Мудрый Экономист

Модифицированная схема стратегической безубыточности

"Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 32

Автор предлагает осуществлять стратегический анализ портфеля заказов с помощью модифицированной модели анализа безубыточности. Определенный вклад в теорию и практику бизнес-оценки может быть связан с большей интеграцией маркетинга, в первую очередь отношений с клиентами, в методологию оценки рыночной стоимости предприятия.

В современных экономических условиях большое значение в теории и практике экономического анализа имеет анализ безубыточности производства. Стратегический анализ портфеля заказов можно осуществлять с помощью модифицированной модели анализа безубыточности (рис. 1) [1].

Модифицированная схема безубыточности производства

альфа /¦                 ¦     ДЕЛЬТАбета     ¦              ¦              ¦      S #
¦ ¦<------------------> ¦ А # TC @
¦ ¦ Б #- - - - - - - @- -
¦ ¦ ¦ ¦ /¦ ЗФП
¦ В¦ @ ¦ ¦/
¦ ¦ @#- - - - - - - + - - - - - - - - -
¦ ¦ ¦ VC *
¦ ¦ @ # ¦ *
¦ @ ¦ * ¦
¦ @ Г¦ * ¦ FC
+@-----------------#--------------*-----+-----------------------------+---------
¦ # ¦ * К ¦
¦ * ¦ 6 ¦бета ¦бета
¦# * ¦ <------------> Б А
Д ¦*-----------------+--------------------+--------------+--------------+--------->
бета ¦бета ¦ бета
¦ 2 1 ¦
<-----------------T------------------->¦<-------------+------------->
¦ Область убыточности Область ¦
¦ ¦ рентабельности
¦ ¦ ¦
+------------------+--------------------+--------------+--------------+
¦ Возможные финансовые потери ¦ Отсутствие ¦
¦ ¦ потерь ¦
+------------------T--------------------T--------------+--------------+
¦Сумма собственного¦ Расчетная сумма ¦ Расчетная ¦ Полная сумма ¦
¦ капитала ¦ дохода ¦ сумма прибыли¦ прибыли ¦
+------------------+--------------------+--------------+--------------+
¦ Зона ¦ Зона критического ¦ Зона ¦ Безрисковая ¦
¦ катастрофического¦ риска ¦ допустимого ¦ зона ¦
¦ риска ¦ ¦ риска ¦ ¦
+------------------+--------------------+--------------+--------------+
¦ Ликвидационная ¦ Рыночная стоимость ¦Инвестиционная¦Стратегическая¦
¦ стоимость ¦ ¦ стоимость ¦ стоимость ¦
+------------------+--------------------+--------------+--------------+
<----------------> <------------------> <------------> <------------>
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Д Г В Б А

Рис. 1

Графическая модель безубыточности является двухкоординатной: по оси абсцисс откладывается объем реализации продукции бета в натуральных единицах; по оси ординат откладываются затраты (постоянные, переменные и суммарные), а также выручка от реализации продукции альфа. Ключевыми показателями модели являются следующие:

Эти показатели позволяют определить маржинальный доход, область убыточности, область рентабельности и запас финансовой прочности.

Помимо анализа операционной безубыточности предлагается использовать стратегическую четырехуровневую модель безубыточности. В этой модели присутствуют следующие индикаторы безубыточности:

  1. индикатор операционной безубыточности;
  2. индикатор безубыточности для кредиторов;
  3. индикатор безубыточности для привилегированных акционеров;
  4. индикатор безубыточности для обыкновенных акционеров (рис. 2).

Ключевые индикаторы стратегической безубыточности

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Четвертый критический выпуск - индикатор безубыточности для обыкновенных¦
¦ акционеров ¦
+--------------------------------------------------------T----------------+
¦ ¦ Отношение ¦
¦ ¦ требуемого ¦
¦ Третий критический выпуск - индикатор безубыточности ¦ объема прибыли ¦
¦ для привилегированных акционеров ¦ к распределению¦
¦ ¦ к чистому ¦
¦ ¦ предельному ¦
¦ ¦ вкладу ¦
+--------------------------------------T-----------------+-----------------
¦ ¦ Отношение ¦
¦ ¦ дивидендов на ¦
¦ Второй критический выпуск - индикатор¦привилегированные¦
¦ безубыточности для кредиторов ¦ акции к чистому ¦
¦ ¦ предельному ¦
¦ ¦ вкладу ¦
+-------------------T------------------+------------------
¦ ¦ Отношение ¦
¦ Первый критический¦ постоянных ¦
¦ выпуск - индикатор¦ финансовых ¦
¦ операционной ¦ издержек ¦
¦ безубыточности ¦ к предельному ¦
¦ ¦ вкладу ¦
+-------------------+-------------------
¦ Отношение ¦
¦ постоянных ¦
¦ операционных ¦
¦ издержек ¦
¦ к предельному ¦
¦ вкладу ¦
L--------------------

