Мудрый Экономист

Командир, поехали!

"Бюджетный учет", 2010, N 5

Довольно часто учреждения содержат автопарк. И ключевыми его фигурами являются водители. Рассмотрим, какие особенности возникают при их оформлении на работу и при начислении соответствующих выплат.

Сотрудники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспорта, обязаны пройти профессиональные отбор и подготовку (ст. 328 ТК РФ). В случае с водителем это означает, что он должен представить водительское удостоверение соответствующей категории. Порядок получения прав установлен Законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).

Лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года или назначаемые для работы на горных маршрутах, переведенные на новый тип транспортного средства (новый маршрут перевозок пассажиров), допускаются к управлению автомобилем только после прохождения стажировки (п. 3.1.3 Положения, утвержденного Приказом Минтранса России от 9 марта 1995 г. N 27, далее - Положение N 27). Ее должна обеспечить организация-работодатель. Продолжительность стажировки, объемы, содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный). Стажировка должна производиться под руководством водителя-наставника или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего соответствующее свидетельство (лицензию).

После завершения стажировки должно быть оформлено заключение о допуске водителя к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле сотрудника.

Водитель, не получивший указанного допуска, с его согласия переводится на другие работы, а при невозможности перевода подлежит увольнению.

Документальным подтверждением стажировки являются и такие документы, как приказ о назначении водителей-наставников; приказы о направлении водителей на стажировку и о допуске их к самостоятельной работе после прохождения стажировки. Понадобятся и листки о прохождении стажировки (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2010 г. N 17АП-670/2010-АК).

Внимание! Водителям нельзя трудиться по совместительству, если работа непосредственно связана с управлением авто или его движением (ст. 329 ТК РФ). Перечень таких работ, профессий и должностей утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16. Он охватывает: автомобильный, городской наземный электрический, промышленный, железнодорожный (общего и необщего пользования), морской, речной транспорт, транспорт дорожного хозяйства, метрополитена и гражданской авиации.

Медосмотры

Прием водителей на работу производится только после обязательного предварительного медосмотра (ст. 328 ТК РФ). Обязательными являются предрейсовые, послерейсовые и текущие осмотры (п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ) <1>. Обязанность их проведения установлена и п. 3.3.3 Положения N 27, а порядок проведения Приказами:

<1> По желанию и на средства работодателя предварительные и периодические медицинские осмотры могут проводиться по расширенной программе по договору с лечебно-профилактическим учреждением (п. 1.4 Положения о проведении медосмотров, утвержденного Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90).

Также много полезной информации можно найти в Методических рекомендациях от 29 января 2002 г. "Об организации и порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (далее - Рекомендации), которые изложены в Письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32. Несмотря на то что документ, мягко говоря, не нов, тем не менее судьи практически всех округов до сих пор им оперируют. Пример тому - Постановления ФАС Московского округа от 17 марта 2010 г. N КА-А40/2021-10, Уральского округа от 12 января 2010 г. N Ф09-10698/09-С1, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2010 г. N 17АП-670/2010-АК.

Следует отметить, что организовать и вести учет проведения медосмотров водителей должны все организации, использующие автотранспортные средства, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе и учреждения (Постановление ФАС Поволжского округа от 15 января 2010 г. по делу N А72-4961/2009). В рассматриваемом случае учреждение ссылалось на то, что проведение послерейсовых осмотров водителей по окончании рабочего времени не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения с его стороны. Учреждение также указало, что поскольку по условиям работы не занимается оказанием услуг по рейсовой перевозке пассажиров автомобильным транспортом, то текущие и послерейсовые осмотры водителей не требуются. Но служители Фемиды отметили: п. 1.2 Положения N 27 устанавливает, что требования его обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций.

Порядок организации и проведения

Предрейсовые медицинские осмотры водителей могут проводить:

В любом случае для осуществления медосмотра администрация должна выделить специальное помещение (если у него нет оборудованного здравпункта), оснащенное (Приложение 2 к Рекомендациям):

Предрейсовый осмотр должен производиться перед началом рабочей смены. На него водители должны приходить с путевым листом, в котором при допуске к рейсу ставят штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр", дату, точное время. Кроме того, в путевом листе должны быть фамилия, имя, отчество и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.

Внимание! Раз в пять лет водители должны проходить обязательное психиатрическое обследование (ст. 213 ТК РФ). Порядок его проведения установлен Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695.

