Мудрый Экономист

Тонкости и секреты режима заморозки

"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2009, N 11

Мы не откроем Америку, сказав, что все организации при осуществлении хозяйственной деятельности периодически "примеряют на себя" те или иные способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, перечисленных в гл. 11 НК РФ. Наименее приятным для налогоплательщиков способом является приостановление операций по счетам в банке, попросту говоря, заморозка (блокировка) банковских счетов. Действительно, данная процедура может парализовать деятельность организации, вследствие чего, как правило, срываются выгодные контракты, портятся взаимоотношения с существующими партнерами и т.д.

Рассмотрим, что представляет собой заморозка и в каком порядке она происходит. Также ответим на вопрос, каким образом можно разблокировать счета, и выясним, в каких случаях контролирующие органы бывают вне закона.

Законодательные нормы

Блокировке операций по расчетному счету посвящена ст. 76 НК РФ. Пункт 1 данной статьи раскрывает нам сущность блокировки, под которой следует понимать прекращение банком всех расходных операций по расчетному счету налогоплательщика. Приход (поступление) денежных средств на блокированный счет будет осуществляться в общем режиме.

Исключением в данном случае согласно абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ являются операции по списанию денежных средств:

<1> По мнению Минфина (Письмо от 24.04.2009 N 03-02-07/1-199), к указанным операциям не относится списание банком со счета организации - клиента банка по ее распоряжению денежных средств, поступивших из ФСС, в том числе для осуществления социальных выплат работникам этой организации. Аналогичной точки зрения финансисты придерживались и ранее - Письмо от 07.06.2008 N 03-02-07/1-211: ни гражданским, ни бюджетным законодательством РФ не предусмотрено списание банком со счета налогоплательщика по поручению этого налогоплательщика денежных средств в виде пособий по обязательному социальному страхованию в первоочередном порядке.
<2> Согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ платежи в бюджет и внебюджетные фонды относятся к четвертой очереди. Всего предусмотрено шесть очередей списания денежных средств.

За что блокируют счета?

Налоговое законодательство устанавливает три причины блокировки расчетного счета налогоплательщика. Первые две прописаны в ст. 76 НК РФ, это:

Еще одно основание тесно связано с п. 10 ст. 101 НК РФ, и оно используется налоговиками для обеспечения исполнения хозяйствующими субъектами решения, принятого по результатам налоговой проверки.

Рассмотрим названные причины более подробно.

Неуплата налога (пени, штрафа)

По данному основанию денежные средства на расчетных счетах организации блокируются лишь в пределах суммы, указанной в соответствующем решении налогового органа о заморозке счета (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ). Остальные денежные средства, находящиеся на счете в банке, налогоплательщик вправе использовать по собственному усмотрению. Если денежных средств на банковском счете хозяйствующего субъекта недостаточно для исполнения решения о взыскании, то счет блокируется полностью (Письма Минфина России от 09.07.2008 N 03-02-07/1-268, от 21.06.2007 N 03-02-07/1-304).

Если налоговым органом вынесено несколько решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке для обеспечения исполнения различных решений о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, банк обязан приостановить операции по счетам налогоплательщика на общую сумму, указанную в этих решениях (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-02-07/1-384).

Если в решении налогового органа о блокировке банковского счета указано несколько счетов организации, то банк должен приостановить расходные операции в пределах обозначенной суммы по каждому счету. Самостоятельно принимать решения о приостановлении расходных операций только по одному или нескольким из указанных в решении счетов, остатка (суммарного остатка) денежных средств на котором достаточно для исполнения решения о взыскании налога (пеней, штрафов), банк не имеет права (Письмо Минфина России от 10.11.2008 N 03-02-07/1-459).

В случае с валютным счетом блокировка действует в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала заморозки (абз. 4 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом Минфин уточнил, что дата начала приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке определяется датой получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций (Письмо от 21.09.2009 N 03-02-07/1-434).