Рис. 2

Реализация эффективной экономической стратегии предприятия предусматривает достижение безубыточности именно для обыкновенных акционеров [2].

Существенным преимуществом модифицированной схемы безубыточности производства является использование ликвидационной, рыночной, инвестиционной и стратегической стоимости бизнес-объекта. Предложенный стоимостный подход к управлению предприятием на основе стратегической стоимости бизнеса и четырехуровневой модели безубыточности производства позволяет оптимизировать ключевые бизнес-процессы.

В современных экономических условиях предлагается к применению новая теория управления - концепция оценочного менеджмента [3]. Теория оценочного менеджмента среди всех направлений финансово-экономического блока выполняет объединяющую методологическую функцию как прикладное выражение современных знаний в экономике. В научно-образовательной сфере в настоящее время может быть сделан качественный рывок, который позволит российским инновационным разработкам, в том числе по оценочному менеджменту, получить международное признание. В рамках этой концепции рыночная стоимость предприятия является основным критерием формирования и реализации инновационной стратегии развития (рис. 3).

Пентаграмма моделей оценочного менеджмента

-------------------------------------------------¬
¦ ---------------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ * * ¦ ¦
¦ ¦ * * ¦ ¦
¦ ¦ * ¦ ¦
¦ ¦ * ¦ ¦
¦ ¦ Стоимость * ¦ ¦
¦ ¦ * . # . ¦ ¦
¦ ¦ . . * ¦ ¦
¦ ¦ * . . ¦ ¦
¦ ¦ Проекты # # Процессы * ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ * . . * ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ # . . # * ¦ ¦
¦ ¦ * Качество Интеллектуальный ¦ ¦
¦ ¦ бизнес-объекта капитал * ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ * * ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ * * ¦ ¦
¦ ¦ * * * ¦ ¦
¦ L--------------------------------------------- ¦
L-------------------------------------------------

Рис. 3

Концепция оценочного менеджмента позволит определить экономический потенциал роста стоимости не только отдельных предприятий, но и всего народно-хозяйственного комплекса страны. Выбор стратегии развития предприятия осуществляется на основе стратегического анализа и стратегической оценки, которая является новой функцией стратегического управления. Различные виды стоимостей предприятия (рыночная, балансовая, инвестиционная, инновационная, фундаментальная, ликвидационная) позволяют выявить резервы стратегического развития. В рамках концепции оценочного менеджмента разработаны: стратегический подход к оценке бизнеса; морфологическая модель стоимости предприятия, объединяющая стратегические функции, бизнес-процессы и элементы дерева факторов стоимости, образующие "поле" стоимости; графическая модель экономического состояния предприятия, ведущим звеном которой выступают различные показатели стоимости предприятия, компас стратегий качества и стоимости. В рамках модели оценочного менеджмента дано определение стратегической стоимости и инновационной стоимости. При этом теория оценочного менеджмента существенно отличается от концепции управления стоимостью (см. таблицу).

Отличие концепции управления стоимостью от теоретической и практической модели оценочного менеджмента