Если же водителя не допускают к рейсу по состоянию здоровья, то его отстраняют от работы и направляют в поликлинику. Там врач, признав отстраненного от работы водителя временно нетрудоспособным, выдает ему больничный лист. Если же врач признает его трудоспособным, то выдает справку об отсутствии противопоказаний для допуска к работе.

Результаты проведенного осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал. Он должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения. В журнале записываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя, дата и время проведения осмотра, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.

Налог на прибыль

Поскольку необходимость проведения медосмотров обусловлена требованиями законодательства, то расходы на них следует учитывать при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) в полном размере. Это относится и к той ситуации, когда организации заключают гражданско-правовой договор с медицинским работником, проводящим предрейсовые осмотры водителей (Письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. N 03-03-06/1/357), и к тратам по содержанию медпунктов, в том числе на оплату труда медперсонала и приобретение медикаментов (Письмо Минфина России от 4 марта 2010 г. N 03-03-06/1/109 <2>).

<2> Письмо касается организации медицинских осмотров работников, занятых на вредных и тяжелых работах, однако, по нашему мнению, сути дела это не меняет.

Также учреждение вправе учесть затраты на проведение предварительных медицинских осмотров кандидатов при поступлении на работу (Письмо Минфина России от 6 октября 2009 г. N 03-03-06/1/648). При этом расходы на предварительный осмотр лиц, которые не были приняты на работу, также снижают налогооблагаемую базу.

Рабочее время

Режим рабочего времени и времени отдыха водителей должен соответствовать нормам Положения, утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 (далее - Положение N 15). Они обязательны при составлении графиков работы (сменности) водителей, расписания и графиков движения автомобилей. Графики работы (сменности) на линии составляются для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графиках указывают время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Рабочее время водителя состоит из:

а) времени управления автомобилем. В течение периода ежедневной работы (смены) оно не может превышать 9 часов (кроме некоторых случаев при суммированном учете рабочего времени), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - 8 часов;

б) времени специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах (к примеру, при междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем шоферу предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа). Если время предоставления специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, первый из них не положен. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля;

в) подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с нее в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) времени проведения медицинского осмотра перед выездом и после возвращения;

д) времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) времени простоев не по вине водителя;

ж) времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором. Оно засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, указанное время засчитывается в рабочее время только одному из них;

и) времени присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей. Это время засчитывается в размере не менее 50 процентов;

к) времени в других случаях, предусмотренных законодательством России.

Надо заметить: водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях. При введении сменного графика необходимо:

Суммированный учет

Если по условиям производства (работы) установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю) не может быть соблюдена, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. В этом случае ежедневная работа (смена) не может превышать 10 часов. Кроме тех случаев, когда:

Обратите внимание: при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса. Это касается привлечения к сверхурочной работе:

Заметим, при суммированном учете рабочего времени исходя из определения сверхурочной работы подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы - не менее чем в двойном размере (Письмо Минздравсоцразвития России от 31 августа 2009 г. N 22-2-3363).

Пора отдыхать!

Режим отдыха водителей схож с режимом для обычных работников. Так, их привлечение к работе в выходной день и нерабочие праздничные дни, установленной графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных ст. 113 Трудового кодекса, с их письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с их письменного согласия по распоряжению работодателя и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Но есть и исключения. В течение рабочего дня водителям должен предоставляться перерыв для отдыха и питания (продолжительностью не более двух часов), как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более восьми часов водителю могут предоставляться два указанных перерыва общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. Заметим, ежедневный (междусменный) отдых - это время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день (смену). Обычно они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности и зависят от продолжительности рабочего времени.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Отпуска

Водителю положен отпуск в 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Кроме того, Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. В документе представлен и водительский состав (в частности, водители грузовиков, подъемников, пожарных машин и машин скорой помощи).

Оплата работы водителя

Рабочее время водителей оплачивается с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат, включая оплату сверхурочной и ночной работы, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни. При составлении локально-нормативных актов об оплате труда водителей необходимо учитывать и положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы (зарегистрировано 25 марта 2008 г., регистрационный номер 96/08-10) (Письмо Роструда от 25 марта 2008 г. N 1558-ТЗ).