Следует отметить, что решение о блокировке счета налоговики могут вынести не ранее решения (требования) о взыскании налогов (пеней, штрафов), поскольку оно принимается для обеспечения исполнения последнего (Постановления ФАС ПО от 25.09.2009 N А55-6049/2009, ФАС ВВО от 27.08.2008 N А29-7041/2007). Если принятое решение незаконно (например, потому, что контролерами нарушен установленный налоговым законодательством пресекательный срок его принятия), то и блокировка счета является незаконной (см. также Постановления ФАС СКО от 29.07.2009 N А32-24448/2008-3/13, ФАС УО от 31.07.2007 N Ф09-12169/06-С3).

Непредставление в инспекцию декларации

Как мы уже говорили, решение о блокировке банковских счетов может быть принято налоговиками в случае непредставления организацией налоговой декларации в инспекцию по месту учета в течение десяти дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока ее представления.

По данному основанию банковские счета налогоплательщика блокируются полностью вне зависимости от суммы оставшихся на них денежных средств.

Примечание. За непредставление декларации банковские счета организации блокируются полностью. Сумма остатка денежных средств роли не играет.

Отметим, что п. 3 ст. 76 НК РФ не содержит оговорки, что срок "в течение десяти дней" следует определять в календарных днях, значит, в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ при его расчете принимаются во внимание только рабочие дни.

Сегодня многие организации отдают предпочтение представлению отчетности в налоговый орган посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении. В таком случае налоговая декларация после регистрации в отделе финансового и общего обеспечения в тот же день должна быть передана в отдел работы с налогоплательщиками для дальнейшей обработки и регистрации. При отправлении налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата почтового отправления с описью вложения (п. 4 ст. 80 НК РФ). Если по каким-либо причинам в течение десяти дней после установленного срока представления декларации налоговики ее не получат, то они заморозят банковские счета организации. Основание - непредставление налоговой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).

При формальном подходе поведение сотрудников налогового органа не противоречит закону - они следуют нормам налогового законодательства. Другое дело, если налогоплательщик подтвердит, что налоговая отчетность отправлена по почте своевременно <3>. Тогда не может быть речи о штрафных санкциях или правомерности решения о приостановлении операций по счетам в банке, налоговики разблокируют счет, но то, что он, пусть и на незначительное время, был заморожен, мало кого обрадует. Единственный способ обезопасить себя от блокировки счета - не тянуть с отправкой отчетности по почте до последнего дня установленного срока.

<3> В силу п. 8 ст. 6.1 НК РФ декларация, представленная в организацию связи до 24.00 последнего дня срока, будет считаться поданной в установленной срок, а налогоплательщик - исполнившим свою обязанность.

Неисполнение решения по проверке

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к такой ответственности налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на исполнение данного решения (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Для этих целей руководитель налогового органа или его заместитель выносит соответствующее решение. Оно вступает в силу со дня вынесения и действует до дня исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения или до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом <4>.

<4> Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе отменить обеспечительные меры и до истечения данного срока.

Итак, п. 10 ст. 101 НК РФ предусматривает в качестве обеспечительных мер:

Причем, как указано в предпоследнем абзаце п. 10 ст. 101 НК РФ, блокировка банковских счетов применяется только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ.

Рассматриваемая в данном подразделе норма Налогового кодекса содержит самостоятельное основание и момент вынесения решения о принятии обеспечительных мер в виде заморозки банковских счетов. При этом порядок принятия обеспечительных мер, предусмотренных в п. 10 ст. 101 НК РФ, не обусловлен направлением налоговиками в адрес налогоплательщика требования об уплате налогов, пеней и штрафов. Следовательно, в данном случае п. п. 2 и 3 ст. 76 НК РФ, устанавливающие самостоятельные сроки, не применяются. То есть при принятии обеспечительных мер, предусмотренных в ст. 101 НК РФ, нужно руководствоваться ее п. п. 10 и 11, а также п. п. 1, 4 - 12 ст. 76 НК РФ. Эта позиция подтверждена арбитражной практикой (Постановление ФАС МО от 11.06.2008 N КА-А40/4978-08).