 N 
п/п
   Характеристики  
  Концепция управления  
стоимостью (КУС)
    Модель оценочного   
менеджмента (ОМ)
  1
Объект оценки      
Капитализация,          
собственный капитал
Предприятие, бизнес-    
линия
  2
Подходы к оценке   
Стандартные: затратный, 
сравнительный, доходный
Стратегический          
  3
Методы             
Классические            
Современные, методы     
стратегического подхода
  4
Связь              
с экономической
стратегией развития
Косвенная               
Прямая                  
  5
Правила            
финансирования
Золотое правило         
финансирования
Правило золотого сечения
  6
Анализ наилучшего  
и наиболее
эффективного
использования
бизнес-объекта
Не проводится           
Проводится              
  7
Составление бизнес-
планов
Можно не составлять     
Необходимо составлять   
  8
Тип управления     
Стоимостное             
Проектно-процессно-     
стоимостное, управление
качеством
и конкурентоспособностью
  9
Тип экономики      
Постиндустриальная      
Инновационно-           
интеллектуальная
экономика знаний
 10
Вид экономики      
Экономика частно-       
государственного
партнерства
Экономика собственности 
 11
Информация         
Бухгалтерская,          
статистическая,
маркетинговая
Паспорт предприятия     
 12
Ключевые факторы   
стоимости
Влияние контрольного    
пакета, ликвидность,
организационно-правовая
форма, квалификация
персонала, сертификация
СМК, диверсификация,
отраслевая
принадлежность и др.
Интегральная            
рейтинговая оценка,
комбинированный (в том
числе оценочный) рычаг,
конкурентный статус
предприятия и др.
 13
Характер создания  
стоимости
Линейно-функциональный  
Ключевые бизнес-проекты 
и бизнес-процессы
 14
Анализ             
безубыточности
Операционная            
безубыточность
Стратегическая          
четырехуровневая
безубыточность
 15
Точки              
безубыточности
Основная точка          
операционной
безубыточности
Точка банкротств,       
точка бездоходности,
точка безубыточности,
точка минимальной
расчетной прибыли,
точка полной расчетной
прибыли
 16
Направление        
экономического
анализа
Комплексный анализ      
хозяйственной
деятельности, финансовый
анализ
Стратегический анализ   
 17
Менеджмент         
Производственный        
Интегрированный         
стратегический
менеджмент-маркетинг
 18
Система менеджмента
качества
Рассматривается отдельно
Служит для создания     
стоимости и выбора
стратегии
 19
Элементы системы   
менеджмента
качества
Качество продукции,     
процессов
Качество продукции,     
процессов, предприятия,
жизни
 20
Оценка бизнеса     
Традиционная            
Стратегическая          
 21
Стратегическая     
оценка
Отсутствует             
Новая функция управления
 22
Вид стоимости      
Рыночная, инвестиционная
Стратегическая,         
инновационная
 23
Оценка             
сформированного
портфеля заказов
Оценка доли рынка       
Оценка клиентелы        
 24
Количество этапов  
процесса управления
стоимостью
Пять этапов             
Восемь этапов           
 25
Оценка             
нематериальных
активов
Не играет существенной  
роли при расчете
рыночной стоимости
бизнеса
Являются важнейшей      
частью стоимости
предприятия
 26
Основная           
стоимостная модель
Модель факторов         
стоимости
Морфологическая         
стоимостная модель
 27
Матричная модель   
рынка
Модель доли свободного  
рынка, рынка предприятия
и конкурентов
Модель компаса стратегий
качества и стоимости
 28
Состав показателей 
эффективности
деятельности
предприятия
Набор ключевых          
сбалансированных
показателей
эффективности
Комплексная система     
стратегических
показателей в виде
графической модели
 29
Основной вид       
экономического
потенциала
предприятия
Потенциал               
конкурентоспособности
Потенциал роста         
стоимости
 30
Рыночная стоимость 
предприятия
Рыночная стоимость      
чистых активов
Рыночная стоимость      
чистых активов
и интеллектуального
капитала

Таким образом, теория оценочного менеджмента является естественных продолжением концепции управления стоимостью в современных экономических условиях.

Список литературы

  1. Багов В.П., Селезнев Е.К., Ступаков В.С. Управление интеллектуальным капиталом: Учеб. пособие. М.: ИД "Камерон", 2006. 248 с.
  2. Иванов Г.М. Финансово-инвестиционный менеджмент: теория и инструменты. Саратов: СГСЭУ, 2006. 276 с.
  3. Постюшков А.В. Оценочный менеджмент: Учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 272 с.

А.В.Постюшков

Д. э. н.,

профессор

кафедры экономики и управления

Саратовский государственный

технический университет

Оптимизация налоговой нагрузки на этапе планирования договора поставки
 
Защита персональных данных. Что нужно знать руководителю?