительную кампанию по процедуре перерегистрации, в первую очередь в части того, что не обязательна личная явка генерального директора.
  2. Опубликовать на сайте Федеральной налоговой службы образцы заполненного комплекта документов для типовых случаев (ООО с единственным учредителем, ООО с несколькими учредителями) с четкими пояснениями, что и как прошивать и пронумеровывать.
  3. Установить предельные тарифы нотариальных услуг по заверке документов, необходимых для перерегистрации.
  4. Разъяснить банкам (официальным письмом ЦБ РФ или ФНС), что "неперерегистрированность" не может быть основанием для блокировки счета, неоткрытия счета и т.п.
  5. Продлить сроки перерегистрации как минимум еще на полгода (до 01.06.2010).

Буду благодарен за ваши предложения как по списку организаций, так и по списку мер, которые нужно принять. Далее - моя статья, опубликованная в "Ведомостях", с советами, как действовать в текущей ситуации.

Потери времени: "перерегистрация" ООО

В течение 2009 г. все компании, существующие в организационно-правовой форме ООО (обществ с ограниченной ответственностью), должны внести и зарегистрировать в налоговых органах изменения в уставные документы. Реформа имеет в общем благие цели, приближая наше законодательство об ООО к мировым стандартам. Однако в ходе реформы российский малый и средний бизнес (как правило, как раз существующий в форме ООО) рискует совершенно напрасно потерять несколько сотен тысяч, а то и миллионов, человеко-часов предпринимателей - генеральных директоров компаний.

Свидетельства очевидцев в Интернете (тексты, фотоотчеты, видеоролики) напоминают об очередях за колбасой в 80-е годы XX в. и давке на Ходынском поле в конце XIX в. Даются советы занимать очередь не позднее 3 - 4 часов утра, надевать одежду, которую не жалко, и беречь ребра от переломов. Однако абсолютно непроизводительных затрат времени и человеческого достоинства можно и нужно избежать.

Первое. Личная явка генерального директора не обязательна. Необходимый комплект документов можно выслать почтой ценным письмом. Список документов достаточно прост и доступен на сайтах Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, в правовых базах и на сайтах юридических компаний. В тех же правовых базах полезно посмотреть разъяснения для нешаблонных случаев - наличие в ООО нескольких участников и т.п. Грустно, что информация о том, что документы можно подать почтой, не содержится в разъяснительных письмах Федеральной налоговой службы, ее приходится добывать из правовых баз. Разумно, конечно, было бы поместить понятное письмо человеческим языком на видном месте сайта.

При подаче документов почтой "ответные" документы будут высланы налоговой инспекцией на адрес местонахождения компании (в просторечии "юридический адрес"). Что делать, если он у вашей компании не совпадает с фактическим, например, вы когда-то переехали? Просто отправьте курьера в соответствующее почтовое отделение и подайте заявление на "переадресацию" вашей почты на ваш реальный адрес.

Второе. Нужно ли вообще торопиться? Исходный Закон (от 30.12.2008 N 312-ФЗ) никаких жестких санкций не предусматривает, Минэкономразвития России в Письме N Д06-2639 от 11.09.2009, разъясняющем Закон, говорит о том, что "Неприведение устава ООО в соответствие с Законом не влечет недействительности устава после 1 января 2010 г. и не может быть основанием для ликвидации по решению суда такого общества, если не допущены иные грубые или неоднократные нарушения нормативных правовых актов". Заместитель руководителя ФНС Н. Мельников в своем интервью заявил, что не успевшие пройти процедуру до 01.01.2010 ООО из ЕГРЮЛ исключаться не будут, и всячески успокоил общественность.

Третье. Возможно, стоит подумать об ОАО? Не исключено, что история с ООО - хороший повод задуматься об открытом акционерном обществе. Если ваш бизнес будет расти и привлекать инвесторов, им эта организационно-правовая форма будет гораздо более комфортна и понятна. Особенно идея ОАО актуальна, если вы сейчас открываете новую компанию: для регистрации нового ООО нужна будет (во всяком случае, в Москве) именно личная явка, и избежать многочасового стояния в очередях вряд ли удастся. ОАО для упрощения управленческой структуры можно создать без "взрослых" коллегиальных органов - совета директоров, правления, ограничившись общим собранием акционеров (в т.ч. существующим в лице единственного учредителя) и генеральным директором. Добавятся ежегодные расходы на аудит (для небольшого бизнеса - несколько десятков тысяч рублей), необходимость зарегистрировать выпуск акций в ФСФР (в общем, несложная процедура), больший уставный капитал (от 100 000 руб.).

В целом ситуация обычна: государственный орган не разъяснил, как можно выполнить требования нового Закона максимально безболезненно, а многие предприниматели не разобрались и тратят напрасно огромное количество времени и нервов.

Г.Архангельский

Организация и мир вокруг
 
Большие деньги - не всегда удачное решение