Кстати, нарушение порядка применения обеспечительных мер в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ (в частности, игнорирование процедуры запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества организации) влечет признание решения налоговиков о блокировке счета незаконным (Постановления ФАС ПО от 21.07.2009 N А65-26985/2008, от 11.03.2009 N А12-11122/2008).

Внимание! В данном случае также должна быть указана сумма, в пределах которой действует приостановление операций по счетам. То есть блокируются не все операции по счету, а только в пределах суммы, предусмотренной в решении налогового органа. Если сумма на банковском счете превышает сумму задолженности перед бюджетом, налогоплательщик вправе распоряжаться указанной разницей по своему усмотрению.

Незаконные основания блокировки

Необходимо четко понимать, что только перечисленные выше основания могут послужить поводом для блокировки счета организации. Все прочие причины приостановления операций по счетам в банке следует расценивать как превышение контролерами установленных полномочий.

Рассмотрим наиболее яркие примеры необоснованных претензий сотрудников налогового органа.

Причиной большинства разногласий, по мнению автора, является расширительное толкование налоговиками ст. 76 НК РФ. Обращаем ваше внимание, что в данной статье речь идет именно о налоговых декларациях. Однако инспекторы на местах довольно часто блокируют банковские счета за непредставление бухгалтерской отчетности, авансовых расчетов по налогам, сведений по среднесписочной численности работников или если декларация представлена по неустановленной (устаревшей) форме.

Насколько правомерны действия контролирующих органов?

С одной стороны, обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность прописана в пп. 4, 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. При этом под бухгалтерской отчетностью следует понимать единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Закона о бухгалтерском учете <5>).

<5> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В п. 3 ст. 76 НК РФ речь идет о налоговой декларации, в целях применения НК РФ под ней следует понимать письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Очевидно, что два понятия - "бухгалтерская отчетность" и "налоговая декларация" - не тождественны, следовательно, решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках, принятое в связи с непредставлением бухгалтерской отчетности, незаконно.

Внимание! Налоговики не вправе отказать налогоплательщику в приеме декларации на том основании, что она составлена по устаревшей форме, и привлечь его к ответственности за непредставление отчетности в подобных ситуациях (Постановления ФАС ПО от 17.04.2007 N А65-23322/06, ФАС ВВО от 22.02.2007 N А82-4019/2006-99, ФАС СЗО от 26.02.2007 N А56-16164/2006, ФАС ЗСО от 20.11.2006 N Ф04-7758/2006(28628-А46-42)). По мнению судей, главное, чтобы декларация соответствовала ст. 80 НК РФ, то есть содержала сведения, необходимые для исчисления налога.

Алгоритм действий контролеров

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 76 НК РФ заблокировать счета организации может только руководитель налогового органа или его заместитель. В случае принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке иным должностным лицом нормативный акт налогового органа можно обжаловать в судебном порядке. Например, из Постановления ФАС СЗО от 14.06.2007 N А05-13604/2006-18 видно, что данный факт послужил основанием для направления дела на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции в пользу налогового органа было отменено.

Если организация не согласна с решением налоговой инспекции о приостановлении операций по счетам в банке и желает оспорить законность решения налоговиков в судебном порядке, то банк должен исполнить поручение по списанию денежных средств по оплате госпошлины со счета налогоплательщика (Письма Минфина России от 20.07.2009 N 03-02-07/1-374, от 12.04.2007 N 03-02-07/1-172).

Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ (Приложение 4).

Внимание! Если решение о блокировке не содержит конкретные обстоятельства и основания, повлекшие приостановление операций по счетам в банке, то его можно оспорить в судебном порядке (Постановление ФАС ВСО от 13.06.2007 N А74-4624/06-Ф02-3403/07).

Следует отметить, что конкретный срок для принятия решения о блокировке счета Налоговым кодексом не установлен. В п. 3 ст. 76 НК РФ только говорится, что оно может быть принято руководителем инспекции или его заместителем, если налогоплательщик не представит в налоговый орган декларацию в течение десяти дней по истечении установленного срока ее представления. На основании данной нормы Минфин пришел к выводу, что ранее этого срока заблокировать счет налогоплательщика контролеры не вправе (Письмо от 05.05.2009 N 03-02-07/1-227) <6>.