Кроме того, оплата и стимулирующие выплаты водителям определяются отраслевыми нормами. К примеру, Приказом ФФОМС от 25 декабря 2008 г. N 292 (далее - Приказ N 292) утверждено Положение об условиях оплаты и стимулирования труда водителей автомобилей ФФОМС; Постановлениями ПФР от 20 июня 2007 г. N 145п и от 7 мая 2007 г. N 106п (далее - Постановления N N 145п и 106п) - сотрудников, которые трудятся в Пенсионном фонде; МЧС России от 22 сентября 2009 г. N 545 (далее - Приказ N 545) - водителей, работающих в МЧС России. Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 - 2012 годы (утв. председателем Профсоюза работников водного транспорта РФ, руководителем Росморречфлота 17 июня 2009 г., далее - Соглашение) устанавливает порядок оплаты труда работников, трудящихся во флоте. В Приказе Министерства юстиции РФ от 6 июня 2005 г. N 76 по поводу оплаты труда водителей, работающих в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, говорится, что оплата сверхурочной работы водителям может производиться на основании соответствующего распоряжения в путевом листе руководителя органа уголовно-исполнительной системы, для обслуживания которого прикреплен данный автомобиль.

Большинство отраслевых приказов предусматривают выплату надбавок водителям. Так, в Приказе N 292 прописаны такие допвыплаты:

Кроме того, Приказ N 292 предусматривает, что при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, водителю может производиться доплата, размер которой определяется соглашением сторон трудового договора.

За достижения в работе также может производиться ежеквартальное премирование в размере 90 процентов оклада.

Единовременное премирование водителей может осуществляться за выполнение особо важных заданий и ответственных поручений и максимальными размерами не ограничивается.

Помимо того, водителям один раз в год может выплачиваться материальная помощь в размере 2,4 оклада. Им может оказываться дополнительная материальная помощь в случае стихийного бедствия, тяжелого материального положения, смерти близкого родственника (родителей, детей, супруга) и по другим уважительным причинам. Решение о выплате такой материальной помощи и ее размере принимается председателем ФФОМС.

При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска водителям выплачивается единовременная выплата в размере четырех окладов. Она производится один раз в год при использовании одной из частей ежегодного оплачиваемого отпуска по соответствующему заявлению на имя председателя ФФОМС. Если водитель автомобиля не использовал в течение года своего права на отпуск, данная единовременная выплата производится в конце года.

Водителям могут производиться и социальные выплаты: дотации на питание, оплата проезда в городском транспорте, приобретение памятных подарков к общегосударственным праздничным дням и к юбилейным датам, компенсация расходов, связанных с оказанием медицинской помощи работникам, в том числе по программам добровольного медицинского страхования, материальная помощь к юбилею, при уходе на пенсию и др.

Класс водителя

Присвоение классности водителям также позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате. Работодатели вправе устанавливать их размеры самостоятельно, но существуют и отраслевые правила. К примеру, в Приказе N 545 сказано, что размер надбавки за класс таков:

А в Соглашении говорится, что водителям автотранспортных средств на основании Положения, утверждаемого локально-нормативным актом учреждения, могут устанавливаться 1-й и 2-й классы квалификации и увеличиваться размер персонального повышающего коэффициента: 1-й класс - на 0,25, 2-й класс - на 0,20 в пределах средств, предусмотренных на эти цели.

Квалификационные категории "водитель автомобиля второго класса" (присваивается водителю, имеющему водительский стаж не менее трех лет), "водитель автомобиля первого класса" (присваивается водителю, имеющему категорию "водитель автомобиля второго класса" не менее двух лет) могут быть присвоены водителям, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств ("B", "C", "D", "E") (п. 1.2.9 Приказа N 545).

Основным нормативным актом для установления классности водителям является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее - Справочник), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102. Он устанавливает квалификационные характеристики водителей определенного класса. Для присвоения класса водителю в учреждении должно быть разработано специальное положение, в котором необходимо прописать квалификационные характеристики водителей, указанные в Справочнике.

Для получения класса водитель должен написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, указывается стаж работы и предлагается присвоить определенный класс. При оформлении представления в нем указывают наименование подразделения, название вида документа, дату, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресата, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представление визируют заинтересованные лица. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется вышестоящему руководителю.

Кроме того, для решения о присвоении (снижении) классности водителю в учреждении должна быть создана квалификационная комиссия под председательством руководителя. В ее составе присутствуют:

Состав и полномочия комиссии могут быть утверждены приказом или распоряжением руководителя организации. Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом. При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса, а также оценить:

Что касается понижения класса квалификации, то оно объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Понизить класс можно, если водитель 2-го и 1-го класса (п. 7 раздела "Автомототранспорт и городской электротранспорт" Справочника):

Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.

А.Ю.Бунина

Аудитор

Что нового в сфере образования?
 
Командировка за рубеж