<6> По мнению ФАС ДВО (Постановление от 09.06.2009 N Ф03-2455/2009), решение о приостановлении операций по счетам в банке как способ обеспечения исполнения обязанностей налогоплательщика может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога и не ранее даты обнаружения факта, свидетельствующего о непредставлении декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

К сведению. При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банк не вправе открывать данному хозяйствующему субъекту новые счета (п. 12 ст. 76 НК РФ). Следует отметить, что с 01.01.2009 в п. 1 ст. 132 НК РФ внесены изменения, согласно которым размер штрафных санкций за нарушение банком п. 12 ст. 76 НК РФ увеличился вдвое. Так, сегодня открытие банком счета организации при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этой организации может обойтись для банка штрафными санкциями в размере 20 тыс. руб. или привести к привлечению к более весомой ответственности по ст. 134 НК РФ <7> (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 12953/08). Однако это вовсе не является препятствием для открытия организацией расчетных счетов в других банках.

<7> В данном случае размер штрафных санкций составляет 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 10 000 руб.

И еще, по мнению ФАС ДВО (Постановления от 14.05.2009 N Ф03-1960/2009, от 26.02.2009 N Ф03-516/2009 <8>), начисление налоговым органом пени в период, когда операции по счетам налогоплательщика в банках приостановлены, является нарушением положений п. 3 ст. 75 НК РФ и основанием для признания действий налогового органа незаконными (см. также Постановление ФАС ПО от 12.03.2009 N А12-7768/2008).

<8> Определением ВАС РФ от 29.05.2009 N ВАС-6111/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Форма и Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на бумажном носителе устанавливаются ФНС (абз. 4 п. 4 ст. 76 НК РФ). Так, согласно п. 1 Порядка <9> решение о блокировке счета налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке направляется в соответствующий банк на бумажном носителе при невозможности его направления в банк в электронном виде.

<9> Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе, утв. Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

Исходя из п. 2 Порядка указанное решение налоговый орган направляет в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручает под расписку представителю банка. При этом моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, принятого в соответствии со ст. 76 НК РФ, являются:

Примечание. Направление в банк решения налогового органа по факсу или его копии Минфин считает неприемлемым, поскольку данный способ не предусмотрен Налоговым кодексом (Письмо от 17.12.2008 N 03-02-07/1-517).

Если речь заходит о направлении решения налогового органа о блокировке счета в электронном виде, то в работу включается Положение ЦБ РФ N 322-П <10> (далее - Положение), которое вступило в силу с 1 апреля 2009 г. (п. 5.1 данного документа).

<10> Положение о порядке направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде через Банк России, утв. ЦБ РФ 09.10.2008 N 322-П.

Порядок разблокировки счета

Действия организации при разблокировке счета зависят от того, что (какая причина) вызвало приостановление операции по счету в банке. Если налоговики заблокировали счет по причине непредставления налоговой декларации, нужно учесть следующее.

Решение о приостановлении операций по счетам действует до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (п. 7 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина России от 04.05.2009 N 03-02-07/1-222). Форма такого решения утверждена Приказом ФНС России N САЭ-3-19/825@ (Приложение 5). Согласно абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Если верить абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, то разблокировать счет (вынести решение об отмене приостановления операций по расчетному счету) налоговики должны не позднее одного дня, следующего за датой представления соответствующей формы налоговой отчетности.

Таким образом, все, что требуется от организации для получения желаемого результата, сводится к скорейшему представлению в налоговый орган той или иной декларации (если она не представлялась) или документальных фактов, подтверждающих, что отчетность была представлена в налоговый орган своевременно (например, по почте).

В первом случае декларацию следует сдать в отдел по работе с налогоплательщиками инспекции по месту учета хозяйствующего субъекта. Налоговый инспектор должен зарегистрировать ее и зафиксировать это в экземпляре налогоплательщика.

С учетом положений п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным. Применяя данную норму к нашей ситуации, получаем, что при исполнении хозяйствующим субъектом своих обязательств налоговики должны отреагировать (вынести решение о разблокировке счета) не позднее одного рабочего дня.

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ копия решения об отмене приостановления операций по счету передается налогоплательщику в те же сроки (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения).

Если для представления налоговой декларации организация воспользовалась услугами почты (декларация отправлена заказным письмом), но счет все-таки заблокировали, то для отмены блокировки необходимо иметь копии декларации и почтовых квитанций о направлении письма с описью вложения (с почтовым штемпелем и подписью работника почты). Следующий шаг - бухгалтер представляет оригинал декларации и сделанные копии в налоговый орган по месту учета. Должностное лицо налогового органа после проставления отметки о представлении налоговой отчетности выносит решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Банк со своей стороны разблокирует счет организации после того, как получит от налогового органа оригинал такого решения.

Внимание! Налоговый кодекс не предусматривает вручение подлинника решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам в банке налогоплательщику (его представителю) (Письмо Минфина России от 17.12.2008 N 03-02-07/1-517). Термин "представитель организации" используется в Налоговом кодексе в значении законного или уполномоченного представителя организации. В связи с этим финансисты полагают, что подлинник решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке может быть вручен налогоплательщику только при наличии у него документально подтвержденных полномочий представителя банка (см. также Письмо от 17.02.2009 N 03-02-07/1-73).

Если же причиной блокировки счетов послужила неуплата налога, пени и штрафа, приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих факт взыскания налога (п. 8 ст. 76 НК РФ). Другими словами, если задолженность по налогам была списана с расчетного счета организации по инкассовому поручению, то, получив уведомление банка, налоговики должны принять решение о разблокировании счета. В случае самостоятельного погашения налогоплательщиком задолженности они примут решение о разблокировке только после того, как бухгалтер принесет в инспекцию платежное поручение на уплату задолженности по налогам, пеням, штрафам с отметкой банка об исполнении. Здесь, как и в предыдущей ситуации, банк не разблокирует счет организации, пока не получит от налогового органа соответствующее решение (п. 7 ст. 76 НК РФ).

При наличии у организации нескольких расчетных счетов и достаточном количестве денежных средств на них для погашения недоимки, чтобы вести хозяйственную деятельность, ей следует разблокировать некоторые из них. Дело в том, что п. 9 ст. 76 НК РФ предоставляет налогоплательщику право подать в налоговую инспекцию заявление об отмене приостановления операций по части счетов. Он должен указать те из них, на которых достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налогов, пеней и штрафов. К заявлению нужно приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. При наличии таких документов налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика (см. также Письма Минфина России от 10.11.2008 N 03-02-07/1-457, от 10.11.2008 N 03-02-07/1-459).

Согласно п. 5 ст. 76 НК РФ банки, получившие решение о приостановлении операций по счетам, не позднее следующего дня после его получения должны сообщить в налоговую инспекцию сведения об остатках денежных средств на заблокированных счетах. Об этом также упоминается в Письмах Минфина России N 03-02-07/1-457, от 27.12.2007 N 03-02-07/1-515.

Ответственность налоговиков

Следует отметить, что с 1 января 2010 г. для нерасторопных налоговиков, которые размораживают счета организаций с нарушением установленных сроков, предусматривается материальная ответственность в виде уплаты процентов за каждый день просрочки. В соответствии с п. 9.2 ст. 76 НК РФ <11> проценты определяются от суммы, в отношении которой действовал режим заморозки счета, и принимаются в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

<11> Пункт 9.2 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Как мы отметили выше, специальная норма Налогового кодекса, предусматривающая ответственность чиновников, вступает в силу с 01.01.2010. Вместе с тем до указанной даты налогоплательщики могут отстаивать свои интересы в порядке гражданского судопроизводства, о чем свидетельствует сложившаяся арбитражная практика. Так, в Постановлении от 28.10.2008 N КА-А40/9289-08 ФАС МО посчитал правомерным взыскание с инспекции неустойки за нарушение установленных норм.

С.Н.Кудряшов

Редактор журнала

"Индивидуальный предприниматель:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Потери от брака
 
Представление декларации по налогу на прибыль